Система шумопонижения Dolby как фактор развития саунд-дизайна в кино
Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Теория и история искусства
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Система шумопонижения Dolby как фактор развития саунд-дизайна в кино
Как известно, создание саунд-дизайна в кино напрямую связано с развитием звукозаписи. Именно эволюция звукозаписи как результат тесного взаимодействия инженерно-практических изысканий с научно-техническим прогрессом предопределила возможность обработки и моделирования звука, направленных на производство акустической среды в фильме. Одним из прорывов в истории развития звукозаписи и шире – саунд-дизайна является создание системы шумопонижения Dolby, названной по имени ее создателя – Рея Милтона Долби (Ray Milton Dolby).
Р. Долби родился в 1933 г. в США в г. Портленд (штат Орегон, США), но вырос в Сан-Франциско, где в возрасте 16 лет начал работать в компании Ampex – одной из первых, начавшей производство устройств магнитной записи звука. Первым большим успехом компании стал катушечный магнитофон, разработанный по заказу Б. Кросби на основе немецкого звукозаписывающего аппарата Magnetophon. Но кассетные магнитофоны в то время имели большой недостаток: при прослушивании они издавали шипение и шумы, раздражающие слух. Эти шумы были связаны с трением магнитных частиц и головки воспроизведения во время проигрывания, что для того времени представлялось неразрешимой задачей.
Увлекшись проблемами звукозаписи, Р. Долби начал всерьез задумываться о способах уменьшения шума без вреда для качества звука. Учитывая тот факт, что при одновременном сосуществовании сильного и слабого звука человеческое ухо “игнорирует” уступающий по громкости звук, Р. Долби пришел к выводу, что шумовыми помехами можно пренебречь, если звуковой источник значительно превосходит шум магнитной ленты. Далее он расширил свое предположение: если увеличить интенсивность сигнала тихой звуковой дорожки, то во время проигрывания шум магнитофонной пленки может не восприниматься слухом. Используя метод зеркального отображения, Р. Долби спроектировал устройство цепи, которое во время проигрывания может вернуть акустический сигнал к обычному уровню (сигнал, усиленный во время записи, снижает, тем самым, шум магнитной пленки). Так в 1965 г. появилась первая система шумопонижения Dolby A301. Эта система была разработана для профессионального использования и хорошо решала вопросы шума, который порождался при звукозаписи на материнскую ленту [1].
В 1966 г. в Вене на студии звукозаписывающей компании Decca впервые применили систему шумопонижения Dolby при записи фортепианного концерта В.А. Моцарта в исполнении В. Ашкенази. В конце 1966 г. Decca выпустила первую пластинку с использованием технологии шумопонижения Dolby – Симфония №2 Г. Малера под руководством дирижера Г. Шолти. В том же году бывшие американские звукозаписывающие компании CBS, RCA, MCA и Vanguard одна за другой начали использование системы шумопонижения Dolby, добившись значительного улучшения качества звука. В 1967 г. в Нью-Йорке было основано нью-йоркское отделение Dolby Laboratories [2].
Системы шумопонижения Dolby A быстро приобрели популярность и стали широко использоваться в профессиональных студиях благодаря возможности многоканальной записи музыки. В 1968 г. в Dolby Laboratories была разработана более простая в использовании система шумопонижения Dolby B – Dolby BNR. Система Dolby B была разработана для шумопонижения в товарах массового потребления (магнитофоны, домашние музыкальные центры и т. д.), а также для радиовещания (FM диапазон). Данная система способствовала шумопонижению в частотном диапазоне 10 дБ.
В 1970 г. была изобретена технология оптического стереовоспроизведения звука. Основное преимущество данной системы заключается в количестве каналов в части воспроизведения звука, а именно в добавлении четвертого канала объемного звучания к левому, правому и центральному каналам. В то же время решался вопрос содержания четвертого канала, который проходит через матричный код, хранящийся на двух оптических звуковых дорожках. Это и есть шумоподавление типа Dolby A для технологии стереозвукового кино. Поскольку программа имеет неоспоримые преимущества в совместимости, качестве воспроизведения звука, она очень скоро стала широко использоваться в киноиндустрии разных стран. С появлением технологии спектрального шумоподавления Dolby были введены в использование технологии стереозвука в кино нового поколения – Dolby SR.
В 1971 г. в Японии было образовано токийское отделение связи Dolby Laboratories. В то же время в Dolby Laboratories проводились постоянные исследования в совершенствовании акустического аспекта кинофильмов. В 1972 г. состоялся первый показ телепрограммы «Callan» с высокой точностью воспроизведения одиночной звуковой дорожки с использованием кодировки Dolby. Вслед за этим, в 1971 г. появился первый фильм, в котором при записи звуковой дорожки использовалась система шумопонижения Dolby A – «Заводной апельсин» (реж. С. Кубрик). Данная технология позволила значительно расширить динамический диапазон воспроизводимых частот в аудиосфере фильма. В 1975г. в фильме «Томми» (реж. К. Расселл) впервые использовали систему кодирования Dolby Stereo, а в 1977г. после выхода фильмов «Звездные войны» (реж. Д. Лукас) и «Близкие контакты третьей степени» (реж. С. Спилберг) система Dolby Stereo привлекла к себе всеобщее внимание кинорежиссеров [3].
Инженеры Dolby Laboratories постоянно стремились к исследованию и разработке новых технологий. Так, в 1979 году появилась система Dolby HX Pro, ее полное название – Dolby Hx Pro Headroom Extension. Она не только заключала в себе функцию шумопонижения, но и обладала технологией звукозаписи. В ней использовался принцип динамического подмагничивания – во время записи сила тока подмагничивания магнитной головки могла варьироваться в зависимости от частоты и интенсивности сигнала. В частности, особенно заметно влияние высокочастотного записываемого сигнала высокого уровня на силу тока подмагничивания. Однако совокупность тока подмагничивания и записываемого сигнала, добавленная на магнитную записывающую головку, остается неизменной. Вследствие этого снижается высокая частота магнитного насыщения магнитофонной ленты, увеличивается верхний предел кривой частотной характеристики, тем самым улучшается амплитудно-частотная характеристика и качество звукозаписи. Отделения Главной китайской звукозаписывающей компании в Пекине, Гуанчжоу, Шанхае, а также Тихоокеанская музыкальная компания поочередно приступили к использованию технологии системы шумопонижения Dolby и Dolby HX Pro, тем самым улучшая качество продукции магнитофонной ленты.
В 1980 г. инженерами Dolby Laboratories на основе системы Dolby В была успешно разработана новая система шумопонижения – Dolby C NR. Система Dolby C обеспечивает снижение эффекта шума в пределах до 20 дБ, а также обладает преимуществом уменьшения производимых искажений записываемого сигнала высокого уровня. Система обработки частотного спектра записи Dolby SR была разработана Dolby Laboratories в 1986 г. в целях дальнейшего улучшения записи звука и качества его передачи. С тех пор компании Dolby удалось закрепить лидирующие позиции в разработке технологии объемного звука в кино и в настоящий момент Dolby Laboratories в сотрудничестве с Walt Disney Pictures и Pixar Animation Studios разработала новый звуковой формат – Dolby Surround 7.1 – семиканальный (+1) метод звукового производства, который широко внедряется в кинопроизводство [7].
Таким образом, технологические инновации неизменно способствуют эстетическому прогрессу кинопроизводства. Сегодня качественный звук и звуковые спецэффекты стали неотъемлемой частью современных фильмов, их реализм постоянно совершенствуется, но то, что мы слышим – есть результат кропотливой работы специалистов на протяжении десятков лет.