Статья:

Ф. Шуберт. Фантазия фа минор, к вопросу о трактовке жанра

Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музыкальное искусство

Выходные данные
Боева И.В. Ф. Шуберт. Фантазия фа минор, к вопросу о трактовке жанра // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 8(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 6-11.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Ф. Шуберт. Фантазия фа минор, к вопросу о трактовке жанра

Боева Ирина Валентиновна
преподаватель филиала ГОБУК ВО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры в г. Камышин, РФ, г. Камышин

 

Франц Петер Шуберт — великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке. Музыка Шуберта сочетает в себе глубину и доступность, она наполнена светом, гармонией, красотой, в то же время ей не чужды моменты скорби, печали, горестных раздумий.

Шуберт писал во всех жанрах, известных в то время. Но стихией Шуберта была песня. В ней он достиг небывалых высот. Жанр, ранее считавшийся незначительным, он возвёл в степень художественного совершенства. Более того, Шуберт насытил песенностью камерную музыку: квартеты, квинтеты, и, так же, симфоническую.

Особое место в наследии композитора занимают произведения для фортепиано. По воспоминаниям современников, Шуберт был прекрасным пианистом. Однако современный пианизм ему был чужд из-за антипатии к бравурной виртуозности. Возможно, поэтому Шуберт не стал концертирующим пианистом. Его исполнительская деятельность протекала в кругу близких друзей. Именно в атмосфере домашнего музицирования и рождались многие произведения для фортепиано.

Для фортепиано Шуберт писал в разных жанрах: сонаты, фантазии, марши, танцы, «Му­зыкальные моменты», «Экспромты».

Особое место в фортепианном наследии Шуберта занимает четырехручная литература. Ни один выдающийся композитор не уделял так много внимания этой сфере, как Шуберт.

Четырехручная литература, созданная Шубертом, охватывает широчайший художественный диапазон: марши, полонезы, рондо, дивертисменты, вариации, сонаты, фантазии, увертюры. Все эти произведения отличаются поэтическим обаянием и великолепной законченностью стиля.

Особое место в четырехручной литературе Шуберта занимает Фантазия фа минор, написанная в 1828 году, за 9 месяцев до смерти композитора. Это одно из самых искренних произведений Шуберта, пользующее огромной популярностью среди исполнителей и слушателей.

Романтична история создания этой фантазии. На титульном листе произведения указано посвящение Каролине Эстерхази. Будучи на службе у графа Эстерхази, Шуберт влюбился в его дочь, свою ученицу.

Отец Каролины, по всей видимости, поняв, что учитель и его дочь питают друг к другу теплые чувства, раньше времени прервал контракт, заключенный им с композитором. Любовь и горе, тоска и нежность, радость и печаль – все это нашло отражение в Фантазии фа минор.

Ф. Шуберт – автор семи фантазий: четыре фантазии для форте­пиано в две руки (среди них знаменитая фантазия «Скиталец») и три – в четыре руки. Интерес композитора к жанру фантазии не случаен. Присущие жанру свобода, импровизационное начало, тяготение к программности были близки Шуберту и романтическим устремлениям эпохи в целом.

Вместе с тем, трактовка этого жанра в творчестве Шуберта отличается своеобразием: фантазии Шуберта - это одночастные произ­ведения, которые совмещают в себе признаки цикличности. В них так же формируется принцип монотематизма, получивший широкое развитие в творчестве Листа. С Листом сближает эти произведения и стремление к оркестровой трактовке фортепиано, что не характерно для фортепианных произведений Шуберта других жанров. Не случайно Шуман, по поводу некоторых произведений говорил, что это симфонии для фортепиано.

Фантазия фа минор, одна из шубертовских вершин, его «лебединая песнь». При жизни композитора прозвучала один раз, на вечере у одного из друзей. Опубликована была в 1829 году, после смерти композитора.

В основе ее содержания - идея о невозможности достижения счастья, то есть типичная идея для романтизма вообще и для Шуберта особенно. Композитор не предпослал фантазии какой‑либо программы, но яркость и рельефность музыкальных образов, их последовательность говорит о наличии скрытой программы, связанной с историей любви Шуберта и Каролины Эстерхази.

Фантазия представляет собой одночастное произведение, которое включает в себя четыре ясно очерченных раздела, напоминая сонатно-симфонический цикл: 1 часть – Allegro molto moderato; 2 часть – Largo; 3 часть – Allegro vivace; 4 часть - Allegro molto moderato

Всю композицию скрепляет тема, которую можно назвать темой любви, открывающей фантазию. Удивительно нежная, проникнутая светлой печалью, она звучит в первой и четвертой части, обрамляя всю композицию, придавая ей цельность, замкнутость. По мнению канадского музыковеда Риты Стеблин, в латинском названии нот c и f, с которых начинается тема, скрыты инициалы имен Каролины Эстерхази и Франца Шуберта.

Первая часть (Allegro molto moderato) основана на сопоставлении двух контрастных образов: лирического, нежного, трогательного и гроз­ного, сурового, мрачного. В процессе развития они преобразуются: первый становится более напряженным, второй – несколько смягчается. Словно под влиянием основный темы, она теряет свой мрачный колорит, звучит несколько просветленно, в одноименной тональности. Схематически форму первой части можно выразить следующим образом: a – b – a1 –b1 – a2 – b2..

Незамкнутость формы обусловлена необходимостью плавного перехода во вторую часть фантазии - Largo.

Остановимся на первой теме (а) подробнее. Тема песенного происхождения. Начинается после двух тактов вступления, которые представляют собой мягкий и покачивающийся фон, передающий внутреннюю тревогу, беспокойство. Минорный лад, тихая звучность на рiano, короткие фразы как вздохи, высокий регистр – всё это передаёт настроение тоски и печали. Во втором предложении тема звучит октавой выше, в октавном удвоении, еще более возвышенно и нежно. Обращает на себя внимание гармония второй низкой, которая вносит в тему скорбный оттенок.

Средний раздел (тема написана в постой трехчастной форме) отличается большей тревогой, беспокойством. Тема переходит от одного исполнителя к другому, распадаясь на отдельные фразы. Широкие скачки, хроматизмы придают теме большую напряженность, взволновнность.

В репризе тема звучит в тональности фа мажор. Удивительно, что мажор не делает ее более светлой и радостной, напротив, боль становится еще более щемящий.

Вторая тема (b) вносит яркий контраст. Это та сила, которая стоит на пути влюбленных. Опора на жанр марша, мрачные унисоны, ff, аккордовая фактура, резкие диссонансы, широкие скачки придают теме характер суровый, наступательный.

Затем вновь возвращается первая тема (a1). Но теперь она звучит более напряжённо, сжимается. Она отличается тональной неустой­чивостью: начавшись в ре-бемоль миноре (тональности VI минорной, по отношению к главной тональности, «шубертовской» гармонии), она неожиданно переходит в ля минор, в котором звучит вторая тема. Фактически ля минор, энгармонически равная си-дубль-минору, так же является VI минорной по отношению к ре-бемоль минору. Так возникает очень мрачная терцовая цепь тональностей, подчеркивающая трагизм содержания 1 части.

Вторая тема (b1) проходит здесь имитационно у первого и второго исполнителя, что предвосхищает трагическую кульминацию всей фантазии: двойное фугато в финале всей фантазии.

Последнее сопоставление двух тем в 1 части фантазии иного характера. Обе проходят на рр, в высоком регистре. Словно под воздействием первой темы – смягчается вторая, тема вражды. Она проходит в тональности фа мажор, в прозрачной фактуре на фоне тремоло в высоком регистре, благодаря чему звучит мягче, светлее, утрачивает свой враждебный и суровый характер. Возникает иллюзия, что счастье достижимо, что преграды могут быть преодолены. Тема словно растворяется, достигая РРР. Но резкое крещендо, неожиданный тональный сдвиг в фа диез минор, напряженно звучащие, акценти­рованные аккорды разрушают надежду на счастье.

Вторая часть, Largo, начинается с темы, которую можно назвать темой рока, фатума. Она звучит грозно, зловеще, отличается масштаб­ностью, размахом. Эта тема словно вторгается в мир любви и красоты, предвосхищая трагическую развязку. Заостренный пунктирный ритм, звучание на фортиссимо, плотная аккордовая фактура в сочетании со зловещими трелями создает образ непреклонный, величественный. Тема основана на имитационном проведении краткой фразы, насыщенной речевыми, гневными интонациями. Неожиданно оборвавшись на доми­нантовой гармонии, через такт паузы вступает новая тема в Fis-dur (она образует середину простой трехчастной формы, в которой написано Largo).

Вторая тема лирическая, нежная, передает светлую печаль. Мелодия романсового склада, отличается напевностью, пластичностью, гибкостью. Скачки на сексту, септиму, восходящие задержания придают теме удивительную выразительность. Имитационное проведение этой темы в партии первого и второго исполнителя воспринимается как взволнованный диалог двух влюбленных.

Важную роль играет сопровождение, основанное на триольном ритме, передающих трепетное биение сердец. В процессе развития напряжение растёт: увеличивается динамика, расширяется диапазон. Длинные фразы укорачиваются, а потом и вовсе становятся обры­вистыми, напряженными, являясь, как бы, возгласами человека, который противостоит судьбе. Триоли в сопровождении сменяются на резкий и заостренный ритм из первой темы.

Под воздействием этой темы преобразуется и первая тема в репризе. Она теряет свой жесткий и неумолимый характер, звучит в высоком регистре, на РР. Однако затишье не продолжительно. Вторая часть заканчивается мрачным и сокрушительным маршем злых сил.

Третья часть, Аllegro vivace, выполняет роль скерцо в цикли­ческой форме. Она начинается в фа-диез миноре, после доминантовой гармонии, на которой остановилась вторая часть. В основе ее жанр танца, эта часть является некоторым отстранением от главной идеи произведения. Возможно это грустные, проникнутые светлой печалью, а, порой, и драматизмом, воспоминания о каком-то празднике.

Форма третьей части сложная трехчастная, с трио. Тематизм крайних частей проникнут энергией движения. Резкие перепады дина­мики, сфорцандо, подчеркивающие диссонирующие созвучия, минорный лад придают несколько сумрачный колорит танцевальным темам.

В центре – трио в ре мажоре. Прозрачная, хрупкая тема в высоком регистре вносит новый штрих в музыку Аllegro vivace, но и здесь временами прорывается драматизм крайних частей.

В конце третьей части есть небольшая связка, которая выполняет плавный переход к четвертой, завершаясь на доминанте. По характеру она грозная, мощная, стремительная. Звучит на ff, дублируется в двух голосах, в аккордовой фактуре. В завершении выдержана пауза на фермате.

Четвертая часть, Allegro molto moderato, играет роль кульми­нации всей композиции, смыслового итога, трагического вывода. Она строится на тех же темах, что и первая часть, образуя репризу всей формы, способствуя замкнутости и стройности всей композиции. Первая тема проходит без изменений, что говорит о неизменности чувств.

Вторая тема, которая воплощала враждебный, грозный образ, здесь так же проходит без изменений, однако получает очень масштабное развитие. Она становится основой для двойного фугато, соединяясь с новой темой, которая еще больше усиливает присущую основной теме жесткость, наступательность. Обе темы проходят в разных голосах в основной и доминантовой тональности. В процессе изложения усили­вается звучность, уплотняется фактура воплощая картину торжества злых сил, которая сметает все на своем пути, не оставляя надежду на достижение счастья. Достигнув наивысшей точки, фугато неожиданно обрывается на доминантовой гармонии. Такт паузы отделяет начало коды.

В коде вновь проходит тема любви на пиано, как бы издалека, как воспоминание, которое внезапно обрывается диссонирующими аккордами на ff, возвращающими в мир реальности, утверждая главную тему фантазии.

Фантазия фа минор – лирическая исповедь композитора о чем-то очень личном и сокровенном. Идея невозможности достижения счастья лежит в основе всех частей фантазии и раскрывается каждый раз по-новому. Четыре раздела фантазии скреплены не только единством замысла, но и общностью тем и плавными переходами от одного раздела к другому. Фантазийное импровизационное в произведении сочетается с четкой логикой и продуманностью всей композиции.