Статья:

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ АНИМАЦИОННОГО ФИЛЬМА А. ПЕТРОВА «СОН СМЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА»

Конференция: LXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Кино, теле и другие экранные искусства

Выходные данные
Коньков И.Е., Нестерова М.А. АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ АНИМАЦИОННОГО ФИЛЬМА А. ПЕТРОВА «СОН СМЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА» // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(64). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ АНИМАЦИОННОГО ФИЛЬМА А. ПЕТРОВА «СОН СМЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА»

Коньков Илларион Евгеньевич
доцент, доцент кафедры филологии и искусствоведения, Государственный институт кино и телевидения, РФ, г. Санкт-Петербург
Нестерова Мария Александровна
канд. искусствоведения, доцент, Государственный институт кино и телевидения, доцент кафедры компьютерной графики и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург

 

ART ANALYSIS OF THE ALEXANDER PETROV’S ANIMATED CARTOON «DREAM OF A RIDICULOUS MAN» 

 

Illarion Konkov

Associated Professor, Department of Letters and Art Theory, State Institute of Film and Television, Russia, Saint Petersburg

Maria Nesterova

Associated Professor, Ph.D., Department of Computer Graphics and Design, State Institute of Film and Television, Russia, Saint Petersburg,

 

Аннотация. В статье анализируется художественное решение анимационного фильма «Сон смешного человека» А. Петрова, созданный по мотивам рассказа Ф.М. Достоевского. Показано как тональные и живописные контрасты позволяют раскрыть образ главное персонажа, проследить его трансформацию и противопоставить два его пространства, с целью донесения главной идеи.

Abstract. The article investigates the light and color grading schemes of the Alexandre Petrov’s animated cartoon «Dream of a Ridiculous Man» inspired by F.Dostoevsky. It is proved that the protagonist’s image and its spaces are achieved through the light and color contrasts.

 

Ключевые слова: анимация; экранные искусства; А. Петров; живопись на стекле; художественное решение фильма; пространство фильма.

Keyword: Animation; Screen Art; A. Pterov; painting on glass; art analysis of a film, space of film.

 

Александр Петров – это без сомнения один из наиболее успешных современных художников мультипликаторов, каждая творческая работа которого неизменно привлекает внимание специалистов в области анимации и современного цифрового искусства, критиков и зрителей [4].

Мировую славу и премию престижной американской киноакадемии «Оскар» (2000) принесли А. Петрову его анимационные работы, выполненные в сложнейшей технике масляной живописи на стекле, которую мастер часто совмещает с ротоскопированием и современным трехмерным моделированием сцен.

Одним из самых значительных проектов А. Петрова, выполненном в этой технике можно назвать фильм, созданный в 1992 году по мотивам рассказа Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека».

Творчество Ф.М. Достоевского представляет собой неисчерпаемый источник, близкий по духу исканиям А. Петрова. Он отмечает, что «…Достоевский всегда был для меня фигурой, общение, с творчеством которого доставляло огромное наслаждение − и радость, и муку…» [5, с. 106]. По признанию мастера побудительным мотивом для работы над экранизацией произведения Ф.М. Достоевского стала анимационная работа «Кроткая», польского мультипликатора П. Думала (1985).

Рассказ Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека» представляет собой исповедь главного героя, его размышления о возможности неземной гармонии, за которыми скрывается характерный для русской культуры XIX века кризис нигилистического сознания и попытка вернуть утраченный смысл жизни через веру.

Анализ художественного решения анимационного фильма А. Петрова позволяет сразу вывести и противопоставить два основных пространства, в которых существуют персонажи и которые являют собой по сути два различных мира: реальный и утопический. При этом примечательно, что стилистика изображения обоих миров остается единой, меняются только наполняющие их содержательные образы.

Авторская особенность Ф.М. Достоевского, заключающаяся в резкой, неожиданной смене душевных состояний своих персонажей, как нельзя лучше передана живописным и тональным контрастом, который, как одно из наиболее выразительных композиционных средств, положен в художественную основу анимационного проекта А. Петрова. Контраст светотени, цветного и чёрно-белого миров, образов персонажей, ритма их движений придает анимационному фильму особую выразительность.

Н.Н. Касаткина в своей научной работе анализируя художественный стиль А. Петрова указывает на его связь с импрессионизмом, отмечая: «… он использовал короткие мазки и смешивание цветов, чтобы уловить свет и темноту, которые придают эмоциональности его сценам, так же как это делал Сезанн. Петров не боялся применять способ Сезанна, заключающийся в поразительном использовании цветового контраста, чтобы сделать свою работу безупречной» [1].

Реальный мир представлен то полупустым прокуренным вагоном третьего класса, в котором появляется главный герой в начале и конце своей исповеди, то улицей города, в котором по незначительным деталям угадывается Санкт-Петербург, причем именно вечерний квартал разночинцев, где мог обитать такой «маленький человек», как главный герой рассказа. К реальному миру относится и убогая квартира персонажа на верхнем этаже доходного дома, чьи обители ведут довольно неприглядную жизнь при тусклом свете полуоплывшей свечи. Эта квартира, представлена, как, впрочем, и вся «реальная жизнь» героя довольно эскизно, обобщенно. Цветовое решение этого пространства выполнено в варианте монохромной гармонии. При этом в качестве основного цвета выбрана сепия, представленная от самого светлого разбеленного тона до темно коричневого почти черного. Этот прием позволил художнику сфокусироваться на лице героя, смене его эмоций, трансформации мимики.

Мир ирреальный показан иначе, почти фантасмогорически. Здесь доминируют светлые оттенки сепии, к которым деликатно в качестве цветовых акцентов добавлен голубой. А. Петров вводит как антитезу греха именно голубой цвет (цвет «голубя», символа святого духа, а впоследствии «цвет неба», характерный для своей поэтики. В отличие от реального мира, мастерски выполненная в технике монотипии графика, словно заставляет зрителя сфокусироваться на ветвях причудливых деревьев, пене набегающей волны. Зритель вместе с героем сложно начинает острее чувствовать полноту и красоту жизни, которой он был лишен в обыденности, но отчаянно искал. Лишь после грехопадения, утопический мир теряет ясность и чёткость изображения, а светлый фон заменяется на темный, на фоне которого контрастно вырисовываются языки пламени языческих костров и силуэты одержимых вакханалией обитателей. В огненном мареве мечутся жалкие, мерзкие, страшные люди-уроды без рук, без ног, без головы, напоминающие калек Ф.Гойи, И. Босха  и П. Брейгеля.

До этого времени в этом утопическом мире, пока еще не знающего первородного греха, существует лишь два темных пятна – сам герой в темном чиновничьем сюртуке и его собака, образ которой может выступать и как образ охранника царства снов, границы миров, так и является своеобразным альтер эго персонажа. Но если собака оберегает рай, кормит щенка, стремясь к созиданию, то человек напротив, направлен на разрушение и своей души и окружающего его мира.

Помимо центрального образа главного героя среди обитателей рая отчетливо прослеживаются библейские персонажи: добрый пастырь, дева Мария, патриархи церкви, а затем Каин и Авель. В их художественном решении прослеживаются аналогии с работами Рембранта, К. Лоренна. При этом, как отмечает сам автор, в фильме «нет ни одной стилизации Клода Лоррена <…>, нет ни одного пейзажа, нет ни одного куска его работ, который косвенно присутствовал бы в фильме. Не то чтобы я специально этого не делал, но мне кажется, что нет необходимости тащить какого-то художника за уши для того, чтобы с его помощью передать какие-то мысли, идеи» [2].

При этом, цвет в кино, как и вообще в изобразительном искусстве, не должен быть «естественным цветом», он должен быть образным цветом». Поскольку цвет в мультипликации является одним из наиболее важных смыслообразующих факторов, здесь мы видим не только переосмысленную цветопись оригиналов, но и авторское видение их колористики и манеры.

В заключение истории А. Петров дает нам надежду на искупление всех грехов через финальную сцену объятий героя и девочки, отринутой им в начале. Образ ребенка представлен светлым силуэтом, который контрастирует с черным пятном главного персонажа. Любовь и прощение спасут этот мир. Искупление греха возможно, но только через истинную веру и сострадание к ближнему. Этот завет нам оставил великий писатель и ту же мысль транслирует нам через анимационные образы и художественное решение своего фильма А. Петров.

 

Список литературы:
1. Касаткина Н. Н., Прохорова К.А. Проблемы экранизации художественного произведения (на материале повести Э. Хемингуэя «Старик и море») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №8-1 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ekranizatsii-hudozhestvennogo-proizvedeniya-na-materiale-povesti-e-hemingueya-starik-i-more (дата обращения: 01.11.2022).
2. Петров А.К. Я не могу сказать, что становлюсь умнее с каждым фильмом // Киноведческие записки. 2001. № 52. С. 49-58
3. Свешникова Е. В. Лик – лицо – личина в художественном пространстве анимационного фильма Александра Петрова «Сон смешного человека» // Вестник КГУ. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lik-litso-lichina-v-hudozhestvennom-prostranstve-animatsionnogo-filma-aleksandra-petrova-son-smeshnogo-cheloveka (дата обращения: 01.11.2022).
4. Свешникова Е. В. История создания анимационных фильмов А. Петрова // Культура. Духовность. Общество. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-sozdaniya-animatsionnyh-filmov-a-petrova (дата обращения: 01.11.2022).
5. Тумеля М. Наука удивлять // Киноведческие записки. - 2005. - № 73. С. 103-123.