Статья:

Композиция как средство создания художественного образа в портрете

Конференция: XXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Гилёва М.А. Композиция как средство создания художественного образа в портрете // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 8(39). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 5-21.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Композиция как средство создания художественного образа в портрете

Гилёва Марина Алексеевна
студент ФГБОУ ВО Уральский государственный архитектурно-художественный университет (УрГАХУ), РФ, г. Екатеринбург

 

COMPOSITION AS A MEANS OF CREATING AN ARTISTIC IMAGE IN A PORTRAIT

 

Marina Gileva

Student, Ural State University of Architecture and Art (USAAA), Russia, Yekaterinburg

 

Аннотация. Заявлена проблема недостаточной освещённости композиции портрета в учебных пособиях по композиции. Выявлены основные композиционные средства, которые применяются для создания художественного образа в портрете. Найденные средства проиллюстрированы примерами из мирового искусства.

Аbstract. The problem of insufficient illumination of the subject of the portrait composition is stated. The main compositional tools that are used to create an artistic image in a portrait are identified. The found funds are illustrated with examples from the world of art.

 

Ключевые слова: портрет; художественный образ; композиция; анализ произведений живописи.

Keywords: portrait; artistic image; composition; analysis of paintings.

 

В портрете, так же, как и в бытовом и историческом жанре, композиция играет ключевую роль. Е. А. Кибрик пишет: «Область композиции является средоточием идейно-творческого начала в изобразительном искусстве. В этом смысле даже портрет и пейзаж с натуры немыслимы вне композиции, которая выражается в первую очередь в выборе точки зрения, в том или ином размещении изображаемых элементов, в принципе отбора деталей. В данном случае через композицию выражается отношение художника к своей модели, его понимание модели, то есть эстетическая оценка модели художником» [9]. Тем не менее, в учебном процессе, по мнению автора, недостаточно внимания уделяется  композиционному анализу портрета.

После знакомства с литературой, посвящённой композиции в произведениях станковой живописи, автором был сделан вывод, что в данной статье необходимо  акцентировать внимание на создании художественного образа в портрете с помощью средств композиции. В ходе исследования были изучены существующие законы, правила, приёмы и средства композиции, выделены те, которые наиболее часто используются известными художниками для создания портрета, и проиллюстрированы примерами из мировой живописи.

Средства композиции для создания художественного образа в портрете

Геометрические формы. Роль геометрических форм в композиции подробно описывает Н.Н. Волков в своей книге «Композиция в живописи»[3], говоря о так называемом «законе хорошей формы». В любой беспорядочной мозаике пятен, помимо нашей воли, восприятие всегда находит некоторую упорядоченность. Мы непроизвольно группируем пятна, и границы этих групп чаще всего образуют простые геометрические формы. Поэтому, чтобы картина выглядела  гармоничной, в композицию ещё на стадии эскиза закладывают простую геометрическую фигуру.

Чаще всего в картинах форма пятен группируется либо в круг, либо в треугольник, реже − в прямоугольник.  Композиционный треугольник или круг выполняют главные композиционные функции − объединение и выделение главного. Но, кроме этого, они несут в себе свою символику. Круг выражает завершённость, совершенство, покой, бесконечность. Обычно форма круга встречается в композиции икон. Овал − вытянутый круг − передаёт чувство возвышенного эмоционального тона. Прямоугольник создаёт ощущение равновесия и спокойствия. Треугольник ассоциируется с динамикой, конфликтом и напряжением за счёт диагонально направленных линий и острых углов, но в то же время даёт ощущение баланса и устойчивости, если его нижняя сторона параллельна краю картины. Классическая композиционная схема старых мастеров – портрет, вписанный в равнобедренный треугольник с вершиной наверху.

В качестве примера воздействия простых геометрических форм можно рассмотреть картину голландского живописца Якоба Адриансзона Баккера «Портрет мальчика в сером». В фигуре мальчика читается треугольник – традиционная устойчивая композиционная форма. Но можно заметить, что треугольник не равнобедренный, а имеет острый угол (его создаёт направление рук мальчика). Это привносит в композицию динамику. Вместе с тем, формат картины имеет форму овала, что создаёт  ощущение покоя и гармонии. В итоге складывается спокойный, но не статичный образ.

 

Рисунок 1. Я. А. Баккер. Портрет мальчика в сером. 1634

 

Пятно. Пятно играет важную роль в восприятии композиции портрета. Если проанализировать портрет, принадлежащий кисти любого известного мастера, можно обратить внимание на то, как «работает» конфигурация тональных и цветовых пятен, образуя в каждом случае особый ритм.

В качестве примера можно рассмотреть произведение И. Е. Репина «Портрет Леонида Андреева». Главное в портрете − лицо и руки − сдвинуты от зрительного центра к краям, больше половины холста занимает белое пятно рубашки. Как же художник добивается ощущения цельности? Мы видим, что пятна зелёного цвета образуют перевёрнутый треугольник. Их три: два средних по объёму пятна, служащие фоном для головы, и одно маленькое пятно в нижней части картины. Другой треугольник образуют примерно одинаковые пятна розово-красного цвета, они «держат» центральную часть картины. Кроме того, насыщенные по цвету и тону, пятна лица и рук тоже образуют треугольник. Снизу композицию замыкает тёмное пятно брюк, перекликающееся с волосами в верхней трети холста. Таким образом, композиция смотрится гармоничной и уравновешенной.

 

Рисунок 2. И. Е. Репин.  Портрет Леонида Андреева. 1904

 

Линия. В живописном портрете линии как таковой не существует, её образуют границы между смежными частями композиции, поверхностями, имеющими разный цвет и тон, а так же контуры предметов. Линия контура несёт в себе самую важную информацию об изображении. Установлено, что быстрее всего глаз распознаёт именно абрис предмета. (Данную мысль высказывает Г. И Панксёнов в учебном пособии «Живопись: форма, цвет, изображение»[6])  Поэтому линия, несмотря на свою подчинённую роль, имеет большие выразительные возможности. (Передачу различных эмоциональных состояний с помощью линии описывает М. Г. Кудреватых в пособии «Композиция: путь к образу»[5], в основу дальнейших рассуждений положены его мысли). Например, у Сандро Боттичелли линия – основное средство создания художественного образа. С помощью плавных, округлых, изящных линий художник передаёт античную красоту, благородство духа и спокойствие его героев.

 

Рисунок 3. С. Боттичелли. Портрет молодой женщины. 1480-1485

 

Линии же Отто Дикса, германского художника − экспрессиониста, создают диагональные ритмы и острые углы, передавая внутреннюю динамику, выражая диссонанс и надлом в душе портретируемой.

 

Рисунок 4.  Отто Дикс. Портрет журналистки Сильвии фон Харден. 1926

 

Ритм из прямых горизонтальных линий может вызывать чувство статичности, покоя и тишины, а повторение вертикальных линий содержит в себе возможности создания ощущения силы и торжественности, и также некоторой статичности. Мы можем рассмотреть использование горизонтальных и вертикальных линий на примере картины Ж. Л. Давида «Портрет мадам Рекамье». Горизонтальные линии читаются в кушетке, тени от неё, скамейке для ног,   перекликаются с линиями предплечья и бедра, не совсем прямыми, но всё же в большей степени тяготеющими к горизонтали. Ритм же вертикальных линий можно проследить в спинке и ножках кушетки, торсе модели, его подчёркивает линия канделябра. Художник изобразил героиню в виде античной весталки, и сочетание горизонтальных и вертикальных линий передаёт её величественное спокойствие и внутреннюю силу.

 

Рисунок 5. Ж-Л. Давид.  Портрет мадам Рекамье. 1800

 

Силуэт. Говоря о возможностях линии и пятна, необходимо упомянуть создание силуэта. Силуэт − это одновременная работа линии контура и цельного по тону пятна внутри него. Силуэт позволяет выделить фигуру из окружения за счёт величины формы, тонального или цветового пятна и контура. Характерный силуэт придаёт портрету выразительность и индивидуальность.

Портреты В. А. Серова − один из примеров особо внимательного отношения к силуэту.  С помощью выбора наиболее характерной позы портретируемого, контраста фона и фигуры, изысканных линий контура фигуры, акцента на пластике рук художник создаёт художественный образ.

 

Рисунок 6. В. А. Серов. Портрет  А.В. Касьянова. 1907

 

Портрет А. В. Касьянова, принадлежащий кисти В. А. Серова – один из примеров использования силуэта в качестве основного изобразительного средства.  Одежда решена максимально лаконично, буквально одним большим пятном с небольшим количеством нюансов. Внутри чёрного пятна пиджака – характерный светлый силуэт руки с листом  бумаги, немного ритмичных акцентов – белый воротничок, выглядывающий рукав, цепочка от часов. Ограниченная цветовая гамма помогает сосредоточиться на форме пятна и движении линий.

Симметрия. Симметрия − зеркальное отображение изобразительной формы относительно определённой оси или плоскости, создающее ощущение устойчивости, монументальности, статичности композиции, торжественности момента. При полной симметрии правая часть поля картины отражается, как в зеркале, в левой, и наоборот. Чаще всего полную симметрию можно увидеть на иконах. Но существует неполная симметрия, которая допускает нюансное изменение в деталях формы или расположении формы относительно оси симметрии. (Изложено по Ф.Н.Ковалёву [2])

В портретной живописи неполная симметрия встречается гораздо чаще, чем полная, потому что даже лицо человека не может быть полностью симметричным. Но всё же можно найти случаи полной симметрии, например, портрет И.В.Сталина (1936) работы П. Н. Филонова. Полная симметрия подчёркивает «иконографичность» изображения, тем самым говоря о «культе личности», и в то же время создаёт ощущение пугающей статичности и безжизненности, жёсткости и суровости изображённого лица.

 

Рисунок 7.  П. Н. Филонов Портрет И. В.Сталина. 1936

 

В качестве примера неполной симметрии можно рассмотреть картину И. Я. Вишнякова «Портрет Сарры-Элеоноры Фермор». Лицо и тело портретируемой находится на оси симметрии, положение левой и правой руки схоже, справа и слева находятся одинаковые по массе пятна фона. Но можно найти и отличия: в правой руке девочки находится веер, в то время как левая придерживает платье, в правой части фона − окно и колонна, а в левой − пространство комнаты. Лицо тоже не совсем симметрично, так как изображено не анфас, а в большей мере в три четверти. Можно трактовать использование неполной симметрии в данном портрете как способ показать то, что девочка, несмотря на необходимость постоянно следовать нормам светского этикета,  всё-таки остаётся живой и непосредственной натурой.

 

Рисунок 8.  И. Я. Вишняков. Портрет Сарры-Элеоноры Фермор. 1750

 

Ассиметрия.

В ассиметрической композиции полностью отсутствуют признаки симметрии. Основным условием создания  такой  композиции является (как и в случае симметрической композиции) равновесие всех частей композиции. Достижению равновесия в этом случае способствует верное расположение и соотношение цветовых и тональных пятен, конфигурация элементов форм, плотность (сгущение или разрежение) структуры композиции, ее насыщенность деталями, фактура. Ассиметрия изобразительной формы привносит в композицию  динамику. (Изложено по Г. И. Панксёнову [6], О. Л. Голубевой[8])

Примером нестандартного композиционного решения портрета с помощью ассиметрической композиции может послужить картина Н. И. Фешина «Портрет Вари Адоратской». Художник сдвинул фигуру девочки в левую половину картинной плоскости, оставив много свободного пространства в правой части. Композицию объединяют массы предметов, расположенных по краям картины. Взгляд направляется по кругу, скользя по живописному беспорядку неубранного стола, пятнам цветочных горшков на подоконнике и фотографиям на стене, возвращаясь к лицу девочки. Ничем не заполненное пространство стены уравновешивают яркие и разнообразные пятна элементов натюрморта. Ассиметрическая композиция здесь передаёт свежее и свободное от шаблонов детское восприятие мира.

 

Рисунок 9. Н. И. Фешин.  «Портрет Вари Адоратской». 1914

 

Линия горизонта.

Заниженный горизонт, взгляд на модель «снизу» способствует созданию монументального и возвышенного образа. Так В. А. Серов в «Портрете Марии Ермоловой», используя работу с ракурсом, выявляет в облике трагической актрисы внутреннее величие и благородство. Завышенный горизонт, взгляд «сверху вниз» может быть средством уничижительной характеристики, как у В. А. Серова в «Портрете княгини Ольги Орловой». Также подобный взгляд содержит в себе возможность изображения скромности, смирения героя или его низкого социального положения (Э. Дега «Две гладильщицы»). Кроме того, высокий горизонт дает возможность показать глубину далекого пространства. Смотря на картину с высоким горизонтом, зритель как будто приподнимается над происходящим, что поднимает обычную ситуацию до уровня легенды или сказания и даёт контекст вечности, (П. де Шаванн «Бедный рыбак», Е.Е.Моисеенко «Сергей Есенин с дедом»). Если же линия глаз располагается примерно на середине холста, создается впечатление, что мы находимся на одном уровне, в одном пространстве с тем, что изображено, и становимся соучастниками изображаемого события. (Воздействие линии горизонта на зрителя описывает П. Лернер в статье «Линия горизонта в искусстве»[13]).

 

Рисунок 10. В. А. Серов. Портрет артистки М. Н. Ермоловой. 1905

 

 

Рисунок 11. В. А. Серов. Портрет княгини Ольги Орловой. 1905

 

Рисунок 12. Э.  Дега.  Две гладильщицы. 1884

 

 

Рисунок 13. Пьер Сесиль Пюви де Шаванн. Бедный рыбак. 1881

 

Ракурс. Профильное изображение модели воспринимается как более эмоционально отдалённое от зрителя, предполагает идеализацию модели, напоминая об античных камеях и римской медали. Встречаются лица, чей характер лучше передаётся профилем, чем анфасом − целеустремлённые, волевые и эгоцентричные личности. Впрочем, необходимость профильного ракурса может быть обусловлена индивидуальными особенностями лица. Кроме того, некоторые исследователи считают, что в портретах эпохи Возрождения женщину изображали в профиль, чтобы подчеркнуть её целомудрие и добродетельность − за счёт отказа от передачи эмоций и контакта со зрителем. (По статье В.Н. Захаровой [12])

Изображение анфас традиционно символизирует духовность, созерцательность. Таким образом изображаются лики на иконах. Сейчас в искусстве этот смысловой оттенок уже неочевиден, тем не менее для создания возвышенного образа можно использовать анфас, сделав акцент на выражении глаз портретируемого. Кроме того, изображение анфас позволяет создать впечатление контакта между зрителем и изображением.

Ракурс «в три четверти» считается наиболее удобным для создания психологической характеристики, в нём сочетается выразительность профиля и фасовая ориентированность на контакт со зрителем.

Контраст и нюанс. Контраст − одно из главных средств композиции. По Е.А. Кибрику : «Выразительность композиции зависит от контрастов, лежащих в ее основе. В композиции сочетаются не только разнообразные, но и контрастные, противоположные элементы: объем и плоскость, свет и тень, большое и малое, близкое и далекое, цвета холодные и теплые, а также контрасты положений, на которых строится сюжет» [9]. Кроме того, можно сыграть на контрасте различных материалов и фактур одежды, предметов и окружения. Главное, чтобы контрасты помогали раскрытию образа, а не отвлекали от него − необходимо помнить о художественном обобщении.

Один и тот же художник в зависимости от задач и образа портретируемого может сделать и контрастный, и нюансный по тону и цвету портрет, но внутри контрастного образа будут присутствовать нюансы, а в нюансном образе можно найти контрасты. К примеру, М. В. Врубель в портрете С. И. Мамонтова использует тональный контраст чёрного и белого, но внутри самого тёмного тона − разнообразие зелёных, синих и бордовых оттенков.

 

Рисунок 12. М. В. Врубель. Портрет С.И.Мамонтова. 1897

 

Портрет Н. И. Забелы-Врубель, его же кисти, любопытен тем, что тонально он построен на нюансах, но основные цвета использованы контрастные − жёлтый и фиолетовый, что даёт внутреннее напряжение и остроту образу.

 

Рисунок 13. М. В. Врубель. Портрет артистки Н.И.Забелы-Врубель, жены художника, в летнем туалете "Empire", исполненном по замыслу художника. 1898

 

Подводя итоги исследования, можно сказать, что использование композиционных средств в портретной живописи  создаёт художественный образ нисколько не в меньшей степени, чем поза, жест, мимика и одежда модели. Композиционные приёмы применяются для усиления выразительности и более полного раскрытия идеи.

 Кроме того, композиционно организованный формат холста помогает восприятию портрета. Именно благодаря композиции портрет из простого изображения лица или фигуры превращается в картину, имеющую самостоятельную художественную ценность и представляющую интерес не только для  заказчика, но и для многих поколений зрителей.

 

Список литературы:
1. Шорохов Е. В. Композиция: Учебник для студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов. 2-е изд. / Е.В. Шорохов. – М.: 1986.
2. Ковалев Ф. В. Золотое сечение в живописи: учеб. пособие. − М.: РИП-холдинг, 2013.
3. Волков Н. Н. Композиция в живописи. − М.: Изд-во В. Шевчук, 2014.
4. Могилевцев В. А. Основы композиции: учеб. пособие. – (Изобразительная грамота) СПб.: 4арт, 2017.
5. Кудреватых М. Г. Композиция: путь к образу: Пособие для студентов по направлению подготовки 54.05.02. «Живопись». − Спб.: Артиндекс, 2015.
6. Панксёнов Г. И. Живопись: форма, цвет, изображение.: учеб. пособие для студентов вузов. − М.: 2008.  
7. Паранюшкин Р. В. Композиция: теория и практика изобр. искусства: учеб. пособие. − 3-е изд., пе-рераб. − СПб. [и др.]: Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2017.
8. Голубева О. Л. Основы композиции. − М., 2004.
9. Кибрик Е. А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве // Вопросы философии. − 1967. − № 106.
10. Могилевцев В. А. Основы живописи. − С-Петербург, 2012. − С. 36.
11. Басин Е. Я. Эстетический анализ композиции в изобразительном искусстве //Проблемы композиции. − М.: Изобразительное искусство, 2000.− С. 143−153.
12. Захарова В. Н. Современное искусствознание о портрете итальянского Возрождения: актуальные методы и проблемы исследования // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 3. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2013. С. 381–387. 
13. Лернер П. Линия горизонта в искусстве// Журнал «Костёр». − 2004. − №10. 
14. Ротмистров В. И. Проблематика композиции портрета с плечевым поясом в живописи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 5 (май). − 0,4 п. л. − URL: http://e-kon-cept.ru/2018/185017. Htm. (Дата обращения — 28.02.20).

 

Приложение.

Источники использованных рисунков (дата обращения — 27.02.2020):

Рис.1. URL: https://kolybanov.livejournal.com/5609885.html

Рис.2. URL: https://gallerix.ru/album/Repin/pic/glrx-557608032

Рис. 3. URL:https://muzei-mira.com/kartini_italia/2274-portret-molodoy-zhenschiny-sandro-bottichelli-opisanie.html

Рис.4. URL: https://artchive.ru/artists/1657~Otto_Diks/works/198458~Portret_zhurnalistki_Sil'vii_fon_Kharden

Рис.5. URL: https://artchive.ru/jacqueslouidavid/works/22674~Portret_madam_Rekam'e

Рис.6. URL: https://artchive.ru/valentinserov/works/33633~Portret_AV_Kas'janova

Рис.7. URL: https://artchive.ru/pavelfilonov/works/336637~Portret_IV_Stalina

Рис.8. URL: https://artchive.ru/artists/298~Ivan_Jakovlevich_Vishnjakov/works/12233~Portret_Sarry_Eleonory_Fermor

Рис.9. URL: https://artchive.ru/nicolaifechin/works/486139~Portret_Vari_Adoratskoj

Рис.10. URL: https://gallerix.ru/album/Serov/pic/glrx-560052490

Рис. 11. URL:https://artchive.ru/valentinserov/works/33565~Portret_knjagini_Ol'gi_Orlovoj

Рис.12. URL:https://artchive.ru/edgardegas/works/201995~Dve_gladil'schitsy

Рис.13. URL: https://www.liveinternet.ru/users/aleksyri/post208595041

Рис.14. URL: http://vrubel-world.ru/vrubel-art/19.php

Рис.15. URL:http://vrubel-world.ru/vrubel-art/8.php