Стилизация народно-сценического танца на примере образцового ансамбля «Веснушки» г. Ангарска
Конференция: XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Хореографическое искусство
XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Стилизация народно-сценического танца на примере образцового ансамбля «Веснушки» г. Ангарска
STYLIZATION OF FOLK STAGE DANCE ON THE EXAMPLE OF THE EXEMPLARY ENSEMBLE «VESNUSHKI» THE SITY OF ANGARSK
Alena Shustova
Master’s degree, Saint Petersburg Humanitarian University of trade unions, Russia, Saint Petersburg
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос народной стилизации на примере образцового ансамбля «Веснушки». Кроме того, мы определяем: какими приемами стилизации пользуется коллектив для развития своего творчества.
Abstract. This article discusses the issue of folk stylization on the example of the exemplary ensemble «Vesnushki». In addition, we determine what stylization techniques the team uses to develop their creativity.
Ключевые слова: культура; стилизация; танец; народный танец; народно-сценический танец; здоровье; воспитание.
Keywords: culture; stylization; dance; folk dance; folk stage dance; health; education.
Перед нами стоит задача − провести исследование посредством интервью с руководителем ансамбля Беляевской Натальей Александровной, педагогом- хореографом Досегаевой Ольгой Николаевной, анкетирование с детьми коллектива, изучить историю танцевального творчества, понять влияние стилизации на развитие танца, выявить какими приемами и средствами пользуется коллектив для обогащения танцевальных постановок в современное время. Кроме того, с помощью социологической обработки полученных данных, прийти к выводам, что сосуществования фольклорного, народного материала и современных танцевальных направлений, способствуют сохранению народной культуры и нравственному воспитанию детей.
История развития ансамбля «Веснушки» формируется с 1968 года при создании балетной студии Н. А. Беляевской, в которой присутствовало на тот период 30 учеников. Свое название коллектив получил не сразу, только через некоторое время, дети сами предложили название, что означает: Дети солнца, радость, улыбки, свет и доброту. Это стало имиджем, основой коллектива. С приходом О. Н. Досегаевой появилось больше детей. Учиться постигать танцевальную культуру в ансамбле дети начинают уже с двух лет.
На протяжении своего развития «Веснушки» менялись вместе со временем, жизненном укладом общества. В творчестве стараются не ограничиваться стилями, но придерживаются собственного почерка народно-стилизованного направления, используя детскую непосредственность и настроение как прием в постановке танцевальной композиции, а выразительными средствами служат народная и народно-сценическая лексика, а также современные направления танцевальной культуры. Наряду с этим костюмы и реквизит также используют как выразительные средства, с помощью которых стилизуют танцевальные номера. Для создания танца отталкиваются от музыки, используя ее как прием и средство вдохновения и идеи, кроме того для выделения интересных моментов в постановке заказывают аранжировки. За основу вдохновения идей также берут природу и человека, который является частью этой природы. Красоту природы показывают через движения, через жизнь на сцене называемую танцем. Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева является примером для хореографов коллектива «Веснушки», стремящихся совершенствовать технику исполнения движений своих учеников.
Изучив историю коллектива и обобщив результаты интервью, мы можем сделать вывод, что благодаря огромному опыту и неиссякаемому вдохновению ансамбль «Веснушки», на сегодня, это огромное творческое разнообразие направлений танца с оригинальными постановками, развивающие у подрастающего поколения интерес к русской народной культуре и чувства эстетического совершенства.
Дальнейшие исследование проводилось с использованием методов количественного и качественного исследования на основе анкетирования, опроса [1, с. 15 – 44] и анализа полученной информации. Благодаря ответам участников анкетирования можно составить довольно полную картину как народно-сценический танец влияет на культуру и развитие в области искусства, а так же понять отношение участников опроса к танцевальной культуре.
В первую очередь рассмотрим понятие народный танец, народно-сценический и стилизация, основываясь на трудах хореографов и исследователей.
«Народный танец, один из древнейших видов народного искусства…складывался и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни. Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства» [2, с. 4]. Кроме того, народный танец – это «душа народа, и исполнителю народных танцев необходимо собственное к нему отношение, яркое эмоциональное выражение» [4, с. 66].
В свою очередь, понятие народно-сценического танца (характерного танца) означает «сумма различных движений, большинство которых представляет сценическую интерпретацию народных плясовых мотивов» [3, с. 53].
А стилизация танца − это «намерения сохранить средства художественного воздействия нерушимыми, а лишь развернуть заложенные в фольклоре недостаточно раскрытые идейные и выразительные возможности» [3, с. 51].
Поскольку мы определились с понятиями, мы можем проанализировать ответы участников и выявить определение детей, что для них означает народный танец (см. диаграмму 1). В анкетировании приняли 20 участников опроса.
Рисунок 1. Народный танец
Основываясь на интервью и анкетировании, мы пришли к следующим выводам, что стилизация в образцовом ансамбле «Веснушки»:
- Способствует сохранению народной культуры, показывая зрителям, танцевальные композиции и постановки на сцене.
- Способствует эстетическому и нравственному воспитанию детей.
- Формирует культурную и всесторонне развитую личность.