Статья:

НАУЧНАЯ ШКОЛА КОМПАРАТИВНОГО ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ В.П. ПРОКОПЦОВОЙ: ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛАРУСИ

Конференция: LXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория и история искусства

Выходные данные
Бабич Т.Н. НАУЧНАЯ ШКОЛА КОМПАРАТИВНОГО ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ В.П. ПРОКОПЦОВОЙ: ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛАРУСИ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(75). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НАУЧНАЯ ШКОЛА КОМПАРАТИВНОГО ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ В.П. ПРОКОПЦОВОЙ: ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛАРУСИ

Бабич Татьяна Николаевна
канд. искусствоведения, доцент, доцент кафедры теории и истории искусства, Белорусский государственный университет культуры и искусств – БГУКИ, РБ, г. Минск

 

SCIENTIFIC SCHOOL OF COMPARATIVE ART STUDIES V.P. PROKOPTSOVA: VECTORS OF DEVELOPMENT OF ARTS EDUCATION IN BELARUS

 

Tatyana Babich

PhD in Art History, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of Art, Belarusian State University of Culture and Arts – BGUKI, RB, Minsk

 

Аннотация. Новейшая эпоха стала важным этапом в развитии гуманитарных наук и их методологии. Компаративизм становится не только одним из аналитических методов, творческих подходов, мировоззрением, но и методологической основой искусствоведения. В конце ХХ в. научная школа компаративного искусствоведения в Беларуси была заложена влиятельным ученым, педагогом, доктором искусствоведения В.П. Прокопцовой.

Abstract. The newest era has become an important stage in the development of the humanities and their methodology. Comparativism becomes not only one of the analytical methods, creative approaches, and worldviews, but also a methodological art criticism activity. At the end of the twentieth century. The scientific school of comparative art history in Belarus was founded by the influential scientist, teacher, doctor of art history V.P. Prokoptsova.

 

Ключевые слова: компаративистика; искусствоведение; компаративизм в искусствоведении; научная школа; художественное образование Беларуси.

Keywords: comparative studies; art history; comparative art criticism; scientific school; art education in Belarus.

 

Современное искусство представляет собой сложный, неоднородный конгломерат достаточно противоречивых художественных феноменов, нуждающихся в новых подходах к их атрибуции и анализу. Методы, способы и подходы к описанию нового художественного пространства рождаются в процессе размывания форм и признаков, интеграции и гибридизации разных стилей, жанров, видов искусств. Современные поиски в этом направлении видятся приоритетными и направляющими векторами современного искусствоведения. Искусствоведение, или искусствоведческое знание, представляет собой совокупность наук о видах художественного творчества, и понимается как комплекс знаний об искусстве, рассматривающая его содержание, форму, язык, функции, особенности и закономерности его исторического развития. Искусствоведение в целом изучает природу искусства, роль в культуре и жизни социума, соотносящаяся с художественной практикой и влияющая на разные формы искусствоведческой деятельности. В широком его значении искусствоведение имеет дело с любыми видами художественного творчества и художественной деятельности – изобразительное искусство, музыка, театр, кино и т.д. В высказывании немецкого поэта и драматурга Бертольда Брехта содержится мысль о назначении искусства: «Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на земле» [поставьте, пожалуйста, номер источника из списка литературы].

Заметим, что в XX веке изучение искусства носило дифференциальный характер, и каждая искусствоведческая дисциплина – история, теория искусства и художественная критика – готовила своих узких специалистов. Постепенно во взаимодействии философии искусства, эстетики и искусствознания, направленных на изучение природы искусства, указанные науки рассматривали художественные явления в различных ракурсах, создавая обобщенную теоретическую картину художественной жизни, фиксировали основные закономерности и принципы художественной эволюции, выявляли существенные противоречия в развитии искусства – тем самым закладывались основы теории художественной культуры, новой интегративной области знаний, предметная область которой выделилась только во второй половине XX века.

Под влиянием мировой глобализации и научно-технического прогресса действительность требует от искусства соответствия новому миру, в котором время сжимается, границы его пространства расширяются, потоки информации стремительно обновляются. Современное искусство предстает как качественно новое пространство, отличающееся, синтетическим характером, открытостью и стремлением к кардинальной трансформации, интеграции, гибридизации. В связи с этим и современное искусствоведение идет по пути многовекторности, отражая многообразие творческих поисков и феноменов актуального искусства. Сохраняя устоявшуюся методологию академического анализа, направленного на дифференцированное изучение отдельных видов искусства (музыкального, изобразительного, театрального, киноискусства), современное искусствоведение предлагает также и новую методологию компаративистики.

Компаративистика (от. лат. comparatio – сравнение, соразмерность, взаимное соглашение) как направление и метод предполагает сравнительный анализ исторических, мировоззренческих, стилевых, видовых, жанровых, текстовых, языково-выразительных и других особенностей формирования тех или иных явлений. Однако смысловое значение термина «компаративистика» выводит его за границы простого сравнения в широкое пространство полидисциплинарных исследований, требующих новых комплексных методологических подходов и теорий.

В ХХ веке компаративизм становится не только одним из аналитических методов или творческих подходов искусствоведения, но самостоятельной теоретической и практической задачей, мировоззрением и методологической необходимостью. Современная научная мысль и творческий опыт обращаются к связям, выявление которых требует определенного аналитического усилия. Очевидно, что процесс создания произведений искусства актуализировали компаративизм творческого мышления в то время, как выявление компаративного метода при анализе искусства как самостоятельной теоретической проблемы обнаруживается за пределами творческих эмпирических поисков. Суть процесса «вхождения» компаративизма в творческую практику и аналитику заключается не только во внедрении понятия, определившего принципиальные подходы к явлениям искусства, но и в рассмотрении авторского творчества, которое до недавнего времени считалось лишь примером новаторских устремлений. В центре исследовательского внимания теперь находятся более глубинные, обобщенные связи межвидового, межжанрового синтеза, взаимодействия и взаимодополнения средств выразительности и образно-тематических пристрастий. Тесные и взаимопроникающие, сквозные связи музыкального, театрального, изобразительного, киноискусства фокусируются в постоянном аналитическом внимании исследователей искусства [3, c.121].

В белорусском искусствоведении стратегическим посылом для разработки историко-теоретических оснований компаративизма явилось открытие в 2002 г. в Белорусском государственном университете культуры (ныне БГУКИ) специализации «компаративное искусствоведение». Этому предшествовало функционирование с 1996 г. специализации «Отечественная и мировая художественная культура», соответственно требованиям которой учебный процесс строился на параллельном изучении истории и теории всех видов искусств – изобразительного, музыкального, театрального и киноискусства в рамках одной специальности. В других учреждениях образования в области искусства изучалась история профильных видов искусства.

Устойчивое распространение компаративизма в практике художественного творчества и теории искусства обусловило необходимость формирования новых образовательных стандартов, а также новых методов и методологических подходов к исследованию произведений современного искусства. Возвращение после почти десятилетнего перерыва в школьную учебную программу дисциплины «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» для V–IХ классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, свидетельствует об устойчивости необдуманно прерванного процесса и необходимости компаративного изучения разных видов искусства в едином осмыслении. Подготовку такого рода специалистов осуществляла кафедра.

Художественное образование в его комплексном преподнесении в учреждениях высшего образования, средних специальных учебных заведениях, школах воспитывает не только профессиональных художников, музыкантов, хореографов, искусствоведов, но и подготавливает зрительскую и слушательскую среду, способную и, главное, стремящуюся воспринимать искусство. А это очень важно, так как сегодня уровень развитости той или иной страны определяется таким важным показателем, как индекс человеческого развития, который включает три основных компонента: образованность, продолжительность жизни и качество удовлетворения основных потребностей человека.

Развитие компаративного искусствоведения как научной и учебной дисциплины стимулировало разработку проблем истории и теории компаративизма в искусстве и сконцентрировалось в Белорусском государственном университете культуры и искусств, где основным искусствоведческим центром является кафедра теории и истории искусства (в 2002–2021 гг. – кафедра белорусской и мировой художественной культуры, 1975–2002 гг. – кафедра теории и истории искусств). Многогранная деятельности кафедры способствовала формированию научно-педагогической школы «Теория и история искусства. Компаративное искусствоведение». У истоков ее становления стояли выдающиеся белорусские ученые-искусствоведы – Г.И. Барышев (1929–2001), Ю.М. Чурко, В.П. Прокопцова (1947–2021). Проводившиеся ими исследования имели важное научно-практическое значение. Благодаря им был обнародован значительный объем неизвестных ранее архивных документов, на основе которых теоретически реконструирован уникальный пласт белорусской художественной культуры периода до ХХ в. – музыкальной, театральной, танцевальной и в области художественного образования. По их инициативе была издана первая в Беларуси «Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва» в 5 томах (1984–1987) и др. справочные издания по культуре и искусству.

В течении двадцати лет (с 2001 г. по 2021 г.) научным руководителем школы являлась Вера Павловна Прокопцова – один из самых авторитетных в стране специалистов в области искусствоведения. Известный в отечественной науке ученый, уникальный педагог-исследователь, доктор искусствоведения, профессор, лауреат премии Белорусского союза литературно-художественных критиков (1999), обладатель ордена Святой Преподобной Евфросинии Полоцкой (2000), Вера Павловна сорок лет своей жизни, полной новаторских идей и творческих исканий в области искусствоведения отдала кафедре белорусской и мировой художественной культуры Белорусского государственного университета культуры и искусств, которую возглавляла с 1994 г. За эти годы ей удалось многое, которое можно объединить в одно целое: ею создана научная школа белорусского искусствоведения, стержнем которой является специализация «Компаративное искусствоведение» (с 2002 г.) [2]. Научный авторитет, потенциал и внутренние резервы этого ученого обусловили возможность открытия при кафедре аспирантуры (1994), магистратуры (1996) и докторантуры (1998) по специальности «Теория и история искусства», в которых обучаются граждане страны и зарубежья, включая КНР.

Сотни искусствоведов-исследователей, аспирантов прошли обучение под непосредственным руководством В.П. Прокопцовой, 22 из них защитили кандидатские и 3 докторские диссертации. Научная проблематика исследований молодых ученых представлена широко и охватывает вопросы истории и теории развития мирового искусства, художественной культуры Беларуси, отдельных видов искусства, их компаративного анализа и взаимодействия, отражает вопросы формирования жанров и стилей, семиотики и семантики произведений искусства и т.д. Ученики, сподвижники и последователи Веры Павловны работают в различных регионах Беларуси, возглавляют кафедры и научные центры, успешно осуществляют педагогическую и научно-исследовательскую деятельность.

Совместно с коллегами кафедры, а также членами руководимой ей школы, была предложена и научно обоснована современная модель интегрированного художественного образования, научно обоснована природа взаимодействия искусств. В основу интеграции различных видов искусства были положены следующие принципы: выход за рамки одного искусства, связь с развитием художественной культуры в широком смысле слова, обращение к национальной культуре и вектору «Восток-Запад», актуализированы проблемы интеграции искусств и полихудожественного образования. Педагогами разработан блок специальных курсов как «Введение в искусствоведение», «Компаративистика в искусствоведении», «Искусствоведческий семинар», «Анализ произведений искусства», «Художественно-материальная культура Беларуси», «Теория, методология и историография искусствоведения», «Актуальные проблемы современного искусства и искусствоведения», «Компаративное искусствоведение и практика научно-исследовательской деятельности» и др. Наряду с этим, в соответствии с учебным планом на специальности «Компаративное искусствоведение» осуществляется изучение истории и теории всех видов искусства: музыкального, театрального, изобразительного, кино- и телеискусства, фотоискусства.

Компаративные искусствоведческие исследования, проводимые на кафедре, позволили расширить их диапазон в русле диссертационных работ и раскрыть тематику, характерную для компаративистики: философские, онтологические, семиотические аспекты развития искусства; сравнение художественных культур Запада и Востока; сравнительно-историческое изучение художественных произведений европейского и мирового искусства, арт-феноменов белорусского и китайского искусства; теоретическое осмысление художественных связей и взаимодействия формообразующих, языково-выразительных средств искусств, жанровых, видовых и стилевых взаимовлияний, вопросы интеграции и гибридизации искусства и пр.

Кто-то скажет, что проблему взаимодействия искусств в художественной культуре и образовании нельзя отнести к разряду новых. И будет прав. Эта проблема заявляет о себе на протяжении всей долгой истории развития искусствоведческой науки. В ХХI веке вопросы комплексного взаимодействия искусств получили систематическую, научную проработку и вошли в широкую практику. Под руководством В.П. Прокопцовой была сделана попытка рассмотреть данную проблему с новых позиций современности, осмыслить и понять природу интеграции искусств. Были систематизированы исследования в данной области ученых разных научных областей, интегрированы знания разных искусствоведческих школ, вычленено содержание и предметная область компаративистики.

Формирование научной школы и функционирование учебной специализации «Компаративное искусствоведение» по направлению «Интегрированное искусствоведение» обусловили необходимость не только теоретического обоснования самого термина, ранее не употреблявшегося и введенного в отечественную искусствоведческую науку, но и разработки историко-теоретических основ компаративного искусствоведения. На решение очерченной задачи были направлены усилия коллектива кафедры. В данной научной области сегодня работают Т.Н. Бабич, Д.В. Бриткевич, Е.Е. Корсакова, А.Н. Никифоренко, С.Ю. Смульская и др.

Большинство теоретических разработок принадлежат В.П. Прокопцовой. Ею опубликованы статьи («Компаративное искусствоведение как отражение процесса интеграции искусств», «Компаративизм в искусстве: диалогичность средств выразительности в музыке и живописи», «Инновации в художественном образовании как отражение процесса интеграции искусств», «Компаративизм в искусстве: историко-теоретические обоснования», «Методологические основы компаративного искусствоведения», «Кампаратывізм у мастацтве: дыялог колеру і гуку»), монографии («Спасціжэнне майстэрства», «Павел Маслеников. Портрет художника в зеркале времени» и др.), а также-научно-методические работы, ставшие теоретической основой для последующих изысканий.

В науке личность оставляет в любой форме свой почерк, свой стиль мышления с неповторимыми приметами самой индивидуальности. Вера Павловна Прокопцова (Масленикова) родилась 29 января 1947 года в Минске. В 1970 году Вера Павловна окончила Белорусскую государственную консерваторию по классу фортепиано. Затем поступила в аспирантуру Института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук на специальность «Искусствоведение». После окончания аспирантуры с 1975 по 1978 год Вера Масленикова работает младшим научным сотрудником в секторе, а затем в отделе музыкального искусства Института этнографии и фольклора АН БСССР. В 1978 году в Киеве в Институте этнографии, искусствоведения и фольклора имени Максима Рыльского АН УССР Вера Павловна Масленикова защитила диссертацию на тему «Роль музыкального образования в становлении музыкальной культуры Беларуси». В 2000 г. при БГУКИ она защитила докторскую диссертацию по теме «Художественное образование Беларуси: социокультурный аспект» («Мастацкая адукацыя ў Беларусі: сацыякультурны аспект). Весомость научных текстов В.П. Прокопцовой – итог тяжелого неотступного напора мысли. Неторопливо-обстоятельная, настойчивая и убедительная в научной позиции, одаренная видением будущего проблемы есть высшая практическая реализация ее авторских принципов.

Вера Павловна всю жизнь была в центре компаративных, но одинаково сильно волнующих ее проблем: выросшая и сформировавшаяся в среде профессионального художника Павла Масленикова, прошедшая путь профессионального музыканта-пианиста, она посвятила себя искусствоведению, объединив сферы живописи и музыки в область компаративистики. Одной из последних в работе ученого стала подготовка и издание справочника персоналий «Современное искусство Республики Беларусь» (2018), подготовленный коллективом преподавателей кафедры белорусской и мировой художественной культуры. В предисловии к изданию отмечается: «За всеми свершениями и достижениями в современном искусстве Республики Беларусь стоят имена авторов, персоны создателей художественных произведений. Рядом с ними всегда присутствуют имена искусствоведов, художественных критиков – истолкователей смысла искусства. В своих интенциях современное искусствоведение выступает как внимательный наблюдатель и как подвижная интеллектуальная структура, позволяющая распознать и систематизировать процессуальные изменения в современном искусстве. Именно поэтому замысел и содержание данного издания объединил в себе персональные имена авторов и критиков произведений изобразительного, музыкального, театрального и экранного искусств» [4, с. 9].

Вся жизнь Веры Павловны – пример истинного служения Науке, бескорыстного, искреннего следования своему призванию. Ее энциклопедические знания, универсальность и острота научного мышления, уникальная способность предвидения процессов развития искусства определили значение этого ученого как первооткрывателя, первопроходца на трудном пути движения отечественного искусствоведения.

Последнее десятилетие можно охарактеризовать как насыщенный, активный период, время поисков в художественной жизни. Необычайная динамика социально-общественных изменений обусловила значительную трансформацию сферы культуры и искусства. Открытие бесконечного разнообразия форм современного мирового искусства, расширение жанрово-видового спектра искусства обусловили возникновение новых направлений, тенденций, течений. В пространстве художественного творчества (в том числе и в Беларуси) явственно кристаллизуются определенные художественные комплексы, которые достойны специального исследования. Это не стили, и даже, пожалуй, не движения. Речь идет скорее о процессе формирования неких общих творческих тенденций. Взаимопроникновение, слияние различных формообразований породило феномен гибридизации искусств. Ведь стремительно меняющаяся под влиянием мировой глобализации и научно-технического прогресса действительность требует от искусства соответствия темпу жизни новой эпохи. В силу этого современное искусство находится в эпицентре интегративных опытов и прогрессирующего процесса гибридизации. Объекты искусства все больше превращаются в кросс-художественные гибриды. По сути, гибриды есть новая форма существования искусства в современном мире, новый способ представления современности и новый язык искусства. Новые зародившиеся стихийно художественные феномены – street art, algorithmic art, robotic art, bio art, urban art, techno art, science art, hidden art, media art, new media, media performance и др. – отличает принципиально иная эстетика, в которой динамика реального времени, процессуальность, дематериализация художественного объекта формируют совершенно новый эстетический опыт, требующий научного осмысления [1, с. 105].

Мы живем в мире, в котором сложное переплетение внутренних и внешних факторов и авторских интересов определяет не только сложность восприятия современного искусства, но и необходимость обращения искусствоведа к новой теории, развернутой методологии, отражающей сложный характер творческих и научных проблем. В своих интенциях современное искусствоведение позволяет распознать, сравнить и систематизировать процессуальные изменения в современном художественном пространстве с помощью специальных методов, самым значимым среди которых является компаративизм. Судьбоносный смысл великого труда целой жизни Веры Павловной Прокопцовой раскрывается в успешном функционировании школы компаративного искусствоведения.

 

Список литературы:
1. Бабич Т.Н. Процессы гибридизации в современном искусстве: сущность и практика. Лазаревские чтения «Лики традиционной культуры в современном культурном пространстве: память культуры и культура памяти»: сб. материалов междунар. науч. конф. Челябинск, 26 февр. – 2 марта 2020 / Челяб. гос. ин-т культуры , сост. Л. Н. Лазарева. – Челябинск: ЧГИК, 2020, С. 105-108.
2. Кафедра теории и истории искусства / Официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: http://www.buk.by/university/organizational-structure/chairs/traditional/belarusian-artistic-culture.
3. Прокопцова В. П. Компаративное пространство современного искусствоведения. Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. – Минск, 2015. № 2 (24).
4. Современное искусство Республики Беларусь : справочник персоналий / сост. В.П. Прокопцова [и др.] ; М-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. – Минск, 2018.