Общие сведения об основных методах преподавания русского языка как иностранного
Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Русский язык
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Общие сведения об основных методах преподавания русского языка как иностранного
General information about the main methods of teaching Russian as a foreign language
Hameed Akram Aziz
Cand. filol. sciences. teacher of the Russian department Language of Baghdad University, Iraq, Baghdad
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию вопросов методики преподавания русского языка как иностранного, как одной из основных составляющих педагогического мастерства. В статье рассматриваются основные методы преподавания русского языка как иностранного, рассматриваются принципы дидактики, а также теории и практики преподавания русского языка как иностранного.
Abstract. This article is devoted to researching questions of teaching methods of Russian as a foreign language, as one of the main components of pedagogical skills. The article deals with the basic methods of teaching Russian as a foreign language, discusses the principles of didactics, as well as the theory and practice of teaching Russian as a foreign language.
Ключевые слова: методика преподавания; иностранный язык; методы изучения; языковая подготовка; обсуждение; проектирование; аудирование; ролевая игра.
Keywords: teaching methods; foreign language; methods of study; language training; discussion; planning; listening; role-playing game.
Проблема методики изучения любой дисциплины является чрезвычайно сложной. Она многочисленными составляющими бывает связанной с множеством научных направлений теоретического и практического характера. С точки зрения высокой теории методики преподавания дисциплины является не только обще педагогической, но морально-духовной и поведенческой (прикладной) дисциплиной. Действительно, как прикладная дисциплина, она имеет прямое отношение к определению его границ. Они то расширяются, то сужаются. Особенно это касается методики преподавания языка.
По вопросу методики изучения русского языка как иностранного существовала проблема слабой общей языковой (речевой) подготовки с давних времен. Если в царской России существовала проблема обучения царей и их помощников родному языку, то она осуществлялась на основе иностранного языка (чаще всего - французского). Дети дворян пользовались с детства иностранными языками (французский, немецкий) и задачи решать проблемы их влияния на своих подданных, на народ, решались отдельно.
Лучшим и наиболее признанным способом воздействия на подчиненных людей (народ) было и есть слово, голос, речь, речевая деятельность. И поэтому каждое из названных понятий было отдельным образованием, потому что содержало в себе определенную конкретную сущность [2, c. 164]. И хотя сегодня Россия существует как независимое государство и пользуется соответственно русским языком как государственным, который стал и международным, остается проблема методики его изучения.
Соглашаясь с позициями авторов о сущности методики изучения русского языка как науки и дисциплины педагогической, мы одновременно рассматриваем ее как отдельную область исследования. Уникальным является феномен восприятия речи многомиллионного народа и ознакомления с характером устной речи и речевой деятельности вообще. Еще и сегодня статус методики языка не получил своего полного развития.
Исследования Я.А. Коменского, К. Истомина, Ф.И. Буслаева, А. Потебни, И.И. Срезневского, К.Д. Ушинского, А. Булаховского, произведения которых стали фундаментом для изучения современного состояния методики изучения родного и иностранного языка, являются важными источниками информации. Они дают возможность понять такие понятия, как язык, речь, речевая деятельность, культура языка и речи, функции речи, развитие родного и иностранного языка, историко-педагогический анализ сущности методики изучения языка.
Как основное средство общения, язык является и фактором морально-духовного развития человека, поскольку ни одна реакция, действие, жизнедеятельность вообще не существуют вне живого процесса речевой коммуникации, культурой высказывания [4, c. 322].
В работе с иностранными студентами необходимо пользоваться социально-политическими и государственно-экономическими реалиями, которые меняют не общий статус русского языка, но требуют переориентации в преподавании смежных с данной проблемой всех вопросов морально-психологических и педагогических аспектов общего вещания. Особенно это касается педагогической деятельности. С точки зрения профессионального мастерства преподавателя университета мы квалифицируем его языковую культуру как основной показатель педагогического мастерства. Поэтому методика преподавания русского языка, приобретая статус педагогической дисциплины, становится отдельной педагогической наукой.
Путь к профессионально-педагогическому мастерству длинный. Он длится всю сознательную жизнь специалиста. Но определенным минимумом показателей он должен обладать уже в первый год после окончания вуза.
Общий социальный, философско-мировоззренческий характер практического профессионально-педагогического мастерства преподавателя русского языка входит в число государственных и политических задач с точки зрения определяющей и универсальной ее роли в развитии всего общества и цивилизации. В связи с этим анализ идей прогрессивных деятелей прошлого и настоящего является полезным, потому что дает возможность оценить значение профессиональной речевой и методической компетенции педагога, определяет положительные тенденции решения социальных проблем, помогает отказаться от негативного опыта и обеспечивать положительное влияние на совершенствование учебно-воспитательного процесса в работе с иностранными студентами [1, c. 130].
Кроме того, необходимо отметить, вместе с исследованием основных явлений языка, изучать необходимо еще и особенности культур всех участников диалога, в том числе, их характерные черты, сходства и различия. Более того, изучение культурных традиций составной частью входит в процесс обучения иностранному языку, который одновременно является обучением межличностному общению. Таким образом, в процессе обучения русскому языку как иностранному студентам необходимо подтверждать и отстаивать собственную точку зрения, пользуясь аргументацией, научиться анализировать содержание и находить пути взаимопонимания в процессе ведения диалогов.
Использование определенных методов обучения русскому языку как иностранному зависит от конкретного материала - фонетического, грамматического или лексического. Существует несколько методов обучения русскому языку как иностранному:
1. метод обсуждения (беседа, диалог);
2. метод проектирования;
3. метод аудирования;
4. метод ролевой игры.
Подытоживая, отметим, что методика изучения русского языка как иностранного - это вариативная система интеллектуально-волевой деятельности, связанной с различными видами духовной жизни и формирования дисциплины образования. Методика изучения русского языка как иностранного требует чувствовать эстетическую сущность языка и речевой деятельности. Формирование эстетического восприятия и чувства языка и речи студентом является залогом его успешного продвижения не только при изучении неродного языка, но и при выполнении различных других задач, что является обязательным условием умственного совершенства.