Статья:

Вопросы сохранения и использования археологического наследия Республики Бурятии (по материалам Джидинского района)

Конференция: XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Выходные данные
Москвитина К.С. Вопросы сохранения и использования археологического наследия Республики Бурятии (по материалам Джидинского района) // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 3(34). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 37-42.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Вопросы сохранения и использования археологического наследия Республики Бурятии (по материалам Джидинского района)

Москвитина Ксения Сергеевна
магистрант, Восточно-Сибирский государственный институт культуры, РФ, г. Улан-Удэ

 

ISSUES OF CONSERVATION AND USE OF THE ARCHAEOLOGICAL HERITAGE OF THE REPUBLIC OF BURYATIA (BASED ON MATERIALS FROM THE DZHIDINSKY DISTRICT)

 

Ksenia Moskvitina

Undergraduate East Siberian State Institute of Culture, Russia, Ulan-Ude.

 

Аннотация. В статье рассматривается история и современное состояние памятников археологического наследия Джидинского района Республики Бурятия. 

Abstract. The article discusses the history and current state of the archaeological heritage of the Dzhidinsky district of the Republic of Buryatia.

 

Ключевые слова: археология; культурное наследия; памятники археологического наследия; музеефикация; Джидинский район.

Keywords: archeology; cultural heritage; monuments of archaeological heritage; museumification; Dzhidinsky district.

 

Сохранение археологического наследия в современном мире играет большую роль. Все государства стремятся обеспечить сохранность археологических памятников, поскольку они являются важным источником исторической памяти.

Чем стремительнее развивается человечество, тем большее значение придается сохранению памятников археологии. Но, одна из важнейших проблем сохранения археологического наследия заключается в том, что памятники древности наиболее сильно подвержены воздействию разрушительных природных и антропогенных факторов.

Памятники археологии очень разнообразны и делятся на: поселения (пещерные стоянки, стоянки, селище, городища, города); могильники (грунтовые могильники, курганы, мегалитические могильники); места производственной деятельности (места, связанные с присваивающей деятельностью, места, связанные с производящей деятельностью); места военных действий (укрепления – форты, бастионы, валы, рвы, окопы, поля сражений); культовые памятники (медвежьи пещеры, жертвенные места, святилища, капища, лабиринты, обсерватории, храмовые комплексы); места изобразительной деятельности (пещерная живопись, наскальная живопись, надписи на скалах, скульптуры, каменные бабы, менгиры); древние коммуникации (дороги,  караванные тропы,  колодцы, мосты, морские волоки); случайные находки [3,c. 43].

В настоящее время в Республике Бурятия на государственном учете находится более 700 археологических памятников, [6, с. 100] из которых 108 объектов зарегистрировано на территории Джидинского района. Часть памятников является древними захоронениями – плиточными могилами и херексурами, а другие петроглифами и древними поселениями [3, с. 46].

С раннего каменного века в Джидинском районе известны находки, найденные на стоянках вблизи с. Зарубино и Верхнего Белого озера. С совершенствованием обработки камня в эпоху мезолита на территории р. Джиды обнаруживается стоянки древнего человека и различный инвентарь. Памятники неолита представлены погребением в окрестностях с. Зарубино, выявленными петроглифами на берегу р. Джида, погребениями в с. Петропавловка.

Что касается памятников бронзовой эпохи, то на территории района они представлены плиточными могилами, жертвенно-ритуальными комплексами, поселениями и петроглифами [7]. Крупнейшие комплексы данной эпохи встречаются в районах Цаган-Цсун, Сарбадуя, Дырестуйского Култука, Шартыкея. Железный век Джидинского района так же связан с культурой гунну, заселявшие берега р. Джида. Следы обитания представителей данной культуры были обнаружены в местностях с. Дырестуй, Оргойтон, Верхнего Енхора и др.

Археологическая изученность района крайне неравномерна, сплошного обследования на его территории не проводилось, выявленные памятники, как правило, приурочены к гидросети – Селенге, Джиде, Желтуре, Бургалтаю и др. [4, с. 83].

Основным материалом изготовления орудий быта и охоты в эпоху палеолита был камень. Для этого использовались скрытокристаллические вулканические либо жильные породы, применялись так же яшма, халцедон, кремень. В палеолите орудия имели архаичную форму, подобные предметы были найдены на стоянках вблизи с. Зарубино и Верхнего Белого озера.

В эпоху мезолита в Джидинском районе совершенствуется техника обработки камня, на вооружении человека появляется лук. Поселение этой эпохи выявлено Г. П. Сосновским в 1928 г. в устье р. Джида – на территории стоянки было собрано множество археологического материала. В 1995 г. Д.И.Мельниковым на месте древнего захоронения были собраны изделия из камня и переданы на хранение в Джидинскую народную картинную галерею [4, с. 73].

Памятники неолита в районе немногочисленны. Это связано с тем, что захоронения этого времени на поверхности не отмечались каменными кладками, а следы поселений скрыты рыхлыми четвертичными отложениями [8, с. 83].

В 1901 г. Ю. Д. Талько-Грынцевич в Тулду-Дабане (окрестности с. Зарубино) выявил погребение, выходящее на поверхность. В 1949 г. А.П.Окладниковым в урочище Нарин-Хундуй (устье р. Ичетуй) был собран материал неолитического облика и выявлены петроглифы на берегу р.Джида [5].

Бронзовая эпоха в Джидинском районе представлена многочисленными памятниками: плиточными могилами, жертвенно-ритуальными комплексами, поселениями, петроглифами [8, с. 84].

Крупнейшие комплексы эпохи бронзы встречаются в районе Цаган-Цсун, Сарбадуя, Дырестуйского Култука, Шартыкея. Население, оставившее эти многочисленные памятники, освоило все степные и лесостепные пространства Западного Забайкалья [5].

Наряду с традиционными материалами – кость, рог, камень, осваивают новый материал – медь, бронзу, а в позднее время – железо. Техника изготовления инвентаря высокая, о чем свидетельствует подъемный материал из многих захоронений Забайкалья.

Чаще всего херексуры встречаются в окрестностях сел: Оёра, Тохоя, Хулдата, Галсанка, Подхулдоча и др. Возраст херексур датируется концом бронзового века – началом железного и является культурой пришлого европеоидного населения. Некоторые исследователи считают, что херексуры были оставлены тюркскими племенами [4, с.81]. Единичные случаи вскрытия херексур в 1890 г.

Древние наскальные изображения или петроглифы являются крупицей древней культуры, которая помогает больше узнать о наших предках и их жизни. Первобытное искусство широко известно в Западном Забайкалье, впервые они появились в неолите, а наибольшее распространение получили в бронзовую эпоху. Рисунки наносили минеральной краской – красной охрой, замешанной на жиру, на стенах скал [4, с. 79]. Для них характерно постоянство сюжетов: стилизованные фигуры животных и человека, наличие символов, таких как круги, кресты, пятна, прямоугольник и др. Данные рисунки широко известны в Сарбадуе, Луковичном мысу, Хотогое, Шартыкее [4, с. 88]. К примеру, петроглифы на горе Дюрбен в с. Зарубино находятся на левом берегу р. Селенги. Рисунки располагаются на вертикальных плоскостях юго-западного склона и выполнены светло-розовой, красной, малиновой и коричневой краской. Изображения состоят из антропоморфных фигурок, точек, трезубцев, оградок и птиц, расположенных рядами. Объект зафиксирован в 1947 г. А.П.Окладниковым [6, с. 110].

Всего на территории Джидинского района выявлено и поставлено на государственный учет 10 писаниц. Один из объектов является выявленным объектом археологического наследия– находящимся в 3,5 км южнее с. Булык, в 400-500 м. к юго-западу от подковообразного уступа, охватывающего местность Черемушки [6].

Джидинский район также богат и случайными находками, представляющими не меньшую ценность. В основном это находки бронзовой эпохи. К примеру, бронзовый меч с. Петропавловка, найденный в долине р.Ичетуй при прокладке оросительной системы в 1970 г. В. П. Полютовым. Объект отличается хорошей сохранностью, рукоять меча сделана в форме головы архара или янгира. У данной находки имеется несколько ближайших аналогов: котокельский, две находки в Забайкальском крае, по одному в Манчжурии, Монголии. Датировка 10-12 в. до н.э., относятся к карасукской культуре, ареал распространения которой − Центральная Азия, Тыва [7].

На территории Джидинского района оставил свои памятники и железный век. Это период формирования исторического ландшафта связан с культурой хунну. Центром гуннской державы считается территория Центральной и Северной Монголии, Южной Бурятии. Следы обитания гунну выявлены по долинам р. Селенги, до г. Улан-Удэ, Иволги, Джиды, Чикоя и Хилка. Хозяйственная деятельность представителей данной культуры основывалась на разведении лошадей, верблюдов, крупного и мелкого рогатого скота [4, с. 87].

В пределах Джидинского района гунны заселяли берега р. Джида – от с.Боций до впадение её в р. Селенга [4, с. 83]. В одном из таких мест, А.П.Окладниковым в 1949 г. было выявлено гуннское городище Баян-Ундэр, расположенное в 15 км к юго-западу от с. Дырестуй Джидинского района Бурятии, на участке предгорного шлейфа горы Сельгер. Оно представляет собой ровную площадку в форме четырехугольника, огороженную двумя линиями земляных валов высотой около 1,5 м. Внутренний вал ограничивает площадку 70x70 м., внешний вал окружает территорию 200x180 м. В северо-западном углу обнаружены остатки здания, в южной части вала имеется разрыв. На гребнях обеих линий валов прослеживаются задернованные камни [2, с. 112].

В местности Оргойтон (район железнодорожного моста через р. Селенгу) известно захоронение царской знати, возглавляемые археологами С.С.Миняевым и Н. Н. Николаевым в течение четырех лет, на этом месте всё еще продолжаются раскопки [1].

В 2000 г. во время плановой поездки в окрестностях Верхнего Енхора И. Д. Мельниковым были выявлены многочисленные обломки серой керамики, свидетельствующие о существовании гуннского поселения [4, с. 83].

В этом же году было выявлено гуннское поселение в урочище Мокрый Хогол (окрестности с. Боций), являющегося, по сути крупным металлургическим центом. Обломки серой керамики, кусочки оплавленной железной руды были распространены в пределах песчаных выдувов на протяжении 300 м. На самом южном открытом песчаном грунте были собраны многочисленные отщепы из камня, наконечники стрел, нуклеусы и мелкие кусочки медной руды. Исходя из найденных предметов, можно предположить о существовании здесь разновременной стоянки [6, с. 99].

Итак, археологические экспедиции разных лет исследовали в основном долину р. Джиды и её крупных притоков, а вот мелкие боковые распадки не исследовались. Именно в этих местах геологом и краеведом И.Д. Мельниковым в разное время было изучено несколько археологических памятников: разновременное поселение Мокрый Хогол в окрестностях с. Боций, гуннское поселение вблизи с. Верхний Енхор. Херексуры: в урочище Сургузун правого борта р. Джида, крупный могильник на левом берегу р. Джиды восточнее устья р. Бургалтайки, боковом распадке урочища Усть-Байба.

Одним из условий сохранения памятников археологии Джидинского района может стать музеефикация археологического наследия − это комплекс мер заключающееся в преобразовании наследия в объекты музейного показа с целью сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности [3, с. 46]. Так, на основании мирового и отечественного опыта выделяют несколько этапов музеефикации памятников археологии: выявление; исследование; восстановление; организация показа, консервация, создание экспозиции и т. п. [3, с.47]. Таким образом, музеефицированные объекты археологического наследия, становятся важной частью историко-культурного наследия, имеющих большое воспитательное и образовательное значение. Благодаря музеефикации археологических памятников на территории Джидинского района могут быть созданы уникальные историко-культурные территории.

Памятники археологического наследия хранят в себе знания и историю древних людей, некогда  проживавших на территории Джидинского района Республики Бурятия, являются частью патриотического воспитания, и могут стать активным элементом повседневности, основой для реализации новых форм музейной деятельности.

 

Список литературы:
1. Гуннские курганы Оргойтона – [Электронный ресурс] / Визит Бурятия: офиц. сайт.  URL: http://www.visitburyatia.ru/story/item-2145/ (дата обращения: 02.02.2020)
2. Данилов С. В. Раскопки здания на хуннском городище Баян-Ундэр в Джидинском районе Республики Бурятия/С.В. Данилов / Археология и этнология Дальнего Востока и Центральной Азии. – Владивосток, 1998. – С. 111-114.
3. Медведь А. Н. Музеефикация памятников археологии в России (прошлое и настоящее) / А.Н. Медведь. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2004. – 80 c.
4. Мельников И. Д. Джида заповедная / И. Д. Мельников. – Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В.Р Филиппова, 2013. –  С. 87.
5. Памятники археологии Джидинского района – [Электронный ресурс] / Археология Бурятии: офиц. сайт.  URL: http://archbur.narod.ru/214_15.htm (дата обращения: 11.02.2020).
6. Памятники археологии. Том II. Свод объектов культурного наследия Республики Бурятия / Науч. ред. П.Б. Коновалов. — Улан-Удэ: НоваПринт, 2011. — 392 c.
7. ПМА – беседа с заведующей Джидинской картинной галереи Беломестновой Н.С. 1982 г.р., жительницы с. Петропавловка Джидинского района. 18.02.2020 г.
8. Хамзина Е. А. Археологические памятники Бурятии / Е. А. Хамзина; Отв. ред. Л. Г. Ивашина. – Новосибирск : Наука : Сиб. отд-ние, 1982. – 153 с.