Статья:

Художественные галереи в выставочной жизни Беларуси 1990-х – 2010-х годов

Конференция: XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Громыко М.В. Художественные галереи в выставочной жизни Беларуси 1990-х – 2010-х годов // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXV междунар. науч.-практ. конф. — № 4(25). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 37-43.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Художественные галереи в выставочной жизни Беларуси 1990-х – 2010-х годов

Громыко Мария Валерьевна
канд. искусствоведения, старший научный сотрудник ГНУ «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси», Республика Беларусь, г. Минск

 

Art Galleries in the Exhibition Life of Belarus in the period of 1990 – 2010-s

 

Maryia Hramyka

candidate of Science, Senior Researcher, The Center for the Belarusian Culture, Language and Literature researches of the National Academy of Sciences, Belarus, Minsk

 

Аннотация. Статья посвящена развитию галерейного движения в Беларуси от возникновения первых независимых художественных галерей в начале 1990-х годов до состояния галерейного дела в настоящий момент.

Abstract. The article is devoted to the development of gallery movement in Belarus from the emergence of the first independent art galleries in the early 1990-s to the present state of the gallery business.

 

Ключевые слова: арт-рынок; выставка; куратор; меценат; художественная галерея; художник.

Keywords: art market; exhibition; curator; Maecenas; art gallery; artist.

 

С начала 1990-х годов в Беларуси появляется ряд художественных галерей. Развитию галерейного движения способствовала активизация в стране художественной жизни, которая в этот период обогатилась новыми организационными структурами и формами: менялись и расширялись представления о способах презентации художественных произведений, возникали новые модели взаимодействия между автором и зрителем. Выставки в галереях – более камерные, но тематически продуманные, независимые от канонов официального искусствоведения – предлагали альтернативный взгляд на художественный процесс, презентовали авторов, чьё творчество не вписывалось в  привычный формат.

У истоков галерейного движения в Минске стояли такие галереи, как «Брама», «Шестая линия», «Vita nova», «Папараць-кветка», «Ника-арт», «Медея» и некоторые другие. Только за вторую половину 1991 г. и начало 1992 г. в белорусской столице возник почти десяток галерей [3, с. 31]. Пик возникновения галерей приходится на 1991 – 1994 гг., половина из них являлись частными [1, с. 4]. Во второй половине 1990-х годов количество новых галерей снизилось.

Авторская концептуальная некоммерческая галерея «Брама» возникла в 1991 году. Четкая концепция выставочной деятельности, которую определяла ориентация на взаимодействие декоративного и станкового искусств [4, с. 225], сразу же выделила «Браму» из ряда других молодых белорусских галерей. «Брама» не имела «постоянной прописки» – её экспозиции проходили в помещениях партнёров галереи или в иных местах («Четыре стороны цвета» (1995), «Фактура» (2005)).

Заметное место среди первых белорусских галерей занимала галерея современного искусства «Шестая линия», действовавшая в Минске с 1992 по 1998 г. За шесть лет деятельности галереи было осуществлено около 50 различных проектов. Галерея специализировалась на проведении выставок альтернативного искусства, регулярно представляла творчество художников-авангардистов (З.Вишнёв, А.Дурейко, Т.Изотов, И.Кашкуревич, А.Клинов, В.Петров, А.Родин, Л.Русова, И.Син, М.Тыминько, И.Тишин и др.). Многие проекты галереи были новаторскими, презентовали непривычные для Беларуси художественные практики.

Некоторые галереи имели постоянного спонсора, действующего на бескорыстной основе (например, галереи «Vita nova», «Шестая линия»). Еще одна примета времени – функционирование художественных галерей на базе того или иного предприятия, осуществляющего коммерческую деятельность (например, независимая галерея «Ника-арт», открывшаяся в 1991 г. при малом предприятии «Ника», галерея «Медея», действующая на базе одноименного межотраслевого малого предприятия [3, с. 32]). Примечательно, что подобные галереи не были рентабельны и обычно существовали на дотации предприятия.

Галереи, не имевшие постоянного спонсора, сталкивались с наибольшими экономическими сложностями. Без регулярных финансовых  вложений многие из них были вынуждены сосредотачиваться на коммерческой составляющей своих проектов в ущерб художественной, идти по пути конъюнктуры.

Галерейное движение 1990-х годов представляло собой пёстрое и достаточно хаотичное явление. Лишь некоторые из галерей в этот период имели продуманную тактику и стратегию собственного развития, ясную художественную политику, выразительный имидж, банк данных, собственную коллекцию произведений искусства, могли содержать в своем штате эксперта-искусствоведа. Многие галереи по сути были близки к салонам-магазинам, чьей основной целью была продажа произведений искусства.

Постоянную выставочную деятельность вели лишь отдельные галереи. К тому же некоторые из фактически существовавших галерей даже не были юридически оформлены. Примером четкого направления выставочной деятельности являлись галереи «Nova» (фотоискусство), «Шестая линия» (авангардное искусство). Высоким уровнем подготовки выделялись выставки в частном художественном центре «Жильбел», работавшем с 1992 г. («Чудесные мгновения», 1992; «Ню», 1998 и 1999). «Жильбел» не только предоставлял выставочную площадку, но и занимался меценатской деятельностью.

Некоторые галереи, возникшие в прошлом веке, стали ветеранами движения («Галерея “Мастацтва”», «Беларт», «Вильнюс», «ЛаСандр-арт»), в то время как существование других было недолгим. В 1990-е гг. в Минске действовали галереи «Медея», «Ковчег», «Верхний город», «24», «Alter ego», «А.В.», «Раліца», «Вільня» и ряд других. В  конце 1990-х – начале 2000-х годов появляются новые галереи: «М-Галерея  Института Гёте», «Художественная галерея ЕГУ», «Феникс», «Золото», «P.S.», «ONIK», «Земля людей», «Арс лонга», «Концепция»... Часть из них работает и на протяжении 2000-х – 2010-х гг.

В начале нового века открываются галереи музейного типа, в которых часть пространства отведена под постоянную экспозицию работ художника, часть – под сменные выставки, такие как Городская художественная галерея произведений Л.Щемелёва (2003) и Художественная галерея М.Савицкого (2012) в Минске, Картинная галерея Г.Х.Ващенко (2002) в Гомеле и ряд других. Подобные галереи исполняют, среди прочих, представительскую функцию, являясь своего рода «лицом города».

В 2009 г. в Минске начала работу галерея современного искусства «Ў», названная в честь существующей только в белорусском алфавите буквы. По замыслу организаторов галерея должна была взять на себя функцию Центра современного искусства, необходимость в котором к тому времени назрела. Для галереи «Ў» продажи художественных произведений изначально не являлись основным способом поддерживать самоокупаемость. Так, при галерее действовали магазин дизайнерских вещей и сувениров, кафе, книжный магазин, помещение галереи регулярно сдавалось в аренду для проведения различных мероприятий образовательного и гуманитарного характера. Все это позволяет «Ў» оставаться одним из редких в нашей стране примеров некоммерческой галереи, ориентированной на просветительскую деятельность, на воспитание отечественного зрителя, его подготовку к восприятию явлений современного искусства.

Такие галереи, как «Ў» и действующая с 2017 г. «Арт-Беларусь» (в рамках одноименного проекта, инициированного ООО «Белгазпромбанк») – галереи нового типа, использующие интерактивный принцип в работе с посетителями. Подобные галереи, сочетающие в себе выставочную и культурно-просветительскую деятельность (проведение семинаров, дискуссии, показы фильмов, творческие встречи), могут свидетельствовать о достаточно высоком уровне развития галерейного движения. 

Растет не только количество, но и разнообразие галерей, среди которых можно выделить несколько типов. Наряду с частными галереями, ведущими активную коммерческую деятельность и стремящимися к самофинансированию, распространены галереи, действующие при различных общественных организациях: высших учебных заведениях, библиотеках и пр. Коммерческая деятельность не является основной для таких галерей (галерея «Университет культуры» Белорусского государственного университета культуры и искусств, галерея «Академия» Белорусской государственной академии искусств, галерея «Universum» Гродненского государственного университета им. Я. Купалы и др.). В 2006 г. начал работу галерейно-выставочный комплекс Национальной библиотеки Беларуси, который включает в себя пять галерей – «Ракурс», «Лабиринт», «Атриум», «Мобильная», «Панорама». Общая площадь галерейно-выставочных залов составила более 2200 кв. м.

В конце 2010-х годов в белорусской столице действовал целый ряд галерей – «А&V», «АртБлик», «Имена», «Art Librum», «Галерея ДК», «Земля людей», «Концепция», «Галерея Tut.by», «Предместье», «Арт-Плац», «Арт-хаос» и др. Несмотря на сложные экономические условия, которые периодически приводят к закрытию финансово несостоятельных галерей (например, в 2016 г. прекратила работу галерея-долгожитель «ЛаСандр Арт», то же случилось в 2018 г. с амбициозной минской галереей «Дом картин»), среди выставочных площадок на сегодняшний момент наметилась своего рода конкуренция, выделились лидеры [2, с. 59]. Это, несомненно, является положительным признаком и свидетельствует о здоровых тенденциях в развитии галерейной среды.

Среди других особенностей отечественного галерейного движения можно отметить тенденцию к децентрализации. Хотя столица остается естественным центром притяжения культурных событий, в других городах Беларуси также оживляется художественный процесс: проходят выставки, создаются творческие объединения, открываются галереи.  Еще в 1990-е годы появляются первые художественные галереи в областных и районных центрах Беларуси, например, частные галереи «У майстра», «Тызенгаўз» в Гродно, «Рыса» в Полоцке. Заметно обогатили местную культурную жизнь галереи «Крыга» (Гродно, закрылась в 2017 г.) и «Стена» (Витебск), картинная галерея «Традиция» имени Г. Прянишникова в Светлогорске, картинная галерея имени А.Исачева в Речице, галерея имени А. Кузьмича в д. Мохро Ивановского района, галерея С. Давидовича в Логойске, галерея «Сядзіба мастака» К.Кочана в Новогрудке, галерея В. Шнаревича в г.п. Плещеницы Логойского района, галерея В. Шаранговича в г.п. Нарочь Мядельского района и ряд других галерей, созданных в больших и малых населенных пунктах. В последние годы число подобных инициатив растет.

Ключевой фигурой становится куратор, профессионализм и сама личность которого лежат в основе успеха того или иного выставочного проекта. Удачный итог совместной работы обусловлен тесным и равноправным сотрудничеством куратора и художника, причём куратор в этом тандеме предлагает своего рода теоретическую основу для проекта, а художник – её творческое претворение в жизнь, практическую реализацию предложенных идей. На протяжении всего исследуемого периода можно отметить нехватку в Беларуси профессионально подготовленных кураторов.

В настоящий момент инфраструктура отечественного арт-рынка продолжает складываться. Развиваются арт-критика, система арт-менеджеров, кураторов, экспертов. Белорусские галереи стремятся осваивать новые стратегии, адаптироваться к изменчивым условиям современного рынка искусства, где конкуренцию традиционным художественным галереям составляют продажа предметов искусства через интернет-сайты, аукционы, с помощью социальных сетей.

Несмотря на активизацию этих процессов в последнее время, по-прежнему можно отметить недостаточную сформированность арт-рынка и отставание Беларуси в этой области от соседних стран. Основным приобретателем произведений искусства по-прежнему остается частный покупатель (чьи покупательская способность и компетентность в сфере предмета его интереса оставляют желать лучшего). Представители крупного бизнеса до недавнего времени редко выступали в качестве меценатов либо приобретали работы белорусских художников. Положительную тенденцию обозначила деятельность ООО «Белгазпромбанк», на счету которого – поддержка ежегодной выставки «Осенний салон» и других мероприятий в рамках проекта «Арт-Беларусь», направленного на поддержание отечественного искусства.

Однако некоторые положительные тенденции в развитии галерейного дела в Беларуси не снимают многих по-прежнему нерешенных вопросов. Отмечается нехватка доступных выставочных площадей, которые давали бы молодым художникам, не вовлеченным в арт-рынок и в галерейное движение, возможность не только продавать работы, но и налаживать контакты, работать с куратором. Галерейное движение до сих пор остается во многом закрытым, келейным. Недостаточное количество должным образом подготовленных кураторов, галеристов становится одной из  наиболее  насущных проблем на современном этапе развития арт-рынка. 

 

Список литературы:
1. Іўчанка В. Арт-рынак Беларусі: праблемы і перспектывы развіцця/ В.Іўчанка. – Мастацтва. – 1996. – №10. – С. 2 – 6.
2. Коваленко О.С. Конкурентные стратегии в галерейной деятельности / О.С. Коваленко // Наука и образование в условиях социально-экономической трансформации общества: материалы XX Международной научно-практической конференции, г. Минск, 7 декабря 2017 г. / [редакционный совет: М. И. Козлович (председатель) и др.]. – Минск, 2018. – С. 58 – 60.
3. Мастацкія галерэі Мінска: вопыт стварэння і дзейнасці / Прэнц К. У. // Аператыўная інфармацыя па праблемах культуры і мастацтва : [зборнік] / Нацыянальная бібліятэка Беларусі. – 1992. – Вып. 2. – С. 31 – 39.
4. Финкельштейн Л. Д. Искусство на стыке веков и видов: опыт первой белорусской галереи – авторской некоммерческой концептуальной галереи "Брама" / Л. Д. Финкельштейн // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам : материалы II Международной научной конференции, посвященной 87-летию образования Белорусского государственного университета, Минск, 30 октября 2008 г. / [редколлегия: В. Г. Шадурский и др.]. – Минск, 2008. – С. 223 – 225.