ДИЗАЙН-РЕШЕНИЕ КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ КОРИДОРОМ И ЗРИТЕЛЬНЫМ ЗАЛОМ В КИНОТЕАТРЕ
Конференция: LXXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Техническая эстетика и дизайн
LXXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
ДИЗАЙН-РЕШЕНИЕ КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ КОРИДОРОМ И ЗРИТЕЛЬНЫМ ЗАЛОМ В КИНОТЕАТРЕ
DESIGN SOLUTION FOR COMMUNICATION BETWEEN THE CORRIDOR AND THE AUDITORIUM IN THE CINEMA
Liu Zebin
PhD student, Belarusian State Academy of Arts, Minsk, Belarus
Аннотация. Статья посвящена особенностям дизайна главного коридора кинотеатра. Показывается разница решения дизайна коридора в однозальном традиционном кинотеатре и в многозальном современном. Рассматривается решение плана и линий движения коридора в современном кинотеатре.
Abstract. The article is devoted to the importance of the design of the main corridor of the cinema. It tells about the difference between the corridor between the single-screen model of a traditional cinema and the multiple-screen model of a modern cinema. The solution of the plan and movement lines of the corridor in a modern cinema is considered.
Ключевые слова: кинотеатр; коридор; дизайн; однозальный кинотеатр; многозальный кинотеатр; функциональная планировка.
Keywords: corridor; design; cinema; multiplex; functional layout.
Коридоры кинотеатров являются главными путями, соединяющими различные единицы пространства. Будучи основной коммуникативной линией, коридоры должны иметь определенные эвакуационные возможности. «Когда коридор имеет ровный уклон, минимальная ширина эвакуационного канала должна составлять не менее 65 см на 100 человек, когда коридор является лестницей, ширина коридора должна составлять не менее 80 см на 100 человек. В обоих случаях ширина коридора должна быть не менее 140 см. Ширина коридора кинотеатра рассчитывается путем сложения сторон коридора для расчета минимальной ширины» [1, c. 43].
В дополнение к указателям перед каждым зрительным залом также должны присутствовать соответствующие указатели о размещении туалетов и безопасного выхода. На каждом разветвлении также должны быть установлены отчетливые указатели.
Коридорное освещение ранних кинотеатров отличается яркостью, некоторые коридоры располагаются даже под открытым небом. При этом адаптация к свету и темноте человеческого глаза занимает около 10 минут. После того, как зрители попадают в темную среду кинотеатра, некоторое время они не могут адаптироваться к относительной затемненности кинозала. Поэтому освещение коридоров современных кинотеатров требует усредненного значения между холлом и кинозалом. Так как слепящий свет может оставаться на сетчатке в течение некоторого времени, во избежание влияния бликов на зрение зрителя при попадании в кинозал из коридора и наоборот при проектировании освещения коридора следует избегать использования хрустальных люстр и осветительных приборов с высокой отражательной способностью. Следует использовать форму устройства освещения со скрытым источником света.
Коридор является последним вспомогательным пространством перед тем, как зрители пройдут в зал. Помимо физического комфорта, дизайнерское решение коридора также должно обладать определенными эстетическими качествами, подчеркивать атмосферу кинотеатра. Например, освещение коридора в киноцентре «Цзиньи» в Пекине при достаточной освещенности создает выразительные художественные эффекты. Коридор в киноцентре UME по внешнему образу похож на тоннель во времени, при движении по нему подобное ощущение складывается у всех зрителей. В кинотеатре же «Цзячжихуа» в Шэньчжэне коричневое ковровое покрытие, коричневые деревянные декоративные панели и теплое освещение создают спокойную традиционную атмосферу. Дизайнерское решение коридора в полной мере раскрывает избранный стиль, позволяя публике окунуться в поэтичную атмосферу.
На этапе функциональной планировки дизайнерское решение главного коридора и зрительных залов должно быть создано с учетом особенностей и тех, и других помещений. В отличие от однозальной модели традиционного кинотеатра, многозальная модель ослабляет функциональность основного коридора. Традиционное пространство кинотеатра имеет турникет для проверки билетов. Длина основного коридора ограничена, что позволяет зрителям автоматически видеть вход в кинозал, нет необходимости в применении указателей, даже вход в кинозал идет прямо из вестибюля. Турникеты требуют временного нахождения одного или двух сотрудников перед входом только в один кинозал, поэтому главный коридор является малозначительным пространством, остальные коридоры могут быстро привести к выходу на улицу после окончания фильма. Однако в современных кинотеатрах, особенно в современных многозальных кинотеатрах, сложные внешние и внутренние линии потока движения должны быть равномерно распределены и упорядочены, а также должны быть приведены к рациональности направление и распределение через необходимое промежуточное пространство потока движения зрителей в коридоре. Обычно «главным коридором» называют сегмент от билетных турникетов до входа в каждый зрительный зал, находящийся в зоне рабочего пространства кинотеатра. Основная функция главного коридора заключается в том, чтобы разумно направлять внутреннюю линию потока посетителей, то есть направлять посетителей в нужный кинозал для просмотра фильмов. В то же время дизайнеру необходимо сосредоточиться на творческой концепции формирования пространства независимо от соразмерной местным возможностям задумки или декоративного выражения. Другие зоны коридора, как правило, являются необходимым каналом для перемещения потока зрителей из зрительного зала за пределы кинотеатра после окончания просмотра, где не требуется много декора, но требуются четкие указательные знаки, чтобы зрители быстро выходили или направлялись прямо к парковке. Главный коридор является основным коммуникационным пространством для кинотеатров, а также занимает чрезвычайно важное место в декоративном оформлении, которое может повлиять на восприятие интерьера кинотеатра посетителем. В современных кинотеатрах, поскольку большинство из них используют многозальную систему, чем больше кинозалов, тем сложнее дизайн коридора, связывающего их. В данном случае, прежде всего, очень важны коммуникационные свойства дизайна коридора. Люди всегда хотят добраться до нужного зала в кратчайшие сроки после прохождения через билетные турникеты, чтобы, в дополнение к устному указанию билетного контролера по приблизительному направлению осуществить интуитивный поиск номерного знака зала. Расположение таблички с номером зала должно быть перпендикулярно линии зрения посетителей либо она должна выделяться от поверхности стены с помощью художественных приемов. Номер зала на табличке должен быть значительным по размеру и сделан светящимся или из флуоресцирующего материала, что делает его более заметным [2].
Оформление главного коридора может быть адаптировано к местным условиям. Когда высота основного коридора велика, степень сложности композиционного решения оформления пространства обычно мала, дизайнеру представляется возможность в полной мере показать высоту пространства. При относительной ограниченности высоты основного коридора дизайнеру часто требуется придумать мастерский замысел, чтобы компенсировать дефекты пространства и превратить пространственные недостатки в достоинства. Дизайнерское решение обстановки в главном коридоре имеет важное значение для облегчения поиска зрителем нужного кинозала, а четкая идентификация может помочь посетителям получить быстрый доступ в зал.
Современные кинотеатры в большинстве случаев представляют собой помещения с более чем пятью залами, что мы называем многозальным типом. Зрительный зал является наиболее важной функциональной областью кинотеатра. В вопросе, каким образом позволить зрителям в кратчайшее время найти нужные залы, особенно важно решение плана и линий движения.
Как правило, оптимальным решением является ситуация, когда посетитель, проходя через турникет, уже может увидеть, в какой зал ему необходимо направляться, т.е. это расположение в форме английской «I», так будущие зрители имеют возможность из относительно широкого прямолинейного пространства ясно увидеть номерные знаки залов, чтобы ориентироваться на них. Такое решение применимо, когда пространство кинотеатра имеет прямоугольную форму. Однако во многих случаях строительная плоскость здания или площадь кинотеатра подвергается ограничениям, поэтому не все киноцентры могут применить вышеописанное оптимальное решение, что приводит к планировке пространства в форме «L» и «T», что означает, что после того, как посетители проходят турникет, часть их может непосредственно видеть номерной знак зала и вход, а другой части необходимо повернуться, чтобы увидеть нужный номер зала. Расположение же пространства в форме «F» и «H» является совершенно не приемлемым для планировки интерьера кинотеатра. В настоящее время в городах первой линии площадь флагманских кинотеатров, представляющих бренд сети кинотеатров, становится все больше и больше, масштабы и количество залов все увеличиваются [3].
Таким образом, в результате проведенного автором исследования, можно сделать вывод: дизайнерские решения относительно коммуникации между коридором и зрительным залом кинотеатров остаются актуальной областью научного проектирования, предоставляя строительной отрасли экономики все более новые и усовершенствованные варианты, соответствующие удовлетворению потребностей потребителей.