Статья:

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ИСКУССТВА ТЕАТРАЛЬНОЙ АФИШИ БЕЛАРУСИ

Конференция: XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Го Л. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ИСКУССТВА ТЕАТРАЛЬНОЙ АФИШИ БЕЛАРУСИ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XLIV междунар. науч.-практ. конф. — № 6(44). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 4-6.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ИСКУССТВА ТЕАТРАЛЬНОЙ АФИШИ БЕЛАРУСИ

Го Луянь
аспирант УО Белорусский государственный университет культуры и искусств, РФ, г. Минск

 

Концепция афиши как самостоятельного вида искусства со своей выразительно-образной спецификой окончательно сформировалась только в XX в. Прежде чем самоопределиться в культурном контексте, наработать собственный арсенал выразительных средств и изобразительных приемов, искусство афиши прошло длинный путь. Становление профессиональной школы белорусского плаката, поэтапное формирование системы подготовки кадров и взаимовлияние искусств на основе культурного обмена с другими школами современного плаката ближнего и дальнего зарубежья, кристаллизация национального своеобразия белорусской плакатной графики – все это значимые процессы, изучение которых весьма актуально для современной искусствоведческой науки [1, с. 28].

Афиша – от фр. affiche – вид наглядного сообщения о предстоящем спектакле или театральном зрелище [4, с. 69]. Характерной особенностью афиш является сочетание изображения различной степени условности с элементами шрифтовой графики, расположенных, как правило, на листе бумаги определенного формата, а также присутствие эффектных визуальных метафор.

Энциклопедические издания зачастую рассматривают понятие «афиша» в качестве синонима понятия «плакат» в одном из его жанровых проявлений – зрелищном (среди других жанров плаката можно выделить следующие: рекламный, социально-политический, пропагандистский и т.д.). Разновидностями зрелищного плаката (афиши) являются театральная афиша, афиша художественной выставки, киноафиша [2, с. 93].

К разновидностям театральных афиш по технике исполнения относят рисованные афиши, афиши, выполненные в технике гравюры, живописной технике, графической технике, при помощи фотографии или компьютерной графики. К видовым разновидностям относят афиши рисованные, шрифтовые и афиши, выполненные в смешанной технике. Шрифтовые афиши дают основные сведения о спектакле, постановщиках и исполнителях. В рисованных афишах используется логотип или эмблема театра, фотографии сцен из спектакля и основные сведения об авторах. Такие афиши зачастую используются в гастрольных поездках.

Кроме того, выделяют афиши, создаваемые для каждого спектакля и сводные афиши, создаваемые для целого ряда спектаклей отдельного взятого театра или спектаклей одного сезона [4, с. 70].

На развитие афиш в Беларуси повлияло искусство гравюры. Прообразом современных афиш на территории Беларуси является гравюра «Панегирик братьев Скарульских», созданная Т. Маковским в Несвиже в 1604 г.

Театральные афиши появились на Беларуси в XVIII в. и были связаны с гастрольной деятельностью польских, русских и украинских коллективов. Кроме того, в данные период уже существовали и были распространены рукописные афиши местных любительских коллективов, выступающих в городках и местечках.

В XIX в. появляются печатные афиши. Автором первой афиши на белорусском языке является известный художник Ф. Рущиц. Тематикой афиши стала выставка бытовых изделий в Вильно в 1913 г. [2, с. 28].

Первые сведения о театральных афишах на белорусском языке относятся к постановкам пьесы «Сялянка» В. Дунина-Мартинкевича на музыку С. Монюшко и К. Кжижановского в 1852 г. В афишах было заявлено об исполнении главных ролей самим В. Дуниным-Марцинкевичем и его дочерьми. Афиши не успели расклеить, а распространяли по знакомым.

К данному периоду относится и афиша спектакля «Па рэвізіі» М. Крапивницкого 1906 г. Свои права на выступления и создание афиш к ним имела и Первая белорусская труппа И. Буйницкого. Шрифтовые афиши-программы выходили также в Вильно. В качестве примеров можно назвать афишу первой белорусской вечеринки 1910 г., афишу спектакля «Залёты» 1915 г., афиши представлений Белорусской драматической мастерской 1924 г. [4, с. 70].

Отдельная категория афиш была приурочена к открытию театров и премьерным показам спектаклей. Например, афиша открытия Театра под руководством В. Голубка и афиша открытия Белорусского государственного театра в 1920 г. Первые афиши были шрифтовыми, простыми по форме и исполнению.

Значительно больше внимания визуальному оформлению афиш начинает уделяться начиная с 1960-х – 1970-х гг. Афиши выпускаются к каждому премьерному спектаклю и служат своеобразной рекламой. Отличительной особенностью театральных афиш данного периода является их подчеркнутая метафоричность, аллегоричность образов, утонченный минимализм в визуальном решении и широкое разнообразие используемых шрифтов. Афиши невероятно разнообразны по содержанию и выразительным средствам. Авторами афиш становятся известные белорусские художники-графики В. Васюк, В. Жук, В. Круковский. Большое внимание оформлению афиш придают Белорусский государственный театр кукол, Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси, Национальный академический театр имени Якуба Коласа, Гродненский областной драматический театр.

К наиболее ярким примерам театральных афиш 1970-х – 1980-х гг. можно отнести афиши к спектаклям «Людзі на балоце» по И. Мележу Национального академического театра имени Янки Купалы, художник В. Васюк; «Тиль Уленшпигель» Е. Глебова Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси, художник В. Жук; «Пінская шляхта» В. Дунина-Марцинкевича Слонимского народного театра, художник В. Жук; «О, милый друг!» Ф. Лоу Белорусского государственного музыкального театра, художник И. Радунский; «Альпійская балада» Е. Глебова Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси, художник В. Смоляк; «Кветка шчасця» А. Туренкова Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси, художник В. Смоляк; «Трехгрошовая опера» Б. Брехта Национального академического драматического театра имени М. Горького, художник Ю. Тур; «Возвращение в Хатынь» по А. Адамовичу Национального академического драматического театра имени М. Горького, художник Ю. Тур; «Дни Турбиных» М. Булгакова Гродненского областного драматического театра, художник Н. Якунин; «Коммунист» по Е. Габриловичу Гродненского областного драматического театра, художник Н. Якунин.

Театральные афиши 1990-х – 2000-х гг., созданные белорусскими художниками, отличаются большим разнообразием выразительных средств и приемов. Плакатисты ищут дорогу к широкому зрителю, меняя формы и методы работы, внедряют плакат в окружающую среду, в городскую среду, в быт человека, его деловую атмосферу, используют приемы ироничного цитирования и карикатуры.

Афиша и плакат имеют перспективу широкого общения со зрителем через сеть Интернет, где многие художники-плакатисты создали свою страницу или web-сайт в Интернете и многочисленные виртуальные галереи плаката. Все эти столь разнообразные подходы к распространению плаката объединяет желание их авторов вступить в диалог с широкой зрительской аудиторией, вернуть афише и плакату массовость, изначально считавшуюся одним из главных признаков этого искусства [3, с. 98].

Плакатисты обогащают арсенал выразительных средств своего искусства приемами, характерными для кино, телевидения, книги. В образной структуре театральной афиши можно обнаружить следы влияния киноискусства, лубка и декоративно-прикладного искусства, архитектурного чертежа и монументальной и станковой живописи, фото и журнального клише [1, с. 32].

Среди белорусских авторов театральных афиш можно назвать таких художников, как Л.Кальмаева, В.Круковский, И.Владычанский, а также художников поколения 1990-х – 2000-х гг. гг.– И. Андросюк, О. Аракчеева, М. Анемподистов, и др.

Таким образом, современная театральная афиша Беларуси – искусство актуальное, обладающее своим собственным лаконичным языком, системой выразительных и средств и разнообразных художественных приемов.

 

Список литературы:
1. Атрахович, Е. И. Белорусский плакат: генезис и формирование художественно-образной системы / Е.И. Атрахович // Вести Института современных знаний. – 2013 . – № 2. – С. 28–32.
2. Ганчароў, М. І. Беларускі палітычны плакат / М. І. Ганчароў. – Мн. : Беларусь, 1989. – 240 с.
3. Голубович, А. Г. Искусство социально-политического плаката Беларуси XX века (эволюция, стилистика и тематика) : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 / А. Г. Голубович; Бел. гос. академия искусств. – Мн., 2012. – 120, [9] л.: + приложение (277 л.: цв. ил., табл.)
4. Карнач, П. А. Афиша / П. А. Карнач // Тэатральная Беларусь : энцыклапедыя : у 2 т. / пад агул. рэд. А.В. Сабалеўскага. – Мінск, 2003. – Т. 1. – С. 69–71.