Статья:

Стилевой плюрализм в китайской опере XXI века на военную тему

Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музыкальное искусство

Выходные данные
Ван М. Стилевой плюрализм в китайской опере XXI века на военную тему // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(27). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 5-10.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Стилевой плюрализм в китайской опере XXI века на военную тему

Ван Мяо
аспирант Белорусского государственного университета культуры и искусств, Беларусь, г. Минск

 

STYLISTIC PLURALISM OF CHINESE OPERA ON THE WAR THEME IN THE 21ST CEHTURY

 

Wang Miao

Postgraduate Student of Belarusian State University of Culture and Arts, Belarus, Minsk

 

Аннотация. В народных операх начала XXI века военная тема раскрывается оригинально и интересно. В статье рассматривается содержание и драматургия оперы «Пламя и весенний ветер погубят древний город», её художественные особенности и средства музыкальной выразительности.

Abstract. In folk operas of the beginning of the XXI century, the military theme is revealed in an original and interesting way. The article discusses the content and dramaturgy of the opera “The Flame and the Spring Wind will destroy the ancient city, its artistic features and means of musical expressiveness.

 

Ключевые слова: народная опера; военная тема в опере; стилевой плюрализм.

Keywords: folk opera; military theme in opera; stylistic pluralism.

 

Народная опера «Пламя и весенний ветер погубят древний город» была создана  композиторами Ван Цуцзе и Чжан Чжоя в 2005 году. В ее основу лег одноименный роман писателя и каллиграфа Ли Инжу (1914 – 1989 гг.), автора ряда произведений о войне. Премьера спектакля состоялась в 2005 году в Оперном театре Народно-освободительной армии Китая в Пекине и была посвящена 60-летию победы в войне сопротивления японским захватчикам.

Опера состоит из 14 картин, в каждой из которых (кроме девятой) всего 2-3 номера.  В ней 7 главных действующих лиц: комиссар Ян Сяодун (впервые главная положительная роль отдана мужчине), члены подпольной партии Цинь Хуан и её сестра-близнец Ин Хуан, мать Ян Сяодуна Ян Му, руководитель муниципалитета Гуань Цзинтао, предатель Гао Цзыпин и японский офицер Дуо Тян. 

В 1943 году комиссар партизанского отряда приезжает в древний город на севере Китая, где в сотрудничестве с подпольщицами Цинь Хуан и Ин Хуан разворачивает работу по перевербовке руководителя муниципалитета Гуань Цинтао, который сотрудничает с японскими захватчиками. После этого он попадает под подозрение японского офицера Дуо Тяна, который, вызвав Гуань Цинтао и Цинь Хуан, устраивает им очную ставку. Чтобы освободить Гуан Цзинтао от подозрений, Цзинь Хуан с достоинством жертвует своей жизнью. Из-за предательства Гао Цзыпина были арестованы Ян Сяодун и его мать. Сраженная испытаниями, мать Ян Му выбрасывается из окна и погибает. Ин Хуан, Хань Яньлай и другие подпольщики вместе с солдатами, рискуя жизнью, спасают Ян Сяодуна из тюрьмы. Чтобы выполнить задачу по уничтожению марионеточной армии, Ян Сяодун и Ин Хуан продолжают воздействовать на Гуань Цзинтао, который, наконец, принимает решение о восстании и при его поддержке войска коммунистической армии добиваются успеха в восстании [1, с. 11-13].

Такова сюжетная канва оперы. Однако своеобразие ее драматургического решения состоит в том, что эта история показана глазами современной девушки. В опере совмещены два временных плана – исторический и современный. Студентка Чэнь Яо, читая роман «Пламя и весенний ветер погубят древний город», переносится в древний город и становится очевидцем исторических событий. На сцене тесно переплетены прошлое и настоящее. В то время как студентка Чэнь Яо читает роман, артисты оперы воссоздают сюжет произведения. Чэнь Яо настолько захвачена романом «Пламя и весенний ветер погубят древний город», что в ней пробуждается патриотический энтузиазм. В древнем городе она поет, обращаясь к тому поколению героев: «Вернитесь, мои герои, пылкое поколение; вернитесь, мы будем идти вместе и никогда не расстанемся!».

 Авторам оперы удалось избежать ура-патриотических настроений. Напротив, опера полна глубокого драматизма, раскрывает конфликтные, противоречивые ситуации и сложные переживания и чувства героев. Так, например, в 12-ой сцене «Японский штаб» Ян Сяодун, увидев израненную мать, ненавидит себя за то, что по его вине она оказалась вовлечена в эти события. Он исполняет арию «Стыдно перед матушкой, что не могу исполнить сыновний долг», в которой ярко отражен его внутренний эмоциональный конфликт.

Стоит отметить, что и образы отрицательных персонажей сложны и неоднозначны. Остро и живо показаны внешняя доброжелательность и любовь к китайской культуре японского офицера Дуо Тяна, и в то же время его коварство и жестокость. Очень точно переданы особенности образа предателя Гао Цзыпина, показаны все сложные психологические изменения, которые в нём происходят, начиная с его отношений с подпольной организацией и неудачной любви до восстания против захватчиков. Сложные эмоциональные переплетения не делают сюжет хаотичным, наоборот, они подчеркивают главную тему – тему сопротивления японским захватчикам и спасения страны. 

В отличие от предыдущих опер, в которых использовалась только народная манера пения, в опере «Пламя и весенний ветер погубят древний город» сочетаются разные манеры исполнения: классическое бельканто, современная популярная манера и народное пение, которое включает некоторые особенности исполнения региональных сицюй. В опере использованы такие виды вокального исполнения, как сольное пение, антифон, хоры a cappella, ансамблевое пение и др. Арии японского офицера Дуо Тяна исполняются в академической манере; партии Ян Сяодуна, его матери и Гуань Цзинтао звучат в народной манере; сестры  Цинь Хуан и Ин Хуан поют в манере региональных сицюй; современная эстрадная манера исполнения характерна для партий Чэнь Яо и Гао Цзыпина. Велико количество хоровых номеров в опере, они составляют почти половину всех номеров [2, с. 60-62].

Создавая музыку оперы, композиторы пошли по пути не цитирования фольклорных мелодий, а стилизации. Материалом для стилизации послужили народные песни провинции Хэбэй, мелодии драмы сицюй северного Китая, а также региональная музыка провинций Хэбэй, Шаньси, Шаньдун и Хэнань. К достоинствам этой оперы можно отнести умелое использование баньцянти из хэбэйского банцзы[1] В целом довольно сложно различить, какой именно вид сицюй был использован, так как многие баньши традиционного сицюй были трансформированы, а классические, характерные мелодии были обработаны, чтобы арии соответствовали развитию сюжета. Например, во второй сцене «В древнем городе» в дуэт Ян Сяодуна и Гуан Цзинтао «Дух человека» введены элементы северной сицюй, речитатив, в мелодиях использовано длинное нисходящее глиссандо, а каждая музыкальная фраза заканчивается тоцян[2].

Так как в опере «Пламя и весенний ветер погубят древний город» история рассматривается через призму восприятия современного человека, то в ряде вокальных номеров ощутимо влияние популярной музыки. Это арии Гао Цзыпина, Чэнь Яо, Ин Хуан и хоры «Жить сегодняшним днем» (букв. с кит. «коль сегодня есть вино, сегодня же и пью допьяна»), «Сила притяжения», «Весь день мрак и смятение», «День рождения», «Непрерывно поступают вести о новых успехах», «Свежая новость», «Что есть религия», «Вернитесь», «Пойдем со мной» и «Сердце гонится за ветром и дождем». В оркестр введены синтезаторы, саксофоны.

Например, ария Чэнь Яо «Непрерывно поступают вести о победах» содержит такие особенности поп-музыки, как короткие музыкальные фразы, ясный, четкий ритм, простая, легкая мелодия. В тексте арии встречаются такие названия, как «битва под Сталинградом», «битва Ста полков». Ария звучит как непринужденный монолог. Все это соответствует особенностям эстетического восприятия молодого современного поколения. В 9 картине, когда японский офицер Дуо Тян объявляет о пресс-конференции, звучит хор журналистов «Свежая новость», написанный в легком жанре фокстрота. Это живая, веселая мелодия в танцевальном стиле в сопровождении эстрадного оркестра. «Переклички  хора  и  духовых  (труб, саксофонов и тромбонов) в сопровождении ритм-секции создают неожиданный джазовый колорит. Джазовое начало как носитель  идеи спонтанного творчества удачно передаёт в данном случае идею свежей, актуальной новости. Единственным стилистическим звеном, соединяющим «Свежие  новости» с местом действия, является  пентатонный лад, строго выдерживаемый на протяжении всего музыкального номера» [3, с. 142-143].

Ария «Жить сегодняшним днем», которую исполняет отрицательный персонаж Гао Цзыпин, обладает особенностями популярной танцевальной музыки 30-40-х годов, что помогает создать портрет героя, пустого, бессодержательного, завистливого человека.  

Ария захватчика Дуо Тяна написана в японском стиле. В ней использована пентатоника, включающая полутоны, что характерно для японских ладов.

Девятая картина – это кульминация всей оперы, здесь впервые японские агрессоры получают отпор. Дуо Тян устраивает очную ставку для Цзин Хуан и Гуан Цзиньтао, втроем они исполняют ансамбль «Наслаждайтесь жизнью». Композиторы соединяют разные вокальные стили и жанры. Цзин Хуан поет в народной манере, её партия – это мелодия хэбэйского банцзы. Гуан Цзиньтао поет в народной манере, а Дуо Тян – в традиционном японском стиле. Контраст музыкальных стилей подчеркивает патриотизм подпольщицы Цинь Хуан, панику попавшего под подозрение японцев Гуан Цзиньтао и бессердечность японского офицера Дуо Тяня. Здесь используется также приём дабэйгун, что делает драматический конфликт более явным.

Интересно совмещение времен и стилей в дуэте Чэнь Яо и Гуань Цзинтао «День рождения», который также звучит в 9 картине. Герои, разделенные временем и не видящие друг друга поют дуэтом – один в народной манере, другая – в эстрадной.

Сложная драматургия и стилевой плюрализм музыки оперы скрепляются с помощью лейттем и «метода мотивных возвратов», который «заключается в завершении ряда тематических построений одинаковым мелодическим ходом» [3, с. 140]. Так, лейттема древнего города появляется 5 раз на протяжении всего произведения в вокальной или инструментальной форме. Каждый раз это связано с центральной сюжетной линией – со стараниями подпольщиков убедить Гуань Цзиньтао занять  их сторону и поднять восстание. Главенствующая мелодия «Сельской песни» объединяет начало и конец произведения, «звучащая в 1  и  14  картинах, она охватывает всю оперу аркой, причём её исполнение детским хором можно истолковать в контексте названия данного произведения. Голоса детей символизируют новых людей, которых невозможно убить, даже если древний город будет разрушен» [3, с. 144].

Успех оперы «Пламя и весенний ветер погубят древний город» определяется тесным сотрудничеством целой команды профессионалов, преемственностью традиций, интеграцией культур, сочетанием различных музыкальных стилей и применением новаторских выразительных средств. В изложении истории в опере тесно переплетены 3 сюжетные линии, что отличается от традиционной китайской оперы, в которой развивается только одна сюжетная линия. В обрисовке положительных героев (Ян Сяодун, Цинь Хуан, Инь Хуан, Ян Му и др.), отрицательных персонажей (Гао Цзыпин и Дуо Тянь) и современного персонажа (Чэнь Яо) авторы отходят от традиционного стереотипного подхода и рождают живые, яркие образы. В способе изложения сюжета, в манере исполнения, музыкальном материале оперу отличает стилевая полифоничность, стилевой плюрализм. В музыке он выражен в сочетаниях китайского и европейского, современного и традиционного, эстрадного и классического, китайского и японского. Плюрализм является направлением дальнейшего развития китайской народной оперы, а опера «Пламя и весенний ветер погубят древний город» по праву может считаться представителем народной оперы нового периода [4, с. 60 ].

 

Список литературы:
1.韩万斋. 民族歌剧《野火春风斗古城》评析[J]. 当代音乐,2018(08):11-13 = Хань Ваньчжай, Народная опера «Пламя и весенний ветер погубят древний город» // Современная музыка. – 2018. – № 8. – С. 11 – 13.
2.房长永. 歌剧《野火春风斗古城》的当代性特征[J]. 艺术研究,2014(02):60-62 = Фан Чжанюн, Современные особенности оперы «Пламя и весенний ветер погубят древний город» // Исследование искусства. – 2014. – №2. – С. 60 – 62.
3. Сунь Лу. Китайская народная опера: к проблеме становления и развития жанра : дисс…канд. иск-ния. – 17.00.02. – Нижний Новгород, 2016. – 210 с.
4.乌洪栋. 试论歌剧《野火春风斗古城》中的音乐创作风格特征[D].哈尔滨师范大学,2017.C-60 = У Хундун, Особенности создания музыкального стиля оперы «Пламя и весенний ветер погубят древний город» : Харбинский педагогический университет, 2017. – 60 с. 

[1]  Банцзы – это форма традиционного музыкально-драматического театра Китая. Получила название от кастаньет банцзы – одного из основных инструментов оркестра, сопровождающего эти представления.

[2] Один из методов пения в сицюй, когда для передачи настроения звуки растягиваются, длинные либо короткие могут быть в середине или в конце фразы. Но, как правило, растягиваются последние звуки, в некоторых случаях  добавляется вставные слово или звуки, что придает дополнительное развитие изначальной мелодии, таким образом усиливая её художественную выразительность.