Статья:

ТВОРЧЕСТВО НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА КЯЗЫМА КЯЗИМЗАДЕ В ОБЛАСТИ ТЕАТРА И КИНО

Конференция: LXXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Искандерли Ф.А. ТВОРЧЕСТВО НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА КЯЗЫМА КЯЗИМЗАДЕ В ОБЛАСТИ ТЕАТРА И КИНО // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXX междунар. науч.-практ. конф. — № 4(80). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТВОРЧЕСТВО НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА КЯЗЫМА КЯЗИМЗАДЕ В ОБЛАСТИ ТЕАТРА И КИНО

Искандерли Флора Абдулхалыг
диссертант, Азербайджанская государственная академии художеств, Азербайджан, г. Баку

 

CREATIVITY OF PEOPLE'S ARTIST KYAZYM KYAZIMZADE IN THE FIELD OF THEATER AND CINEMA

 

Flora Iskanderli

Doctoral applicant, Azerbaijan State Academy of Fine Art, Azerbaijan, Baku

 

Аннотация. В многогранной работе талантливого художника Казыма Казымзаде особый интерес представляют костюмы для театра и кино. Художник создал эскизы одежды для спектакля «Низами». Также был автором костюмов персонажей оперы «Кероглу». Кязым Кязимзаде, который был художником по костюмам во многих спектаклях и фильмах, рисовал эскизы к фильмам, рассказывающим о жизни Узеира Гаджибекова. В фильмах «Аккорды долголетия» «Седлайте лошадей» рассказывается о гениальном композиторе. Художник был автором одежды в фильме «Тайна крепости», повествующем об историческом прошлом, и создал образцы одежды, соответствующие образцам.

Abstract. In the multifaceted work of the talented artist Kazym Kazymzade, costumes for theater and cinema are of particular interest. The artist created sketches of clothes for the play "Nizami." He was also the author of the costumes of the characters of the opera "Keroglu." Kyazym Kyazimzade, who was a costume designer in many performances and films, drew sketches for films telling about the life of Uzeyir Hajibeyov. In the films "Chords of Longevity," "Saddle Horses" tells about a brilliant composer. The artist was the author of clothes in the film "The Secret of the Fortress," which tells about the historical past, and created samples of clothes that corresponded to the images.

 

Ключевые слова: художник, костюм, театр, кино, сцена, образ.

Keywords: artist, costume, theater, cinema, stage, image.

 

Особый интерес представляют костюмы, созданные для театра и кино в многогранном творчестве талантливого художника Казыма Казымзаде.

Живопись и драматургия , эти две области, являющиеся неотъемлемой частью профессии театрального художника, далеко не ограничиваются его кругом знаний. Литература, музыка, поэзия и живопись, все это должно быть известно театральному художнику.

Но основным, определяющим источником творчества являются жизненные впечатления, наблюдения, результаты. Изучая жизнь, театральный художник собирает материал для своей работы. Чем богаче этот материал, тем шире круг наблюдения, тем глубже мысли художника, тем больше вероятность его успеха на сцене. Он чувствует уникальность каждого драматического произведения настолько ясно и точно, что лучше сотрудничает с различными режиссерами.

Известно, что художник одежды способствовал превращению актеров кино и театра в своих персонажей. Изучая жизнь, театральный художник собирает материал для своей работы. Чем богаче этот материал, тем шире круг наблюдения, тем глубже мысли художника, тем больше вероятность его успеха на сцене. Он чувствует уникальность каждого драматического произведения настолько ясно и точно, что лучше сотрудничает с различными режиссерами.

Известно, что художник по костюмам помогает актерам  кино и театра стать их персонажами. С помощью костюма можно передать социальное состояние, возраст, характер и даже настроение персонажа.

Еще одной особенностью театрального художника является то, что он участвует в коллективном творчестве, его воля, мечты, намерения могут осуществляться рука об руку с актером, режиссером, режиссерской частью. Поэтому театральный художник должен обладать не только талантом, но и организаторскими качествами.

В своем эскизе к одежде, подготовленном для спектакля «Низами» в 1948 году, художник не только обратился к основным элементам и деталям образцов азербайджанской мужской одежды XII века, но и выбрал наиболее важные черты для раскрытия образа и применил их к произведению. Белый головной убор Низами, длинная спинка рубашки, зеленая рубашка, чарык на ногах доносятся до зрителя не только с точностью символизируя интеллигентный слой того времени, но и с любящими формами, которые выражают любовь, входящие в особенности характерного образа.

Интересен и костюм моллы для спектакля. Известно, что предметы одежды религиозных деятелей Азербайджана были преимущественно одноцветными и не имели на них каких-либо рисунков. Рукава одежды, выбранной художником для священнослужителя, часто настолько длинные, что считается признаком того, что тот, кто его носит, посвящает себя религии и не занимается никакими мирскими делами.

Каждая одежда, подготовленная для спектакля «Низами», была объединена с потенциальной пластикой актера. Художник создавал костюмы, творчески подходя к возможностям актера. Именно поэтому образы принимались запоминающимися.

В образе персонажей К.Казымзаде одежда эпического героя и окружающих его людей направлена на раскрытие образа со всеми его тонкостями. Прославление роскоши или простоты, соответствующей каждому классу, имеет большое значение в раскрытии внутренних особенностей.

В костюмах для персонажей дервишей XIX века художник работал в костюмах с узкими брюками и куртками, привязанными к поясу персонажей. Их головные уборы, похожие на тыквы оригинальной формы, с крутым верхом дополняют образы этих персонажей. К.Казымзаде продемонстрировал особое мастерство в создании костюмов для хоровых и массовых сцен оперы.

В опере «Кероглу» К.Казымзаде попытался оживить общую среду с использованием природных материалов. В соответствии с образом жизни Кероглу и его коллег художник добавил в костюмы новое дыхание. Обращаясь к традиционному национальному набору одежды, он использовал такие элементы одежды, как рубашка, спинка, чуха, брюки, пояс.

К.Казымзаде старался подобрать одежду для работы над каждым персонажем с точностью, получив обширную информацию об этом историческом периоде не только по роли персонажа, но и по времени, когда происходили события в произведении.

Эскизы костюмов, выполненные К.Казымзаде для оперных спектаклей, словно отражают спектакль в этих картинах. Художник, глубоко овладевший историей своего времени, сумел создать точную сценическую одежду с исторической точки зрения. В оформлении сценической одежды основано скорее на восприятии романтической эстетики, отражающей эпоху, чем характерные черты.

Известно, что одежда азербайджанских мужчин очень хорошо отражала широкую спину, тонкую талию, жесткость, быстроту и силу мужчины, которому удалось с трудом и индивидуально адаптировать − изделие к телу. К.Казымзаде строит структурную схему спектакля, опираясь на национальную уловку и арку для мужских образов. Таким образом, художник описал естественную общую картину тела. К.Казымзаде строит структурную схему спектакля, опираясь на национальную уловку и арку для мужских образов. Таким образом, художник воссоздает сглаженный контур, близкий к естественной общей форме тела. Этот комплект одежды обеспечивает актеру свободу передвижения, удобство ношения, деловитость.

Набор одежды для персонажа клоуна, созданный художником для спектакля, удался. Воспользовавшись исторической дервишской одеждой для клоуна, художник сумел создать интересный образ. Как известно, одной из неотъемлемых задач дервишей было их активное участие в различных торжествах, сопровождаемых постановочными представлениями, как выражение народных обычаев и традиций. Клоуны с персонажами спектакля «Кероглу» воспользовавшись исторической дервишской одеждой для клоуна, художник сумел создать интересный образ. Как известно, одной из неотъемлемых задач дервишей было их активное участие в различных торжествах, сопровождаемых постановочными представлениями, как выражение народных обычаев и традиций. Клоуны, являющиеся персонажами спектакля «Кероглу», это дервиши, вошедшие в шкуру игрока.

Дебют К.Казымзаде в качестве художника по одежде начался с очень успешного проекта в области кино. Для создания образа в кино костюм берется в качестве одного из ключевых элементов. Таким образом, костюм является фактором, который создает образную среду как для любого героя, так и для фильма в целом. Известно, что кинорежиссер при создании образа персонажа всегда начинается в первую очередь с его внешнего вида, роста, строения лица, прически, грима и, самое главное, одежды. В кино, как и в театральном спектакле, костюм отражает как национальную, историческую, социальную принадлежность героя. В кино, как и в театральной постановке, костюм не только выражает национальную, историческую, социальную принадлежность героя, но и его «характер и позицию в обществе, возрастные особенности, но и составляет основу взаимодействия персонажа и системы образа фильма, придает определенную форму художественной коммуникации, диалога с миром, что крайне важно для смысла общего замысла фильма» [5, s.84].

Эскизы являются лишь первым этапом в творчестве кинохудожника. После утверждения режиссером начинается следующий этап, не менее ответственный: воплощение эскизов в настоящих костюмах. Он должен уметь точно подчеркивать, что «играет» на картине, устранять препятствие, заполнять костюм жизнью, превращать его не только в одежду, но и в персонажа, создавать биографию, отражать жизнь героя. На данном этапе дизайнер одежды всегда должен общаться со многими людьми: актерами, резчиками, портными, шляпниками, обувщиками, реквизитами, портными, трикотажниками, малярами, металловедами и многими другими. Каждый из них имеет свое мнение, свой вкус, свой характер, и художник должен убедить их в том, что он автор, доказать, быть очень сдержанным, вежливым.

Одним из произведений, оставившим неизгладимый след в памяти зрителей, является фильм «Тайна крепости» (1959, режиссер А.Атакишиев). Основная цель К.Казымзаде заключалась в том, чтобы передать зрителям через одежду противоположное выражение добра и зла, максимально используя киноэффект своего времени. Различие в костюмах персонажей вокруг Симнар-хана создает взаимный контраст деталей арабской, персидской, турецкой национальной одежды. Несоответствие элементов в общем толковании, использование богатого орнамента в украшениях из тяжелой тканевой фактуры обеспечивает создание ужасной среды, перекликаясь со слабым освещением Кровавой крепости. Бронежилет, использованный в фильме « Тайна крепости » в фонде киностудии «Азербайджанфильм» имени Джафара Джаббарлы, предназначен для солдат Симнар-хана. Средневековый военный  для художника, знакомого с историей и этнографией Азербайджана, предпочел изготовить для солдат железную броню, сотканную из небольших колец, близких к средневековой военной форме.

Известно, что железная одежда, сотканная из маленьких колец, уже появилась в VII-VIII веках [6, с. 5 (805)]. Одним из важнейших средств защиты с X века до средневековья была железная одежда в виде длинной рубашки с рукавами. В XI веке к железной одежде были добавлены железные брюки. Средневековая железная одежда покрывала все тело воина. Воспользовавшись этой информацией, К.Казымзаде выбрал именно такой комплект одежды для героев-солдат фильма. Под железными доспехами предусмотрены широкие брюки, поверх них черный плащ.

Один из героев произведения, Симнар-хан, был представлен в очень большом амамамате, состоящем из большого золотистого сукна одежды конца XVII века. Халат хана тоже очень красивый. Узоры, состоящие из растительного орнамента и украшающие плечи, воротник, руки и спину халата, больше напоминают золотой сетчатый орнамент, используемый в украшениях, чем узор цветка.

Особое внимание заслуживает и одежда Гёйгёз косы. Художник работает в костюме героя-ведьмы, который входит из кожи в кожу и представляет себя астрологом синий шелковый халат с золотыми звездами дополняется конусной шапкой с заостренными концами и адаптирует образ к выбранной роли.

Настоящее коварное лицо этого героя проявляется в роли визиря Симнар-хана. Для этого образа художник выбирает роскошный шелковый халат традиционную для средневековой дворцовой одежды.

Набор одежды, выбранный для образа мужественной и бесстрашной женщины-героини фильма, является повторением средневековой азербайджанской, точнее, женской одежды гаджарского периода. Так, художник дополнил комплект одежды, состоящий из длинной рубашки, штанов и короткого рукава до колена, головным убором, напоминающим аммаму . Из истории известно, что, в отличие от мужских амамамов, женщины использовали наконечник амама. Учитывая это, К. Казымзаде выбрал именно такой вид аммама.

Набор одежды, выбранный для Эльшана, одного из главных героев фильма, состоит из брюк, рубашки и спинки, которые являются традиционными видами национальной одежды. Одним из отличительных элементов одежды являются браслеты, которые Эльша носила на руках перед походом на войну, и металлический пояс, который он носил на талии.

Одним из элементов защитного оружия в костюме средневекового воина были металлические пластины, закрывавшие руки воина. Одним из интересных атрибутов набора одежды был волшебный пояс Эльшан, который художник выбрал для этого пояса. Такие пряжечные пояса были известны еще с XVI века и были одним из главных атрибутов наборов одежды царей и придворных людей. Такой пряжечный пояс заменил тканевые пояса, которые были завязаны узлом перед Эльшан и другими мужскими персонажами произведения, концы которых были прижаты к поясу с левой стороны сзади. Когда-то в средневековом Азербайджане эти длинные, широкие шелковые пояса, украшенные золотыми и серебряными нитями, украшались повторяющимися растительными или орнаментальными узорами, их простые узоры использовались всеми слоями населения до начала XX века.

Два фильма, занимающие важное место в творчестве художника, относятся к его последним временам. В начале 1980-х годов были сняты фильмы «Узеир Гаджибеков», «Седлайте лошадей» и «Аккорды долголетия».

"Узеир Гаджибеков. Аккорды долголетия", созданные К.Казымзаде, позволили художнику проследить путь жизни с детства до конца жизни. Художник, представивший Узеира Гаджибекова в национальных костюмах Азербайджана, характерных для карабахской молодежи в раннем возрасте, уже во взрослом возрасте был одет в костюм, соответствующий европейской одежде ХХ века, с галстуком-бабочкой.

Талантливому художнику К.Казымзаде доверена должность художника по костюмам из фильма «Седлайте лошадей», снятого в 1985 году, рассказывающего о жизни Беглого Наби, стоявшего во главе освободительного движения народа в XIX веке. Это была очень ответственная работа, потому что в создании национальных образов Азербайджана XIX века художнику приходилось реализовывать образцы одежды, которые легли бы в основу различных негативных и позитивных персонажей. Это было не просто изучение основ костюмов того времени и их применение на изображении. Видный художник, осознавая особую важность даже мельчайших деталей в создании каждого образа, раскрытии его характерных черт, приобретает большой опыт и осуществляет свою работу. Народный художник Азербайджана К.Казымзаде, искусный знаток иконографии одежды, старался сохранить историческую и этнографическую точность набора одежды каждого периода. Основное внимание уделяется художественным особенностям национального костюма, применению его декоративного решения.

К.Казымзаде, отдавая предпочтение реалистическому стилю в образцах одежды, созданных им для кинофильмов, старался работать по существу правильно и во времени.

 

Список литературы:
1. Садыхова, С.Ю. Азербайджанский костюм XIX века / С.Ю. Садыхова – Баку: Элм, – 2007. – 190 с.
2. Шахбазова С. Кязим Кязим-заде. / С.Шахбазова – Баку: Чашыоглу – 2004 – 157, [2] с.
3. Габибов, Н.Д. Искусство Советского Азербайджана. Живопись, скульптура, графика. Очерки. / Н.Габибов, М.Наджафов – Москва: Искусство. – 1960 – 200 с.
4. Алиевой, С. Бадуры Афганлы:/доктор философии по искусствоведению дис. Художественно-пластические приемы в кино и театральном творчестве /- Баку, 2017. - 145 с.
5. Байрамов, А. Незабываемый учитель Казим//Культура. –2010. 25 августа-с. 12.
6. Брокгауз Ф.А. и Ерфон И.А. Энциклопедический словарь – СПб., 1895, т. XXII, с. 214-219, т. XV, с. 805-806, т. XVII, с. 387-388.