Статья:

Пьесы композиторов эпохи барокко как источник становления жанра этюда

Конференция: XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музыкальное искусство

Выходные данные
Чаоломэн Пьесы композиторов эпохи барокко как источник становления жанра этюда // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(18). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 12-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Пьесы композиторов эпохи барокко как источник становления жанра этюда

Чаоломэн
аспирант, УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств», Республика Беларусь, г. Минск

 

Pieces of composers of the Baroque era as a source of the genre of etude

 

Chaolomein

post-graduate student of the Belarusian State University of Culture and Arts, Republic of Belarus, Minsk

 

Аннотация. Этюды эпохи барокко – это далеко не только упражнения для пальцев. Куда большую роль они играли в формировании понимания и исполнения произведения искусства, а также в формировании всестороннего ощущения произведения – ощущения руками, умом, слухом и душой. Многие современные музыкальные стили унаследовали всё лучшее из музыки эпохи барокко, что также является причиной, по которой ее все еще широко используют вплоть до наших дней.

Abstract. Etudes of the Baroque era are far from being just finger exercises. Where they played a large role in the formation of understanding and execution of works of art, as well as in the formation of a comprehensive feeling of the work - a feeling of hands, mind, hearing and soul. Many modern musical styles inherited the best of Baroque music, which is also the reason why it is still widely used up to the present day.

 

Ключевые слова: Этюд; барокко; Иоганна Себастьяна Баха; Доменико Скарлатти; клавиш.

Keywords: Etude; Barokko; Iogann Sebastian Bach; Domenico Scarlatti; keyboard.

 

Форма этюда может выражаться в узком и широком смысле. В узком смысле этюд рассматривается исключительно как тренировка техник, а в широком смысле значение придается не только его технической стороне, но и музыкальному выражению.

Среди композиторов эпохи барокко, внесших выдающийся вклад в развитие техник исполнения, особо можно выделить И.С. Баха, Д. Скарлатти. В их произведениях отразилось большое количество методов отработки исполнительских техник. Эпоха барокко также получила название «эпохи зарождения этюдов».

Произведения Иоганна Себастьяна Баха (1685–1750) – известного немецкого композитора, величайшего «зодчего» полифонической музыки, мастера, внесшего выдающийся вклад в развитие музыки. Произведения Баха использовались для обучения игры на клавесине, например, «15 двухголосных инвенций», «15 трехголосных инвенций», «Английские сюиты», «Французские сюиты».

В особенности в прелюдиях «Хорошо темперированного клавира» в большом количестве проявились элементы тренировки техник, например, прелюдии NO·1, 2, 3, 5, 6, 11, 14, 15, 17, 20 первого тома, прелюдии NO·2, 6, 10, 12, 15 второго тома – все они разворачиваются в двух фигурах на основе тоники и субдоминанты, первая – тренировка сильного стаккатто на восьмых, вторая – тренировка легких шестнадцатых. Совершенно ясно, что произведения подготовлены для этюдов, две динамичные фигуры придают совершенно новый эффект музыке.

Исполнение техник в произведениях Баха предъявляет высокие требования к пальцам, движения должны быть ловкими и четкими, амплитуда небольшой, ритм и скорость должны оставаться равномерными. Только четко отработав каждую партию, можно выразить ее музыкальное содержание. Бах также сочинил несколько произведений, цель которых – акцент на их исполнении, например, «Хроматическая фантазия и фуга ре минор», «Итальянский концерт» и др., во всех этих произведения наблюдаются сложные и изощренные техники.

Со стороны клавирных техник произведения Баха, несомненно, являются новаторскими, имеющими большое влияние: «Все его инвенции, малые прелюдии и фуги, нотная тетрадь Анны Магдалены Бах и даже «Хорошо темперированный клавир», «Искусство фуги» – все они выдвинули задачу изучения не только музыки, но и техники исполнения.

Одновременно с этим, в той же степени они требовали завершения другой возвышенной задачи – глубокого исследования музыки, ее сути, творческого постижения музыкального мира, освоения безграничной «сокровищницы звука» нашего музыкального мира» [8, с. 104].

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор, весьма известный в истории западной музыки. Он сыграл ключевую роль в становлении формы классических сонат, поэтому и известен как «отец классических сонат». Еще больше он известен как новатор техник игры на клавикорде, изобретатель совершенно новых клавирных техник.

Несмотря на то, что Скарлатти и Бах – композиторы одной эпохи, музыкальный стиль Скарлатти кардинально отличается от Баха. Сонаты Скарлатти – однотемные двухчастной формы, но также есть и двухтемные. Произведения Скарлатти больше стремятся к ярким, нарочитым, техничным средствам выражения.

В этих произведениях не только проявляются новые техники исполнения, в куда большей степени они проложили путь техникам игры, высвобождающим все тело исполнителя. Техника игры на клавишных инструментах в XVIII веке все еще брала за основу подходы «школы пальцев», руки, запястья и все тело еще не были высвобождены в полной мере, оно часто сохраняло неподвижное положение.

Однако Скарлатти совершил смелый прорыв в технике игры, в его сонатах появились: параллельные терции, сексты; скачки на клавиатуре на большие расстояния, арпеджио и пр.

Для выполнения этих новых техник работы пальцев было недостаточно, требовалась также помощь кистей и участие силы рук. Подвижный ритм тела буквально сталкивался с музыкой, слушатели могли ощутить музыку как визуально, так и на слух. Можно увидеть, что клавирная музыка Скарлатти не относится ни к стилю Баха, ни к школе классицизма, это предвестник романтизма. Он также оказал влияние на произведения Листа и Мендельсона. Одним словом, открытия Скарлатти в техниках клавирной игры оставили значительный след в истории развития фортепиано.

Таким образом, пьесы композиторов эпохи Барокко предвосхищают развитие жанра этюда, но вовсе не ограничиваются тренировкой техники пальцев, они в большей степени опираются на полифоническую музыку, которая занимает ведущее место. Мажорные и минорные лады заменяют церковные, в произведениях возникает большое количество мелизмов, которые раскрыты во всех подробностях.

Все это позволяет исполнителю полностью понять произведение с теоретической и практической сторон, оно всесторонне объединяет тренировку рук, мозга, ушей и сердца. Однако в настоящее время многие музыкальные стили заимствовали лучшее из музыки эпохи барокко. Вот почему она широко используется до настоящего времени.

Поэтому мы можем сказать, что определенные пьесы эпохи барокко можно назвать "этюдами" в широком смысле, целью которых является "совершенствование конкретных музыкальных техник" [1] и "определенная техническая проблема в эстетически удовлетворяющей манере" [2].

 

Список литературы: 
1. Etude [Electronic resource] : Wikipedia. – Mode of access : http://en.wikipedia.org/wiki/%C3%89tude. – Date of access : 02.02.2018.
2. Etude [Electronic resource] : Encylopedia Britannica, 2014. – Mode of access : http://www.britannica.com/EBchecked/topic/194671. – Date of access : 07.03.2018. 
3. Etude // The Harvard Dictionary of Music / ed. D. M. Randel. – Cambridge, Mass. : Harvard University Press, 2003. – 978 p.
4. 周薇 《西方钢琴艺术史》上海:上海音乐出版社, 2003. 186页 = Чжоу, Вэй. История западного фортепианного искусства / Вэй Чжоу. – Шанхай : Музыкальное издательство, 2003. – 186 с. 
5. 张佳林 《钢琴演奏与伴奏技巧》北京 :中央音乐学院出版社,2005. 23.总页178 = Чжан, Цзялинь. Мастерство игры на фортепиано и аккомпани-рования / Цзялинь Чжан. – изд – во Центральной музыкальной консерва-тории, 2005. – 178 с.