Статья:

"Белдемчи" - как контекст национальной концептуальной картины мира

Конференция: XLIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи)

Выходные данные
Бектурова А.А. "Белдемчи" - как контекст национальной концептуальной картины мира // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XLIII междунар. науч.-практ. конф. — № 12(43). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 116-120.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

"Белдемчи" - как контекст национальной концептуальной картины мира

Бектурова Анаркан Абдыжалиевна
канд. филол. наук. доцент, старший преподаватель, Кыргызско-Турецкий университет «Манас», Кыргызстан, г. Бишкек

 

«BELDEMCHI» – AS THE CONTEXT OF THE NATIONAL CONCEPTUAL PICTURE OF THE WORLD

 

Anarkan Bekturova

PhD, Kyrgyz – Turkish Manas University, Kyrgyzstan, Bishkek

 

Аннотация. Настоящая статья попыталась раскрыть концепт «Белдемчи» как контекст национальной концептуальной картины мира.  Материальное наследие является частью нашей культурной идентичности, и играет важную роль в сохранении культурного разнообразия. Традиционная  одежда является важной составляющей культуры любого народа наряду с его традициями, обычаями,  особенностями в поэзии и музыки, которая передавалась из поколения в поколение, и имела глубокий смысл и является нашим общим наследием.

Abstract. The present article tries to reveal the concept “Beldemchi” as the context of the national conceptual picture of the world. Material heritage is a part of our cultural identity and plays an important role in preservation of a cultural variety. The traditional clothes are important element of culture of any people long with its traditions, customs, features in poetry and music, which was transferred in generations will have deep sense and is our general heritage.

 

Ключевые слова: белдемчи; материальное и нематериальное; баш-белдемчи; белдик; бейкасаб; арча; тумар; сглаз; оберег.

Keywords: beldemchi; material and non-materials; bash beldemchi; beldik; bekasab; archa; tumar; evil eye; amulet.

 

В настоящее время изучение концептов является одним из актуальных и перспективных направлений в лингвистической науке. Существует много работ, которые рассматривают общие и частные вопросы теории концепта. Значение таких исследований имеет особенную научную ценность из-за недостаточной изученности представляющих языковую картину мира отдельного этноса.

На любом историческом этапе каждый народ, в том числе и кыргызский народ, независимо от социальных, территориальных различий в культуре имеет свое материальное и нематериальное наследие, которое создает национальный образ, характер, поведение, в целом – национальную особенность.

Материальная культура является одним из составляющих основ, создающих культурное этническое наследие. Ее особенности необходимо рассматривать не только в качестве предметно-бытовой среды, но и как средство внутри этнического общения и передачи информации. Вследствие пристального изучения истории и культуры кыргызского народа историками, лингвистами, этнографами, искусствоведами, археологами существует не мало научных работ как: формирование кыргызской народности, этногенетические и историко-культурные связи, зарождение и развитие кыргызской государственности, литературы, искусства и образования. Однако недостаточно исследованными до сих пор остаются коммуникативные функции материальной культуры и прикладного творчества.

По определению Г.Г.Слышкина, С.Г.Воркачева, З.К. Сабитовой и др. лингвокультурный концепт – это единица связывающая научные исследования в области культуры, языка и сознания воедино, т.к. он принадлежит сознанию, обуславливается культурой и воплощается в языке [1, с. 9-11]. С точки зрения С.Г. Воркачева, лингвокультурные концепты являются вербализованными смыслами, отражающими лингвоменталитет определенного этноса. 

В настоящей статье попытаемся раскрыть понятие национальной одежды «белдемчи», помимо выполняемых им прямых функций также и знаковую функцию, т.е. дополнительную информацию.

История и культура Кыргызского народа богата и глубока. За всю тысячелетнюю историю развития народа создавались и развивались разные виды материальной и духовной культуры, которые передавались из поколения в поколение. Материальное и нематериальное наследие является частью любой  культурной идентичности и играет важную роль в сохранении культурного разнообразия. Например, образы конкретных видов одежды являются важной составляющей частью национальной культуры любого народа с его традициями, обычаями и особенностями, являясь одним из самых богатых и важных лингвокультурных кодов.

«Белдемчи» всегда привлекали на себя внимание многих исследователей истории кыргызской одежды. Немало трудов этнографов-кыргызоведов посвященных «белдемчи». К.И. Антипина в своей работе «Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных кыргызов» описывает крой, пошив, украшение и обстоятельства ношения. Также подтверждает отличия «белдемчи» южных и северных кыргызов. Е.И.Махова была участником комплексной археолого-этнографической экспедиции и посвятила свою работу исследованиям отличительных особенностей в культуре южных и северных кыргызов, Н.С. Момунбаева в своей работе описывает способ надевания и ношения «белдемчи» и т.д.

Итак, «Белдемчи»  является одним из видов женской одежды, которую надевают поверх платья. Она входила в состав одежды, передаваемой вместе с приданным невесты  у зажиточных семей. Но молодая женщина могла одевать «белдемчи» только после родов.  Или же, родители невесты после родов дарили своей дочери «бешик» − колыбелька для ребенка и «белдемчи». Такая возрастная особенность характерна для всех кыргызских групп.

«Белдемчи» состоит из нескольких частей. Каждая кроилась отдельно и сшивалось  в целое изделие. Внешний вид похож на женскую юбку, но у юбки подол цельный, а у «белдемчи» передняя часть открыта. Основные части «белдемчи»: баш белдемчи (поясничная часть), эндейбети (полотнище), боолору (шнуры).  Также имеются внешние и внутренние украшения, кайма. Баш белдемчи (белдик) делали из тонкого войлока, а лицевую часть из материала полотнища. Его ширина составляло 15-20 см. С двух сторон баш белдемчи пришивали завязки или петли для пуговиц. Полотнище «белдемчи» состояло из различных материалов, внутренней и внешней части. Снаружи использовали бархат, сукно, шелк, бейкасаб (яркий узбекский полосатый полушелк). А внутреннюю сторону подшивали простеганной ватой, тонким войлоком, тонко выделанной шкурой козленка или ягненка.

Существовало два вида «белдемчи» − для постоянного и праздничного ношения. Повседневный вид был прост и удобен, а праздничный украшали основательно: вышивали, были оторочены мехом и кисточками. В условиях кочевого быта – это очень удобная одежда. Не стесняя движений, женщина была защищена от холода во время верховой езды, во время домашней работы. Научная этимология «белдемчи» объясняет как поддерживающий поясницу, содержащий поясницу в тепле, оберегающий поясницу.

«Белдемчи» обладает широкой символикой и выполнял несколько функций. Арабески и орнаменты – это своего рода знаки и символы, которые несут в себе значение оберега, защиты от нечистых сил и сглаза. Каждый узор имел свое сакральное значение и мог приносить удачу воину или путнику, помогал беременным женщинам, защищал дом или детей. Яркие и красивые арабески отвлекали недобрый глаз, забирая его злую силу в себя. Например, сочетание белого и черного считалось важным для привлечения богатства. Красный – это жизнь, сила природы. Красный защищал от болезней крови, а желтый – от различных заболеваний внутренних органов. Также «белдемчи» позволял кыргызской женщине следить за своей фигурой, помогал ей держать гордую осанку, выполняя роль бандажа после родов, а также служил элементом эстетики, подчеркивая красоту женской фигуры.

У женщины особое внимание уделялось усиленному декорированию пояса белдемчи, в области поясницы и малого таза, где находятся детородные органы женщины узорами «бадам» (миндаль) – своей формой напоминает женскую матку, и служили символом плодородия.

Очень важное значение имел треугольник – тумар, который украшал всегда все изделия.  Это сакральное значение треугольника наблюдается у всех тюркских народов и символизирует глаз, который защищает его носителя от бед и злых сил.

Само слово «белдемчи» несет в себе высокоположительную коннотацию.

«Белдемчи» 

Бел -1. поясница, талия; 2. опора, поддержка; 3.  сила, мочь;
Много фразеологизмов со словом  бел : белбайла- или белбуу - 1) отдаться чему-л. целиком, взяться за что-л. всерьёз, вплотную; 2) полагаться, возлагать надежды на кого-л.; (сага белбайладым - я на тебя возлагаю все надежды; бел байлаптурган белим жок -  мне не на кого опереться;) и т.д.
«Белдемчи» 

Дем – в народе означает: 1. силу, дух (придать, поднять дух), дышать, отдыхать. 2. Отпуск, перерыв, момент.  3. Храбрость, отвага, мощь, отвага. 4. Замысел, намерение и .т.

«Белдемчи» 

Эмчи – это знахарь (детский знахарь), лекарь. В народе именно мамы стараются снять сглаз с ребенка при помощи арчи. Существует несколько вариантов снятия порчи. Поэтому самым первым знахарем ребенка является его мама.

Отношение к одежде – один из важных социальных дифференциаций. Материальный код – это один из лингвокультурных кодов, который описывает многие сферы человеческой жизни такие как: черты характера, интеллектуальную деятельность, эмоциональную, нравственную, ментально-речевую деятельность и многое другое. Представители одной и той же этнокультуры понимают друг друга с полуслова, так как в основе их общения лежит не только общий вербальный код, но и общий культурный код [2, с. 89]. К сожалению, в настоящее время человек перестал видеть символы и понимать уникальный исторический архив, скрытый в национальной одежде. Изучение самого слова, в который входят не только признаки, необходимые для идентификации, но и знания об обозначаемом позволит глубже познать историю и культуру: развитие нации, нравы, традиции и обычаи и т.д.

 

Список литературы:
1. Антипина К.И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных кыргызов. −Фрунзе: Издательство Академии Наук Киргизской ССР, 1962. − 288 с.
2. Маслова В.А., Пименова М.В. Коды лингвокультуры[Текст] : учебное пособие / В. А. Маслова, М. В. Пименова. − Москва : ФЛИНТА : Наука, 2016. − 177 с.
3. Махова Е.И. Некоторые элементы киргизского национального костюма // Костюм народов Средней Азии. М.: Изд-во «Наука», 1979.
4. Пименова М.В.Языковая картина мира [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М. В. Пименова. − 4-е изд., стер. −М. : ФЛИНТА, 2014 . − 109 с.
5. Прохоров Ю.Е. В поисках концепта  / Ю.Е. Прохоров. – М.: Флинта: Наука, 2009.  
6. Словарь: Кыргызско-русский словарь К.К Юдахина.
7. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты: автореф. дис.… д-ра филол. наук / Г.Г. Слышкин. – Воронеж, 2004.