Статья:

ГЕНДЕРНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ФИЛЬМАХ

Конференция: LXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Кино, теле и другие экранные искусства

Выходные данные
Ма Маочжань ГЕНДЕРНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ФИЛЬМАХ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(75). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГЕНДЕРНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ФИЛЬМАХ

Ма Маочжань
аспирант, Белорусская государственная академия искусств, Беларусь, г. Минск

 

GENDER REPRESENTATION IN DANCE FILMS

 

Ma Maozhan

PhD student, Belarusian State Academy of Arts, Belarus, Minsk

 

Аннотация. исследуется гендерная репрезентация в танцевальных фильмах и ее влияние на гендерные роли в обществе. Анализируются стереотипы, равноправие и сексуализация в танцевальных сценах. Подчеркивается необходимость изменения стереотипов и создания более инклюзивных образов и сюжетов.

Abstract. This article explores the gender representation in dance films and its influence on gender roles in society. It analyzes stereotypes, gender equality, and sexualization in dance scenes, emphasizing the need to change stereotypes and create more inclusive characters and plots.

 

Ключевые слова: гендер; танцевальные фильмы; репрезентация; стереотипы; равноправие; сексуализация.

Keywords: gender; dance films; representation; stereotypes; equality; sexualization. 

 

Гендерная репрезентация является важным аспектом в кинематографии, а особое внимание следует уделить танцевальным фильмам. Танец, как форма самовыражения, может отражать и поддерживать гендерные стереотипы, а также способствовать их изменению. В этой статье мы рассмотрим гендерную репрезентацию в нескольких известных танцевальных фильмах и исследуем, как они влияют на наше понимание гендера и самовыражения.

Один из самых известных танцевальных фильмов, "Dirty Dancing" (1987), исследует гендерные роли и стереотипы в 1960-х годах. Фильм ярко демонстрирует силу и независимость главной героини, Фрэнни. Она нарушает стереотипы женской роли того времени, проявляя себя как сильная и решительная женщина. Фрэнни стремится к саморазвитию и самоопределению, а ее эмансипация проявляется через танец.

С другой стороны, ее партнер по танцам, Джонни, представлен как сильный и опытный танцор, который противостоит ожиданиям о мужской роли. Он не соответствует стереотипу жесткого и непроницаемого мужчины, а вместо этого проявляет эмоциональную открытость и чувственность в своих танцевальных выступлениях [4, c. 46].

Фильм "Dirty Dancing" подчеркивает важность разрушения гендерных стереотипов и внесения элементов равноправия в танцевальную среду. Он показывает, что женщинам необязательно ограничиваться ролями слабых и зависимых, а мужчины могут быть эмоциональными и искусными танцорами. Фрэнни и Джонни образуют пару, где они взаимно поддерживают и вдохновляют друг друга, а их танцевальные выступления становятся символом силы, свободы и выражения индивидуальности.

"Step Up" (2006) – фильм, который исследует гендерные роли и сексуализацию в современной танцевальной среде. Главные герои фильма представляют разные социальные слои и сталкиваются с гендерными стереотипами, ограничивающими их возможности. Они демонстрируют свои танцевальные навыки и стремятся преодолеть эти преграды.

Фильм подчеркивает важность равенства и взаимного уважения в танцевальной среде. Герои фильма учатся работать в команде и преодолевать предубеждения, основанные на гендере. Они показывают, что танец может быть средством объединения людей независимо от их пола, и что каждый может преодолеть свои личные преграды, если у него есть страсть и преданность искусству танца [3, c. 78].

"Step Up" также обращает внимание на проблему сексуализации в танцевальной индустрии. Фильм поднимает вопросы о том, как женщины и мужчины могут быть представлены в танце и как сексуализация может влиять на их восприятие в обществе. Главные герои борются с этими стереотипами и стремятся изменить общественное восприятие через свои танцевальные выступления.

"Step Up" показывает, что через танец можно преодолеть гендерные стереотипы и создать пространство, где каждый может выразить свою индивидуальность и творческий потенциал. Фильм призывает к равенству и уважению в танцевальной среде и демонстрирует, что танец может быть сильным инструментом для преодоления гендерных преград и создания справедливого и инклюзивного общества.

"Black Swan" (2010) – фильм, который исследует тему гендерной идентичности и самовыражения через танец. Главная героиня, Нина, является балериной и сталкивается с внутренним конфликтом, пытаясь соответствовать ожиданиям идеальной балерины.

Фильм обращает внимание на требования и давление, с которыми сталкиваются женщины в танцевальной индустрии. Как балерина, Нина подвержена строгим стандартам красоты, тонкости и сексуальности. Она ощущает на себе внешние и внутренние ожидания и борется с тревогами и самоуничижением, стремясь соответствовать этим стандартам [6, c. 90].

Фильм поднимает вопросы о самоопределении и насилии в отношении гендерной идентичности. Нина сталкивается с внутренними и внешними конфликтами, связанными с ее женской и мужской сторонами. Она стремится найти баланс между своими разными аспектами личности и самовыражением через танец. Фильм также исследует тему насилия и эксплуатации в отношении гендерной идентичности, показывая, как эти проблемы могут повлиять на психическое здоровье и самоощущение человека.

"Black Swan" вызывает вопросы о том, как женщины в танцевальной индустрии сталкиваются со сложностями, связанными с самоидентификацией и самовыражением. Фильм подчеркивает важность признания и поддержки индивидуальности и вызывает общественное обсуждение проблем, связанных с гендером и танцем.

Еще одним фильмом, который исследует гендерные роли и самовыражение через танец, является "Billy Elliot" (2000). Этот фильм рассказывает историю молодого мальчика по имени Билли, который живет в рабочем классе в Англии во время забастовки шахтеров в 1984 году.

Главный герой Билли сталкивается с гендерными ожиданиями своего окружения, которые предполагают, что мальчики должны заниматься боксом или футболом, а не танцами. Несмотря на это, Билли обнаруживает свою страсть к балету и начинает тайно заниматься танцами. Он сталкивается с непониманием и сопротивлением от своего отца и старшего брата, которые считают танец неподходящим для мальчика [1, c. 35].

Фильм "Billy Elliot" поднимает важные вопросы о гендерных ролях и стереотипах, а также о том, как общество может ограничивать самовыражение и свободу выбора на основе пола. Билли борется с этими стереотипами и нарушает ожидания, преодолевая свои собственные сомнения и препятствия, чтобы преследовать свою страсть к танцам.

Фильм "Billy Elliot" подчеркивает важность индивидуальности и самовыражения, независимо от гендерных ограничений. Он показывает, что каждый человек имеет право на свои мечты и страсти, независимо от того, соответствуют ли они традиционным гендерным ролям. Танец в фильме является не только средством самовыражения, но и символом силы и свободы, которые могут быть достигнуты, когда мы преодолеваем гендерные стереотипы и следуем своим сердцам.

Еще одним фильмом, который исследует гендерные роли и самовыражение через танец, является "Girl" (2018). Этот фильм рассказывает историю 15-летней девочки по имени Лара, которая мечтает стать профессиональной балериной.

Главная героиня, Лара, сталкивается с двойными вызовами - она не только борется за свое место в конкурентной танцевальной академии, но и справляется с вопросами своей гендерной идентичности. Лара родилась в мужском теле, но она стремится привести свою внешность в соответствие с тем, кем она себя ощущает внутри [2, c. 280].

Фильм "Girl" поднимает важные вопросы о том, как общество воспринимает и принимает людей, которые не соответствуют традиционным гендерным ролям. Лара сталкивается с непониманием и дискриминацией со стороны своих сверстников и даже некоторых членов танцевальной академии. Она борется с собственными сомнениями и физическими препятствиями, но несмотря на это, она стремится выразить себя через танец и преодолеть гендерные преграды.

Фильм "Girl" подчеркивает важность самовыражения и принятия себя такими, какие мы есть, независимо от гендерных стереотипов. Он вызывает обсуждение вопросов гендерной идентичности, самоопределения и включения в общество. Танец в фильме служит не только средством самовыражения, но и символом силы и освобождения, которые могут быть достигнуты, когда мы преодолеваем границы и следуем своим мечтам.

Гендерная репрезентация в танцевальных фильмах является важным аспектом, который отражает и влияет на общественное восприятие и представления о том, как мужчины и женщины могут выражать себя через танец. Танец – это искусство, которое позволяет людям выразить свои эмоции, страсти и индивидуальность, и гендерная репрезентация играет важную роль в этом процессе [3, c. 81].

Традиционно танец считался женской доменной, где женщины изображали красоту, элегантность и грацию. Мужчины, в свою очередь, обычно представляли силу, техничность и влияние. Однако, с появлением танцевальных фильмов, мы видим более разнообразные и нестандартные представления о гендерной идентичности в танце.

Многие танцевальные фильмы начали исследовать и вызывать традиционные гендерные стереотипы, представляя мужчин и женщин в неожиданных и необычных ролях. Например, некоторые фильмы показывают женщин, которые воплощают силу и техничность в своих танцах, а мужчин, которые проявляют эмоциональную и экспрессивную сторону.

Фильмы, такие как "Black Swan", "Billy Elliot" и "Girl", которые были упомянуты ранее, исследуют гендерные роли и самовыражение через танец. Они подчеркивают сложности, с которыми сталкиваются люди, пытающиеся соответствовать ожиданиям и стереотипам, и показывают, что каждый человек имеет право на свое уникальное самовыражение, независимо от гендерных ограничений.

Гендерная репрезентация в танцевальных фильмах также может быть важной формой активизма и прогрессивного представления о гендере. Фильмы могут служить платформой для повышения осведомленности об инклюзивности, равноправии и признания разнообразия гендерных идентичностей. Они могут вдохновлять и мотивировать зрителей, особенно молодое поколение, преодолевать стереотипы и стремиться к самовыражению и самоопределению, независимо от их пола [5, c. 61].

Однако, несмотря на прогрессивные представления о гендере в некоторых танцевальных фильмах, все еще существует много вызовов и преград на пути к полному признанию и принятию гендерного многообразия в танцевальной индустрии. Некоторые стереотипы и предубеждения продолжают существовать, и многие танцоры и танцовщицы сталкиваются с дискриминацией и непониманием.

В заключение, гендерная репрезентация в танцевальных фильмах играет важную роль в исследовании и изменении традиционных гендерных стереотипов. Такие фильмы позволяют нам переосмыслить представления о том, как мужчины и женщины могут выразить себя через танец, и вдохновить нас преодолевать гендерные ограничения. Они создают пространство для индивидуальности, самовыражения и признания гендерного многообразия. Однако, важно помнить, что эти фильмы являются лишь началом и что усилия по устранению дискриминации и привлечению большего внимания к гендерному равенству в танцевальной индустрии должны продолжаться. Только в таком случае мы сможем создать более инклюзивное и равноправное общество, где каждый человек может свободно выражать себя через танец, независимо от своего пола или гендерной идентичности.

 

Список литературы:
1. Авдулова Т.П. Гендерная социализация и структура общения в отрочестве // Психологические исследования. – 2009. – №2. – С. 34-42.
2. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. – М.: Академия исследования культуры, 2001. – 416 с.
3. Адорно Т. Типы и синдромы. Методологический подход (фрагменты из «Авторитарной личности») // Социологические исследования. – 1993. – № 4. – С. 75-85.
4. Ажгихина Н.М. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа // Гендерные исследования. – 2010. – №5. – С. 41-50.
5. Алешина Ю.Е. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов // Гендерные исследования. – 2010. – №5. – С. 55-63.
6. Воронцов Д.В. Гендерная психология общения. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2010. – 208 с.