Статья:

Особенности технологии проектирования концертной деятельности хорового коллектива

Конференция: XLII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музыкальное искусство

Выходные данные
Акашева М.А., Стебляк В.В. Особенности технологии проектирования концертной деятельности хорового коллектива // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XLII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(42). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 63-67.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности технологии проектирования концертной деятельности хорового коллектива

Акашева Малика Арсеновна
магистрант, ФГБОУ ВО Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, РФ, г. Омск
Стебляк Виктор Вадимович
канд. искусствоведения, доцент, ФГБОУ ВО Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, РФ г. Омск

 

FEATURES OF THE DESIGN TECHNOLOGY FOR CONCERT ACTIVITIES OF A CHORAL GROUP

 

Akasheva Malika

Master's degree student, Omsk State University named after F.M. Dostoevsky, Omsk, Russia

Viktor Stebliak

Candidate of Art history, associate Professor of Omsk state University named after F.M. Dostoevsky, Omsk, Russia

 

Аннотация. В данной статье исследуется особенности создании проекта, направленного на организацию концертной деятельности хорового коллектива, с целью повышения уровня не только музыкального искусства Карагандинской области, но и для того, чтобы повысить интерес к творчеству Казахстана.

Abstract. This article examines the features of creating a project aimed at organizing concert activities of a choral group, in order to increase the level of not only musical art of the Karaganda region, but also to increase interest in the creativity of Kazakhstan.

 

Ключевые слова: проект; хоровой коллектив; музыкальное искусство; концерт.

Keywords: project; choral group; musical art; concert.

 

Введение

Хоровое творчество Казахстана появилось сравнительно недавно, точнее в 20-х годах XX века. До этого времени основной репертуар Казахстана состоял из народных песен. Именно народные песни способствовали формированию патриотизма, интереса к самобытности казахской культуры, а также выполняли дидактическую функцию. Термины «хор», «хоровое пение» имели эквивалент «қосылып айту» – «желание петь вместе, группой».

Цель – рассмотреть особенности технологии проектирования  концертной деятельности хорового коллектива.

Задачи:

  1. Ознакомится с понятиями «проектирование», «проект».
  2. Изучить специфику проектирования концертной деятельности.
  3. Проанализировать этапа проекта.

Материалы и методы. Основными методами в статье выступили анализ и синтез теоретических источников, посвященных данной проблеме, сравнительный,  социологические и культурологические методы.

Одним из основоположников казахской музыкальной культуры Казахстана является А. Затаевич, который был первым композитором, который разработал приёмы художественной транскрипции казахской песни для многоголосной фактуры.

В подобном стиле работал один из первых руководителей хора Казахской филармонии Д. Мацуцин, создатель ряда обработок с использованием специфических средств выразительности, основанных на богатом художественном потенциале этнических песен.

Одним из самых значимых исполнительских жанров является a cappella – хоровая поэма, отражающая национальные особенности казахского фольклора. Многие композиторы Казахстана начали обрабатывать традиционные формы народных песен, особенно терме. [1].

Современное хоровое искусство Казахстана обогащается новыми ритмами и гармоническими тембрами. Вместе с техникой классического хорового письма, композиторы работают с формами обрядовых и традиционных народных песен: жар-жар (свадебная песня), жоқтау (траурная песня), толғау (хвалебная песня), жыр (поэтическое слово, эпос, былина), айтыс (состязание казахских народных певцов), терме (музыкально-поэтический жанр) [2, с.37].

Современная казахская музыка выходит на новый профессиональный уровень, благодаря труду композиторов полных энтузиазма и поиска инновационных средств выражения. Композиторы старшего поколения, установили определенные стилевые направления, так как, закономерно происходят трансформации в сознании каждого поколения, меняются вкусы и предпочтения [5, с. 159].

Хоровое творчество Республики связано с общим развитием музыкальной культуры, деятельностью выдающихся дирижеров и коллективов, а также с конкурсным движением, фестивалями, которые обуславливают к созданию новых произведений и расширению репертуара.

Проектирование – это универсальная деятельность, самостоятельный в интеллектуальном и социокультурном отношениях, направленный на создание реальных объектов с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами.

В. В. Стебляк определяет такие принципы социокультурного проектирования:

1. Принцип мониторинга социокультурной среды. В основе лежит синергетическая концепция, с помощью которой определяются пределы и возможности вмешательства в сложную систему городской среды.

2. Принцип адаптации проекта к социокультурному контексту – учёт ценностно-нормативной традиции и менталитет в том или ином регионе.

3. Принцип социокультурного баланса – это поддержка равновесия между традиционной и инновационной составляющей в культуре.

4. Принцип проблемно-целевой ориентации осуществляется исходя из определенной сегментации населения и с учётом основных проблем [6, с. 122].

Концертная деятельность – это важный этап работы творческого коллектива, который имеет большое значение для творческого роста самого коллектива и его участников,  результат и смысл его деятельности. Это постоянное или периодическое участие в различных концертных выступлениях. Для любого творческого коллектива, в том числе и любительского, концертная деятельность просто необходима. Но важно понять, как эта деятельность будет развиваться в данном коллективе, и как коллектив будет развиваться в этой деятельности.

Организация концертов – это сложная, но необходимая деятельность, от которой зависит будущее не только определённого коллектива, но и для репутации музыкального творчества Казахстана. Это касается не только творчества, но и финансовой сферы. Благодаря правильной организации работы, распределению бюджета, подбору репертуара, места для проведения концерта, рекламы и т. д. Уровень профессионализма организатора не менее важен, чем профессионализм самих артистов.

Начало XXI века отмечается подъём в хоровой культуре, впервые после застоя. Казахская государственная капелла под руководством заслуженного деятеля искусств Б. Демеуова восстановила и укрепила свою деятельность. В Алматы и Астане созданы ряд детских хоровых коллективов и студий, получивших успешное развитие за последние годы [2].

Нами был подготовлен проект по организации концертной деятельности хорового коллектива, целью которого является  повышение уровня музыкального искусства Карагандинской области посредствам развития хорового творчества. Реализация имеет пять этапов:

- предварительный (опрос жителей города Караганды, опрос работников филармонии);

- подготовительный (выделение помещения, поиск артистов хора на вакантные места, прослушивание);

- организационный (заключение договоров с артистами, обеспечение  жильём на гастролях, распределение по партиям, составление графика, подбор репертуара);

- реализация (изучение репертуара, подготовка к премьерному выступлению, работа с костюмами, премьерное выступление);

- последействие (стабильная работа хорового коллектива, участие в конкурсах, фестивалях, и т. д.).

При проектировании необходима работа с различными ресурсами, без которых выступление невозможно. Например, кадровые, сюда входит общее количество артистов и распределение их по голосовым тембрам, а также состав иных должностей (руководитель  хора, хормейстер, концертмейстер, библиотекарь).

Также стоит учесть нормативно-правовую сторону организации, какие законодательные акты и документы необходимы для работы: Стратегия «Казахстан 2025», Закон РК о культуре, Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана, профилактические меры в случае форс-мажорных ситуаций.

Важно просчитать бюджет, чтобы не возникало никаких  проблем с выплатами зарплат и общих расходов.

Для этого создаётся смета, в которой подробно указано все статьи расходов, а также общая сумма, необходимая для работы хорового коллектива.

Исполнителями являются: автор проекта Акашева М. А.

Проект включает в себя такие мероприятия:

- отчетные и юбилейные концерты филармонии г. Караганды;

- городские и областные праздники;

- мастер-классы местных;

- профориентационные работы;

- республиканские и международные фестивали и конкурсы;

- республиканские и международные гастрольные поездки;

- музыкальные театральные постановки;

- основание союза хоровых дирижеров и любителей хорового искусства Карагандинской области.

Проект создаётся и реализовывается для повышения профессионального уровня творческих коллективов филармонии, для духовного обогащения и прививания художественного вкуса у жителей Караганды, а также для получения возможности сотрудничества с другими Республиканскими и Международными учреждениями и организациями

 

Список литературы:
1. Алибекова Б.Э. Хоровое творчество композиторов Казахстана XX - начала XXI вв. (на примере произведений для хора а cappella): Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – Саратов, 2013. 
2. Елубаева М. А. Становление и развитие хорового искусства в Казахстане // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. – М.: Московский государственный институт культуры, 2018. - № 15. – С. 33-38
3. Концепция культурной политики Республики Казахстан. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 4 ноября 2014 года, № 939. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ocsnt.kz/ru/method/item/784
4. Мұхамбетова Ә. Қазақтардын дәстүрлі музыка мәдениеті ХХ ғасырды әлеуметтік ауқымыңда //Аманов Б., Мұхамбетова Ә. Дәстүрлі қазақ музыкасы және ХХ ғасыр. – Алматы, 2002. 241-270 б.
5. Родному ВУЗу – наш талант (выпускники – композиторы): Сб. статей, посвящённый 60-летию Казахской национальной консерватории им. Курмангазы. – Алматы, 2005.
6. Стебляк В. В. Специфика социокультурного проектирования в современной России // Культура и цивилизация. – 2018. – Том 8. - № 6А. – С. 119-126