Проблема соотношения музыкального стиля и исполнительской интерпретации
Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Музыкальное искусство
II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Проблема соотношения музыкального стиля и исполнительской интерпретации
The problem of correlation between musical style and performer interpretation
Komurji Rustem
Candidate of Pedagogical Sciences, State budgetary educational institution of higher education of the Republic of Crimea "Crimean engineering and pedagogical University", RF, Simferopol
Аннотация. В статье исследуется проблема трансформации музыкального стиля композитора вследствие исполнительской интерпретации. В работе рассматривается проблема определения стиля в работах музыковедов и в практике исполнителей. В статье изучаются основные подходы к проблеме соотношения музыкального стиля произведения и художественно-стилевых особенностей его воплощения исполнителем на современном этапе развития музыковедения.
Abstract. The article examines the problem of transformation of the musical style of the composer due to performance interpretation. This paper considers the problem of style in the works of musicologists and in the practice of artists. The article examines the main approaches to the problem of the relation of musical style and works of artistic and stylistic peculiarities of its implementation by the contractor at the present stage of development of musicology.
Ключевые слова: исполнительская интерпретация; музыкальный стиль; исполнительский стиль; авторский стиль; авторский стиль композитора; художественно-стилевое содержание.
Keywords: performing interpretation; musical style; performance style; the author's style; the original style of the composer; stylistic content.
Одной из важнейших проблем, исследуемых в области музыковедения, является проблема соотношения музыкального или композиторского стиля с исполнительской интерпретацией. С одной стороны, исполнитель, привносящий некие изменения в звучание произведения под воздействием личностного восприятия, дает развитие музыке как виду искусства, с другой, по мнению многих теоретиков, – искажает авторский замысел [5].
Для более подробного уяснения данной проблемы в области музыковедения стоит обратиться к основополагающим понятиям. При изучении научной литературы в указанном аспекте становится очевидным, что между музыковедами и исполнителями нет однородности в вопросах определения стиля, отмечается не только несовпадение теоретических основ, но и методологическая корреляция, отличие подходов к данной проблеме.
Однако на основе изучения теоретической литературы можно заключить, что под музыкальным стилем понимают веяния определенного исторического периода, национальных особенностей, индивидуальных черт композитора, отражающихся в музыкальных произведениях. В современном музыковедении под понятием исполнительской интерпретации понимается звуковая реализация произведения как открытого текста [3].
Наличие и анализ исполнительского творчества, имеющегося сегодня в записи, позволяет отметить, что одним из главных его признаков является весьма широкий спектр вариантов исполнительской реализации неизменного композиторского текста. Многие теоретики при учете многообразия форм интерпретации композиторского текста отмечают наличие проблемы его трансформации и подчеркивают необходимость соблюдения черт произведений, составляющих их неоспоримое авторство [3]. По мнению С.И. Савенко, «...отклонения возможны только в условиях соблюдения неких границ, пусть и достаточно широких, но интуитивно ощущаемых как весьма определенные: они диктуются текстом произведения. Выход за их пределы может до неузнаваемости исказить облик сочинения» [4, с. 319].
Учитывая вышесказанное, можно констатировать не только проблему соотношения авторского замысла, композиторского стиля, сущности содержания с исполнительской интерпретацией, но и самого музыкального стиля, в частности – проблему его константности. Если стиль регламентировать неизменным музыкальным текстом, то исполнительская интерпретация должна быть неизменной. Однако, подразумевая под данным понятием художественно-стилевое содержание, музыкальный стиль подвергается определенной трансформации ввиду ракурса интерпретации исполнителя [1].
В последние десятилетия в работах отечественных и зарубежных представителей теоретического музыковедении отмечается возрастание научного интереса к проблемам сохранения музыкального стиля. Это связано с повышением актуальности проблем онтологии музыкальных произведений, а также изучения подходов к исполнению произведений разных исторических эпох и стилей. Анализ особенностей исполнения музыкального произведения в ракурсе решения определенных педагогических задач, с точки зрения особенностей интерпретации текстов отдельных композиторов, периодов, жанров отражен в работах многих авторов, среди которых стоит указать В.Н. Холопову, С.И. Савенко, Н.С. Гуляницкую, Т.В. Чередниченко, А.Ю. Радвиловича.
С появлением публикаций и фундаментальных исследований в ключе данной проблемы получило развитие новое направление в музыковедении – «сравнительная интерпретология». Оно заключается в осуществлении сравнительного анализа различных интерпретаций определенного музыкального текста разными исполнителями.
Научные исследования в рамках указанного направления способствовали возникновению такого специфического терминологического выражения, как «историческая жизнь» произведения музыки. Изучение многообразия интерпретаций определенного музыкального произведения позволило заключить, что письменный музыкальный авторский текст не может быть объектом анализа вне исторического времени, так как наличие разнообразных версии, возникающих при звуковом воплощении исполнителями, позволяет воспринимать его как «живой организм», развивающийся согласно культурно-историческим особенностям понимания определенной эпохой смысла художественной действительности.
Стиль музыки трансформируется под воздействием изменения стиля ее интерпретации. Вслед за Б.В. Асафьевым отметим, что, хотя развитие музыки зависит от развития стилевых тенденций интерпретации, существует все же риск «переинтонирования», возникновения стилистического неравновесия между музыкальным авторским текстом и спецификой его исполнения [2].
К полярным точкам в вопросах интерпретации музыкального текста отнесем подчеркнутое «осовременивание» произведений классики, излишнее переосмысление их содержания под воздействием тенденций новых исторических эпох, а также архаизацию – явное уточнение в интерпретации произведений прошлых эпох их отличий от современных музыкальных тенденций и принципов звучания [1]. Учитывая негативный характер полярных точек в сфере интерпретации произведений прошлого, многие теоретики современности сходятся во мнении о поддержании «золотой середины», так называемого стилистического плюрализма, который является одной из основных черт современного искусства интерпретации музыкальных текстов.
На основе исследования подходов современных ученых проблемы соотношения музыкального стиля и исполнительской интерпретации можем заключить, что сегодня исполнительский стиль – это отдельная, самостоятельная данность, имеющая право на существование, однако не затрагивающая композиторского стиля, а сопоставляющаяся с ним как самостоятельная форма. Композиторский же стиль при всей своей исторической отдаленности является научным теоретическим объектом. Анализ его художественных и технических особенностей должен осуществляться, по нашему мнению, на основе изучения «текста» вне зависимости от его конкретного звукового воплощения определенным исполнителем.
В свою очередь, проблема индивидуальной звуковой интерпретации музыкального стиля перемещается в плоскость изучения широкого спектра исполнительских реализаций, позволяющих представлять стиль композитора или целой исторической эпохи как подвижный объект, подвергаемый изменениям в контексте особенностей развития мировой культуры.