Статья:

Роль социально-культурного воздействия формирования облика современных городов Узбекистана

Конференция: XXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Хикматуллаева К.С. Роль социально-культурного воздействия формирования облика современных городов Узбекистана // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(22). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 5-12.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль социально-культурного воздействия формирования облика современных городов Узбекистана

Хикматуллаева Камила Сайдуллаевна
старший научный сотрудник, Государственный музей искусств Узбекистана, Узбекистан, г. Ташкент

 

The role of social and cultural impact formation on image of modern cities of Uzbekistan

 

Kamila Khikmatullayeva

Senior Researcher, Uzbekistan State Museum of Art, Uzbekistan, Tashkent

 

Аннотация. В статье раскрыто понятие «городская среда», её влияние на окружающую среду и на человека. Представлены изменения, произошедшие в городской среде в период независимости. Происходит поиск самоидентификации узбекского национального искусства в городской среде, осмысления собственного исторического культурного наследия.

Abstract. This report outlines the notion of “city environment”, its effect on surrounding areas as well as on a human – being. It contains recent changes has been made in the town since independence declared. It researchers self identification of Uzbek National Art in an urban area and realization of historical and cultural heritage is also observed.

 

Ключевые слова: город; городская среда; монументальное искус­ство; монументально-декоративное искусство; реклама; метро; дизайн.

Keywords: city; urban environment; monumental art; monumental-decorative art; advertising; subway; design.

 

Понятие «городская среда» является одним из широко употреб­ляемых понятий применительно к самым актуальным проблемам современной урбанистики. Закономерность этого объясняется тем, что город является специфической социально-территориальной общностью, социокультурная среда которой имеет свои характерные особенности. Как свидетельствует статистика, 75 % населения промышленно развитых стран мира живёт в городских агломерациях, что актуализирует усиление качества городской среды.

Советский период был характерен типовой стерильной архитек­турой и бесчувственной рациональной городской средой, в которой человек терялся, становился обезличенным. Визуально бедная реальность городов советского периода стала не только фактором стереотипного дизайна уже современной городской среды, она сформировала дефицит социального, управленческого и творческого разнообразия возможных вариантов освоения городского пространства.

Современная городская среда включает в себя физические и экологические параметры, многообразие социальной структуры, дина­мично развивающуюся информационную культуру, которые оказывают большое воздействие на человека. Исследователи отмечают усложнение социокультурной ситуации городов с каждым годом, когда всё более остро ощущается проблема выживания и воспроизводства в городской среде человека, здорового физически, психически и нравственно. Не зря в произведениях и выступлениях первого президента И.А. Каримова большое внимание уделяется духовности. В его книге «Высокая духовность - непобедимая сила» подчеркивается: что если каждый творец в своём произведении главной целью поставит бессмертные идеи, и подкрепит это своим художественным талантом, без сомнения искусство также будит служить в буквальном смысле духовному прогрессу [1].

Как отмечают авторы, городская среда, - это не просто ландшафты, но и качественное состояние её естественно-природных и «рукотворных» составляющих, уровень развитости информационного обмена [2].

К физическим характеристикам городской среды относятся: городское пространство, предметный мир, плотность населения, внутригородские связи, формирующие определенный социальный, психологический и культурный фон, в котором пребывает человек. Важным фактором влияния на социокультурную ситуацию является экологическая среда. Загрязнение воздуха, воды и окружающей среды связано с развитием транспорта и развитием промышленного производства. Человек испытывает общение с природой, так как современная городская среда приводит к перегрузке адаптационных механизмов человека как социально-биологического существа.

Интенсивное воздействие на человека в городской среде оказы­вают и произведения монументального, монументально-декоративного искусства, художественное оформление города, в частности, оформление транспортных средств, реклама, средства массовой коммуникации, которые воздействуют на сознание, передавая новые знания, ценностные стереотипы и нормы. Информационное воздействие в современном городе представляет собой мощный поток знаний, сведений, сообщений, которые фактически нацелены на регулирование социального взаимо­действия, отношения человека и общества, человека и природы. Современный город содержит много информации и использует разно­образные «носители» от простых знаков и надписей до мультимедийных устройств. Так формируется «мозаичная культура» по А. Молю, сопро­вождаемая «изобилием культуры», когда человек должен определиться, сделать выбор [3]. А. Моль называет ее «мозаичной», потому что она складывается из множества фрагментов. В «мозаичной» культуре, отме­чает автор, знания формируются не целостной системой образования, а средствами массовой информации. То есть, современный человек познает окружающую реальность «по законам случая – в процессе проб и ошибок, он черпает знания из жизни, из газет, из сведений, добытых бессистемно, по мере надобности и т. д. Лишь накопив определенный объем информации, человек начинает обнаруживать скрытые в ней структуры» [4]. В этом потоке информации в современной городской среде, воздействующей на человека, художественное оформление города занимает определенное место.

Важно отметить, что современная городская среда не есть нечто статичное, а скорее, наоборот, нечто динамичное, пребывающее в движении, развитии и преобразовании. Города Узбекистана, и как яркий пример, город Ташкент, за период независимости могут это ярко проиллюстрировать. Расширились границы городов, появились красивые жилые и офисные здания, площади, парки, скверы, памятники и т. д.

Что интересно, городская среда формирует тип личности, который отличается рациональностью, динамичностью, готовностью к изменениям, способностью справляться с проблемами.

Как отмечают специалисты, в социокультурных процессах в современной городской среде постоянно взаимодействуют две тен­денции. С одной стороны, происходит стереотипизация образа жизни, стилей, знаний, норм, оценок, поведения, действия и поступков; с другой – преодоление стереотипов, отказ от ставших клише норм и ориентиров.

Своеобразное место в этих сложных, многообразных, насыщенных процессах в социокультурной ситуации современной городской среды занимает ее художественное оформление.

В художественное оформление современной городской среды в Узбекистане активно вовлечено монументальное искусство. Период Независимости привнес новую систему духовных ценностей, во главу угла которой были поставлены подъем национального самосознания, осмысление национального историко-культурного наследия, поиски национальной самоидентификации искусства, что непосредственным образом отразилось в области монументальной скульптуры. В то же время, эпоха глобализации, расширение международных культурных связей, знакомство узбекских художников воочию с мировым худо­жественным наследием открыли скульпторам необозримые горизонты возможного творческого поиска. Интенсивное градостроительство, необходимость благоустройства городского пространства, поиск новых архитектурных решений, синтезирующих различные виды искусства, развитие сферы дизайна также способствовали потенциальной востребованности скульптуры как важного художественного элемента. Не говоря уже о том, что пространственность, объемность, конструк­тивность скульптуры при наличии оригинальной идеи, выводит ее на грань эстетики постмодернистического искусства, охватившего и современных узбекских художников.

Героизация национального исторического прошлого открыла новые тематические диапазоны в творчестве И. Джаббарова, Дж. Миртаджиева, А. Рахматуллаева, Л. Рябцева, К. Норхуразова, П. Подосинникова, У. Мардиева, М. Алиева. Монументы Амира Темура, Мирзо Улугбека, Аль-Фаргони, Джалалиддина Мангуберди, Мухаммада Бабура как образы идеализированных, возвышенных личностей, достойных исторической памяти узбекского народа, сегодня украшают различные города Узбекистана. Современная монументальная скульптура Узбекистана активно участвует в процессе восстановления из небытия и возвели­чивания знаковых личностей узбекского народа. Однако, в плане творческого подхода, новых пластических поисков, креативных решений, нашим скульпторам хотелось бы пожелать большей свободы самовыражения, активизации в поисках нестандартных решений [5].

Как пишут исследователи, поиски самоидентификации узбекского национального искусства в период Независимости, новые витки осмысления собственного историко-культурного наследия, необходи­мость опоры на собственную «генеалогию» художественных традиций, своеобразных основ художественного мышления вновь обратили взоры творческих деятелей, исследователей к Алишеру Навои. Открытие национального парка имени Алишера Навои, воздвижение монумента великому поэту в г. Ташкенте (Э. Алиев, Н. Банделадзе, В. Дегтярев), в Чирчике (А. Рахматуллаев, Л. Рябцев), в Навои (А. Рахматуллаев, П. Подосинников), обращение к его образу в живописи, графике, театре, кино, музыке, литературе свидетельствует о немеркнущем интересе в современном искусстве не только к личности великого мыслителя, но и к традициям его поэзии, воплощающей глубинные поиски духовности [6].

Безусловно, памятники монументальной скульптуры активно влияют на формирование сознания социума, формируя в нем ценностные ориентиры.

Что касается монументально-декоративного искусства, то, на наш взгляд, при всем наличии интересных художников - представителей данного вида в Узбекистане, их творческие достижения не вовлечены в достаточной мере в поэтику современной городской среды. Так, например, нетрадиционная керамика, представленная работами Н. Кузиевой, А. Авакян, Ф. Ташмухамедова и др., также могла бы украсить многие городские улицы и скверы, привнося в них элемент эстетики. Современные темпы городской жизни таковы, что люди не всегда успевают сходить на выставки, в театры, на различного рода, культурные мероприятия. Современная городская среда в определенной мере может пополнить эстетические запросы различных слоев общества. Это могут быть детские площадки, места отдыха, парковые пространства, в которых всегда найдется место произведениям декоративно-прикладного искусства. Так, например, в Ташкенте в 1990-х годах уже был опыт внедрения садово-парковой скульптуры и керамики в пространство города. Произведения, представленные в центре города, были работами национальных и зарубежных худож­ников, участвовавших в международных симпозиумах по керамике. К сожалению, эта практика не нашла своего дальнейшего развития. Многие работы со временем разрушились, остались без присмотра.

Современная городская среда, а вернее сказать, информационно-художественное пространство города, в которое вовлечен человек, немыслимы без визуальной рекламы. Развитие рекламных коммуникаций в современном городе, как отмечалось специалистами, приносит не только доход в бюджет городов и повышает эффективность коммер­ческих компаний, с таким же успехом «реклама приватизирует весь предоставленный ей урбанистический ландшафт, претендуя на роль главного события в городской повседневности» [7]. Так, реклама стала доминирующим визуальным объектом в современной городской среде, став эффективным механизмом трансляции образов и идей, норм и ценностей. Причем диапазон ее формата различен: от листовок формата А3, размноженных на ризографе и представляющих яркий образец примитивного компьютерного дизайна до огромных экранов наружного видео на проспектах.

К примеру, в Ташкенте, Самарканде, Бухаре билборды, установ­ленные на самых оживленных улицах и трассах, получили широкое распространение. Расположенные серийно в конкретных ключевых позициях по всему городу, они несут конкретную информацию водителям и пешеходам. Нужно отметить, что наиболее удачными билбордами являются те, которые несут в себе «большую идею», определенную концепцию, переданную кратким текстом, дизайнерским решением и впечатляющим колоритом. Одиночные билборды в городах Узбекистана, в большинстве случаев, размещаются перпенди­кулярно главным улицам и трассам, на перекрестках и вдоль дорог.

Многие щиты двусторонние и не имеют приоритетной стороны на разделительной полосе. Современные рекламамейкеры Узбекистана активно осваивают проблемы, связанные с цветовой динамикой городского ландшафта. На современном этапе, дизайн рекламы также активно участвует в художественном оформлении городской среды.

Роль цвета в восприятии города человеком огромна, потому что именно цвет создает настроение, определяет поведение человека, может выступать ориентиром, идентификатором конкретного места в городе. Архитекторы и дизайнеры на современном этапе уделяют большое внимание наполнению цветом общественных пространств, парков и включению гармоничных колористических созвучий в среду интенсивного пользования.

Говоря о художественном оформлении современного города, также хотелось бы обозначить и такой важный фактор, как оформление транспортных средств, и в частности, метро. Во многих странах, метро имеет исключительно функциональное предназначение, обслуживая многомиллионное население мегаполисов. В ташкентском метрополитене изначально ставилась задача создать не просто функциональное, но и эстетическое пространство. Сегодня, ташкентский метрополитен является одним из красивейших метро в мире. В его оформлении участвовали многие известные художники-монументалисты, керамисты, народные мастера резьбы по ганчу Узбекистана, усилиями которых станции метрополитена в Ташкенте представляют оригинальное художественное своеобразие.

В этом смысле, монументальное, монументально-декоративное искусство, реклама, растительный ресурс, фасады зданий и их детали, малые архитектурные формы, элементы уличной мебели, опознава­тельные знаки входят в систему элементов «плазма», то, что формирует «контактную среду» на уровне зрения [8]. На виды художественного оформления городской среды на современном этапе ложится большая ответственность, так как от её решения зависит формирование сознания социума, в особенности молодежи. Так как они выполняют функцию социализации, включая человека в конкретную социальную среду.

Проблема художественного оформления современной городской среды заключается не только в изучении отдельных видов искусства, «проживающих» в городе и конкретных артефактов, но, в широком смысле, и в исследовании проблемы их художественного синтеза с архитектурой, специфики национального своеобразия решений. Нацио­нальные ценности –это устойчивые духовные ценности, отражающие специфический менталитет, мироощущение, мировоззрение народа. Они всегда находили и находят свое отражение в культуре, искусстве, городской среде. В этом аспекте, интересно проследить, как живет традиция в городе, тем более, что городская культура в Узбекистане имеет давние истоки и прошла своеобразный путь эволюции.

Одной из важной в изучении обозначенной проблематики, на наш взгляд, является проблема внедрения эстетики постмодернизма в современную городскую среду. В различных зарубежных странах инстал­ляции, объекты также вовлечены в структуру современных городов. Перед нашими художниками, дизайнерами стоит задача более глубже и шире, в то же время дифференцированно, с учетом национального менталитета и духовных ценностей осваивать различные направления культуры постмодерна.

Обобщая вышесказанное, хотелось бы отметить, что проблема художественного своеобразия современной городской среды в Узбекистане является одной из актуальных проблем, решение которой обогатит не только теоретический пласт гуманитарной науки, но и будет иметь непосредственное значение в современной практике урбанистической культуры Узбекистана.

 

Список литературы:
1. Каримов И. А. «Высокая духовность – непобедимая сила». – Т.: Маънавият, 2008. – 158 c.
2. Абрамян Г. П. Современная городская среда как фактор влияния на социокультурную ситуацию // Материалы международной юбилейной научной конференции «Россия и Кавказ». – Владикавказ, 2009. – C. 321-324. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kvkz.ru/stati/2579-sovremennaya-gorodskaya-sreda-kak-faktor-vliyaniya-na-sociokulturnuyu-situaciyu.html (дата обращения: 19.01.2019)
3. Моль А. Социо-динамика культуры. Вступительная статья, редакция и примечания Б. В. Бирюкова, Р. Х. Зарипова и С. Н. Плотникова. – М.: «Прогресс», 1973. – 408 с. 
4. Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. – СПб.: «Питер», 2008. –384 с.
5. Акилова К. Вступ.ст. в каталоге «Скульптура Узбекистана 1991-2006гг.». – Т., 2006. – с. 3.
6. Акилова К. Роль Алишера Навои и его эпохи в развитии искусства Узбекистана. – Санъат, 2006. – № 1. – с. 6.
7. Аллахвердиева Н. Современное искусство в городской среде: стратегии, ресурсы и технологии    [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.propublicart.ru/publication?id=18 (дата обращения: 09.01.2019)
8. Воронина О.Н., Воронина А.В. Цветовая динамика городского ландшафта [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.alairnn.ru/print.php?a=articles&articles=47 (дата обращения: 20.01.2019)