Статья:

Влияние культуры и цивилизации на дизайн

Конференция: XLIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Техническая эстетика и дизайн

Выходные данные
Бектиярова Д.С. Влияние культуры и цивилизации на дизайн // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XLIX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(49). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 35-39.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние культуры и цивилизации на дизайн

Бектиярова Джамиля Сериковна
магистрант Казахского Национального университета им. Аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

 

THE INFLUENCE OF CULTURE AND CIVILIZATION ON DESIGN

 

Jamilya Bektiyarova

Student of the Master's degree program of the Al-Farabi Kazakh National University, Kazakhstan, Almaty

 

Аннотация. В статье приведены формулировки понятию «Дизайн». Затрагивается вопрос «Культуры и дизайна», «Дизайна и цивилизации». Выявлено, что определенная культура и технические возможности, данные цивилизацией способствуют появлению определенного дизайн-продукта. В заключении отмечается важность натуральных, природных богатств, которые нужно сберечь для будущих поколений. А также ответственность дизайнера при проектировании объектов окружающего мира.

Abstract. The article presents the wording of the concept of "Design". The question of "Culture and design", "Design and civilization" is touched upon. It is revealed that a certain culture and technical capabilities given by a civilization contribute to the appearance of a certain design product. In conclusion, the importance of natural resources that need to be saved for future generations is noted. As well as the responsibility of the designer when designing objects of the surrounding world.

 

Ключевые слова: дизайн; культура; цивилизация.

Keywords: design; culture; civilization.

 

Тема требует напомнить, что такое «дизайн» и затронуть другие термины. Можно выделить несколько цитат на тему формулировки дизайна. «Взаимосплетение конструкции, формы и функции – основной критерий хорошего дизайна». «Дизайн – чистота, простота, красота» (Ясутака Соге). «Дизайн – искусство читать и писать мир на языке предметов» [1].

Культура – достижения человечества в производственном, общественном и духовном отношении [2].

Цивилизация – уровень развития общества и материальной культуры, характерный для той или иной страны/государства/общества [2].

По словам И.А. Розенсон «…дизайн возникает как реакция культуры на цивилизацию» [3], то есть технологии выступают представителями цивилизации, культура – это идеальная (мыслительная) идея. Дизайн своей смысловой нагрузкой вплетен в культуру, но не воспринимается без цивилизации в вопросе выбора выразительных средств. То есть существующая определенная культура, определенное мировоззрение формирует спрос; цивилизация благодаря техническим возможностям способна выдать требуемый объект / предмет, а дизайн учитывая культурные традиции / смыслы и используя плоды цивилизации создает, в итоге, желаемый дизайн-продукт. Например, в Японии из-за большого процента «трудоголиков», которые работают до позднего вечера и не успевают уехать домой или нет возможности тратить время на дорогу домой и из дома в офис, популярны гостиницы с номерами-капсулами [4]. (Рис. 1, 2). Такие номера напоминают кусок трубы, где ничего нет, кроме постели. Когда в культуре целого народа есть определенные установки и вытекающие из них потребности появляется спрос на дизайн-изделия необходимые в конкретной среде. Это можно сказать и про японские уличные платные кабины с душем, которыми можно воспользоваться идя на работу или на встречу [5]. (Рис. 3). Трудно представить такие кабины на постсоветском пространстве. Цивилизованный подход в Японии обогнал многие страны мира, и как следствие японский дизайн идет в первых рядах, работает над объектами и вещами, которые не проектируют в ряде других стран из-за отсутствия спроса на них (мебель для номера-капсулы). Дизайн опирается на культуру и оснащается техническими возможностями, которые дает цивилизация. Если в традиции народа нет определенных привычек или потребностей (например, в уличных душкабинках), то и нет надобности проектировать данный дизайн-продукт.

 

Рисунок 1. Капсульный отель (ряд кабин)

 

Рисунок 2. Внутри кабины. [4]

 

Рисунок 3. Японский массажный душ [5]

 

По поводу цивилизации О. Шпенглер писал о закате Европы, выражал свои опасения, когда культура гаснет с нарастанием цивилизации. То есть происходит уход от натурального, природного, духовного к техническому, искусственному. Опасения были справедливы так как сейчас усиленно работают над созданием искусственного интеллекта. Определенная культура в Америке сформировала спрос, уровень цивилизации дает технические возможности, и дизайнеры-инженеры данного профиля работают над созданием искусственного интеллекта. Когда цивилизация достигла определенного уровня, то культура реагирует своим дизайн-продуктом. Невозможно представить технологичные японские душевые кабинки в городке, где даже стандартные, обычные уборные не установлены на улице, значит в этом регионе развитие, культура не позволяют появиться дизайну, отвечающему современным тенденциям Японии. Если так, то у дизайна есть элемент региональности, на отдельном континенте или в стране есть более важные и менее важные объекты для дизайна. Появление автомобиля без водителя на территории СНГ сегодня трудно представить, потому, что цивилизация, влияние искусственного и технический уровень не позволяют культуре данных государств отреагировать и выдать дизайн-изделие такого масштаба – есть более насущные вопросы, требующие решения. Другой пример – до появления китайцев в Тибете тибетцы жили простой (без техники и новшеств), трудной (физически напряженной) жизнью. Они верили, что с появлением колеса в их жизни – придет конец их миру, поэтому по крутым, узким дорогам перевозили товар на спинах животных. Для страны, в которой большая часть населения – монахи было важно сохранение единения с природой и живыми существами, где нельзя было убить даже червяка, потому, что в прошлой жизни это могла быть твоя мать. Такая культура, такой вид понимания жизни и цивилизация, направленная не на техническое развитие, а на духовное не дает реакции для появления дизайн-продукта привычного в развитых странах. Так как культивируется скромная жизнь, почитание вековых традиций и отсутствие потребности в новой технике, то дизайну сложно проявится в окружающих объектах. Ситуация кардинально изменилась с момента утверждения власти КНР в Тибете в 1951 году [6]. Таким образом можно наблюдать «взаимоотношения» дизайна, культуры и цивилизации.

В заключении хочется отметить, что развивая культуру и техническое оснащение необходимо еще больше беречь натуральное и природное, то, что невозможно сделать человеку, то, что бесценно, но дано Природой бесплатно – чистое небо, питьевая вода, богатая, разнообразная флора и фауна. Поэтому в мировой общественности в последние годы делается упор на экологичность, прослеживается стремление использовать в дизайн-проектах возобновляемые источники энергии и т.п. При росте населения бережное отношение к планете – нашему общему дому – это вопрос каждого человека и дизайнера, который выступает творцом, проектировщиком всех окружающих объектов.

 

Список литературы:
1. Искусство и дизайн Тюмени. Курс видеолекций "Проблемы современного дизайна". Лекция №1. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: URL:  http://art-design.tyumen.ru/doc/?id=2018/0703 (дата обращения 17.05.2021).
2. Словарь русского языка «Oxford Languages». [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://gramota.ru/slovari/info/bts/(дата обращения 17.05.2021).
3. Розенсон И. А. Основы теории дизайна. − СПб.: Питер, 2007. − 216 с.
4. Капсульный отель Япония, Токио. Как я жил в капсуле. Отели в Японии. Отели капсулы в Японии. ». [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=dGTJBE0yFeY (дата обращения 17.05.2021).
5. Японский массажный душ прямо на улице. [Электронный ресурс]. − Режим доступа:  https://www.youtube.com/watch?v=Ti10X7wl1d8 (дата обращения 17.05.2021).
6. Википедия. Свободная энциклопедия». [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%82_(1912%E2%80%941951) (дата обращения 17.05.2021).