Проблема становления универсальности рисования и пространственного мышления в системе преподавания рисунка на рубеже ХIХ-ХХ в
Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура
XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Проблема становления универсальности рисования и пространственного мышления в системе преподавания рисунка на рубеже ХIХ-ХХ в
THE PROBLEM OF FORMING DIVERSITY OF DRAWING AND SPACIOUS THINKING IN THE SYSTEM OF TEACHING A DRAWING AT THE TURN OF THE XIX-XX CENTURY
Michael Gorelov
Candidate of Art History, Moscow State Art and Industry Academy S. G. Stroganova, Russia, Moscow
Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена самим значением универсальности графического образования как образа мышления в контексте художественно-промышленного обучения. В этой связи особо подчеркивается мысль о том, что выпускник Строгановской Школы должен был быть способен работать в любой области художественной промышленности. Дается характеристика программ и новаторских методов преподавания рисунка на новом историческом витке развития Строгановской Школы.
Abstract. The relevance of this article is due to the importance of graphic education universality as a way of thinking in the context of artistic and industrial education. In this regard, emphasized the idea that a graduate of the Stroganov's School had to be able to work in any field of art industry. It is given the characteristic of programs and innovative methods of teaching drawing on a new historical round of Stroganov's School development.
Ключевые слова: декоративный метод; рисование формы; универсальный специалист.
Keywords: decorative method; drawing shapes; versatile specialist.
В настоящее время в сфере высшего художественно-промышленного образования России ведется много дискуссий по проблемам воспитания художника-дизайнера, архитектора, художника прикладного искусства в сфере его подготовки и дальнейшей профессиональной работы в области рисунка. В этом контексте обсуждаются и разрабатываются программы по рисунку в вузах художественно-промышленного профиля, проводятся научные конференции, высказываются различные мнения, публикуются статьи и доклады. В этой связи интересной практической составляющей является тема "графической универсальности" будущих специалистов. Уметь реализовывать свои идеи в различных техниках графики, уметь мыслить, воплощать свой креатив в своем индивидуальном стиле − это основа мастерства художника. Для понимания того, как исторически в российской художественно-промышленной школе складывался базис универсального специалиста, следует обратиться к характеру программ преподавания дисциплины "рисунок" нашего старейшего учебного заведения − Строгановской рисовальной Школы в период 1895-1905 гг..
Рубеж ХIХ-ХХ века в истории развития Строгановской Рисовальной школы ознаменовался рядом методических новаторских подходов, методик преподавания, которые совершенно преобразовали казалось бы, канонические характерные методы ведения академических дисциплин, одной из которых являлся рисунок. Во-первых, увеличилось количество часов на рисование по представлению и по памяти. Это было не свойственно училищу, поскольку оно до рассматриваемого периода ориентировалось более на проектные дисциплины. Во-вторых, обязательным для всех специализаций стало обучение владению пятью техниками рисования – карандашом, пером, тушью, акварелью и гуашью. Ежегодно проводились экзамены по каждой из этих видов техник.
Объяснялось это тем обстоятельством, что в то время у руководства учебного заведения возникла идея воспитать разностороннего специалиста прикладного искусства, что, в свою очередь, вызвало необходимость пересмотреть подход к учебным программам, особо определить границы в обучении общему и специальному рисунку. Выглядело это следующим образом. В процессе обучения будущий специалист знакомился со всеми видами ремесел. Это был первый период, составлявший 5 лет. По истечении данного срока обучения учащийся должен был выбрать специализацию, которой он посвящал оставшиеся 3 года. В начальный период, изучая разные техники рисунка, студенты воплощали их в соответствующих технологических производственных процессах. Это касалось техники нанесения штриха, работы с пятном, с линией, композиционной грамоты построения изображения вообще. Поэтому становится очевидным, что в последние 3 года обучения, когда переходили к работе с живой натурой, учащиеся использовали в рисовании навыки, полученные на первом этапе обучения. Как отмечалось в отчете училища за 1913-1916 учебные годы "... академическое рисование является как бы завершением тех методов преподавания рисования, которые осуществлялись в младших классах" [1].
Повысились требования к абитуриентам, поступавшим в Строгановское училище. Раньше учащиеся принимались без навыков в рисовании, требовались только некоторые знания по общеобразовательным предметам.
С 1898 г. желающие поступить в 1 класс должны были сдать экзамен «по рисованию геометрических тел, с наложением главных теней и света, а также простых ваз с тушевкой». [4, c. 134]. Особое внимание, которое на вступительном экзамене обращалось именно на данное задание, объяснялось тем, что по его результатам предполагалось выявить слушателей, обладавших способностью к основам объемно-пространственного мышления как к базовому фундаменту проектного, креативного мышления. Не прошедшие по конкурсу отсеивались; в младшее отделение 1 класса зачислялось по результатам вступительных испытаний, как правило, 50 человек, а в старшее – не более 30. В младшем отделении занятия по рисунку вел Н. В. Заикин, а в старшем – И. И. Козлов, оба выпускники Строгановского училища, работавшие в нем с 1888 г.
В связи с влиянием импрессионизма, искусства модерна в живописи и архитектуре, на смену широко распространенному в то время во всех художественных академиях России натуралистическому методу изображений, в Строгановской Школе пришел декоративный метод, который требовал от учащегося обобщенной подачи видимого. Вместо иллюзорности, известной условности, в учебную программу с осени 1898 г. вводился предмет «стилизация цветов». Преподавали его М. А. Врубель, Н. С. Курдюков и П. П. Пашков. На занятиях студентам предлагалось на основе исходного материала (букет цветов: астры, хризантемы, гиацинты и проч.) создать сначала обобщенное изображение цветка с характерными пластическими и цветовыми свойствами. Затем это изображение становилось своеобразным модулем проектирования, который многократно повторялся, уменьшаясь или увеличиваясь в масштабе. Таким образом создавался орнамент. Поскольку одновременно студенты изучали стили, то и проектируемые орнаменты выполнялись в разных стилевых интерпретациях. Учащихся не ограничивали в выборе техник. Материалы для выполнения графических композиций были следующие: уголь, карандаш, тушь, перо, акварель.
Следует отметить, что графические приемы и навыки, полученные учащимися на уроках по стилизации, нашли широкое применение на занятиях по «академическому» рисунку. Этот факт особенно важен, ибо междисциплинарные связи, практиковавшиеся в Строгановской Школе с момента основания, взаимодополняли друг друга и определяли основные направления в учебной программе. Всё это в совокупности повышало профессиональный уровень выпускников.
«Академическое» рисование в этот период вели С. В. Иванов, К. К. Первухин и Д. А. Щербиновский. Суть метода Иванова заключалась в умелом сочетании конкретного содержания работы с условными художественно-техническими приемами. Начав в 1899 г. преподавание рисунка, он с первых же шагов столкнулся с недостатками прежних методик: с бездумным копированием образцов, рисованием «штрихом» и т. п. С. В. Иванов предложил делать наброски и короткие рисунки с живой натуры (фигура человека). Впоследствии он стал практиковать наброски с двигающейся фигуры для изучения динамики движения, умения свободно использовать широкий спектр материалов. Причиной этому послужило зарождение мультипликации в Западной Европе. Вообще новые приемы изучения натуры, требования динамики, быстрой фиксации впечатления, все это – проявления в его методах преподавания тенденций импрессионизма и развития искусства фотографии.
Ещё один метод Иванова – «работа на воздухе», передача активности (пассивности) игры света и тени на предмете. Для этой цели использовались, например, наброски движущегося конного экипажа [5, c. 145].
Помимо наблюдательности и умения отображать в движущейся натуре линии, которые подчеркивают движение, создавая тем самым динамическое изображение, и пропускать те линии, что тормозят, этот метод имел большое практическое, профессиональное назначение. Например, в полиграфии для того, чтобы нарисовать иллюстрацию, необходимо сделать массу эскизов и, как следствие, найти наиболее выгодное и эффектное графическое решение, что нашло выражение в журнальных иллюстрациях начала XX века [3, c. 83].
На рубеже XIX-XX вв., по словам архитектора Ноаковского, в училище и на выставках-конкурсах обсуждались, проводились в жизнь новые приемы преподавания – рисование контурами с полным отказом от лепки формы штрихом. Акцент смещался на передачу динамики движения модели. С.И. Иванов был ярым сторонником этих идей. Стало классическим его изречение: "…в художественном училище иногда надо уметь и не учить" [2, c. 103].
Как это осуществлялось им на практике, рассказывает В. С. Кондратьев, учившийся с 1898 по 1905 гг..: «Он, поставив натуру, никогда ничего не говорил о том, как, с чего начинать, как ставить фигуру, на какие точки обратить особое внимание, предоставляя ученику самому добиваться всего. И только в процессе работы, когда рисунок подходил к концу, он делал указания: «поработайте еще над этим местом» или «поработайте над всей фигурой». Вот и опять ищешь, проверяешь, исправляешь. Через урок, два, подойдет преподаватель и ничего не скажет, и думаешь: «Значит, добился, стало лучше» [5, c. 147].
Такой метод приучал учащихся работать самостоятельно, настойчиво добиваться положительных результатов, выявлять свои сильные и слабые стороны. Только надо иметь в виду, что применялся этот метод на старших курсах и свидетельствовал о том, что к заключительному этапу обучения учащиеся подходили с солидным багажом знаний.
Художники К. К. Первухин и Д. А. Щербиновский в методике преподавания рисунка придерживались противоположных взглядов. По воспоминаниям В.С. Воронова, учившегося в Строгановском училище с 1899 по 1906 год и Н.Г.Тихонова, Первухин не одобрял механистическое, необдуманное рисование, то есть как бы "срисовывание" натуры, приводящее к шаблонному мышлению. Педагог старался развить у студентов образное восприятие, интуицию, наблюдательность, качества, необходимые в работе проектировщика. Для достижения своей цели он нередко использовал нестандартные приемы преподавания, например, рисование формы на ощупь, по представлению. Подобный способ построения формы сознанием фиксировал мышление рисующего на конструкцию формы, на умение соотнести друг к другу основные массы. Положительная особенность этого метода заключалась в том, что если рисующий ошибался в построении формы вещи, то всегда мог сравнить рисунок с оригиналом и проанализировать алгоритм построения основных объёмов формы [5, c. 149].
У Щербиновского основополагающим был «академический» метод. Он выступал против случайности и приблизительности в рисунке. Для достижения точности он использовал, например, «отвес», то есть нить с грузом. С одной стороны, данное нововведение приучало к пристальному изучению натуры, поскольку создавалась сетка из скоординированных характерных точек. Но с другой стороны, студенты переставали видеть натуру свободным взглядом, в рисунках исчезла творческая неподражаемость, все работы становились похожими одна на другую. Щербиновский преподавал в Строгановском училище вплоть до реорганизации в 1918 г. и после – во ВХУТЕМАСе – ВХУТЕИНе. По словам М. П. Гортынской, учившейся у Щербиновского, рисунки стали напоминать сложную конструктивную систему [5, c. 150]. Следует отметить, что задачей данного метода являлось точное построение фигуры и анализ конструкции, в то время как композиционно-структурный анализ отсутствовал.
Первухин и Иванов являлись противниками этой системы преподавания, справедливо полагая, что студентам следует развивать профессиональное зрительное восприятие и мышление.
Другой авторитетный педагог училища, скульптор и график Н. А. Андреев, утверждал, что для учебного заведения художественно-промышленного профиля данный метод мог быть временным приемом в обучении и использоваться на начальной стадии рисования, когда ученик постигает «азы». Тем не менее, по словам В. С. Воронова, уровень мастерства рисующих повысился [5, c. 152]. А из этого следует, что подобного рода приемы преподавания имеют право на существование и должны быть использованы, если учащиеся не обладают достаточно высоким уровнем графической подготовки.
Иванов, Первухин, Щербиновский, представлявшие реалистические традиции русской школы рисунка, настоятельно требовали от учеников серьезного изучения натуры, точности в передаче пропорций, линий, умения работать над внутренним содержанием изображаемых форм. Каждый по-своему. Но цель − воспитать универсального специалиста, способного работать в целом спектре графических техник ими была выполнена. Методы и приемы, используемые ими в процессе работы над рисунком, легли в основу последующих методик по учебному рисунку не только в Строгановской Школе, но и в ряде других художественно-промышленных вузов [4]. В частности, прием с «отвесом» или так называемой «модульной сеткой», когда изображение проверяется по горизонтали и вертикали, используется и в наши дни [6, c. 36].
Ориентация Строгановского училища на подготовку универсального специалиста высокого уровня обусловила обучение владению пятью техниками рисования – карандашом, тушью, пером, акварелью и гуашью. Таким образом, выпускник Строгановской Школы был способен работать в любой области художественной промышленности. Все навыки, получаемые студентами в рисовании отрабатывались ими на практике – на фабриках, мануфактурах, в полиграфических издательствах.