Статья:

Способы словообразования в русском и арабском языках (Сопоставительный анализ)

Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория языка

Выходные данные
Аль Ш.М. Способы словообразования в русском и арабском языках (Сопоставительный анализ) // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 8(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 122-128.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Способы словообразования в русском и арабском языках (Сопоставительный анализ)

Аль Шаммари Маджида Джамиль Ашур
канд. филол. наук, ст. преподаватель кафедры русского языка Багдадского университета Ирак, г. Багдад

 

Methods of word formation in Russian and Arabic (Comparative analysis)

 

Al Shammari Majida Jamil Ashur

Cand. filol. sciences, senior teacher of the Russian language department Baghdad University, Iraq, Baghdad

 

Аннотация. Статья посвящена сопоставительному анализу русского и арабского языков с точки зрения классификации их основных способов словообразования, действующих в данных языках. В статье в сопоставительном аспекте рассматриваются разные классификации способов словообразования русского и арабского языков, предложенные лингвистами данных языков.

Abstract. the article is devoted to the comparative analysis of Russian and Arabic languages from the point of view of the system approach of their linguists to the classification of the main ways of word formation in these languages. The article examines the comparative aspect of the different classification methods of word formation of the Russian and Arabic language proposed by linguists of the languages as Russian, so Arabic languages.

 

Ключевые слова: словообразование; способы; сопоставительный анализ; русский язык; арабский язык.

Keywords: word formation; method; comparative analysis; Russian; Arabic languages.

 

В последние десятилетия в силу значительных перемен в жизни человека словарный состав языков мира находился в постоянном изменении. В связи с этим словообразование как раздел лингвистики, который рассматривает систему производных слов, способы и средства их образования, находится в центре внимания многих лингвистов. Что касается русского языка, активное изучение способов словообра­зования началось с трудов В.В. Виноградова. Виноградов, как первый русский лингвист, который предложил классификацию способов словообразования в русском языке, выделяет в них две основные группы: морфологический и синтаксический. Среди морфологи­ческих способов словообразования В.В. Виноградов разграничивает: 1) фонетико-морфо-логический, бессуффиксный способ; 2) суффиксаль­ный; 3) префиксальный; 4) смешанный, суффиксально-префиксальный. Синтаксические способы словообразования, которые до него не рас­сматривались как действующие способы образования русских слов, по Виноградову, разделяются на следующие виды: 1) морфолого-синтаксический (словосложение, переход слов из одной части речи в другую); 2) лексико-синтаксический (сращение словосочетаний в одну лексическую единицу) и 3) лексико-семантический (развитие омонимов на основе многозначных слов) [1, c. 155–165]. Во многих классификациях, предложенных разными русскими лингвистами в последние десятилетия, видны следы классификации В. В. Виноградова, но они дополнили эту классификацию и включили в нее ряд неотмеченных Виноградовым способов.

Например, в классификации используется терминология, похожая на терминологию В. В. Виноградова, но по-другому располагаются способы в разных группах. По Д. Э. Розенталю, способы слово­образования разделяются на морфологические и неморфологические. В ряд морфологических способов входят аффиксация (префиксальный, суффиксальный, постфиксальный и префиксально-суффиксальный), безаффиксный (фонетико-морфологический, бессуффиксный способ по терминологии Виноградова), словосложение, аббревиация и обратное словообразование (редеривация). Как видно из сопоставления двух классификаций, Розенталь включает некоторые неотмеченные В.В. Виноградовым подгруппы (аббревиация и редеривация), а также, в отличие от В. В. Виноградова, включает словосложение не в морфолого-синтаксический, а в морфологический способ. Среди неморфологических способов Д.Э. Розенталь выделяет морфолого-синтаксический, лексико-семантический и лексико-синтаксический способы, которые по характеру похожи на выделенные в класси­фикации Виноградова способы [3, c. 163–166].

В книге «Русская грамматика» в качестве критерия классификации способов словообразования выбирается количество мотивирующих основ, на основании чего выделяются: 1) способы образования слов, имеющих одну мотивирующую основу, и 2) способы образования слов, имеющих более чем одну мотивирующую основу. В первую группу включаются такие способы, как суффиксация, префиксация, постфик­сация, префиксально-суффиксальный, префиксально-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный и субстантивация прилагательных и причастий.

Вторая группа способов словообразования, предложенная в «Русской грамматике», включает в свой состав такие способы, как сложение (чистое сложение), смешанный способ, сращение и аббре­виация [4, c. 136–138].

И.С. Улуханов разделяет способы словообразования на чистые и смешанные. При разграничении чистых и смешанных способов И.С. Улуханов подчеркивает, что «деление способов словообразования на чистые и смешанные не вполне соответствует делению формантов на форманты, состоящие из одного словообразовательного средства, и форманты, состоящие из нескольких словообразовательных средств. Если формант смешанных способов всегда состоит из нескольких словообразовательных средств, то формант чистых способов может состоять как из одного, так и из нескольких словообразовательных средств, причем набор словообразовательных средств, присущих форманту чистых способов словообразования, не является суммой словообразовательных средств, присущих в отдельности каким-либо другим способам словообразования» [6].

На основе данного критерия И. С. Улуханов среди чистых (узуальных) способов словообразования выделяет следующие: 1) суффиксация; 2) префиксация; 3) пост фиксация; 4) субстантивация; 5) сложение; 6) сращение; 7) неморфемное усечение (усечение по аббревиатурному принципу). Субстантивацию и неморфемное усечение он относит к неморфемным способам словообразования. Что касается смешанных способов словообразования, то в зависимости от количества сочетаемых чистых способов выделяются парные и тройные способы. По Улуханову, список смешанных способов в узуальном употреблении насчитывает 17 (включая 12 парных и 5 тройных) способов. Среди парных способов можно указать на префиксально-суффиксальный, префиксально-постфиксальный, суффиксально-сложный и т. д., а среди тройных можно выделить такие способы, как: префиксация + суф­фиксация + субстантивация, префиксация + суффиксация + сложение и т. п. [6, c. 29–59].

Одна из самых полных классификаций способов словообра­зования в русском языком предложена в книге «Современный русский язык» под редакцией В. А. Белошапковой. По данной классификации способы словообразования в зависимости от того, какое средство использовано для выражения деривационного значения, разделяются на две основные группы: аффиксальные и неаффиксальные, а на основе того, сколько производящих основ участвует в словообразовании, делятся на способы словообразования простых и сложных слов. Что касается аффиксальных способов, данная классификация различает такие способы, как: суффиксальный, сложносуффиксальный, префиксальный, префиксально-суффиксальный, нуле-вая суффиксация, префиксация в сочетании с нулевой суффиксацией, сложение в сочетании с нулевой суффиксацией. Среди неаффиксальных способов в «Современном русском языке» под редакцией Белошапковой различают чистое сло­жение, сращение, аббревиацию и усечение, а также субстантивацию, которая рассматривается отдельно [5, c. 308–319].

Таким образом, можно сказать, что способы словообразования в современном русском языке в полном виде и с разнообразных точек зрения рассмотрены и классифицированы. Классификации, представ­ленные разными русскими лингвистами, в общем, близки, а противо­поставляются по разным подходам лингвистов к рассмотрению и классификации способов.

В сравнении с русским языком классификация способов слово­образования арабского языка и под словообразованием понимается создание новых слов путем комбинации существующих в языке лексических и грамматических элементов. Термин (альишти как) « الاشتقاق » в арабском языкознании имел два разных значения. В первом значении: определить корневую основу слова, чтобы истолковать его значение, определить его этимологию, установить его генетические связи с гнездом слов, объединённых единым корнем. Другое же более позднее применение этого термина прямо связано с образованием новых слов с новыми лексическими значения. По поводу основы словообразования существует два мнения. Первое – у Басрийской школы, где видели что, основа словообразования – это корень, и Куфийнские лингвисты видели что, основа словообразо­вания – это глагол [14]. Все современные арабские учёные утверждали, что самое главное в словообразовании – это корень слова, и мы с ними согласны.

Ибн Джани и Аль Касими Али разделяют два типа арабского словообразования малое словообразование ( الاشتقاق الصغير ) и большое словообразование ((الاشتقاقالكبير. [13], а Аль Джарджани Шариф сказал что, словообразования состоит из трёх типовالصغير малое,الكبيرбольшое,الاكبرи самое большое [13], другие сказали четыре الصغيرмалоالكبيراболь­шое,الاكبرбольшее и الكٌباراوالنحت наибольшее.

Рассмотрим их по порядке:

Первый типмалое словообразование ( الاشتقاق الصغير ), образо­вание одного слова от другого, в нем не допускается перемещение порядка корневых букв и их следования. Образованные слова и их корневые буквы сохраняет то же лексическое значение, например, слово « كتب »и имеет корневые буквы « ك+ت+ب » образованные слова:كاتب писатель,مكتوب, написанныйاكتبпишите и нельзя, чтобы « ك» стояла после « ت» или « ت» после « ب» [12, с. 89].

Второй типбольшое словообразование ((الاشتقاقالكبير, иначе называемое лексической субституцией, в нем допускается перемещение букв в корне, например, глагол « جذب » ( ج)+ذ+ب ) и глагол « جبذ » ( ج+ب+ذ ) переводятся на русский язык (тянуть, привлекать инвестиции), т. е. здесь, во втором случае, перемещение буквы « ذ» после « ب» не изменило лексическое значение слова [12, с. 89].

Третий типбольшее словообразование (الاشتقاقالاكبر) иначе называемое также лексической метатезой, толкуется как образование одного слова от другого с изменением порядка следования согласных корневой основы, сохранением тождества букв и с координацией по звучанию между словами, например, слово (реветь نهقو)(каркатьنعق) [15].

Четвертый тип – наибольшееالنحت)(, иначе под именем «высекаемое», представляет собой создание нового слова из двух или более известных слов, причем в каждом из производящих слов усе­кается одна и более букв, остальные же присоединяются друг к другу, например: « بسماللهالرحمنالرحيم » имеет сокращенную форму « البسملة », «للهالحمد» «الحمدلة» [12, с. 89].

В арабском языке существует сложная система словообразования с помощью аффиксов и, главным образом, изменения огласовки. Традиционно среди служебных морфем выделяются префиксы (предшествуют корню), суффиксы (следуют за корнем), инфиксы (внутри корня) и диффиксы или трансфиксы (гласные, разрывающие корень).

Б.М. Гранде разделяет три актуальных способа словообразования в современном литературном арабском языке:

1) аффиксы – префиксов и суффиксов, иногда инфиксов; например: та в слове مكتبмактабун (оффис), та в слове تكتب’так тубу (она пишет), тум в слове كتبتمкатабтум (вы пишите).

2) удвоение какого-либо согласного звука корня (и в некоторых случаях редупликации двух звуков); например:كَتّبкаттаба (писал),  إحمّرихмарра (краснел).

3) внутренняя флексия, т. е., изменение состава и распределения гласных звуков в слове, например:كًتًبَ катаба (написанный):ك’تِب,كِتاب китаб (книга). Чаще всего используются два или все три средства одновременно [Гранде, с. 101-102].

Выводы

Таким образом, определено, что словообразование в русском и арабском языках, является одним из самым продуктивных и важных процессов пополнения словарного состава обеих языков. Однако как в русском, так и в арабском языках, самым продуктивным способом словообразования является аффиксальный. В арабском языке к данному способу относятся малое и большое словообразования. В обоих иссле­дуемых языках префиксальное словообразование используется чаще, чем суффиксальное. Префиксы и в русском, и в арабском языке служат для образования новых слов, а суффиксы служат в русском языке для выражения лексического значения, а в арабском языке – преиму­щественно грамматического. В арабском языке с помощью суффиксов образуется спряжение глаголов в прошедшем, настоящем и в будущем времени. Суффиксальное словообразование имеет немаловажное зна­чение в словообразовательной системе двух языков. Оно продуктивно и востребовано как в русском, так и в арабском языках, хотя и имеет различные характеристики. В обоих языках словообразовательная схема представляет собой модель типа «основа + суффикс = слово». В арабском языке основа без суффикса не может употребляться, в русском же языке основа устойчива и свободно употребляется без аффиксов.

 

Список литературы:
1. Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования [Текст] / В.В. Виноградов // РЯШ. –1975. – №2. – С. 6-11. , 155–165.
2. Гранде Б.М. Курс арабской грамматики в сравнительно-историческом освещении / Б.М. Гранде. 2-е изд. – М.: Восточная литература, 1998. - 594 с.
3. Розенталь Д.Э. Русский язык. – М.: Просвещение, 2010. – 448 с.
4. Русская грамматика. – Т. 1. – М.: Наука, 1980. – 789 с. 
5. Современный русский язык. / Под ред. В.А. Белошапковой, Словообразование (Е.А. Земская). – М.: Высш. шк., 1989. – 800 с.
6. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация / И.С. Улуханов. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 232 с.
7. .بيروت,مقدمة في علم المصطلح د.علي القاسمي, مكتبة النهضة المصرية
8. .بيروت(الخصائص ,ابن جني ,دار الكتاب العربي,(ت5392
9. .بيروت(ت٧١١ه),ابن منظور ,لسان العرب
10. ت),مط.بيروت 20031.)العربيالتعريفات ,الجرجاني دار احياءالتراث