Статья:

Строительные традиции Симеизской усадебной архитектуры начала ХХ века

Конференция: XXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Горелов М.В. Строительные традиции Симеизской усадебной архитектуры начала ХХ века // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(36). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 17-31.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Строительные традиции Симеизской усадебной архитектуры начала ХХ века

Горелов Михаил Вячеславович
канд. искусствоведения, доцент, Московская Государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, РФ, г. Москва

 

CONSTRUCTION TRADITIONS OF THE SIMEISIAN MANOR ARCHITECTURE OF THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

 

Michael Gorelov

Candidate of Art History, Moscow State Art and Industry Academy S. G. Stroganova, Russia, Moscow

 

Аннотация. Материал, представленный в данной статье, демонстрирует архитектурный феномен, присущий стилевому разнообразию, но притом единому замыслу по созданию средового пространства курортной территории поселка Симеиз в начале ХХ века. На примерах основных проектных решений показаны основные пластические и художественные характеристики объектов, их взаимосвязь с природной ландшафтной средой. Определяется морфологическая трансформация модерна на ряд составляющих архитектурных нео-стилей в рамках конкретной территориальной и временной ситуаций, при этом отмечается использование и сочетание новых строительных и отделочных материалов.

Abstract. The material presented in this article demonstrates the architectural phenomenon inherent in the style diversity, but at the same time a single idea to create the environment of the resort area of the village of Simeiz in the early twentieth century. Examples of the main design solutions show the main plastic and artistic characteristics of objects, their relationship with the natural landscape environment. The morphological transformation of art Nouveau into a number of components of architectural neostyles within a specific territorial and temporary situation is determined, while the use and combination of new construction and finishing materials is noted.

 

Ключевые слова: архитектура Симеиза; модерн; вилла; дача; индомусульманское зодчество; мавританский стиль.

Keywords: Simeiz architecture; modern; Villa; country; Indo-Muslim architecture; Moorish style.

 

Конец XIX − начало XX века − это, как известно, время смены направлений в искусстве. Модным направлением в архитектуре становится модерн, пришедший на смену эклектике и стилизаторству. Этот стиль «осовременил» традиционные средства и формы архитектуры, включив живую и динамичную пластику прикладного искусства. В архитектуре стало модным отдавать предпочтение плавным линиям, нарочитой асимметрии объемного построения, иррегулярному очертанию кровель и проемов, общей живописности. Модерн привнёс широкое использование эркеров, угловых башенок, увенчанных куполами (часто шлемовидными), применение скульптурных и керамических украшений. Составной частью модерна являются и другие стили − неоренессанс, неоклассицизм, псевдомавританский. Для модерна также было характерно использование новых строительных приемов и материалов: бетона, металла, листового стекла, поливной керамики и др. Использование традиционных материалов было подчинено объёмно-пространственному и пластическому замыслу. Одно из проявлений модерна − свободное размещение зданий в пространстве и взаимодействие объёмов [2, с. 17].

Практически все эти стили и направления модерна удивительным образом оказались воплощены в архитектуре дач Симеиза − небольшого поселка, расположенного на Южном берегу Крыма, на полпути между Ялтой и Форосом. Свободное расположение дач на живописных склонах гор создает впечатление множества картин, последовательно сменяющих друг друга по мере движения в пространстве, соединяясь с окружающим пейзажем поселка. Архитектурный облик Симеиза заметно отличается от других курортных поселков Южнобережья. Больших дворцов тут нет, нет и советских многоэтажек, только ближе к северной окраине его стоят несколько 5-этажных "хрущевок", однако, они абсолютно не нарушают единой стилевой картины благодаря своему удаленному расположению. Единственный 15-этажный новострой, появившийся здесь в 2012г. и до сих пор простаивающий незаселенным, неестественно громоздится своим современным архитектурным "хай-тековским" стеклобетоном около территории санатория им. Семашко. К счастью, буйная парковая растительность частично скрывает данное архитектурное несоответствие. Современный вид поселок приобрел только в конце XIX −начале ХХ века, когда его крупнейшие землевладельцы, промышленные меценаты братья Мальцовы, стали продавать землю для строительства вилл и дач [3, с. 30]. Тем не менее, многие местные жители и сейчас проживают в крепких 2-х этажных домах, построенных в те годы. Дома возводились обыкновенными инженерами-строителями, а виллы, разумеется, строились по индивидуальным проектам известных архитекторов Москвы, Петербурга, Крыма, поэтому представляют большой интерес для современной застройки всего Южного берега. Результатом такого подхода явился уникальный архитектурный комплекс, максимально отражающий характер хозяев вилл и эстетический идеал начала ХХ века. Экзотические дачи, в архитектуре которых, как правило, сочетались несколько стилей, получали романтические названия: «Лебедь», «Нюкта», «Ксения», «Дельфин», «Камея».

При советской власти усадьбы Симеиза использовались как здравницы, общественные здания и жилые дома. Однако она сохранила эти уникальные дачи и привела их в порядок, открыв в них санатории. Многие из этих особняков дожили до наших дней.

Поселок застраивался в несколько этапов, поэтому это обстоятельство надо учитывать при рассмотрении стилистики того или иного объекта. Вся крымская архитектура середины XIX века характеризовалась смесью балканских и восточных традиций. Но с 1870-х гг.. начали проявляться европейские направления: популярные элементы готики и классицизма стали одним целым. В этот период, все здания возводились из местного известняка, и довольно часто хаотичной кладкой. Обязательно с деревянными карнизами, широко нависающей крышей, балюстрадами. Для защиты от солнца использовались террасы и галереи, которые традиционно опирались на колонны из дерева и часто поднимали на несколько этажей вокруг здания [3, с. 33]. Всё это находило отпечаток и в архитектуре дач Симеиза. Классическим примером таких вкусов, расположенным рядом с этим поселком, может служить генерал-губернатор Новороссии и его, уже знаменитый на весь мир, Воронцовский дворец.

Самая масштабная постройка Симеиза − Пансион Н. К. Александрова-Дольника − величественное палаццо, построенное по проекту, в ту пору инженер-полковника, архитектора Я. П. Семенова (разработчик сети водопроводов в Севастополе, сеть существует и работает по сей день. Прим. авт.) в 1913 году. (Рис.1).

 

Рисунок 1. Вилла Александрова-Дольника. Фото 1915 г.

 

Эффектный трёхэтажный корпус возведен во вкусе неоренессанса. Здесь автор работал с крупными архитектурными деталями. Южный фасад оформлен следующим образом: три яруса просторных лоджий, открытые террасы второго этажа, колонны, широкие лестницы, спускающиеся с террас в парк. Легкость архитектуры этого отнюдь не маленького здания подчеркивали балюстрады, две стройные башенки и колоннада над центральной частью фасада. При строительстве не экономили: апартаменты на 70 персон, электрическое освещение, морские ванны − уровень удобств был близок к современным отелям. Пансион построен с использованием элементов неоклассицизма с обилием колонн, полуколонн, аркадой окон, каскадом лестниц, уходящих к морю [1, с. 42].

Здание размещено на крутом горном склоне и очень удачно была решена задача его соединения с дорогой с помощью навесного мостика и мраморной лестницы внутри здания ведущей на 1-й этаж. Перед зданием большая, укрепленная высокой подпорной стеной терраса, на которой разбит парк. И площадка, и лестница, и крыша здания украшена балюстрадой. На крыше находился солярий. Отапливалось здание каминами, освещалось с помощью автономной электростанции, имелся телефон. Таким образом, можно считать пансион Александрова-Дольника оборудованным по последнему слову техники своего времени.

Одной из самых ярких достопримечательностей поселка является вилла "Ксения", построенная в 1911 году в стиле шотландского шале. (Рис.2).

 

Рисунок 2. Вилла "Ксения". Фото 1920-е гг..

 

Автором проекта фасада этого «шотландского шале», возведенного в духе так называемого северного модерна с элементами готики, стал крымский архитектор Николай Петрович Краснов, но разработку общего проекта виллы и контроль над всем процессом строительства взял на себя Яков Петрович Семенов. Высокие кровли, шпили, стрельчатые окна, серая поверхность стен, имитирующая грубую кладку, явно пришли из архитектуры Северной Европы. Чтобы подобное строение органично выглядело на юге, архитектор увеличил размеры окон, добавил открытые террасы и лоджии. В настоящее время вилла находится на реставрации.

В самом центре поселка находится вилла "Камея", построенная в 1912 году Н.П. Красновым. В архитектуре дачи использованы элементы различных стилей: итальянской неоготики и неоклассицизма. Само здание − полукруглое в плане, большинство жилых комнат обращены на юг и юго-запад. В центре дуги южного фасада − два этажа лоджий и открытая терраса третьего полуэтажа над ними. Колоннада центральной лоджии выполнена в виде античных герм с женскими лицами. Ряды симметричных двухэтажных обрамленных колоннами лоджий образуют северную и южную дуги фасада.(Рис.3). [4, с. 61].

 

Рисунок 3. Вилла "Камея". Фото 1925 г.

 

Снаружи вилла богато украшена декоративной лепниной с изображением грифонов, сидящих перед чашей, колонн, выполненных в виде кариатид. У входа находится камея, запечатлевшая образ девушки с виноградной лозой, — возможно, это и дало название вилле. Центральная часть дома заканчивается открытой видовой беседкой-ротондой. Сейчас здесь − санаторий им. Н.А. Семашко.

Самая старинная не только в Симеизе, но и на всем Южнобережье полуострова − вилла "Мечта" − создавалась в период 1904 - 1908 гг. в дружеском тандеме Краснова - Семенова. Силуэт удачно расположенного в застройке посёлка здания эффектно выделяется на фоне зелёного моря парков. Не менее впечатляющие виды открываются и из окон самой виллы "Мечта" или "Мечеть", как её называют местные жители. Неизвестно, какое из этих названий более раннее − псевдомавританский стиль вполне мог послужить приданию столь претенциозного имени даче, но романтический вид и «сказочность» свидетельствуют в пользу "Мечты".(Рис.4).

Эта вилла является ярким примером ориентации модерна на восточную культуру. Расположена она в Симеизе на небольшой естественной возвышенности и внутри дорожной петли, что позволяет рассмотреть ее со всех сторон. Прямоугольные формы здания довольно лаконичны и выдержаны в традициях арабского зодчества. Фасады украшены большим количеством стрельчатых окон и арок. Несмотря на всю сдержанность проекта, основным украшением виллы «Мечта» являются богатое резное деревянное убранство оконных проемов. Над основной постройкой возвышается узкая башенка увенчанная куполом, что непременно ассоциируется с минаретом и у многих она вызывает ассоциации мечети.

 

Рисунок 4. Вилла "Мечта". Фото 1920-х гг..

 

Восточные элементы представлены куполом, килевидными окнами, лепниной, украшающей стены с изображением неоднократно повторяющейся арабской надписи: «Нет победителя кроме Аллаха», 3-х этажной узкой башенкой, с которой открывается великолепный вид на горы и море. Дача насчитывала 11 комнат и использовалась как дом-особняк [1, с. 53]. В настоящее время здание находится на стадии реставрации. Многокомнатный пансион вилла «Ампир» появился в Симеизе в 1915 году, сразу же став одним из украшений курорта. Причины переименования неизвестны, но спустя пять лет усадьба уже значилась как вилла «Белый лебедь», а иногда и просто «Лебедь» (Рис.5) [1, с.57].

 

Рисунок 5. Вилла "Ампир". Фото 2018 г.

 

Архитектура здания создана в классическом стиле, приемы же, характерные для модерна, использованы в основном в интерьере помещения. Прекрасным украшением «Ампира» были стеклянные потолки с гранеными призмами и цветные витражи в оформлении парадного входа. Наиболее интересным элементом оформления здания стала мозаика в центральном холле, где изображался корабль с алыми парусами, плывущий по лазурному морю.

Также, как и "Камея", здание входит в состав санатория им. Н. А. Семашко.

Дача Свиягина (по имени владельца − статского советника С. Н. Свиягина), подобно нескольким выше рассмотренным зданиям − произведение гениальных мастеров Краснова и Семенова. На этот раз основным замыслом архитекторов было создание образа античного дворца [4, с. 75]. Не смотря на такую атмосферу, авторы решили не следовать всем принципам древнегреческого зодчества, и вместо безупречной симметрии здесь торжествует полная свобода композиции, что уже присуще модерну и подчеркивает архитектуру Симеиза. (Рис.6).

 

Рисунок 6. Дача Свиягина. Фото 1928 г.

 

Центральной осью здания является большой круглый зал с прямоугольными окнами почти на всю высоту фасада, окруженный открытой колоннадой ионического ордера, над которой располагалась открытая терраса. От нее шла лесенка в небольшую беседку, также украшенную колоннами ионического ордера, но меньших размеров. Второй этаж располагался только над центром здания и из него шел выход на террасу. Вход, украшенный античным портиком, находился на северном фасаде здания, центральная часть правого крыла которого была украшена статуями кариатид. Они же украшали эту часть здания с южной стороны. Над парадным входом, наподобие древних античных храмов, красуется треугольный фронтон. От здания дачи в сторону моря, на границе владений, была построена крытая терраса, восточная сторона которой была сложена из камня и оштукатурена, западная же сторона была украшена колоннадой ионического ордера, а южная античным портиком с кариатидами.

Эта терраса служила местом отдыха на открытом воздухе и прекрасно защищала маленький парк от холодных восточных ветров и создавала комфортные условия отдыха. Парк украшали небольшой каскад бассейнов с фонтанчиками и маскаронами, ливанские кедры, перед дачей открытые газоны с постриженной травой и единичными невысокими деревьями, бордюр из самшита являлся своеобразной кулисой между газонами и посадками кедров [4, с. 79].

Очередным творением Краснова и Семенова является дача «Селям», или как ее еще называют на дореволюционных открытках отель «Гильдыз». (Рис.7).

 

Рисунок.7. Дача "Селям". Фото 1910-х гг..

 

Это большое здание изначально возводилось как солидный пансион. В нём со всей полнотой воплощены главные принципы модерна − свобода композиции, комбинация объёмов отдельных частей здания и декоративные элементы архитектуры стран Магриба. Этот стиль создавал впечатление восточной неги, роскоши и покоя, органично вписываясь в быт и природу Южного берега Крыма. Характерные элементы этого стиля можно увидеть в архитектуре этой дачи: купола, венчающие зубчатые башенки, килевидные и полукруглые окна, ажурная резьба балконов, арабские орнамент и надписи на стенах. Благодаря восточному колориту дача получила название "Селям". К сожалению, нынешняя пышная парковая растительность затрудняет целостное восприятие этой незаурядной постройки, лишь купола и зубчатые завершения башен возвышаются над зеленью крон современного Симеиза [5].

Сейчас здесь − детский санаторий.

По проекту архитектора московского модерна П. П. Щекотова, в Симеизе в 1911 году, была построена вилла «Миро-Маре». (Рис. 8). Стиль уютной виллы трудно определить однозначно, скорее всего, это конструктивный модерн. Здесь усматривается синтез европейской и восточной архитектуры. Вероятно, нечто подобное можно поискать среди средневековых построек юга Испании и Португалии  − той части Европы, где несколько веков обитали мавры. И даже позднейшее художественное творчество не было свободно от их наследия.

 

Рисунок 8. Дача М.А. Станкевича "Миро-Маре". Фото 1916 г.

 

Фасад здания оформлен глубокими крытыми террасами. Килевидные арки аркад опираются на невысокие колонны с кудрявыми капителями (капитель — верхняя часть вертикальной опоры, воспринимающая нагрузку от горизонтальных балок перекрытия). В узоре балюстрад угадываются мотивы поздней готики. Гладкая поверхность стены над аркадой второго этажа декорирована диагональными тягами, визуально облегчающими её массив. Впечатление легкости добавляют пинакли, повторяющие узор балюстрад, вознесенные на кровлю на углы фасада. К сожалению, утрачен ряд изящных прорезных зубчиков, венчавших постройку. По обе стороны от центрального ризалита фасада с главным входом − две симметричные террасы с аркадами и виде полуротонд и покоящимися на них открытыми балконами второго этажа. Всё очень гармонично и соразмерно, в полном соответствии с девизом римского зодчего Витрувия: «Польза, прочность, красота». Когда-то это был центр культурной жизни старого Симеиза: собиралась публика, не чуждая творчества, музицировал Рахманинов [6, с. 248].

Ныне − это также территория санатория им. Семашко.

Одним из личных проектов архитектора Семенова Я.П. стала вилла "Большой Богдан" (Рис. 9).  Здание выполнено в правильной и неизмененной стилистике модерна.

 

Рисунок 9. Вилла "Большой Богдан". Фото 2018 г.

 

За счет своей замысловатой архитектуры сооружение, как корабль волны, рассекает улицу, упираясь в нее лоджией, выполненной полуротондой и перекрытой небольшим куполом. Основной же фасад здания выходил прямо на улицу, он также украшен еще тремя подобными полукруглыми балконами. Над каждым из них округлый фронтон, имитирующий купол, между собой они разделены лепным орнаментом в виде башенок, а над «носом» такие башни увенчаны декоративными вазами. Высокая волна фронтона над центральной лоджией как бы расходится в стороны, постепенно угасая, рядом маленьких округлых карнизов. Здание не избалованно декоративными элементами и широкие полукруглые балконы служат одним из основных украшений.

Отделка «Большого Богдана» − визитная карточка модерна, особенно это хорошо просматривается в использовании кованых решеток для оформления балконов, лепная отделка стен и плавные природные линии в геометрии композиции. В настоящее время − жилой дом.

Жилым домом сейчас является бывшая дача самого Я.П. Семенова, построенная по его проекту в 1914-1916 годах (Рис. 10). Боковые фасады здания имеют полукруглые завершения, один из них был украшен металлической решеткой.

 

Рисунок 10. Дача Я.П. Семенова. Фото 1916 г.

 

Крыша здания, кроме центральной башенки, не имела карнизов. Прямоугольные окна имели круглые обрамления. Подобные элементы также представлены в стиле модерн. Перед дачей разбит небольшой парк, в котором были высажены ливанские кедры. От дачи Я.П. Семенова начинается знаменитый Симеизский проспект. Вначале это была часть почтовой дороги, проходившая у подножия горы Кошка. Эта дорога и стала центральной магистралью курорта Симеиз. Дом, хоть и претерпел внутреннюю перепланировку и утратил культурное наследие, сохранился; также и проспект остался в целости, кедры на сей день разрослись огромными каскадными зонтами. Генерал-майор инженерных войск, архитектор Я.П. Семенов был расстрелян вместе со своей дочерью новой властью в 1921- м...

Сочетание разнообразных стилей, рассмотренных в этом материале, демонстрирует удивительный архитектурный южнобережный феномен, собранный в одном, сравнительно небольшом  по территориальному масштабу месте. Этого нет даже в старой Ялте. Объяснение этой уникальной архитектурной жемчужине, затерявшейся у моря среди пышной южной природы, в стороне от автомагистрали, вероятно, в следующем. Если в сравнительно более крупных городах, коими являлись Севастополь, Керчь, Евпатория, Симферополь, Ялта, Феодосия, архитектурный стиль регламентировался, с одной стороны требованиями всеобщей планировки города, с другой − архитектурными чертами той конфессии, которая составляла его национальный состав, с третьей − функциональной принадлежностью города  (Севастополь − военно-морская база, Феодосия, Керчь − торговые порты, Ялта, Евпатория − города отдыха и санатории, Симферополь − административный центр), то маленький Симеиз с его можжевеловыми зарослями являл собой идеальную проектную площадку для архитектурного творчества, не ограниченного никакими административными рамками. А интеллектуальный уровень российской интеллигенции и меценатов, желавших обосноваться в этом месте, умноженный на мастерство и художественную фантазию профессиональных архитекторов (Н.П. Краснов − автор Ливадийского дворца, дворцов Юсуповых в Кореизе и Коккозах, дворца графа Апраксина в Балаклаве), позволили создать интересное с художественной точки зрения средовое пространство, не имеющее себе аналогов по всему югу России. Следует отметить, что такой тип строительства гармонично сочетался с ландшафтом и климатическими особенностями Южного берега Крыма. Свобода композиции в постройке зданий создавала театральный эффект, часто противоречащий правильным принципам в строительстве. Но эта "неправильность", как образ нового курорта, изначально таким и задумывался архитекторами. Сама же архитектура дач Симеиза должна была быть дополнением окружающих скал и гор, поросших лесом горных склонов и морского побережья. В Симеизских постройках авторы не собирались «воевать с природой», уродуя аборигенный пейзаж и покоряя окружающие горы. Именно ландшафт Симеиза диктовал условия архитекторам, став для них союзником и условием сохранения природного колорита. 

С высоты сегодняшнего дня мы, конечно, можем спорить о прелести старых вилл Симеиза на фоне современных построек. Их нельзя рассматривать отдельно, а только в образе целого посёлка, и нельзя не признать, что этот образ действительно удался на славу. Исторически сложившийся образ вилл Симеиза таков, что прогулявшись среди его старых зданий, по маленьким улочкам, создаётся впечатление, что так было всегда. Есть правда один минус – современные строители, не учитывающие специфику местности и вековые традиции архитектуры Симеиза, а стремящиеся только достичь одну цель: построить все что угодно, а потом уже сдавать свое творение в наем как жилье в частном секторе.

 

Список литературы:
1. Галиченко А. А. Старинные усадьбы Крыма. − Симферополь, Бизнес-Информ, 2008.
2. Лисовский В. Г. Стиль модерн в архитектуре. − Печатная слобода, 2016.
3. Севастьянов И. Н., Вертинский А. Ч. Симеиз. Прогулки в прошлое в открытках и фотографиях. − Нижняя Ореанда, 2019.
4. Фоменко С. Великие архитекторы. − Том 64. − Николай Краснов. − ИД Комсомольская правда, 2018.
5. Крымские пенаты // Альманах литературных музеев Крыма. −  №2. − 1996.
6. Шмидт С. О. Щекотов Петр Павлович // Московская энциклопедия. − Том 1. − М., 2007-2014.