Статья:

Бальная хореография на рубеже XX-XXI веков

Конференция: XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Хореографическое искусство

Выходные данные
Башмакова А.М. Бальная хореография на рубеже XX-XXI веков // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 2(33). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 46-51.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Бальная хореография на рубеже XX-XXI веков

Башмакова Анна Михайловна
магистрант Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Развитие бальной хореографии происходило стремительно из этико-эстетического достояния общечеловеческой культуры – в конкурсный исполнительский вид, а далее – в танцевальный спорт. На рубеже XX-XXI века сформировались три самостоятельных направления бальной хореографии:

  • общедоступные формы бального танца (балы, различные формы танцевальных вечеров, дискотеки);
  • сценический бальный танец (концертная деятельность любительских коллективов);
  • танцевальный спорт (в настоящее время танцевально-спортивные клубы, входящие в Общероссийскую федерацию танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла, а также танцевально-спортивные клубы Российского танцевального союза).

Таким образом, в результате столетнего исторического развития феномен бального танца пришел к определенному тройственному состоянию. На сегодняшний день эти три составные части развиваются самостоятельно, имеют свои характерные тенденции, особенности и проблемы. Тем не менее, все три направления имеют общее основание: этико-эстетическую культуру и критерии художественности, так как бальный танец связан с культурой человека, а также имеет отношение к сфере искусства.

Общедоступные формы бального танца

Эстетическое развитие общедоступных форм бальной хореографии было непосредственно связано с развитием не только музыки, но и различных наук, искусств и духовных потребностей человека, образуя полный культурно-эстетический цикл. Организационные формы бального танца сложились из человеческого, общественного бытия и отражали, дополняли, сплавлялись с другими видами деятельности человека. Прообразом общедоступных форм бального танца являются первобытные пляски, различные виды обрядов, проводимые на Руси. Все эти мероприятия связаны с жизнедеятельностью людей, что и является отличительной особенность общедоступных форм бального танца.

Бальный танец – это часть общечеловеческой культуры. В обучение основам бальной хореографии заложены следующие критерии: совершенствование пластики тела; музыкальное восприятие; постижение этических норм поведения и общения (гендерных и социальных); физическое воспитание; воспитание принятия внешности человека в обществе: костюма, макияжа, аксессуаров, отражающих временные и возрастные рамки; владение культурой речи. Бальный танец представляет собой мощный инструмент эстетического и физического воспитания личности.

Общедоступные формы бального танца (школа бального танца) – фундамент бальной хореографии, из которого в дальнейшем выделилось вначале конкурсное танцевание, а в дальнейшем и самостоятельное направление – танцевальный спорт.

Основной целью общедоступных форм бального танца является пластическое воспитание, совершенствование культуры образовательного уровня, привитие этических норм, этики отношений, эстетики тела, эстетики движения.

Для успешного функционирования данной формы бальной хореографии, как и в любом другом виде деятельности, важна система. И здесь, как нельзя, кстати, будет пример опыта внедрения общедоступных форм бального танца в воспитательный процесс подрастающего поколения, используемый в 80-90-е года XX века в СССР (уроки ритмики). Целью данных уроков было не только обучить детей основам хореографии, но и воспитать эстетический вкус, привить этические нормы общения в социуме. Подготовка шла через курсовую систему, что давало педагогу возможность организации последовательного, системного подхода. Кроме того, в СССР был распространен такой вид досуговой деятельности молодежи как вечера танцев при различных Домах и Дворцах Культуры.

На сегодняшний день использование общедоступных форм бального танца в организации учебного процесса не так активно, как могло бы быть. Уроки ритмики в школах почти не проводятся, исключением являются военные образовательные учреждения. Кроме того, уроки хореографией в общеобразовательных школах, если и проводятся, то чаще имеют бессистемный, неупорядоченный характер.

Используя принцип системы в процессе обучения, педагог-хореограф должен брать во внимание тот факт, что школа танцев является главным «поставщиком кадров» для сценического бального танца и танцевального спорта, развивает эстетических вкус, дает возможность ознакомления с основами хореографического искусства. Поэтому при составлении учебных программ, необходимо учитывать этот немаловажный факт. Так, например, учебная программа может строиться с использованием модулей – освоив первые ступени («школа бального танца»), обучающийся может «двигаться» дальше, изучая программы по сценическому бальному танцу или танцевальному спорту. Это позволит оптимизировать и систематизировать учебный процесс, сделать его эффективнее.

Сценический бальный танец

Бальный танец в России всегда был тесно связан с театральным искусством. Говоря о сценическом бальном танце нельзя не отметить роль балетного театра повлиявшего на его развитие. В первую очередь необходимо выделить постановки Мариуса Ивановича Петипа. Помимо своего уникального балетмейстерского дарования и музыкальности М. И. Петипа обладал режиссерскими способностями, четко выстраивал сценическое действие многоактного динамичного спектакля. Он стремился избегать предсказуемости в его развитии, не допускать так называемой избыточности, притупляющей зрительское внимание, остроту восприятия происходящего на сцене. Это достигалось с помощью игры на контрастах, сопоставления классических сцен и развернутых сюит характерного и бального танцев. Например, в танцевальной сюите «Спящей красавицы» в начале второго действия танцы были характеристикой не только эпохи, но и среды социального слоя, образов придворных принца Дезире. Бальные танцы в хореографии М. И. Петипа привносили в балет жанровое и сценическое разнообразие, оттеняя последующие сольные классические партии принца Дезире [2]. Бальный танец в балетах М. И. Петипа можно было увидеть не только при изображении обыденной жизни персонажей (на балах). Вплетенный в классическую хореографию, он становился формообразующим элементом всей структуры балетного спектакля. Все это позволяет сделать вывод, что бальная танцевальная форма являлась и является важным источником хореографических исканий балетмейстеров.

Наряду с часто используемыми выразительными средствами балетных спектаклей, таких как классических танец, народно-сценический танец, пантомима и другие, лексика европейского и латиноамериканского бального танца также может быть использована балетмейстером для раскрытия художественного замысла, передачи характеров героев, передачи драматургии спектакля или номера.

Организационными формами сценической бальной хореографии будут являться ансамбли, кружки, художественные коллективы, театры бального танца, в которых руководитель балетмейстер создает художественные танцевальные произведения на основе пластики бального танца с учетом театрально-сценических законов [3].

Основной целью сценического бального танца является глубокое и всеобъемлющее развитие творческой сути исполнителя, демонстрация зрителю возможностей бального танца через создание драматургии образов, режиссуры.

С жанром сценического бального танца так или иначе соприкасался любой коллектив занимающийся бальной хореографией. Это не только  ансамбли и коллективы, ставящие постановки, используя бальную хореографию. Это, конечно, и коллективы бального танца, танцевально-спортивные клубы занимающиеся постановкой номеров для мероприятий различной направленности. Другой немаловажный факт, что у педагогов в виду различных причин (отсутствие времени, опыта, возможностей, желания) нет возможности реализовать данный жанр бальной хореографии на профессиональном уровне.

Исключением является Севастопольский Академический театр танца имени Вадима Елизарова, этот профессиональный коллектив занимается развитием жанра сценического бального танца и является по своей сути уникальным и единственным в России.  Театр основан в декабре 1999 года, в его репертуаре такие спектакли как «Аргентинское танго», «Кармен», «Вальс о вальсе» и другие. Уникальность Севастопольского Академического театра танца имени В.А. Елизарова в том, что каждый спектакль построен на лексике бального танца.

Танцевальный спорт

Процесс становления танцевального спорта как вида спорта шел достаточно медленно, на протяжении всего XX века. На сегодняшний день переход бального танца в танцевальный спорт воспринимается как неоспоримый факт. Главным толчком для этого послужило подписание президентом Международного Олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранчем (Juan Antonio Samaranch) в 1993 году документа о внесении в семью Олимпийский видов спорта бального танца под официальным названием «танцевальный спорт» [4]. Позднее, 8 сентября 1997 года Международная Федерация Танцевального Спорта (IDSF) признана в качестве «признанной спортивной федерации» и полноправного члена Международного Олимпийского Комитета. Именно это событие является важной вехой  истории танцевального спорта [1].

Целью танцевального спорта является раскрытие тонкой и глубокой связи природной пластики с физическими возможностями индивида.

Основной организационной формой в танцевальном спорте является танцевально-спортивный клуб, где тренировочный процесс осуществляется на основе спортивной системной подготовки к участию в соревнованиях.

Танцевальный спорт развивается под эгидой двух международных организаций – WDSF и WDC. В нашей стране – это ФТСАРР и РТС. Согласно всероссийскому реестру видов спорта, соревнования по виду спорта «Танцевальный спорт» проводится по следующим дисциплинам [8]: европейская программа; латиноамериканская программа; двоеборье; секвей – европейская программа; секвей – латиноамериканская программа; ансамбли – европейская программа; ансамбли – латиноамериканская программа.

Безусловно, бальная хореография – это три самостоятельных направления, однако, тенденции таковы, что в XXI веке именно танцевальный спорт является самым динамично развивающимся направлением бальной хореографии. Движение от конкурсного бального танца к танцевальному спорту было очень стремительным.

И, конечно, именно спортивная составляющая привнесла различные нововведения, касающиеся особенностей исполнения, наметила ряд тенденций развития европейской и латиноамериканской программы. Исполнители европейской и латиноамериканской программы, чемпионы Мира и Европы являлись основоположниками трансформаций, меняли тенденции, влияли на моду, диктовали коренным образом пересмотреть систему судейства и  подготовки танцевальных пар, намечали новые вектора развития танцевального спорта в целом.

Трансформация исполнительского мастерства во многом повлияла на утверждение инновационной системы оценки выступлений в танцевальном спорте, принятой Спортивным Департаментом WDSF в 2009 году. На сегодняшний день на турнирах используется система оценки WDSF версии 3.0. для европейской программы и латиноамериканской программы, включающая следующие компоненты [7]: технические качества (technical qualities); движение под музыку (movement to music); партнерские навыки (partnering skill); хореография и презентация (choreography and presentation).

Эти же изменения подтолкнули специалистов в области бальной хореографии к пересмотру учебной литературы. Так в 2013 году при поддержке WDSF были выпущены новые учебные пособия по всем десяти танцам. Данная учебная литература принесла фундаментальные изменения в процесс подготовки танцоров.

Таким образом, спортивная составляющая влияет на различные сферы – исполнение, судейство, методические аспекты, организационные вопросы. Поэтому справедливо будет утверждать, что танцевальный спорт является определенным фактором развития бальной хореографии, двигающим ее вперед и способствующий ее эволюции.

 

Список литературы:
1. Дорохов П. П. Танцевальный спорт России. Спорт России: федеральный справочник. Специальный выпуск: в 2 т. – М.: Центр стратегического партнерства, 2012. – С. 420.
2. Катышева Д.Н. Роль М.И. Петипа в развитии сценической бальной хореографии. Танец в диалоге культур и традиций: IX Межвузовская научно-практическая конференция, 27 февраля 2019 г. – СПб.: СПбГУП, 2019. – С.13-15.
3. Матвеев В.В. Многообразие форм бальной хореографии как часть современной хореографической культуры. Танец в диалоге культур и традиций: IX Межвузовская научно-практическая конференция, 27 февраля 2019 г. – СПб.: СПбГУП, 2019. – С. 19-20.
4. Матвеев В.В. Основные вопросы возникновения и развития бальной хореографии. Спортивный бальный танец: история, теория, практика / под науч. ред. В.В. Матвеева, Р.Е. Воронина. – СПб.: СПбГУП, 2013. – С. 8-38.
5. Михневич В.О. Пляски на Руси в хороводе, на балу и в балете (исторический очерк). – М.: ООО «Икс-Хистори», 2015. – 256 с. (103-122)
6. Туганкова О.В. Бальный танец и спорт. Кумиры Ленинграда. Чемпионы С-Петербурга. Санкт-Петербург. Издательско-полиграфический комплекс «Нива». 2015. – 201 с.
7. Официальный сайт Всемирной Федерации танцевального спорта, [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://www.worlddancesport.org. (дата обращения : 10.12.2019).
8. Официальный сайт Министерства спорта РФ, [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru. (дата обращения : 01.12.2019) .
9. Официальный сайт Севастопольского Академического театра танца имени Вадима Елизарова, [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.yelizarovtheatre.com. (дата обращения : 30.11.2019).