Современные принципы промышленного дизайна Голландии
Конференция: XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура
XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Современные принципы промышленного дизайна Голландии
MODERN INDUSTRIAL DESIGN PRINCIPLES IN HOLLAND
Michael Gorelov
Candidate of Art History, Moscow State Art and Industry Academy S.G. Stroganova, Russia, Moscow
Rena Alieva
Senior Lecturer, Moscow State Art and Industry Academy named after S.G. Stroganova, Russia, Moscow
Аннотация. В приведённом материале определяются основополагающие системные методы проектирования и характерные отличительные черты дизайна Нидерландов последних двух десятилетий. Даются основные принципы и направления, свойственные дизайнерской школе современных мастеров этой страны, их взаимодействие с человеческим фактором, как основным критерием оценки их работы. Подчёркивается, что важная характерная концептуальная черта дизайна страны − экологичность. Экология и разумное потребление, то на чем основывается мировоззрение её жителей. Приводится перечень современных дизайн-студий, фирм, их представителей и базовых концептуальных проектных разработок. В материале раскрывается сущность голландских выставок дизайна в контексте совершенствования среды человеческого обитания, в первую очередь, в среде современного мегаполиса.
Abstract. In the given material the basic system methods of design and characteristic distinctive features of design of the Netherlands of the last two decades are defined. The basic principles and directions peculiar to the design school of modern masters of this country, their interaction with the human factor as the main criterion for evaluating their work are given. It is emphasized that an important characteristic conceptual feature of the country's design is environmental friendliness. Ecology and sustainable consumption, then what is the basis for the worldview of its inhabitants. A list of modern design studios, firms, their representatives and basic conceptual design developments is provided. The article reveals the essence of Dutch design exhibitions in the context of improving the human environment, primarily in the environment of a modern metropolis.
Ключевые слова: экологический дизайн; малые архитектурные формы; городская среда; проектная концепция; ироничность; функциональность.
Keywords: ecological design; small architectural forms; urban environment; design concept; irony; functionality.
Современный европейский дизайн очень динамичен в своем развитии. Многие страны − Германия, Италия, Франция, Великобритания, Испания, скандинавский регион − предлагают свои индивидуальные программы как в системе образования, так и в сфере массового промышленного производства. Характерные черты дизайна, соответственно, имеют отличия как в методах, так и в технологиях. К примеру, немецкий дизайн, несмотря на свою консервативность и порой нарочитую функциональность, стремится к отточенной эстетике своей продукции. Непревзойденное качество − известный "конек" дизайна Германии. Скандинавский дизайн тоже в известной степени консервативен, как и английский, но эти страны стремятся неуклонно совершенствовать технологию производства своих товаров, порой в ущерб немецкой функциональности, но, тем не менее, их дизайнерские разработки в совокупности с национальными образными характеристиками, с успехом находят своего массового потребителя. Итальянцы в силу своего темперамента часто экспериментируют с цветовыми решениями, создавая яркую палитру красок и форм в различных областях промышленного дизайна, начиная от светильников для дома и офиса, бытовой электротехники, оргтехники и заканчивая малыми архитектурными формами для городской среды - скамейками, фонарями, арт-объектами в парках и на площадях.
Особняком стоит дизайн Голландии. Как и всё в Голландии, современный дизайн этой страны насквозь пропитан инновациями, лаконичностью и бережным отношением к окружающей среде. Основной особенностью дизайна страны является нестандартный синтез, сочетание ультрасовременных и традиционных элементов.
Голландский дизайн как явление появился на мировой сцене около 100 лет назад, благодаря деятельности Геррита Ритвельда (Gerrit Rietveld), входящего в плеяду звезд мирового дизайна первой половины XX века. Еще лет 40 назад он не мог конкурировать с итальянской и скандинавской дизайнерскими школами, однако с середины 1990-х годов занял свою собственную нишу − открытую, смелую, порой провокационную. Сегодня правительство Нидерландов активно вкладывает средства в развитие молодых дизайнеров, которые учатся не только в технических, но и художественных вузах. Возможно, более творческий подход в обучении позволил им не сдерживать свои фантазии и предлагать поистине смелые и удивительные проекты. Помимо этого, правительство страны не только основной заказчик, но и главный союзник начинающих дизайнеров. Ведь для Голландцев дизайн – это не просто ваза или стул, это способ организации общества. Правительство поддерживает национальные школы дизайна, выдает субсидии, предоставляет мастерские для творчества и финансирует институты, а их в небольшой Голландии около 40. Тандем правительства и дизайнерской среды считает своей задачей создание целостной общественно-научной системы, способной воспитать «человека будущего» [4, с. 35]. Дизайн, технологии и знания – вот на что опираются голландские дизайнеры в процессе создания своих концептуальных, а главное, функциональных предметов быта.
Отсутствие масштабного промышленного и мебельного производства способствовало развитию небольших архитектурных мастерских и творческих дизайн-студий, которые экспериментальными методами и в настоящее время создают уникальные образцы промышленного дизайна, подробно изучают все механизмы и тщательно продумывают детали [2, с. 27]. Голландский промышленный дизайн очень многогранен и интересен. Он включает в себя совершенно разные направления: провокационный, утопический, технологический, традиционный, экологический и другие. Кроме того, существует большое количество проектов, которые очень сложно классифицировать и отнести к какому-то стилю − они просто существуют. В основе голландского дизайна зачастую лежит удобство, функциональность и гениальная простота.
Важная характерная концептуальная черта дизайна страны − экологичность. Экология и разумное потребление, то на чем зиждется мировоззрение жителей. Голландские дизайнеры предлагают миру способы решения подобных проблем.
Так, например, дизайнер Тиерд Винховен использует сухие пальмовые листья для производства нового материала – «пальмовой кожи». Из этого материала получаются прекрасные сумки, обложки для книг и одноразовые тапочки. Дизайнер Дирк Вандер Кои разработал безопасный способ утилизации старых холодильников и использует переработанный материал для изготовления оригинальных предметов быта и интерьера из пластика. Ричард Хуттон делает кресла и столы из старых книг, сложенных друг на друга. После специальной обработки они твердеют и обретают вторую жизнь. Матрасы, коврики и старую одежду Тейо Реми превращает в удобные кресла (Рис.1), а Пит Хайн Эйк создает из промышленных деревянных отходов мебель. По мнению автора, она проста, минималистична и экологически чиста. [1, с. 47-48].
Рисунок 1. Кресла из старых одеял. Авт. Тейо Реми. 1995 г.
Современные дизайнеры стремятся изменить отношение к искусству как к декоративной роскоши, привнести искусство в жизнь каждого человека. «Отличные дизайнерские решения не должны выглядеть скучно. Они могут быть яркими и оригинальными. Для того, чтобы придумать что-то новое, достаточно иначе посмотреть на привычные нам вещи», – считает знаменитый Марсель Вандерс (род. 1963 г.) [5, с. 30]. Он смешивает эпохи, создавая ультрасовременные предметы с историческими корнями: ажурные аудиоколонки или связанная крючком настольная лампа. Кружево – один из любимых мотивов М. Вандерса. (Рис. 2). Автор считает, что дизайн должен быть близок не только городскому моднику, но и бабушке. «Я помню, что у меня есть мать и моя вещь должна ей нравиться» [5, с. 31]. Он сочетает в своей работе традиционные мотивы и формы с концептуальным подходом, привнося элементы фантазии в используемые материалы, стремится сделать хрупкое прочным, а непрактичное – практичным.
Концептуальные творения Вандерса находятся в музеях всего мира: в музеях современного искусства в Нью-Йорке и Сан-Франциско, в музее V&A в Лондоне, в Музее декоративного искусства в Копенгагене и т. д. За последние годы Марсель проектировал вещи для таких компаний, как PUMA, SWAROVSKI, B&B ITALIA, BISAZZA, POLIFORM, MOROSO, FLOS, BOFFI, CAPPELLINI, DROOG DESIGN, MOOOI. В 2014 году дизайнером была спроектирована коллекция светильников для старейшей стеклодувной мануфактуры мира Barovier&Toso (они даже занесены в «Книгу рекордов Гиннесса»!). Автор проекта использовал цветное стекло и несколько сфер, а венчал композицию колокольчик, как фирменный знак. Казалось бы, вещь выглядит забавно и только (Рис. 3). Но автор и его коллектив использовали старинные техники, с которыми мануфактура работает уже не одно столетие, тем самым воплотив в этих «игрушечных» светильниках ДНК бренда.
Рисунок 2. Кресло из алюминиевых гнутых трубок и веревок, вымоченных в эпоксидной смоле. Авт. М. Вандерс. 2010-е гг.
В 2017-м Вандерс спроектировал несколько вещей для проекта Objets Nomades. Это коллекция Louis Vuitton, посвященная предметам интерьера. Вещи выходят ограниченными сериями. Каждый год она пополняется несколькими новинками, которые бренд традиционно презентует в рамках эффектных инсталляций. Проект был заявлен с креслом-качалкой и модульной подвесной ширмой. Несколько лет назад автор впервые участвовал в проекте со своим шезлонгом. Он состоял из нескольких секций, которые нужно было скрепить друг с другом. В сложенном состоянии модель была похожа на компактный тубус.
Рисунок 3. Perseus & Lust Collection, спроектированная М. Вандерсом для Barovier & Toso. 2014 г.
Концепция, которую исповедует М. Вандерс, по его образному выражению, такова: "Дизайнер действительно сродни волшебнику, не только я, любой дизайнер. Ведь эта профессия предполагает, что ты формируешь жилую среду, а значит, каноны, по которым существует человеческое сообщество. Ты задаешь правила. Ты демиург, творец, всё зависит от тебя. Я считаю, что дизайнерам нужно взяться за себя, осознать свое место в меняющемся мире и начать самим менять его. Используя новые технологии, разрабатывая новые материалы, придумывая, как решать бытовые проблемы, от самых простых до формата макро. Мир не ждет!" [5, с. 41].
Спроектировав множество дизайнерских продуктов для фабрик по всему миру, в 2001 году Марсель вместе с другим гениальным голландцем, предпринимателем Каспером Виссерсом, учредил свою фабрику. Ее назвали Moooi, что переводится как «красииивый». Для Moooi нет никаких запретов − здесь мебель подвергают термической обработке, чтобы придать ей законченный вид, создают торшеры сверхбольших размеров, переворачивают диваны набок и продают их как кресла [1, с. 83].
Если Вандерс создает видимость ручной работы при серийном производстве, то дизайн-дуэт Studio Job прославился тем, что старается выпускать продукты в единственном экземпляре. Некогда семейная пара, а теперь просто соратники по бизнесу голландцы Джоб Смитс и Нинке Тинагель не имеют никаких внутренних запретов и не боятся откровенно иронизировать. Одна из музейных ретроспектив их творчества носит название «Сумасшедший дом», что само по себе вызывающе, хотя и точно описывает происходящее в экспозиции. Практически все разработки Studio Job оседают в частных коллекциях, однако со временем в биографии Нинке и Джоба появились подвижки в сторону масс. Их творческое содружество с брендом Seletti сделало дизайн студии доступным и для небогатых поклонников творчества дуэта [1, с. 92].
Если говоря о дизайне вообще, в привычном для нас понимании, мы имеем ввиду массовое промышленное производство, то судя по "мануфактурным", штучным единицам товаров голландских проектировщиков, создается впечатление, что они в какой-то момент увлеклись концепциями создания предметов для индивидуального потребителя. Возможно, голландский дизайн продолжал бы идти по пути все большей авангардности и концептуальности, однако суровая реальность не заставила себя ждать, разразился кризис, заставивший дизайнеров повернуть голову в сторону большей практичности и эстетичности. В последние 10 лет голландский дизайн, сохранив свой своеобразный юмор и приверженность к концептуальности, выработал новые принципы, которые позволили ему серьезно заявить о себе на мировой сцене.
Основополагающие принципы современного голландского дизайна сводятся к следующему:
- рациональность. Простые, легкие, удобные в использовании объекты и новаторское использования материалов, например, магнит, для крепления консольного столика к стене.
- максимальное повторное использование. Максимальное повторное использование материалов, технологий и идей.
- новая эстетика. В предметах голландского дизайна стало меньше эпатажа и больше красоты, некоторые объекты создаются исключительно для любования, а не для использования.
- возвращение к природе. Этот принцип понимается буквально, так структура древесного листа становится прообразом строения предметов обстановки.
- совершенство в несовершенстве. Голландцы преклоняются перед всем эксклюзивным и поэтому трещинки на керамической чашке, выдающие ее рукотворность, а не китайскую штамповку, только приветствуются.
Еще одним принципом можно было бы назвать практический метод − DIY, сделай сам. Дизайнеры предлагают вам самостоятельно распечатать части стула на 3D принтере и собрать его вручную или же выпускают только набор креплений, позволяющих собрать знаменитую модель стула от Миса ванн дер Роэ (Mies van der Rohe) и ручек от обычной швабры [2, с. 71-72].
Эксперт в области дизайна, журналист Ерун Юнте отметил, что в Голландии чрезвычайно высок интерес ко всем объектам, сделанным своими руками. По его словам, среди настоящих поклонников дизайна желание иметь вещи, изготовленные вручную, считается особенно престижным, такие вещи ценят и не жалеют на них средств. Даже если рукотворные предметы имеют мелкие огрехи и недостатки, они индивидуальны и именно этим особенно привлекательны [3, с. 14]. Этому способствует и специфика голландского дизайна, где предметы создаются дизайнерами вручную, с помощью 3D принтеров и т. п. технологий мелкими тиражами в собственных студиях. Таким образом, в предметах голландского дизайна соединяется ремесленное мастерство, индивидуальность и новаторский современный дизайн.
Например, студия Droog (в переводе на русский − "сухой"), созданная в 1993 году голландцами Ренни Ремакерс и Хэйсом Баккером, своей идеей сделала мысль о том, что материальные ценности в мире не бесконечны, наступит момент их острого дефицита, который просто заставит людей творчески подходить к конструированию окружающих их бытовых предметов, используя для этого все подручные материалы. "Роскошь − это сегодня не мрамор и позолота", − говорит Ренни Ремакерс. − "Ценность новых роскошных предметов − в нестандартных, на части рвущих рутину художественных решениях, примененных при их создании" [6, с. 29].
Из творческого объединения DROOG вышли такие известные дизайнеры, как Хелла Йонгериус и Марсель Вандерс, Тейо Реми и Ричард Хаттен, Эд Анник, Юрген Бей и Йорис Лаарман, определившие новые приёмы проектирования продукции путём исследования и смешивания материалов во взаимодействии с пользователями [1, с. 25]. Голландская студия дизайна создаёт уникальные и интересные объекты, причём каждый удивительнее другого, но лучшее в них – ироничность и функциональность, качества, никого не оставляющие равнодушным. Компания сотрудничает с молодыми дизайнерами, производит собственную продукцию и активно работает в области развития теории дизайна и профессионального образования.
Хэйс Баккер, сооснователь студии, известен своими экспериментами с новыми материалами и неизменно концептуальным дизайном. Мастер сотрудничал с такими компаниями как Polaroid, Artifort, HEMA, Van Kempen & Begeer, а в последнее время с французской студией ENO. В течение 40 лет Баккер читает лекции в различных учебных заведениях. После того, как занял должность преподавателя в Академии Дизайна в Эйндховене, она стала одной из лучших школ дизайна мирового уровня. Баккер создал коллекцию Srtip на принципах рационального проектирования. Прямоугольный дубовый (или ясеневый) лакированный стол идеально подходит для столовых.
Особенно эффектно он смотрится в сопровождении стульев из этой же линии[7].
Ренни Ремакерс – соучредитель и креативный директор компании DROOG. Инициирует проекты, курирует выставки, читает лекции по всему миру. В качестве куратора организует интерактивные дизайн-фестивали, устанавливает новые связи, изучает опыт проектирования разных стран, открывает неожиданные перспективы в междисциплинарном взаимодействии. Как результат – открытие в историческом центре Амстердама Hotel Droog, места, где люди могут поесть, сделать покупки, подискутировать, отдохнуть и даже переночевать. Таким образом – налицо решенный социологический аспект дизайн-проектирования, выраженный в активном взаимодействии человека и городской среды в контексте отдельно взятого микрорайона. Ренни написала книгу о компании, которая называется «Здесь, там, где угодно», в которой размышляет о влиянии дизайна на повседневную жизнь людей. Недавно она основала OikosHUB, Международную сеть увлечённых людей из всех слоёв общества в целях стимулирования изнутри социальных инноваций [7].
Дизайнеры 90-х устали от какофонии цветного пластика и китч-мотивов изделий прошлого десятилетия и начали движение к сдержанной, минималистской эстетике. Как выразилась Ренни Ремакерс «дизайн стал гораздо разумнее». DROOG был совершенно иным. Работы отличались простотой минимализма, тщательным подбором материалов, остроумием и эмоциональным воздействием на пользователя. Лампа 85 Руди Грауманса – великолепный пример альтернативного мышления в дизайне (Рис. 4). Ему удалось превратить обычный объект – стандартные лампочки – в эффектную люстру [1, с. 51].
Рисунок 4. Люстра - лампа 85. Авт. Руди Грауманс
Стопка стандартных плафонов Марсель Вандерс стала светильником с настраиваемыми оттенками, а стул, похожий на потрёпанный узел и старый комод с ящиками Тейо Реми – своеобразный комментарий на многие вещи, присущие современному дизайну с его чрезмерными притязаниями. Баккер и Ремакерс выработали гибкую концепцию для DROOG, которая предоставляла дизайнерам возможность проявлять творческую инициативу, экспериментировать с новыми продуктами, не повторяя и не придерживаясь какой-то исходной формулы, устанавливать связи с новыми партнёрами-производителями. Единственной константой является – чёткость и убедительность линий, а также полезность продукта. В ноябре 2013 года состоялась первая выставка продукции студии DROOG в Москве “New luxuries”. Ренни Ремакерс, директор и распорядитель для этого мероприятия, отобрала 50 современных объектов. Выставка включала классические произведения студии DROOG – комод Тейо Реми, Люстру 85 Роди Грауманса, и последние разработки – «Семейство ваз». Эта коллекция воспроизводила образ традиционных изделий китайских ремесленников XVII–XVIII веков с помощью технологии цифровой 3D печати.
Благодаря деятельности студии DROOG более молодое поколение голландских дизайнеров расширяет область своих экспериментов, их инновационные проекты становятся объектом международного внимания. Многообещающий дизайнер Йорис Лаарман (род. 1979 г.), начавший свою карьеру в студии, в 2018 г. представил изделия, возрождающие эстетику барокко и рококо. Ему принадлежит дизайн радиатора, составленный из элементов в виде узора (Рис. 5). Линии изделия вписываются в контур стены. Объект был принят и высоко оценен в компании DROOG, хотя из-за сложности конструкции так и не был запущен в серийное производство. Дизайнер утверждает, что функция и эстетика в полной мере взаимодействуют в объекте: тепло рассеивается более эффективно, пространство преображается под воздействием дизайна и хорошего вкуса [7].
Рисунок 5. Ажурный радиатор для квартиры. Авт. Йорис Лаарман
Сегодня DROOG – торгово-производственный бренд с офисами и магазинами в Амстердаме, но продукция компании продаётся по всему миру, объекты создаются в сотрудничестве с дизайнерами, клиентами и партнёрами. Вниманию потребителей предлагаются аксессуары, предметы осветительного дизайна, мебель. Дизайнеры компании свою миссию усматривают в обогащении опыта повседневной жизни каждого человека.
Ярким отражением дизайна, его концептуальных идей, технологических достижений на протяжение 170 лет являются международные выставки-конкурсы, призванные заострять внимание потенциального покупателя на представленных образцах продукции. С 2007 года в Эйндховене, в конце октября ежегодно проходят подобные дизайнерские форумы. Этот город совсем недавно стал столицей голландского дизайна. В маленьких Нидерландах 13 школ дизайна, но главной кузницей кадров является Академия дизайна в Эйндховене, которой в 2017 году исполнилось 70 лет. Знаменита Голландская неделя дизайна (DDW), которую ежегодно посещают около 200 000 человек, а участвуют до 2000 авторов.
Судьбу Эйндховена как мировой столицы современного искусства и дизайна решила местная компания Philips, основавшая в нем свою первую штаб-квартиру. Высокие технологии и взлет экономики, пришедшие вместе с крупнейшим производством световых решений, медицинского оборудования и потребительской техники, обернулись прочным каркасом для города и его архитектурного облика. Дело в том, что после Второй мировой войны здесь почти не сохранилось традиционной голландской архитектуры. Буквально на развалинах жители годами строили новый Эйндховен, который был совершенно не интересен туристам, жаждущим ганзейских набережных и убористой брусчатки. Зато город привлекает фанатов искусства, дизайнеров и поклонников передовых технологий. С 1947 года в Эйндховене существует Академия дизайна, кующая лучшие кадры страны, а сам город теперь называют не иначе как голландской колыбелью дизайна. Здесь уже почти 20 лет проводится Голландская неделя дизайна, с каждым сезоном набирающая все больше и больше визитеров.
Dutch Design Week, которая ежегодно проходит осенью в Эйндховене − площадка, где тестируют молодые бренды и показывают общий вектор развития индустрии. Начиная с 2012 года фестиваль выбирает тему, которая становится отправной точкой для выставок, презентаций и встреч в рамках недели дизайна.
«Если не мы, то кто?» («If not us, then who?») − таков был слоган Голландской недели дизайна 2018 года, в которой много ответственности было дано профессионалам в области дизайна и их влиянию на окружающую среду и человеческое общество. В 2019 году лозунг превратился в срочный призыв: «Если не СЕЙЧАС, то КОГДА?» («If not NOW, then WHEN?»). Сосредоточившись на экспериментах, Dutch Design Week отличается от других дизайнерских мероприятий по всему миру, намеренно не имея традиционной коммерческой ярмарки и готовых решений, но зато предоставляя пространство для исследований и изучений процессов, материалов, технологий и приложений с ориентированным на будущее мышлением.
На DDW-18 исчерпывающе раскрыли тему, что делать с кофейным жмыхом: в качестве основы для выращивания вешенок, как сырье для обуви, мебели или чашек, ваз и обложек тетрадей. На стендах было представлено около десяти компаний, которые работают в этом направлении. Coffee Based − компания из BlueCity в Роттердаме, разрабатывает целую линейку продуктов из кофейной гущи. Они работают в сотрудничестве с компанией Maas (торговые автоматы по продаже напитков и кофе), чтобы бесперебойно получать сырье. Проведенная работа вылилась в готовую продукцию. Прямо сейчас это: обложки блокнотов, вазы, кашпо для растений и мебельные панели, а также уже разрабатываются светильники, подносы и посуда (чашки, тарелки и многое другое). Немецкий дизайнер Джулиан Лехнер (Kaffee Form) разработал материал из кофейной гущи и возобновляемых природных материалов, так называемых биополимеров. Ассортимент состоит из чашек разных размеров и стаканов с крышкой для напитков с собой (Рис. 6). Стоит отметить, что продукция прочная, легкая и безопасная для посудомоечной машины.
Рисунок 6. Продукция из кофейной гущи. Авт. Дж. Лехнер. 2018 г.
"Теплица будущего" от Марьяна ван Обеля нацелена на решение проблемы нехватки продовольствия. Теплица была разработана в сотрудничестве с музеем New Institute museum в Роттердаме, архитектором Эммой Элстон, исследователем Ясмин Остендорф, производителем стекла Physee и Университетом Амстердама. Голландский дизайнер Марьян ван Обель разработал гидропонную теплицу на крыше с автономным питанием, которая генерирует солнечную энергию для оптимизации хороших условий роста, чтобы решить проблему нехватки продовольствия. Прозрачная структура клиновидной формы, называемая Power Plant, использует солнечные стеклянные панели как для поддержания климата в помещении, так и для питания интегрированной гидропонной системы и специально окрашенных светодиодов. Энергия, получаемая от солнечных элементов, используется для питания и поддержания внутреннего климата в теплице, включая гидропонную систему, которая качает воду, насыщенную питательными веществами и содержит смесь азота, фосфора и калия. Это снижает потребление воды на 90% по сравнению с традиционным земледелием. По оценкам экспертов, к 2050 году в городах будет жить еще 2,5 миллиарда человек. Поэтому Ван Обель предполагает, что теплицы расположенные в основном на крышах жилых домов или ресторанов, будут просто необходимы в будущем [1, с. 82].
На DDW-19 дизайнер Эмпар Хуанес представила коллекцию украшений из камня. Это браслеты, кольца, кулоны, серьги и все из различных камней. Агат, базальт и многое другое в ее работах обработаны и визуально кажутся достаточно эластичными (Рис.7).
Рисунок 7. Агатовый браслет. Авт. Эмпар Хуанес. 2019 г.
Как отмечает сама Эмпар, что ей больше всего нравится в резьбе по камню, так это способность превращать такой прочный и тяжелый материал в нежные и легкие украшения [1, с. 83].
Один из важных проектов Dutch Design Week – Graduation Show от выпускников этой самой академии. Студенческие проекты не стремятся соригинальничать во что бы то ни стало. Вместо этого они действительно погружаются в тему, продумывают мысль до конца и показывают, что из этого вышло. Интересный и слегка чуждый для нас принцип: неприменимый к жизни результат – тоже результат! Все дело в том, что из таких исследований складывается базис для будущих социальных трендов, на них тренируется эмпатия и пластичность мышления. Так что в любом случае все не зря. Одна из таких программ посвящена преображению темных пешеходных переходов в приятные и уютные галереи-аркады с помощью лотков с кофе и мороженым. Помимо четкой этической позиции с особым вниманием к экологии, дизайнеры Нидерландов также активно задействуют стиль "хай-тек" [2, с. 39]. Всемирное внимание уже привлекли новые технологии 3D-печати дизайнеров Йориса Лаармана и Дирка Вандер Кооий. Вандер Кооий превратил китайского промышленного робота в 3D-принтер. С его помощью он напечатал лампы, вазы и даже кресло Endless Chair из струн, полученных из пластиковых частей старого холодильника (Рис. 8).
Рисунок 8. Стул Pulse. Авт. Дирк Вандер Кооий. 2017 г.
Используя эту технологию, дизайнер стал самостоятельно производить различную мебель и предметы быта. Таким образом у него сложился свой собственный авторский стиль и, что немаловажно, легко узнаваемый. Он не гонится за промышленными масштабами производства и продает свои предметы в галереях, как и большинство голландских дизайнеров. Кроме всемирно известных выставочных площадок в Милане, Франкфурте и Пекине, Дирк представил свои работы в Городском музее Амстердама и Музее Vitra в Берлине, а его стул попал в постоянную экспозицию нью-йоркского Музея современного искусства [1, с. 49].
Пандемия Covid-19 обострила актуальность основных социальных проблем, о которых мы давно знаем, таких как изменение климата, неравенство и бедность. Это вынудило нас очень быстро найти способы по-новому относиться друг к другу, к миру вокруг нас, нашим сотрудникам, здоровью, данным и правительству. Наша сфера действия сузилась и стала более личной, а связь с другими — еще более удаленной, чем когда-либо прежде. Поиски нового равновесия начались: баланса, в котором важные ценности, такие как близость и привязанность, не должны быть утрачены. Развивая оптимизм и креативность, дизайнеры предлагают новые концепции, которые вдохновляют, вызывают удивление и побуждают к действию. Они показывают нам, как мы можем общаться друг с другом в этой новой реальности. Кроме того, DDW организует обширную онлайн-программу с виртуальными выставками дизайнеров по всему миру, трансляциями в прямом эфире, видеоконтентом, дискуссиями.
На DDW-2020, завершившейся 1 ноября 2020 г., была представлена городская малая архитектурная форма − мебель Transformer, предназначенная для определения дистанции и комфорта сидения человека в городской среде (парки, автобусные остановки и т.п.) (Рис.9).
Рисунок 9. Трансформируемая мебель. 2020 г.
Дизайн-концепция в следующем: из-за технологических достижений в нашей повседневной жизни социальные связи и навыки людей снижаются. В общественных местах есть возможность улучшить социальное взаимодействие между незнакомцами в повседневной жизни с помощью дизайна. В скандинавской культуре люди следуют неписаным социальным правилам, избегая вторжения в личное пространство незнакомца без приглашения, сидя напротив или рядом с ними. Выбирая между различными вариантами использования мебели, данный дизайн заставляет пользователей остановиться и подумать о том, где сесть считается вежливым. Это делает использование мебели Transformer ледоколом для общения незнакомцев. Во время COVID-19 данные функции также приносят пользу, чтобы люди могли сохранять безопасную дистанцию. Первая из пары − это модульная скамья с возможностью поднять спинку, чтобы использовать ее как стол. Два из них можно расположить вместе, образуя «стол для пикника». Последний представляет собой транзитное убежище с раздвижными сиденьями, что позволяет пользователям выбирать, насколько близко они сидят рядом с другими [8].
Расширяя одно из старейших существующих изобретений (веревку), студия AIS создала простой, но универсальный объект дизайна − мобильное сиденье для отдыха человека в городской среде (Рис. 10).
Рисунок 10. Трансформируемое переносное сиденье. 2020 г.
Называется оно "ВЕРЕВКА 6М". Это отдельная автономная версия 60-метровой дорожной веревки, социального произведения искусства, которое создает взаимодействия и визуальный контакт между людьми, где бы они ни находились. Веревку можно использовать как привлекательный элемент сиденья на приеме или презентации на выставке. Веревка гибкая и может использоваться как в помещении, так и на улице, она транспортабельна. Для её производства была разработана специальная установка для плетения [8].
Таким образом, в сложное время пандемии короновируса, голландские дизайнеры пытаются найти оптимальные решения для взаимодействия людей с помощью своих нестандартных решений. Студенты и молодые дизайнеры используют свои проекты для решения глобальных проблем будущего. Их по-настоящему волнует социальный дизайн, который идет на пользу окружающей среде, здоровью и коммуникациям. Главное – что они делают вклад в общество и качество жизни.