Статья:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Конференция: LXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музыкальное искусство

Выходные данные
Машковцева Е.Н. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 4(69). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Машковцева Елена Николаевна
преподаватель МБУ ДО Детской музыкальной школы №1, РФ, г. Керчь

 

DEVELOPMENT OF CREATIVE INITIATIVE OF MUSICAL THINKING

 

Elena Mashkovtseva

MBU DO teachers, Children's Music School No. 1, Russia, Kerch

 

Аннотация. В современном подходе обучения музыке важно исследовать параллели между концепциями традиционной педагогики и основными аспектами искусства, с целью развития творческого мышления учащегося. В данной статье рассматриваются специально ориентированные приемы и методы обучения, которые могут содействовать развитию творческой инициативности музыкального мышления.

Abstract. In a special approach to the study of music, it is important to observe parallels between conceptual and restorative pedagogies and the serious aspects of art, with the development of the creative thinking of the persecuted. This article discusses specially focused techniques and teaching methods that involve the development of creative initiative in musical thinking.

 

Ключевые слова: музыкальное мышление; творческая инициативность.

Keywords: musical thinking; creative initiative.

 

Искусство занимает первое место по своей удивительной способности вызывать в человеке фантазию, а фортепианная игра располагает возможностями для созидания, так как музыкальное произведение является предметом сотворчества личностей автора, ученика и преподавателя. Ведущее значение приобретает потенциал личности ученика, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию. Недостаточно научить ученика навыкам владения инструментом, дать технические знания – важно пробудить постоянную потребность в занятиях, творческую инициативность.

Творчество − это процесс свободный, решающие моменты в котором принадлежат в большей степени иррациональным факторам – интуиции, воле, вере, мечте, страсти. Рациональная сторона творчества соответствует особенностям индивидуальности исполнителя. Творческий процесс нельзя подвести к какой-то общей логике, в нем  скрываются непознаваемые тайны.

Однако можно обозначить общие закономерности творческого процесса: накопление жизненного опыта, его осмысление и обобщение, сознательный анализ, логическую обработку и соединение результатов интуиции и опыта, воображения, верования с идеями сознания, личную интерпретацию идей сознания.

Бобровский В.П., изучив закономерности творчества, считает, что все качества необходимые для развития творческой инициативности, успешно развиваются в процессе обучения, и обусловлены грамотным руководством со стороны преподавателя и знанием физиологических закономерностей личности ученика, участвующего в творческой деятельности [1, с. 95].

Важными составляющими творческого процесса является: цельность восприятия, оригинальность и вариативность мышления, легкость генерирования идей, способность находить причинно-следственные связи, ассоциировать отдаленные понятия, надежность памяти, способность к рефлексии, воображение и фантазия.

Задача преподавателя заключается в систематическом развитии музыкальных способностей учеников, а так же образного мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости, и формирование потребности в творческой инициативности в искусстве.

С точки зрения Смолиной Е.А. можно привести несколько приемов, которые помогут развить творческую инициативность музыкального мышления, и при систематическом применении дадут гарантированную результативность [1, с. 57].

Цельность восприятия. Это путешествие в сферы высокого искусства, восприятие музыкального произведения через призму эпохи,  сквозь личность композитора, ассоциативный ряд с произведениями живописи и скульптуры.   Духовное пробуждение за счет использования специальных аудиовизуальных средств − демонстрация слайдов тщательно подобранных произведений искусства на фоне эмоционально мощно действующей музыки, приобщит учеников к творчеству, разовьет личное художественно-образное мышление. В течение урока можно провести параллель между современностью музыкального произведения и исследованиями эпохи, к которой оно принадлежит. Впечатляющая демонстрация слайдов мощно влияет на эмоциональное состояние ученика, ведет его к интеллектуальному анализу музыкального произведения и в целом происходящего. В отличие от академической программы, такие уроки открыты новым идеям и устанавливают ассоциативные связи услышанных образов с явлениями окружающего мира[2,с.34].

Рассмотрим этот факт на примере интерактивной игры во время урока фортепиано учеников, обучающихся по специальности «Фортепиано». Исполняется переложение для фортепианного ансамбля арии «Бразильской бахианы» № 5 Э. Вила Лобоса. Дается установка на воспроизведение художественного образа. Далее, ученики, исполнявшие ансамбль, прослушивают токкату и фугу d-moll И. С. Баха. Поставленная задача: сравнение и определение стилей произведений, развитие способности целостного восприятия, быстрота реакции, формирование интереса к современным обработкам классической музыки, воспитание личной заинтересованности в творческом процессе.

Ученик, который первый готов дать ответ, предполагает, что токката и фуга d-moll И. С. Баха по стилю принадлежит эпохе барокко, а мелодия «Бразильской бахианы» Вила Лобоса содержит старинные интонации, а аккомпанирующая партия, напоминает стиль И. С. Баха.

Преподаватель объясняет, что Вила Лобос композитор XX века   преклоняясь перед музыкой И. С. Баха, соединил стиль барокко с современным реалистическим направлением музыки. Оставаясь бразильским композитором, Вила Лобос заимствовал черты баховского стиля и назвал свое произведение «Бразильская бахиана».

Ассоциативное мышление. Далее предлагается следующее задание, развивающее ассоциативное мышление. Ученики еще раз исполняют «Бразильскую бахиану» в переложении для двух роялей. По окончании  им предложено подойти к ватману и нанести те образы, которые слившись в абстрактную картину, отразят образный строй музыки.

По окончании ученики объясняют свой взгляд и поясняют свой рисунок.

Логическая связь. Прослушиваем еще раз «Токкату и фугу» d-moll И.С.Баха. Делаем вывод, что мы современные люди с интересом слушаем и понимаем музыку, которая написана три века назад. В связи с этим предлагается составить логическую цепочку для ассоциативного перехода от слова «современность» к слову «Бах». На выполнение задания дается 5 минут. Например: Бах – вечность, вечность – жизнь, жизнь – действительность, действительность – современность, современность – демократия.

Исходя из ответов, делается вывод: несмотря на удаленность музыки И.С. Баха, она интересна и актуальна в нашем времени.

Очень интересна интерактивная игра на развитие образной памяти. Память является важнейшей составляющей любого процесса, в том числе процесса музыкального мышления. Игра представляет собой слайд шоу из образов, которые связаны между собой сетью взаимоотношений так, что каждый образ в конечном итоге подразумевает все остальные. Ученикам, предварительно разделенным на две команды, предлагается в течение 20 секунд посмотреть на три образа, и определить что между ними общего? К примеру: ноты I части сонатного аллегро, бегущий человек, реактивный самолет. Правильный ответ: скорость. Или: автопортрет Ван Гога, стих Артюра Рембо и ссылка на прелюдию К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна». Ответ: импрессионизм. Проведение подобной игры оказалось весьма эффективным способом ознакомления с шедеврами не только музыки, но и живописи и поэзии. 

Данная игра выявляет быстроту мышления, легкость ассоциирования, гибкость воображения. Задание выполняется в письменной форме. Все ответы оцениваются по пятибалльной шкале.

Исследования показали, что развивающая творческие способности методика способствует формированию высокого уровня творческого музыкального мышления. Появляется понимание на глубоком уровне связи искусств, интуитивное осознание единства, взаимосвязи всех его многочисленных проявлений, циклов и трансформаций. Такая концепция подразумевает связанность личности ученика, преподавателя и искусства в неразрывном единстве, что невозможно осмыслить в рамках механистического подхода к обучению музыке. Процесс игры, включающий в себя коллективные динамические действия, приводит к сети взаимоотношений между детьми, и вызывает у них глубокий интерес. Опираясь на системную перспективу и подход, ориентированный на субъективные переживания, можно убедиться  в том, что в результате применения методики у учеников повышается коммуникативная компетентность, развиваются средства эмоционального выражения, повышается процент адекватной самооценки, показатели уровня интеллектуального развития и творческая инициативность. Ученики становятся более доброжелательными, быстрее находят выход из конфликтных ситуаций [2, с. 49]

В результате развития творческой инициативности музыкального мышления ученики к окончанию музыкальной школы подходят с комплексом личных достижений: развитое самосознание, большая мыслительная гибкость, возможность анализировать и исполнять сложные музыкальные формы, умение анализировать свои эмоции, приобретение лидерских способностей.

 

Список литературы:
1. Бобровский В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления. − Москва, 1989. – 272 с.
2. Уилбер К. Взгляд на развитие человека. − Москва, 1997. − 314 с.