Статья:

РЭП КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Конференция: LXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русская литература

Выходные данные
Сурова Т.А. РЭП КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXV междунар. науч.-практ. конф. — № 11(65). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РЭП КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Сурова Татьяна Алексеевна
студент, Кемеровский государственный институт культуры – КемГИК, РФ, г. Кемерово

 

RAP AS A PHENOMENON OF MODERN CULTURE

 

Tatiana Surova

Student, Kemerovo State Institute of Culture – KemGIK, Russia, Kemerovo

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме рассмотрения феномена современной массовой культуры – рэп-культуре. В России культура рэпа стала духом конкуренции и мастерством творческого самовыражения. Мотивы социального протеста, критики общества потребления, противопоставления искусства и торговли достаточно прозрачно выделяются в текстах современных рэп-исполнителей, носителей русского языка и менталитета.

Abstract. The article is devoted to the problem of considering the phenomenon of modern mass culture – rap culture. In Russia, rap culture has become the spirit of competition and the mastery of creative self-expression. The motives of social protest, criticism of consumer society, the opposition of art and trade are quite transparently highlighted in the texts of modern rap artists, native speakers of the Russian language and mentality.

 

Ключевые слова: рэп-культура; массовая культура; социальный протест; рефлексия.

Keywords: rap culture; mass culture; social protest; reflection.

 

На сегодняшний день музыкальное творчество является не только составляющей частью искусства, но и одним из важнейших социальных явлений: оно выражает протесты и мечты, счастье и горе, успехи и неудачи как общества в целом, так и каждого человека в частности. Музыка уже давно перешла рамки академических кругов и религиозных действий. Сейчас, как и во времена далекой древности на момент своего зарождения, музыка выступает в качестве всеобщего достояния людей. «В настоящий момент в России и в мире самым популярным музыкальным направлением является рэп. В России рэп пришел на смену рок-музыке» [5]. И если раннее рэп считали лишь искусством маргиналов и относились к нему невсерьез, то сегодня будет весьма нерационально недооценивать столь высокую социальную значимость данного направления искусства.

С каждым годом рэп-культура набирает все больше популярности.

Во-первых, это связано с тем, что рэп является той площадкой, где приветствуются свобода слова и свобода мысли. Данное направление не подразумевает никаких правил и рамок, приветствует креативность и нововведения и дает возможность выделиться среди других своими индивидуальными приемами. «Рэп – не только речитатив, а ещё целый ряд других особенностей: от специфического имиджа исполнителя до особенностей поэтики, которые ещё предстоит описать, систематизировать и осмыслить» [2]. Так рэперы искусно используют поэтическую игру слов, создают необычные рифмы, которые в свою очередь на сегодняшний день существуют уже в качестве фразеологизмов, вплетают культурные аспекты и отсылки к реальной жизни.

Во-вторых, рэп, как правило, охватывает большой спектр проблем и, зачастую, острозначимых (социальные, духовные, любовные и многие другие). Всё это взято из обыденной жизни, чем вызывает еще больший интерес слушателей. Благодаря этому каждый находит в строках что-то свое, что вызывает в нем чувство приобщенности к другим людям, приходит понимание того, что ты не один. «Мало выйти на сцену и выступить, надо еще донести что-то как можно более успешно и не побояться сделать это красиво» [6]. Рэперы в своих текстах дают возможность кому-то найти ответы на интересующие его вопросы, кого-то в какой-то степени, возможно, даже излечить.

Эмпирическую базу исследования составли:

– социальные сети ВКонтакте, Телеграм;

– видеохостинг RuTube;

– стриминговые музыкальные сервисы Яндекс Музыка, VK Музыка, SoundCloud;

– интернет-ресурсы: Genius.com, Vsrap.ru, The-flow.ru;

– тексты рэп-композиций, интервью, видеоклипы.

Массовая музыкальная культура конца XX начала XXI веков представляет собой прогрессирующую и динамичную систему. Это связано с синтезом различных стилей музыки, с развитием информационных технологий, которые сохраняют и передают музыкальные произведения, и с коллаборацией современных технических средств и творческих способностей, благодаря которым создаются электронные музыкальные инструменты и искусственные системы звука.

Причинами этому послужили научно-технический прогресс и новые способы коммуникации, до появления которых невозможно было создать, извлечь или распространить музыку. С появлением кинематографа, телевидения, звукозаписи и радиовещания в корне изменило музыкальную культуру, начиная от технологии ее создания и заканчивая распространением среди слушателей и охватом целевой аудитории. Благодаря средствам массовой информации музыкальное искусство просочилось во все уголки мира и сферы деятельности людей.

«В современном пространстве массовой культуры рэп в последнее время занял весьма существенное место: с одной стороны, мейнстримного направления массовой культуры, с другой стороны, главной контркультурной зоны современного искусства» [4]. Одними из ярких черт российского рэпа являются глобальные события информационного поля и местные культурные истоки. Его развитие базируется на преломлении и изменении подлинных аудиальных, визуальных, вербальных составляющих рэпа, что способствовало становлению многообразия данной культуры, дифференцировав определенные типологические черты.

Рэп в современном мир является одним из актуальных течений искусства. Он выступает за правду, основывающейся на тождестве автора и образа лирического героя. Здесь правда не всегда кроется в реалистичных описаниях жизненных событий, она является самой рефлексией исполнителя, выступая основополагающим явлением. «В рэпе во главу угла в большей степени ставится рефлексия, выступая ведущим событием, что, впрочем, может делаться и через экспликацию событий «личной жизни», через преподнесение их системы; именно это в итоге оборачивается рефлексией субъекта, обнажением внутреннего мира автора» [3].

Во всех строках прослеживается повествование от первого лица: что происходило ранее, что происходит сейчас. Рэпер таким образом рефлексирует, причем больше эмоционально, чем рационально, чем и подтверждает правдивость своих текстов. Благодаря этому явлению объект рэпа (слушатель) может разглядеть свою проекцию мироощущения в исполнителе, узнать и познать себя. Именно этот критерий является определяющим в популяризации рэпа: чем ближе текст к реальной жизни объекта, тем лучше.

Культура рэпа ближе всего приходится молодежи, т.к. зачастую именно молодые люди находятся в поиске себя, своего дела. Кто-то находит в рэпе отдушину, кого-то цепляют строки, словно написанные про него, кто-то проживает свои невысказанные эмоции.

Рэп, как поэзия, сегодня является самым развивающимся явлением современной литературы. В то же время эта поэзия является естественным продолжением литературного наследия прошлой эпохи.

Рэп, как новый феномен, оказался не только одним из способов выражения окружающей действительности и творческой площадкой, но и задал новую атрибутику. Он предстал каналом передачи культурных посланий, культурных форм, где символы возникают не из господствующей культуры, а из других всевозможных источников.

Современная музыкальная культура содержит в себе большое разнообразие стилей, жанров и направлений, которые отвечают разным запросам, потребностям, вкусам и настроениям аудитории. «Вся национальная песенная, фольклорная и поэтическая культура оказывает влияние на рэп, наделяя рэп-тексты национально-специфичными смыслами и значениями, расширяя их тематическое своеобразие, адаптируя тексты под «своего» слушателя» [1]. Особый спрос придает визуализация. Именно она является реальным отражением действительности, которая полна динамичных изменений.

 

Список литературы:
1. Грудева Е.В., Дивеева А.А. Лингвистические и экстралингвистические аспекты изучения современных русскоязычных рэп-текстов. Научный диалог. –  2021. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvisticheskie-i-ekstralingvisticheskie-aspekty-izucheniya-sovremennyh-russkoyazychnyh-rep-tekstov (дата обращения: 14.11.2022).
2. Доманский Ю. В.  Русский рэп: начало (субъект и автор в первых русских рок-рэпах о рэпе). Русская рок-поэзия: текст и контекст. – 2020. №S20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-rep-nachalo-subekt-i-avtor-v-pervyh-russkih-rok-repah-o-repe (дата обращения: 10.10.2022).
3. Доманский Ю. В. Субъект в художественных мирах актуальных направлений аудиальной словесности: стендап и рэп. Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. – 2018. №2-2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subekt-v-hudozhestvennyh-mirah-aktualnyh-napravleniy-audialnoy-slovesnosti-stendap-i-rep (дата обращения: 29.09.2022).
4. Карпов Д. Л. Русский рэп и литературная традиция (versus/версия). Русская рок-поэзия: текст и контекст. – 2020. №S20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-rep-i-literaturnaya-traditsiya-versus-versiya (дата обращения: 14.11.2022).
5. Клочков М. В. К вопросу популярности рэпа в современной Российской культуре с позиций психоанализа. Общество: философия, история, культура. – 2020. №4 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-populyarnosti-repa-v-sovremennoy-rossiyskoy-kulture-s-pozitsiy-psihoanaliza (дата обращения: 28.09.2022).
6. Солертовская Н.К. Коллективные формы приобщения к музыке как средство самореализации учащихся. Кронос. – 2021. №6 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kollektivnye-formy-priobscheniya-k-muzyke-kak-sredstvo-samorealizatsii-uchaschihsya (дата обращения: 05.10.2022).