Статья:

СОВРЕМЕННАЯ ВНЕШНЯЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ: ИНИЦИАТИВА "ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ"

Конференция: LXXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория и история культуры

Выходные данные
Ли Ц. СОВРЕМЕННАЯ ВНЕШНЯЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ: ИНИЦИАТИВА "ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ" // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 10(86). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВРЕМЕННАЯ ВНЕШНЯЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ: ИНИЦИАТИВА "ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ"

Ли Цян
аспирант кафедры культурологии, Белорусский государственный университет культуры и искусств, Беларусь, г. Минск

 

CHINA'S MODERN FOREIGN CULTURAL POLICY: THE "ONE BELT, ONE ROAD" INITIATIVE

 

Li Qiang

Рostgraduate student of the Department of Cultural Studies, Belarusian State University of Culture and Arts, Belarus, Minsk

 

Аннотация. Инициатива "Один пояс, один путь" представляет собой наиболее важный механизм культурной внешней политики Китая в последние годы. Китай придерживается принципов инклюзивности, инноваций и взаимовыгодного сотрудничества для осуществления культурных обменов и кооперации со всем миром. За последние десять лет были достигнуты значительные результаты в области культурного наследия, национального искусства, киноиндустрии, образования, культурного туризма и др. Однако некоторые факторы, такие как культурные различия, идеологические разногласия и другие, являются препятствиями для культурных обменов Китая с другими странами и регионами.

Abstract. The "One Belt, One Road" initiative represents the most important mechanism of China's cultural foreign policy in recent years. China adheres to the principles of inclusivity, innovation and mutually beneficial cooperation to carry out cultural exchanges and cooperation with the whole world. Over the past ten years, significant results have been achieved in the field of cultural heritage, national art, film industry, education, cultural tourism and so on. However, some factors, such as cultural differences, ideological differences, development differences and others, have hindered China's cultural exchanges with other countries and regions.

 

Ключевые слова: культурный обмен, инклюзивность, инновации, взаимовыгодное сотрудничество, культурные различия.

Keywords: cultural exchange, inclusivity, innovation, mutually beneficial collaboration, cultural differences.

 

"Один пояс, один путь" – это первая в истории Китайской Народной Республики инициатива, которую она предложила на глобальном уровне с конструктивным подходом. Она основана на факте непрерывного развития китайской экономики, постоянного повышения и укрепления промышленности в различных секторах. В этом году исполняется десять лет с момента выдвижения этой инициативы, и уже множество конкретных проектов реализованы или находятся в процессе реализации в разных странах.

В рамках инициативы "Один пояс, один путь" Китай все более тесно сотрудничает с другими странами в области культурного обмена. Китай придерживается следующих основных принципов внешней культурной коммуникации и распространения:

1. Открытость и толерантность. Многообразие культур является одной из основных черт китайской цивилизации с древних времен, и уважение к разным культурам является одним из важных условий, позволяющих Китаю существовать в качестве единой цивилизации до сегодняшнего дня. Поэтому современная культурная политика Китая продолжает придерживаться этого принципа. Она заключается в уважении и защите культурного многообразия, пропаганде равенства и отказе от культурного гегемонизма и культурного исключительнизма, а также поощрении диалога и обмена между разными культурами. Китай активно распространяет превосходную китайскую культуру по всему миру, а также приветствует распространение превосходных культур мира в Китае.

2. Наследование и инновации. Традиционная культура является драгоценным духовным ресурсом человечества, и Китай с древних времен уделяет внимание передаче культуры между поколениями и охране ее основных ценностей. В то же время Китай считает, что нельзя упрямо придерживаться традиционных догм, а необходимо инновировать и развивать культуру в соответствии с потребностями времени, чтобы сохранить ее уникальность и одновременно объединить с новыми технологическими условиями и социальной средой, чтобы она могла продолжать существовать и развиваться.

3. Взаимовыгодное сотрудничество. Китай призывает к концепции взаимовыгодного сотрудничества и достижению общего развития через культурный обмен и сотрудничество. Китай готов поделиться своими культурными достижениями с другими странами, а также надеется получить вдохновение и обогатиться от культуры других стран [1, c. 186].

За десять лет инициативы "Один пояс, один путь" Китай достиг значительных результатов в области культурного обмена с другими странами. В сфере художественного обмена с 2014 года каждый год в китайском городе Сиань проводится Международный фестиваль искусств Шелкового пути, и в этом году прошло его девятое издание, в котором приняли участие более 80 стран и регионов. В области образования и научного обмена Китай инициировал создание Союза университетов Шелкового пути, создал более 20 исследовательских центров "Один пояс, один путь" в Китае и по всему миру, организует множество научных форумов "Один пояс, один путь" и программ обучения молодых китаистов, а также создает "Мастерские Лу Баня" в разных странах для предоставления практического профессионального обучения населению. В киноиндустрии в 2018 году был создан Альянс кинофестивалей "Один пояс, один путь" в Шанхае, и в последние годы Китай сотрудничает с такими странами, как Таиланд, Вьетнам, Индия, совместно снимая несколько фильмов, и некоторые из них имеют хорошие кассовые сборы. В то же время Китай импортирует множество фильмов из стран, расположенных вдоль "Одного пояса, одного пути". Только в 2023 году на неделе кино "Один пояс, один путь" было представлено 20 фильмов из разных стран. В этом году сериал "Шаньхайцин" был переведен на арабский язык и показан в нескольких арабских странах, получив хорошие отзывы. В области сохранения культурного наследия Китай участвует в проектах по реставрации и охране культурного наследия, таких как ангкорские храмы в Камбодже, а также сотрудничает со странами Центральной Азии в реставрации множества древних памятников, таких как городище Хива и городище Мингтепа. В 2017 году в китайском городе Цюаньчжоу была организована выставка нематериального культурного наследия Морского Шелкового пути, а пятая выставка состоится в декабре этого года. В сфере туристического сотрудничества 1 сентября этого года был создан Альянс туризма "Один пояс, один путь" в китайском городе Цзиндэчжэнь, и на данный момент уже 58 городов стали основными членами этого альянса, в том числе и Минск [2, c. 165–166].

Несмотря на важные достижения инициативы, в процессе ее практического воплощения возникают некоторые вопросы, требующие своевременного решения. Среди них:

1. Культурное различие. Из-за различий в стиле, ценностях, верованиях, истории, мифологии, социальных системах, природной среде и поведенческих моделях между разными странами или народами, привлекательность одной культуры может снижаться в разной степени в других местах, что называется явлением "культурной скидки". Это приводит к увеличению затухания информации в процессе культурного обмена, что делает коммуникацию сложной и требующей больших затрат [2, c. 167, 168].

2. Различие в уровне развития. Из-за огромных различий в уровне развития разных стран и регионов, выгоды, получаемые от культурного обмена и сотрудничества, часто являются неравными. Это неравномерное распределение может легко повлиять на сотрудничество и даже на отношения между сторонами. Координация интересов в таких условиях часто представляет собой огромную сложность, что затрудняет развитие сотрудничества. Некоторые менее развитые страны не придают большого значения культурному обмену, поэтому сложно установить с ними контакт и развивать культурный обмен и сотрудничество, а их богатые культурные ресурсы трудно реализовать.

3. Идеология. Китай, как одна из немногих стран в мире, руководствуется марксизмом-ленинизмом как своей идеологической основой в социалистическом строительстве. Его идеологические взгляды отличаются от большинства стран мира, поэтому часто возникают преграды и сомнения во время обмена. Иногда люди связывают культурный обмен с Китаем сознательно или подсознательно с его идеологическим экспортом [3, c. 38]. Из-за враждебности к идеологии Китая западные СМИ, такие как BBC, CNN и другие, которые контролируют мировую общественность, долгое время критикуют правительство, общество и культуру Китая. Это приводит к тому, что люди во многих странах получают множество неверных представлений о Китае, что искажает образ китайского правительства и народа в глазах других народов, что создает ряд препятствий для общения Китая с другими странами.

Таким образом, инициатива "Один пояс, один путь" за десять лет с 2013 по 2023 год достигла значительных успехов и продолжает развиваться с хорошим темпом. В области культурного обмена были достигнуты значительные положительные результаты на основе ценностей толерантности, инноваций и взаимной выгоды. Несмотря на вызовы, связанные с различиями в культуре, религии, идеологии и уровне развития, ожидания продолжения устойчивого экономического развития Китая определяют то, что эта инициатива будет продолжать прогрессировать и продолжать приносить пользу и Китаю и миру.

 

Список литературы:
1. Ли Цзяи. Основные принципы культурного обмена в рамках "Пояса и пути" // Исторические и культурологические исследования. – 2018. – №3. – С. 185-186.
2. Цзян До. Дилеммы культурного обмена и пути их решения при реализации инициативы "Один пояс, один путь" // Обзор культурной индустрии Китая. – 2015. – №2 – С. 164-172.
3. Ян Пин. Дилеммы культурного обмена и пути их решения при реализации инициативы "Один пояс, один путь" // Журнал Фуцзяньского института образования. – 2018. – №1. – С. 37-40.