Статья:

РОЛЬ ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ

Конференция: XCIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Чан Х. РОЛЬ ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XCIII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(93). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ

Чан Хунбинь
аспирант, Российский Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, РФ, г. Санкт-Петербург

 

THE ROLE OF PLAIN AIR PRACTICE AS A MEANS OF DEVELOPING PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF STUDENTS

 

Chan Hongbin

Postgraduate student, A.I. Herzen State Pedagogical University of Russia, Russia, Saint Petersburg

 

Аннотация. Вопрос художественного образования всегда был многогранным и значимым в истории педагогики. В связи с этим, анализ текущего состояния этой области, а также поиск перспективных векторов её развития, остаются востребованными в сфере образования. Художественное образование представляется как комплексный процесс, направленный на формирование личности учащихся художественных школ, учреждений дополнительного образования, училищ и вузов. В его основе лежит уникальное сочетание природного дара ученика и профессионального мастерства педагога, его творческого вдохновения и преданности делу. Разумеется, художественное образование – это сложная система, включающая в себя ключевые элементы: концепцию, содержание, методики и формы работы, а также технические приёмы. Не менее важна самодисциплина обучающихся. Однако, превращение обучения в однообразную рутину недопустимо, особенно в отношении творчески одаренных детей, посещающих художественные школы. Необходимо поддерживать постоянное взаимодействие с окружающим миром, стимулировать изучение природы и поиск вдохновляющих мотивов. Значительную роль в этом играет пленэрная живопись. Работа над пейзажами непосредственно на открытом воздухе способствует более свободному самовыражению, позволяет не только совершенствовать навыки, но и углублять восприятие окружающего мира.

Abstract. The issue of art education has always been multifaceted and significant in the history of pedagogy. In this regard, the analysis of the current state of this area, as well as the search for promising vectors of its development, remain in demand in the field of education. Art education is presented as a complex process aimed at the formation of the personality of students of art schools, institutions of additional education, colleges and universities. It is based on a unique combination of the student's natural gift and the teacher's professional skills, his creative inspiration and dedication to the cause. Of course, art education is a complex system that includes key elements: concept, content, methods and forms of work, as well as technical methods. Self-discipline of students is no less important. However, turning education into a monotonous routine is unacceptable, especially for creatively gifted children attending art schools. It is necessary to maintain constant interaction with the outside world, stimulate the study of nature and the search for inspiring motives. Plein air painting plays a significant role in this. Working on landscapes directly in the open air promotes freer self-expression, allows not only to improve skills, but also to deepen the perception of the surrounding world.

 

Ключевые слова: пленэр, живопись, художник, личностные качества, профессиональные качества, практика, психология.

Keywords: plein air, painting, artist, personal qualities, professional qualities, practice, psychology.

 

Работа над рисунком и живописью на открытом воздухе – занятие увлекательное и непростое, стимулирующее развитие наблюдательности, чувства пропорций, композиции, цветовосприятия и способности запоминать увиденное. Чтобы освоить выразительные приёмы, нужно быть внимательным, сконцентрированным, целеустремлённым и усердным. В условиях пленэра, где каждое задание представляет собой уникальную задачу, учащемуся необходимо проявить выдержку и решимость. Успешность обучения определяется не только внешними условиями – квалификацией преподавателя, используемыми методиками, наличием материалов и учебных планов, – но и внутренними факторами, такими как индивидуальные способности, мотивация к обучению, организованность и стремление к результату.

Первые сложности в освоении материала легче преодолеть благодаря искренней увлечённости искусством, радости от творческого процесса и гордости за первые достижения. Внутреннее отношение к искусству напрямую влияет на восприятие окружающего мира. Восприятие объекта, являющегося отправной точкой любого творческого поиска на пленэре, всегда субъективно. Например, одно и то же здание, в зависимости от освещения, окружения и общей обстановки, может восприниматься совершенно по-разному. Полученные знания и навыки необходимо применять на практике для их укрепления [1].

Основная задача пленэрной практики – формирование художника, владеющего пониманием особенностей объекта и принципами работы с цветом при создании визуального образа архитектуры. В ходе пленэра студенты осваивают базовые знания об использовании закономерностей, инструментов, методов и приемов для решения конкретных задач, учатся профессионально применять эти навыки. Обучение способствует развитию способности к реалистичному изображению окружающих объектов, формированию художественного чувства и мотивации к творческому решению актуальных задач.

Особое значение пленэрной практики отводится изучению освещенности окружающей среды, колористических особенностей отображения, законов зрительного восприятия на открытом воздухе, а также выявлению уникальных черт ландшафта и архитектурного комплекса. Важно осознать, как цвет трансформируется под воздействием атмосферы, перспективы, освещения, состояния природы (солнечная или облачная погода) и времени суток. Хотя знакомство с техникой акварели и базовые навыки рисунка приобретаются в учебных классах, они не дают полного представления о влиянии атмосферы на цветовые и тональные соотношения. Цель пленэрной практики – практическое изучение изменений в цветовых характеристиках элементов пейзажа и архитектурных построек в различных погодных условиях [2].

Занятия на пленэре в вузе, готовящем художников-педагогов, занимают значимое место в учебном плане и оказывают существенное влияние на формирование профессиональных навыков. Работа с природой (наблюдение за ландшафтами в разное время года и при разной погоде, изучение деревьев, кустарников, цветов и прочего) позволяет студентам глубже осознать неповторимость и красоту окружающего мира, что способствует развитию гармоничной личности и стимулирует творческое мышление. Пленэр помогает постичь фундаментальные принципы живописи, обогащает кругозор художника и открывает новые горизонты для творчества.

Главная задача пленэрной практики – освоить умение реалистично отображать окружающий мир в его полноте и разнообразии. В процессе занятий студенты знакомятся с памятниками архитектуры, как старинными, так и современными, с городскими улицами и дворами. В зоопарке они изучают животных и птиц, в парках и скверах – формы и пластику деревьев и кустарников. Поездки в сельскую местность расширяют их впечатления и обогащают знаниями о жизни за городом [3].

Практика учит студентов самостоятельно воспринимать окружающую действительность, делать выбор, проводить сравнения, анализировать и систематизировать полученные знания, а также внимательно наблюдать за различными проявлениями жизни.

В сжатые сроки студенту предстоит освоить ряд ключевых навыков:

1) Уметь использовать принципы световоздушной перспективы в рисунках;

2) Способность передавать атмосферу различных погодных условий и времени суток в природе посредством цвета и тона;

3) Грамотно подбирать пейзажную тему с точки зрения композиции;

4) С помощью художественных средств отображать фактурные и пластические характеристики элементов природы;

5) Уметь изображать фигуры людей и животных на фоне пейзажа.

Обучение живописи на природе имеет огромное значение, поскольку обогащает и освежает цветовую гамму. Это дает возможность студентам работать более свободно, выразительно и живописно в студийных условиях. Наблюдения и навыки, полученные в ходе практики, положительно скажутся на их работе над специализированными дисциплинами [4].

Работа на пленэре представляет собой вызов и в психологическом плане, порой приближаясь к экстремальной ситуации. Однако это имеет свои преимущества: изменчивая погода и динамичное освещение побуждают студентов быстро принимать решения и оперативно реагировать, стремясь зафиксировать красоту момента или движение.

Эмоциональное давление, возникающее при рисовании в городской среде – будь-то нежелательное внимание зрителей или просто суетливая обстановка – помогает развить способность к концентрации и выносливость, необходимые в любой жизненной ситуации.

Пленэр отличается многогранностью и непредсказуемостью, поэтому требует определенной психологической подготовки. Это, в свою очередь, способствует развитию у будущих педагогов-художников важных качеств: умения справляться с трудностями и неудачами, самостоятельности, уверенности в себе, и, самое главное, учит самоанализу – способности оценивать себя, свои работы и действия, а также делать собственные выводы [5].

Практика пленэра широко распространена в учебных программах высших учебных заведений, готовящих художников, преподавателей изобразительного искусства и специалистов в области художественно-промышленного дизайна. Несмотря на различия в направлениях подготовки, все эти учреждения используют пленэр для достижения общих целей, опираясь на устоявшиеся традиции и академические методы рисования. Это обусловлено тем, что академическая школа до сих пор считается наиболее эффективной в формировании художественного мастерства. Пленэрная живопись также пользуется большой популярностью как среди профессиональных художников, так и среди всех, кто интересуется изобразительным искусством.

В чём же заключается важность пленэра для художника? Почему на протяжении веков природа привлекала внимание человека? Почему тема природы находила отражение в творчестве поэтов, ученых, философов, музыкантов, архитекторов и художников? Понимание природы, её сути, лежало в основе древних философских учений, например, на Востоке. Китайцы и японцы наделяли природу символическим и мифологическим значением, приписывая каждому её проявлению определённый смысл. Так, хризантемы ассоциировались с осенью, пионы – с богатством, сосна – с долголетием, особое значение имели камни, песок и вода, которые использовались в оформлении садов и интерьеров (например, в икебане). Китайский художник, изображая растение, передавал не только его внешний вид, но и свои внутренние переживания, отражение природы и Вселенной, часто дополняя картину стихотворением.

Мастер Се Хэ считал, что передать жизнь, движение и постоянное развитие можно только через подражание природе. Художник черпает вдохновение в природе, так же как красота окружающего мира пробуждает в нас стремление к творчеству [6]. Изучая формы гор и камней, человек постигает основы скульптуры, видит в природных материалах нечто большее, чем просто вещество, наделяя их человеческими чувствами. Любовь к людям побуждает художника создавать их портреты. Природа – это безграничный источник вдохновения, где художник находит и воплощает свои идеи, ведь именно она демонстрирует совершенство композиции, ритма, цвета и текстуры.

Знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье считал себя человеком, склонным к глубокому размышлению. Прежде чем создавать скульптурные работы, он внимательно изучал природу, а затем уже воплощал свои идеи. По его убеждению, только так рождается подлинное искусство, настоящая живопись. Задолго до Ле Корбюзье великий Гете признавался, что не стремился изображать природу с романтической целью – сначала он зарисовывал её, а затем исследовал, чтобы постичь законы природы. Так, шаг за шагом, он запомнил природу во всех её малейших проявлениях, и когда она требовалась ему как поэту, она была полностью в его власти. А вот слова английского художника Д. Рейнольдса: «Безуспешно будет пытаться творить, если у творца нет источника вдохновения, материала, на котором может работать его разум и из которого рождается замысел. Ничто не может возникнуть из пустоты» [6]. Суть пленэрного рисования заключается в том, чтобы пробудить в студенте осознание неповторимости окружающего мира, его необъятности, пластической привлекательности бесчисленных форм растений, цветов, деревьев, животных, их сложной палитры, включающей в себя сотни оттенков, а также понимание огромного разнообразия природных структур и текстур. Природа восхищает и ошеломляет человека своей уникальностью и обилием форм. Природу любят все, но далеко не каждый способен увидеть в обыденном, привычном внутренний смысл, величие, кажущихся простыми пейзажных деталей, их красоту и поэтичность. По словам П. Кончаловского, его важнейшей целью является постижение красоты в обыденных вещах и выражение её посредством выразительного стиля. В природе нет ничего заурядного, но для того, чтобы это понять, необходимо уметь пристально рассматривать мир вокруг, ведь подлинное творчество зарождается не с умения воспроизводить, а с способности видеть мир глазами художника. Внимательное изучение и размышление над объектом наблюдения стимулируют воображение студента: предмет оживает, сопоставляется с ранее известными образами из жизни или литературы, обретает особую ценность в глазах творца, трансформируется в уме и порождает новые идеи и чувства. Именно способность замечать, наблюдать и запоминать становится основой для будущей творческой темы, которую художник впоследствии мастерски воплотит в техническом плане. Именно пленэр заслуживает особого внимания, поскольку он тесно переплетен с практическими дисциплинами декоративно-прикладного искусства и оказывает значительное влияние на профессиональный рост студентов, ведь природные мотивы прослеживаются во всех направлениях этого вида искусства [7].

В традиционных (народных) и современных декоративных техниках широко используется многообразие природных форм – от точного воспроизведения натуры до абстрактных, стилизованных и обобщенных интерпретаций. Растительные орнаменты, популярные с древнейших времен, с их элементами трав, цветов, ягод, а также изображениями птиц и животных, которые определяли характер и форму изделия, продолжают находить применение в современном декоративном искусстве.

На уроках декоративно-прикладного искусства, осваивая новые технологии, студенты нередко обращаются к народным мотивам, и знания, полученные во время пленэра, оказываются здесь ключевыми.

Элементы флоры, силуэты деревьев и прочие природные мотивы обретают новую жизнь в декоративных, учебных и творческих работах. Изучение и изображение форм растительного мира, подобно исследованию человеческой фигуры, имеет большое значение как в образовательном, так и в воспитательном плане. В то же время, известные критики, такие как Теодор Торе, Франсуа Фюрти и Анри Сильвестор, утверждали, что пейзажная живопись затрагивает широкий круг эстетических вопросов, а единение с природой укрепляет душевную силу, очищает мысли и обогащает внутренний мир человека. И это действительно так. Человек, увлеченно и усердно изучающий природу, со временем сам претерпевает изменения и совершенствуется. Его культурный и интеллектуальный горизонт расширяется, появляется стремление к идеалу – высшей осознанной цели человеческих усилий. Идеал, в свою очередь, стимулирует развитие эстетического чувства, включающего в себя представление о совершенстве и красоте – важнейшем качестве творческой личности.

Пленэрная практика представляет собой неотъемлемую часть художественного образования, которая способствует формированию профессиональных и личностных качеств студентов. В процессе работы на пленэре будущие художники приобретают навыки непосредственного наблюдения природы, развивают чувство композиции, цвета и формы. Они учатся передавать своё восприятие окружающего мира через художественные средства, что обогащает их творческий потенциал. Кроме того, пленэрная практика формирует личностные качества, такие как целеустремленность, терпение и способность преодолевать трудности. Работа в естественных условиях требует концентрации, адаптивности и способности к самостоятельному принятию решений, что является важным аспектом профессионального становления.

 

Список литературы:
1. Амелина И.В. Роль пленэра в процессе обучения студентов // Поволжский педагогический вестник. 2014. №3 (4). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-plenera-v-protsesse-obucheniya-studentov (дата обращения: 17.05.2025).
2. Будянская Н.В. Рабочая программа учебной практики по пленэру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Nsportal.ru. 2020.  (дата обращения: 12.05.2025).
3. Шокорова Л.В., Гречнева Н.В. Значение пленэрной практики в профессиональном художественном образовании // Мир науки, культуры, образования. 2017. №1 (62). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-plenernoy-praktiki-v-professionalnom-hudozhestvennom-obrazovanii (дата обращения: 17.05.2025). 
4. Зубрилин К. М., Руднев И. Ю. Роль пленэра в системе художественного образования // Наука и школа. 2016. №6. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-plenera-v-sisteme-hudozhestvennogo-obrazovaniya (дата обращения: 17.05.2025). 
5. Рабилова З.Ж. Активизация профессионально-творческой деятельности студентов в процессе прохождения пленэрной практики // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2015. № 2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-professionalno-tvorcheskoy-deyatelnosti-studentov-v-protsesse-prohozhdeniya-plenernoy-praktiki (дата обращения: 17.05.2025).
6. Сеничкина Е. В. Графический пленэр в городской среде // Концепт. 2017. №V7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://cyberleninka.ru/article/n/graficheskiy-plener-v-gorodskoy-srede (дата обращения: 17.05.2025).
7. Филиппова Л. С. Изобразительная грамота как основа пленэрной практики // Наука и школа. 2015. №5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izobrazitelnaya-gramota-kak-osnova-plenernoy-praktiki (дата обращения: 17.05.2025).