Статья:

Современные тенденции развития дизайна Австрии

Конференция: XLV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Горелов М.В., Алиева Р.И. Современные тенденции развития дизайна Австрии // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XLV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(45). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 35-49.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Современные тенденции развития дизайна Австрии

Горелов Михаил Вячеславович
канд. искусствоведения, доцент, Московская Государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, РФ, г. Москва
Алиева Рена Интизар кызы
доцент Московская Государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, РФ, г. Москва

 

MODERN DESIGN TRENDS IN AUSTRIA

 

Michael Gorelov

Candidate of Art History, Moscow State Art and Industry Academy S.G. Stroganova, Russia, Moscow

Rena Alieva

Senior lecturer, Moscow State Art and Industry Academy S.G. Stroganova, Russia, Moscow

 

Аннотация. В приведенной статье рассматривается факт интеграции австрийского дизайна в общеевропейскую экономическую сферу. В этой связи интерес вызывают не только индивидуальные авторские методы проектирования промышленных изделий, их социокультурная роль в деле воспитания эстетического уровня в обществе и экологичность, без которой современный дизайн вообще не мыслим. Интерес вызывает тот факт, что целая плеяда молодых дизайнеров стремится апробировать свои знания и умения в разных отраслях художественно-промышленного проектирования, не акцентируясь на какой-либо отдельной, узкопрофильной специализации (мебель, текстиль, керамика, системы освещения и т.д.). Отдельного внимания заслуживает повсеместно внедряемая практика изучения новейших технологий производства промышленных изделий.

Abstract. This article examines the fact of the integration of Austrian design in the pan-European economic sphere. In this regard, the interest is not only the individual author's methods of designing industrial products, their socio-cultural role in educating the aesthetic level in society and environmental friendliness, without which modern design is not conceivable at all. Of interest is the fact that a whole galaxy of young designers seeks to test their knowledge and skills in various branches of art and industrial design, without focusing on any separate, narrow-profile specialization (furniture, textiles, ceramics, lighting systems, etc.). Special attention should be paid to the universally implemented practice of studying the latest technologies for the production of industrial products.

      

Ключевые слова: австрийский дизайн; инновационные технологии; световая среда города; малая архитектурная форма.

Keywords: Austrian design; innovative technologies; light environment of the city; small architectural form.

 

Когда разговор заходит о современном дизайне, то легко представить, к примеру, что такое дизайн «голландский», или «японский», или собирательный образ «скандинавского дизайна». С австрийским дизайном все не так просто, более того, многие люди вообще не знают, как это может выглядеть. Известно, что национальные бренды в дизайне, с одной стороны, могут легко привести к кавалькаде пустых клише, но с другой − нельзя не согласиться, что зачастую именно такая классификация бывает успешной, пусть и несовершенной.  Национальные бренды законны и неизбежны, к тому же они поощряют разнообразие в мировом масштабе. Не зря считается, что фирменный национальный проект строится не на создании стиля, а на создании истории. Кажется, австрийскому дизайну как раз не хватает четко сформулированной истории, и это вдвойне удивительно, учитывая богатство австрийского дизайнерского наследия.

Возможно, австрийцам не нужно напоминать о Вагнере, Гофмане, Лоосе и Венских мастерских. Австрийцы хорошо знакомы и с великолепием Габсбургов, и с наследием Lobmeyr и Thonet, с блеском Kiesler. Однако до сих пор в Австрии мало известны увлекательные работы Германа Чеха, Карла Обёка и Виктора Папанека, да и многих других. Хотя большая часть этого наследия изучается в художественных школах по всему миру, демонстрируется в музеях и перепечатывается в альбомах, но эти имена до сих остаются незамеченными и Австрия не спешит называть их австрийцами. Кроме того, это историческое наследие не привязывается к сегодняшнему дню.

Нельзя утверждать, что австрийские дизайнеры должны следовать формальному историческому курсу − современные австрийские дизайнеры кажутся смелой и независимой группой, и это следует поощрять. Тем не менее нельзя не ощутить определенный «австрийский флер» в их разнообразных работах. К примеру, технико-антропологический подход в работах студии EOOS черпает вдохновение в народной традиции, но четко привязывается к современности. В работах таких исторических фабрик, как Lobmeyr и Wittmann, прослеживаются обнадеживающие, пусть и несколько консервативные попытки преодолеть прошлое и настоящее и перевыпустить австрийскую классику наряду с созданием новых образцов. Существует мнение, что австрийский дизайн в первую очередь ценится за качество и мастерство исполнения, а предметы, выходящие из австрийских мастерских, настолько прочны, что выдержат длительную эксплуатацию [5]. Все это прекрасные и похвальные качества, но они, увы, не показывают самобытное лицо австрийского дизайна. 

Современная Австрия − это страна дизайна, являющаяся в последние годы одним из ключевых игроков индустрии. Современные австрийские дизайнеры зарекомендовали себя как независимая группа, которая в своем творчестве не только основывается на народной традиции, но и следует современным мировым трендам.

Однако в разнообразии их работ вы всегда сможете ощутить определенный австрийский дух. Австрийский дизайн становится все более и более успешным на международном уровне благодаря таланту и изобретательности самих дизайнеров, мастерству исполнения компаний-производителей и следованию техническому прогрессу. Австрийские дизайнеры не сосредоточиваются только на местном рынке, но активно развиваются и за пределами своей страны.

Австрийский дизайн сохраняет и в то же время пытается аккуратно трансформировать классические принципы дизайна, создавая не только концептуальные продукты, но и сервисы и системы, которые могут быть легко адаптированы в общественной среде. Основанные прежде всего в Вене, эти сообщества дизайнеров и студий, о которых речь пойдет ниже в этом материале, представляют собой сплав классического мастерства и инноваций в процветающей, многогранной дизайнерской сцене Австрии.

Следует сразу подчеркнуть, что не все авторы проектов, рассматриваемые в статье, являются гражданами этой страны. Их творчество пронизано своеобразным синтезом различных культур и стилистических течений, что логически усиливает этим обстоятельством интернациональный характер проектных работ.

Veronika Persché работает в качестве внештатного текстильного дизайнера с 1999 года. В своем венском трикотажном цехе она создает яркие ткани и трехмерные тканевые структуры для клиентов в Австрии и за рубежом; ее продукция пользуется большим спросом по нескольким проектам, особенно в индустрии моды. С помощью компьютерной трикотажной машины Persché создает ряд органических и богатых орнаментом тканей из инновационной комбинации материалов. Ее оригинальный подход к дизайну «вязания» имеет сильное графическое чувство, а ее повторяющиеся рисунки имеют сильное сходство с рисунками голландского художника М. С. Эшера. Вдохновленная его творческими образами, практика Перше сочетает в себе точные дизайнерские навыки с традиционным ремеслом и основными элементами театрального представления, в результате чего появилось огромное количество уникальных работ [1, с. 26].

Дизайнер Райнер Мутч специализируется на мебели, изделии и промышленном дизайне. Ранее работавший в студии дизайна Вернера Аисслингера в Берлине, он в 2006 году создал студию под своим именем в Вене. Его деятельность связана с созданием независимых проектов и проектов для международных клиентов; среди них садово-парковый бренд ETERNIT, для которого он создал модульную уличную мебель Dune, в переводе − «дюна» (2010).  Действительно, в собранном виде комплекс сидений напоминает ландшафт. По мнению дизайнера, именно такая форма сидений позволяет человеку расположиться наиболее удобным образом [2, с. 38]. Сформированный из шести элементов, каждый модульный участок Dune был 3D-моделирован из одной полностью 100%-ной перерабатываемой панели из целлюлозного волокнистого цемента ETERNIT. (Рис. 1). Поскольку данный цемент успешно применяют для отделки крыш и фасадов, сиденья также можно использовать на открытом воздухе. Эта модульная и трансформируемая система позволяет пользователю адаптировать положения мест к их потребностям и индивидуальному вкусу. Проект Райнера Мутча был награжден премией «Зеленый хороший дизайн» (2011), премией «Хороший дизайн» (2010) и премией Red Dot Design Award (2009) [1, с. 27].

Рисунок 1. Уличная мебель Dune. Авт. - Райнер Мутч

 

Любовь Р. Мутча к урбанизму и минимализму воплотилась в новой модели часов Rado True Stratum. В качестве материала корпуса и браслета дизайнер выбрал черную матовую керамику, устойчивую к любым температурам и царапинам. С помощью вогнутой формы циферблата со ступенчатой конструкцией поверхности и куполообразного сапфирового стекла Райнер добился 3D-эффекта, который так полюбился современным архитекторам. Для производителя Molto Luce дизайнер создал интересную серию светильников (Рис. 2).

 

Рисунок 2. Светильники для Molto Luce . Авт. - Райнер Мутч

 

Самое примечательное то, что все светильники выполнены из такого материала как бетон, который в последнее время пользуется огромной популярностью, как для отделочных работ, так и для создания интерьера. Каждый светильник Rainer Mutsch изготавливает вручную из мягкого бетона, и постепенно, кропотливо доводится мастером до нужной минимальной толщины готового изделия. В результате проведенной мастером работы получается красивая, изящная и стильная настольная лампа или подвесной светильник. Материал, из которого выполнены светильники, очень прочен и не воспламеняется, что является существенным плюсом перед светильниками, изготовленными из пластмассы, полимерных или текстильных материалов. Это очень практично, потому как рельефные бетонные светильники могут прослужить намного дольше светильников из традиционных материалов, которые применяются в быту. Отдельно можно сказать про цветовое решение, которое дизайнер использовал. Цвет готовых изделий − белый, что очень удобно и практично, так как он прекрасно сочетается со всеми цветами и оттенками. Рельефные светильники сочетают в себе очень необычные свойства, это изобретение одновременно и каменно-прочное, и рельефно-гладкое, бетон обычно относят к тяжелым и холодным материалам, и в то же время светильники наполняют помещение легким теплым светом, что само по себе противоречиво, но в то же время просто гениально [2, с. 43].

Интересно проектное решение ночного освещения центра Вены, выполненное им в соавторстве с Робертом Каррером. Основным композиционным решением мыслилась стратегия светового пространства улицы Рингштрассе, которая является одной из самых респектабельных и репрезентативных улиц в истории столицы Австрии (в 2014 году улице «исполнилось» 150 лет). Окружающая архитектурная застройка характеризуется стилевым плюрализмом. Здесь и помпезный дворец кайзера Франца Иосифа (1857 г., в стиле необарокко), Венская городская опера, ратуша и Венский университет (неоренессанс), Венская биржа, Музей прикладного искусства и церковь Votivkirche (неоготика), Музеи истории искусств и естествознания (неоренесанс). Разрабатывая концепцию рождественского украшения улицы, Райнер Мутч и Роберт Каррер сознательно отказались от традиционных, иногда граничащих с «китчем», приемов городской иллюминации [2, с. 45]. Осуществив весьма сдержанное, но эффектное решение, дизайнеры как бы «перекинули мост» между историческими традициями и современностью, создав своеобразный воздушный туннель, ограниченный сверху тонкими светящимися арками (Рис. 3). Достаточно филигранная форма 72 светящихся дуг light gates»), нависающих над дорожным покрытием, практически не мешает восприятию фасадов исторических зданий. Яркость светодиодных модулей такова, что не оказывает визуального дискомфорта на водителей автомобилей.

 

                     Рисунок 3. Рождественское освещение ул. Рингштрассе. Авт. - Райнер Мутч, Роберт Каррер

 

Инсталляция придала Рингштрассе дополнительный шарм, привлекая еще большее, чем обычно, количество гуляющих в вечерние часы горожан и многочисленных туристов. А это опосредовано позитивно влияет на объем сбыта товаров в многочисленных магазинах. С маркетинговой точки зрения − это еще одно доказательство того факта, что дизайн является прямым и косвенным монитором развития экономики. С художественной точки зрения, это доказательство того, что синтез света и формы связаны с «врастанием» источников искусственного света в материальные формы предметного мира и с дальнейшим развитием технологий его художественного освоения. Искусственный свет ночью может быть понят в двух аспектах: во-первых, как изгнание тьмы и преобразования ночи в день; во-вторых, как управление тьмой и создание зрелищ. Эти две функции искусственного света исторически эволюционировали.

В XXI веке большинство светильников в городах мира используют светодиодные лампы и цифровые системы управления, расширяющие возможности управления освещением и экономии энергии в общественных пространствах. Светодиодная технология позволяет затемнять и создавать различные световые сцены для использования в течение всего годового цикла. Освещение может быть запрограммировано с учетом местных факторов окружающей среды, включая снижение уровней освещения в периоды низкой активности человека.

В настоящее время власти мегаполисов финансируют новые световые произведения вместо дневных скульптур, настенных росписей и других традиционных предметов искусства. Муниципалитет Вены профинансировал данный проект суммой в 500 тысяч евро [1, с. 20].

Создание ночного освещения в общественных пространствах требует чувствительных художественных манипуляций со светом. Интерпретации пространств разрабатываются с точки зрения форм, атмосферы, деталей и связей. Характеристики света такие как цвет, контраст и степень насыщенности организуются для ориентации, повествований во времени, субъективных восприятий и общего удовлетворения. Эмоциональные переходы между городами всегда определялись и обогащались тонкими играми света, тени, цвета и тьмы.

Дизайнер Валентин Водев учился в Университете прикладных искусств в Вене (промышленный дизайн) и Королевском колледже искусств (RCA) в Лондоне, специализируясь на дизайнерских продуктах. Его студия работает в сфере транспорта, мебели, освещения и дизайна интерьера с обширной международной клиентской базой, в том числе водки Absolut, Barican Art Center, Mothercare и Tetra Pak. Водев также работал с британско-израильским дизайнером Рон Арадом на своей гастрольной выставке Restless. [5]. Проекты Vodev включают в себя велосипед Vienna Bike, универсальный трехцикл с электрическим приводом, производимый при поддержке Impulse/AWS и запущенный на лондонском эко-ралли (2011). Компактный механизм с магнитом позволяет легко складывать велосипед круговым движением ноги. Разработчикам удалось избавиться от раздражающих петель, скрепляющих части рамы. Этот байк так же легко транспортировать, как и ездить на нем по загруженным городским улицам. Интегрированные передний и задний фонари, крылья и 20-дюймовые колеса прекрасно завершают образ идеального складного коммутера. (Рис. 4). Велосипед может похвастаться инновационной системой рулевого управления и подвески и предназначен для перевозки до 40 кг грузов; идея, стоящая за ней, соответствует философии Водева о преобразовании дизайна в продукты, которые определяют новые функции и формы. Действительно, как он утверждает, «дизайн − это коктейль логики», который можно использовать где угодно [1, с. 68].

 

Рисунок 4. Велосипед Vienna Bike. Авт. - Валентин Водев

 

Томас Фейхтнер начал свою карьеру, спроектировав промышленные товары и продукты для австрийской промышленности. Сегодня, в своей собственной студии в Вене, он фокусируется на экспериментальных и художественных подходах к дизайну. Всегда наблюдая за более независимым подходом к дизайну от глобализации и массового производства, Фейхтнер принимал участие в совместных и внештатных проектах для нескольких традиционных мастеров, а также дизайнерских компаний Vitra и FSB. Он был удостоен многочисленных международных дизайнерских наград, таких как Награда за дизайн Федеративной Республики Германии, Премия Европейского дизайна, Премия имени Иосифа Биндера и Государственная премия Австрии за дизайн (2011 год). Помимо своей собственной практики, Фейхтнер также работал дизайнером продуктов и визуальных коммуникаций для международных клиентов, включая Tyrolia, Fischer, Swarovski Optik и Adidas Eyewear. Его работы можно найти в различных международных коллекциях дизайна [3, с. 13].

В рамках австрийской дизайнерской выставки Austrian Design Pioneers, проходившей в итальянском мегаполисе − Милане − в апреле 2015 года, общественности впервые был представлен необычный карбоновый стул. Т. Фейхтнер создал этот образец путём укладки листов из плетёного углеродного волокна на креативную форму и покрытия их эпоксидной смолой. Таким образом, эластичные и гибкие пластины после нанесения на заготовку затвердевают и превращаются в цельный продукт с облегчённой конструкцией и оригинальным внешним обликом (Рис. 5).

 

Рисунок 5. Кресло. Авт. - Томас Фейхтнер

 

Мастер собственноручно сформировал три вогнутые ножки мебельного гарнитура, наклонное треугольное сиденье и двустороннюю спинку. Это потрясающее скульптурное изделие было изготовлено в ограниченном количестве, что привлекает к нему пристальное внимание и интерес покупателей. Уютное кресло имеет выразительную текстурную поверхность, которая прекрасно преображает его силуэт и делает карбоновый материал приятным на ощупь, что позволит гостям и членам семьи наслаждаться отдыхом и спокойным времяпрепровождением в эстетичных и комфортных условиях.

В 2018 г. дизайнер, в  сотрудничестве с группой мастеров создал стул из проволоки, используя технику, которая обычно используется для изготовления проволочных заборов. Название кресла − Octagon (Рис. 6). Он использовал форму консольного стула, стула, опирающегося на одну единственную ножку, в качестве отправной точки для своего дизайна. Он также хотел использовать методы сварки проволокой, которым он научился при производстве заборов в H + S Zauntechnik, которые, по его словам, напомнили ему тележку для покупок. Фейхтнер адаптировал типологию традиционного консольного кресла, которое поддерживается единственной стальной трубой. Вместо этого он использовал 12 тонких проволок из нержавеющей стали, которые он связал вместе, чтобы поддерживать стул под углом 90 градусов. Любой угол конструкции объединяется, образуя спинку и сиденье стула, в то время как сиденье усилено перекрывающимися проволоками, которые были сварены вместе, чтобы сформировать сетчатый узор [5].

 

Рисунок 6. Кресло Octagon. Авт. − Томас Фейхтнер

 

«Это производит почти нереальное впечатление. Как трехмерный объект, он все еще выглядит двухмерным, как графический рисунок плоттера, выполненного пером на бумаге», − сказал он. Далее мастер продолжает мысль: «Ваши глаза сбивают с толку при поиске того, что находится спереди, а что на заднем плане. Параллельные провода почти создают эффект муара, перекрываясь» [5].

Студия Artisan ceramics, Feinedinge, была основана в 2005 году. Её основатель − Сандра Хейшбергер, выпускница Венского Университета прикладных искусств и бывший консультант венской архитектурной фирмы Embacher. В 2006 году керамист Сильви Зигль присоединился к студии, а затем, в 2011 году, в её состав вошел мастер по керамике Джудит Гейфинг. Их продукцию сначала отливают в гипсовые формы, а затем украшают посредством процесса переноса печати, либо вручную − как это видно по серии Moonstruck (Рис. 7), где каждый элемент был тщательно выполнен вручную. Их фарфор обладает истинным чувством индивидуальности, оказавшимся очень трогательным из-за их тонкого подхода и внимания к деталям. Работы Feinedinge также выделяются из обычной, изготовленной в промышленности керамики из-за незначительной неравномерности формы, цвета и декора, видимых в каждой уникальной детали [4, с. 31].

 

Рисунок 7. Керамическая серия Moonstruck. Авт. − Feinedinge

 

Дизайнер Нина Леветт. Ее смелые орнаменты выражают бескомпромиссные наблюдения общества и отношений, и применяются к ряду поверхностей или продуктов, таких как столовые приборы, посуда и посуда, для текстиля, подвижных обоев и фарфора. Высококачественные дизайнерские работы Levett отличаются использованием украшений; под влиянием традиции Wiener Werkstätte, она сочетает в себе старые помещения с современными идеями. Помимо самостоятельной работы, она создает иллюстративные установки для таких клиентов, как Blickfang, для которых она подготовила установку Believe Liar. Ее работы можно найти в Австрийском музее прикладного искусства в Вене, в музее Алесси в Милане, в художественных галереях и ярмарках по всей Европе, Азии и США [1, с. 72].

Венгерский художник по графике и иллюстрации Бена Краус создает образ жизни, моду, концептуальные, редакционные, рекламные, текстильные и поверхностные проекты. Хотя у нее есть множество интригующих интересов, основная часть ее работы связана с модой и природой, абстрактными паттерами и поверхностями. Она имеет более чем десятилетний опыт в области графического дизайна, работая в рекламных агентствах, брендах, издателях и журналах; ее обширная клиентская база включает в себя Swarovski, St Ives, Vossen, Triumph International, Elle, Vogue и Mercedes Magazin. Краус была включена в дизайнерскую публикацию «200 лучших иллюстраторов по всему миру» от Lürzer's Archive для ее иллюстрации «Природа», созданной для Naturgarten. Кроме того, как художник-постановщик, Краус демонстрирует свою продукцию во всем мире, демонстрируя свои проекты в Австралийской академии дизайна, Мельбурне (2007), Museums Quartier, Вена (2007) и в CAA Foto & Illustration Review. [1.C.64].

Ювелир и скульптор, Андреас Эберхартер, начал свою карьеру в качестве помощника нескольких известных художников и ювелиров. Он работает независимым дизайнером с 1992 года и основал свой собственный лейбл ANDi в 2001 году. Студия теперь создает «настоящие украшения для настоящих индивидуалистов» и пользуется большой популярностью. Eberharter был удостоен нескольких престижных дизайнерских наград, таких как Vienna Fashion Awards; Лучший конструктор аксессуаров (2010) и Лучший дизайнер брендинга (2012) и Mercur Innovation Award for Creativity (2011). Алюминиевый глазный паттерн ANDi − его самый узнаваемый и успешный дизайн на сегодняшний день, появляющийся на шоу Thierry Mugler Men's Show 2009 и в видеоролике Lady Gaga для «Paparazzi». Благодаря этой рекламе глазной патч приобрел статус культового объекта, в то время как ювелирные украшения и аксессуары Eberharter стали «обязательными» моделями (Рис. 8). [5].

 

Рисунок 8. Глазной патч. Авт. - Андреас Эберхартер

 

Дизайнер использует новые и необычные материалы, такие как алюминий и акриловое стекло, а также кристаллы Сваровски и жемчуг или кубический цирконий. Работы Эберхартера привлекательны, насыщены, ясны и бескомпромиссны по дизайну. Компания продолжает активно развиваться и по сей день; регулярно открываются новые ателье и магазины. Активно выпускаются и новые коллекции; Эберхарт продолжает экспериментировать с новыми моделями аксессуаров.

Модельер Джулия Цепп работает под именем Mijat Rosa с 2001 года. Она изучала дизайн одежды в Университете прикладного искусства в Вене и выиграла премию Rondo / Nokia Fashion Award в 2004 году за выпускную коллекцию Angels. Ее инновационный подход к дизайну и дизайну одежды отражает взаимосвязь между реальной жизнью и ее утопическим видением; ее шоу − потрясающие выступления, часто сопровождаемые концептуальными альбомами. Но она также цитирует фотографию как важный аспект ее коллекций, позволяя ей поддерживать совместное видение как дизайнер и фотограф. Одной из главных тем в дизайнерских коллекциях Cepp, таких как les choses de la vie (A / W), является образ женщин. Ее проекты направлены на то, чтобы представлять самоопределение, свободу действий, а также социальные барьеры, с которыми сталкиваются современные женщины; она особенно вдохновлена ​​актрисами и персонажами, которых они играют [4, с. 85].

Подводя итог современным тенденциям и трендам развития дизайна в Австрии, следует сделать вывод: с одной стороны, проектировщики пытаются наладить контакт с потребителем путем создания ярких, неповторимых образцов, основанных на авторском креативе. С другой − этот самый креатив базируется не просто на абсолютной и абстрактной художественной идее, на некоей концепции произведения, а на практической платформе, создаваемой с помощью инновационных технологий и попытках совместить в своем творчестве противоположные по тектонике и пластике материалы. Впрочем, это не "национальный" тренд Австрии, а метод, который сейчас популярен во всей центральной Европе и Скандинавии (искл. Финляндию, Германию, Францию и Италию с их более консервативными, устоявшимися взглядами на дизайн). Насколько этот метод будет востребован в третье десятилетие ХХI века, покажет время.

Но, думается, с развитием и дальнейшим совершенствованием технологий, совмещённых с национальной стилистикой, ответственной за инициализацию продукта дизайна, он будет востребован. Нынешние европейские дизайнеры, в том числе австрийские, работают  не только во Евросоюзной зоне, но и по Ближнему Востоку и Америке. И подобный культурный синтез, вполне возможно, отразится в работах многих авторов-проектировщиков, в том числе и австрийских.

 

Список литературы:
1. Временный музей нового дизайна, апрель 2012 г. №3, Superstudio Group 
2. Клантен Роберт, Свен Эманн, Андрей Купец, Шонкис Морено. Однажды на стуле, дизайн за пределами иконы, Die Gestalten Verlag, Берлин, Нью-Йорк, 2009.
3. Ноевер Питер, Шонкис Морено, Лилли Холлейн, Бернхард Э. Бюрдек, Михаэль Хаузенблас. Томас Файхтнер, от края до края, MAK - Österreichisches Museum für angewandte Kunst / Gegenwartskunst , Birkhäuser Verlag , Базель-Бостон-Берлин, 2010.
4. Хаусли Лаура. Независимое руководство по дизайну, инновационные продукты нового поколения, 2009. Thames & Hudson Ltd, Лондон, Великобритания.
5. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://www.russianvienna.com/avstrijskaya-kultura/602-2012-03-06-15-42-03 (дата обращения: 30. 01. 2021).