Статья:

ОПЫТ ФИЛОСОФСКОЙ ГРАФИКИ: СТИЛЬ РЕНЕССАНСНОЙ ФРАГМЕНТАРНОСТИ В ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТАХ ЕВГЕНИИ РОГОВОЙ

Конференция: LXXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Савостьянов Д.А. ОПЫТ ФИЛОСОФСКОЙ ГРАФИКИ: СТИЛЬ РЕНЕССАНСНОЙ ФРАГМЕНТАРНОСТИ В ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТАХ ЕВГЕНИИ РОГОВОЙ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXX междунар. науч.-практ. конф. — № 4(80). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОПЫТ ФИЛОСОФСКОЙ ГРАФИКИ: СТИЛЬ РЕНЕССАНСНОЙ ФРАГМЕНТАРНОСТИ В ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТАХ ЕВГЕНИИ РОГОВОЙ

Савостьянов Даниил Александрович
студент, юридический факультет, Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия, РФ, г. Санкт-Петербург

 

EXPERIENCE OF PHILOSOPHICAL GRAPHICS: RENAISSANCE FRAGMENTARITY STYLE IN EUGENIA ROGOVOY’S GRAPHIC WORKS

 

Daniel Savostyanov

Student, faculty of law, Northwerstern brunch Russian State University of Justice, Russia, Saint-Petersbourg

 

Аннотация. В предлагаемой статье автором анализируется философия и стилистика, сущность, идея и фрагментарность графических работ художницы Евгении Дмитриевны Роговой с представлением фотографий и комментариями к работам, впервые даётся обобщающая оценка творческой деятельности изучаемого художника, освещается история деятельности, уникальность работ.

Abstract. In this article, the author analyzes the philosophy and style, essence, idea and fragmentation of the graphic works of the artist Evgenia Dmitrievna Rogova with the presentation of photographs and comments on the works, for the first time a general assessment of the creative activity of the artist being studied is given, the history of his activity, and the uniqueness of the works are highlighted.

 

Ключевые слова: графика, эскиз, фрагментарность, ренессанс, экзистенциализм, философия, искусство, Рогова.

Keywords: Graphics, sketch, fragmentation, Renaissance, existentialism, philosophy, Art, Rogova.

 

«…эскиз – это есть интимная вещь, которую художник не должен до поры до времени предъявлять на суд публики…» [1]

Александр Бенуа, «Дневник», 1922

§1. «Троцкий»

Графическая работа формата А6, сотворённая осенью 2022 года, была представлена на литературно-художественной выставке «100-летие образования СССР, как центра мирового коммунистического движения» в декабре того же года.

Мы видим Льва Троцкого, возможно, в период Гражданской войны 1918-1922 гг.

Штриховка подчёркивает высокий лоб, острый нос, подбородок и напряжённую челюсть революционера. Словом, напряжено здесь всё: челюсти, скулы, височные мышцы, веки и глаза, всматривающиеся вдаль. Ветер слегка тревожит его волосы. Здесь всё остро и рельефно, все кости, все мышцы; карандаш автора передаёт каждый рельеф, каждую остроту, силу, – застывшие в ожидании. Нет здесь второго плана и элементов одежды, – они не имеют значения перед характером совершающихся перемен, грубых, сильных, жёстких, олицетворением которых является Троцкий.

 

Рисунок 1. Троцкий

 

§2. «Крик»

Следующей рассматриваемой нами работой станет изобразительное произведение «Крик».

Мы видим страдающего, мучающегося человека. Мы созерцаем его боль, мы созерцаем трещины, проходящие через весь рисунок. Это зеркало. Но будет ли ошибкой сказать, что там, где мы видим трещины в зеркале, – мы видим и трещины человеческой души? Штриховку автора и умение владеть карандашом можно оценить по высокому достоинству.

 

Рисунок 2. Крик

 

Каждый штрих, каждая линия, – это дыхание автора и его мысли, чувства, переживания, выраженное в произведении искусства.

Крик героя графики разбивает зеркало, а с ним он открывает портал в «Зазеркалье» – в наш мир, где каждый зритель словно является отражением героя.

§3. «Опустошение»

Следующая работа, представленная на выставке рядом с «Криком» – изобразительное произведение «Опустошение».

Не зная, что работа эта цельна и закончена, мы бы решили, что это фрагмент работы. Однако, нет. Работа абсолютна, хотя и не оставляет ощущения фрагментарности, особенно, в условиях небольшого формата работы – А6. Эта особенность: представлять частный объект как объемлющий и универсальный; представлять фрагмент, как целое характеризует всё графическое творчество Евгении Роговой.

 

Рисунок 3. Опустошение

 

По уровню детализации и прорисовки работы этого художника подобны эскизам эпохи Ренессанса, при том, что автор работ умело комбинирует дух ренессанса с минимализмом и фрагментарностью, свойственной современным техникам искусства.

§4. «Механика сердца»

Третья работа, представленная на февральской выставке 2023 года, – «Механика сердца», – представляет собой графическое изображение сердца в образе механизма.

 

Рисунок 4. Механика сердца

 

Мы видим оторванность, вырванность этого сердца: по центру прорисованы пустые отверстия без шурупов, скрепляющих наружные пластины органа, подобно броне; сердце вскрывали, его открывали, в него проникали. Провода по правому краю и по верхнему на изображении оторваны, обрезаны. Сердце вырвано из общего механизма тела и души человеческой. Время, как и в предыдущих работах словно остановилось: мы не знаем, только лишь сломано сердце, или через мгновение оно уже подлежит починке и заботе; мы не знаем ни прошлого, ни будущего, перед нами голое настоящее, застывшее в вечности.  Слова здесь излишни, как и краски, и другие объекты, – перед нами чистая сущность объекта, целостность которой дополняет наше наблюдение за графикой.

§5. «Универсальный человек»

Набросок, оставленный в тетради в ноябре-декабре 2022 года. Перед нами не человек, а его глаз, однако, вспоминая выражение Цицерона, – глаза и есть зеркало человеческой души. Первое, что мы замечаем, – перо, заменяющее бровь и являющееся здесь символом искусства, творческого начала души.

 

Рисунок. 5. «Универсальный человек»

 

Всматриваясь в сам глаз, мы видим, что вместо обычной органической

радужки помещена наша планета с прекрасными океанами, разделяющими континенты.

Рискуя выставить себя противоречиво, всё же решусь сказать, что фрагментарность этого графического эскиза более чем цельна. Это метафизический эксперимент, использующий глаз как «зеркало души». Глаз отражает планету, подобно зеркалу; планета, вместе с пером, – символизируют душу, творческую, созидательную, светлую.

Куда устремлён взгляд зрителя? На глаз, в «планетарную» радужку. Ещё немного, – и мы сами попадём в поле зрения творческой души, мы станем её отражением, а став её отражением, – мы сольёмся с ней воедино, творя и создавая целые миры, целые мироздания, сохраняя и приумножая его.

Маленький набросок, открывающий смысл бытия человеческого. Универсальный человек, – человек всеобъемлющий, человек вселенский и человек вселенной. Человек божественного.

§6. «Без терпимости и сострадания»

Графический эскиз сотворён в те же сроки, что и «Универсальный человек». Это – единственная работа, название которой подписано и указано, – в левом верхнем углу мы прочитаем:

«Без терпимости и сострадания»

Холодная конечность, держащая на своих тонких костях нити ещё живого органического сердца, с которого стекают, быть может, слёзы, быть может, кровь.

 

Рисунок 6. Без терпимости и сострадания

 

Набросок очень похож по объекту, настроению и стилистике на «Механику сердца» (§4). Работа сосредоточена на экзистенциальном выражении человеческого отношения к чужой душе, – перед лицом собственного холода. Голый холод перед горячим сердцем. Мир, выстроенный на манипуляции объектом, его пытках, боли, чувствах. Единственный, кто остаётся «без боли и сострадания» – скелет, лишившийся всего тёплого, всего человеческого, всего органического. Всего сострадающего.

Полно и гармонично смотрится погибающий цветок, произрастающий прямо из сердца. Он дополняет эскиз, являющийся анатомическим атласом человеческой деструктивности и жестокости, отбрасывающий на душу лёгкую тень наших разбитых сердец.

§ Заключительный

Стилистика графических работ Евгении Роговой во многом напоминает наброски и рисунки художников эпохи Ренессанса. Ключевое же отличие заключается в том, что если художники прошлых веков создавали свои наброски с целью планирования и рассмотрения композиции своих будущих картин, Евгения Рогова представила эскизную фрагментарность уже как целостное и законченное произведение. Это в целом соответствует художественному духу нашего времени, когда популярной формой графики является форма эскиза (фр. Esquisse), скетча (англ. Sketch).

Современное переосмысление изобразительного искусства позволило найти гениальными эскизы Эдгара Дега и Леонардо да Винчи, выделив их зарисовки как отдельные произведения искусства.

Фрагментарность работ Евгении Роговой выглядит целостно постольку поскольку делает зрителя соучастником общих человеческих переживаний. Таким образом, всё, что не изобразил художник – будет изображено в голове зрителя, становящегося соавтором. В этом стремлении автор следует духу нашего века, – минималистичному, быстрому, яркому, выделяя каждую деталь и раскрывая через неё всю вселенную.

 

Рисунок 7. Анатомические эскизы Леонардо да Винчи

 

Евгения Рогова очень честно показала натуру человеческой природы, её многогранность и противоречивость, применив для этого противоречивый стиль, соединяя академический ренессанс и постмодернистскую фрагментарность, сплавливая гуманизм и более поздний, экзистенциализм, признание Человека, как творца природы, и как чрезмерно суровое существо, носящее маску божественного и дьявольского. Остаётся только решать, чью сторону принять в борьбе за утерянный гуманистический рай.

 

Список литературы: 
1. Александр Бенуа. Дневник. 1916-1928. – М.: «Захаров», 2010. – 768 с.