Статья:

Отражение учения даосизма в китайской художественной культуре

Конференция: XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория и история искусства

Выходные данные
Ян М. Отражение учения даосизма в китайской художественной культуре // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXX междунар. науч.-практ. конф. — № 9(30). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 82-85.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Отражение учения даосизма в китайской художественной культуре

Ян Мэнчэнь
аспирант (соискатель), Белорусский государственный университет культуры и искусств, Беларусь, Минск

 

REFLECTION OF TEACHING TAOISM IN CHINESE ART CULTURE

 

Yang Mengchen

graduate student (applicfnt), University of Culture and Arts, Belarus, Minsk

 

Аннотация. В традиционной культуре трактат «Дао дэ цзин» оказал глубокое и далеко идущее влияние на философию, науку, политику и религию Китая, отражая отношение к жизни, нравственные ценности и мировоззрение трудящихся Древнего Китая. Конфуцианство, даосизм и легизм Китая – все подверглись воздействию «Дао дэ цзина», и до сегодняшнего дня этот трактат и даосская культура оказывают огромное влияние на наше общество, жизнь и культурную сферу.

Abstract. In traditional culture, the Tao de Jing treatise has had a deep and far-reaching impact on China's philosophy, science, politics, and religion, reflecting the attitude to life, moral values, and the worldview of the working people of ancient China. Confucianism, Taoism and the legism of China have all been affected by the Tao de Ching, and to this day, this treatise and Taoist culture have a huge impact on our society, life and cultural sphere.

 

Ключевые слова: учения; Китай; даосизм; художественная культура.

Keywords: teachings; China; Taoism; art culture.

 

В учении даосизма «Дао дэ цзин», которое является выдающимся памятником китайской мысли, повествуется о категориях «Дао» и «Дэ».

Категория «Дао» относится не только к значению космоса и природы, но и к значению закона, а также к методам индивидуальной практики. Категория «Дэ» принадлежит к области нравственности и методам наилучшего способа жизни, которым должны обладать люди. 

Можно сказать, что эта работа охватывает многие аспекты философии, этические взгляды, политические и военные представления древних китайских мудрецов. Поэтому потомки считают этот трактат драгоценным руководством для управления страной, упорядочения семейных отношений, самосовершенствования и обучения.

Даосизм выступает за тишину и бездействие в жизнедеятельности человека, который должен соответствовать природе и интегрироваться с ней. Для этого лучше всего практиковать учение даосизма в горах, где живет мало людей и нет суеты, где проще не думать о земном, чтобы встретиться с бессмертными. Поэтому в горах Китая много даосских храмов [3, с. 87-89].

Идеальные верования даосской культуры оказали глубокое влияние на художественную культуру Китая.

 Например, в литературе, начиная с шести династий до династий Мин и Цин (1368-1924 гг.), присутствуют романы о необыкновенных явлениях, призраках, такие как «Заметки о бессмертных» (автор: Гань Бао, 286-336 гг.), «Донг Минг Цзи» (автор: Го Сиань, 25-57 гг.), «Записки под подушкой» (автор: Шен Джиджи, 750-800 гг.), «Записки времен Тайпинов» (автор: Ли Фан, 925-996 гг.), «Путешествие на Восток» (автор: У Юаньтай), «Путешествие на Запад» (У Чэнэнь, 1506-1582 гг.), «Путешествие на Юг» (автор: Ю Сяндоу, 1561-1637 гг.), «Путешествие на Север» (автор: Ю Сяндоу, 1561-1637 гг.), «Речные заводи» (Ши Найань, 1296-1370 гг.), «Причисление к лику святых» (Сюй Чжунлинь, 1560-1630 гг.) и «Рассказы о людях необычайных» (Пу Сунлин, 1640-1715 гг.) [1, с. 89-91].

Под влиянием даосской теории создано множество произведений выдающихся поэтов, среди которых наиболее ярким является Ли Бай – поэт династии Тан (618-907 гг.).

Ли Бай познакомился с даосизмом в возрасте пятнадцати лет и до конца жизни следовал даосской практике.

Ярким примером влияния учения даосизма на поэзию Ли Бая является стихотворение «О доме, где Юань Дань-цю жил отшельником в горах» [2, с. 37]. Юань Дань-цю был представителем династии Тан, известным даосским священником-аскетом [4, с. 101].

В поэтических строках: «В восточных горах мой приятель выстроил дом. Как любил он красоту между скалами! С весны он лежал в лесу пустом. И даже днем не вставал. И ручейка он слышал звон, и песенки ветерка.

Ни друзей и ни ссор не ведал он никогда. И жить бы ему века в красненькой Авроре» [2, с. 37] Ли Бай выражает даосское учение о единении человека с природой, благодаря чему он становится свободным.

Многие известные поэты, такие как Ли Хе (李贺) [5] и Ли Шаньинь (李商隐) [6][1], также находились под сильным влиянием даосского учения.

Еще одним примером влияния даосизма на китайскую художественную культуру являются произведения древнего китайского искусства (среди них древние иллюстрации даосских книг и настенная живопись в даосском Дворце), которые были созданы под влиянием даосского учения.

Например, представители знаменитой «Школы Линбао» создали даосские ритуалы Жай Цзяо и репертуар песен и танцев для них, что является примером сочетания даосского учения и искусства. 

Даосская архитектура тоже стала воплощением даосских идей.

Планировка даосских храмов воплощает теорию пяти линий Инь и Ян. Зал даосского Дворца «Высшей чистоты» потрясает изысканным дизайном и красотой, а конфигурация даосского храма симметрична и гармонична и является высокой эстетической ценностью.

Даосская культура оказала глубокое влияние на древний фольклор Китая, и это влияние проявляется до настоящего времени в народных обычаях, таких как поклонение и жертвоприношение богам Неба, Земли и божествам домашнего очага.

В китайской культуре большое значение имеют различные праздники, которые важны для каждого китайца. Некоторые из них отражают даосское учение.

Глубокими корнями в даосскую культуру уходит традиционный Весенний фестиваль, который начинается праздничными и развлекательными мероприятиями, а заканчивается трапезой, жертвоприношениями и рисованием «новогодних парных надписей на воротах» – это называется наклейки богов.

Наклейки богов-хранителей входа: в старые времена в последний день года, то есть в канун Нового года, люди непременно отрывают от дверей старые наклейки богов-хранителей входа и заменяют их на новые.

Основное назначение этих хранителей входа – избежать злых влияний нечистой силы, отвратить бедствия и привлечь благополучие. Вера в богов-хранителей входа берет начало из доциньской эпохи. Позднее даосизм включил этих богов в свое собственное родословное древо святых и причислил к светским божествам.

Боги-хранители входа делятся на военных и гражданских богов; первых обычно клеили на парадный вход: с восточной стороны сверху клеили изображение Цинь Цюна, с западной стороны снизу – изображение Юйчи Гуна.

Изображения гражданских же богов клеили на входах в центральную комнату и флигель в виде картинок для привлечения богатства и обладания сокровищами, а также с пожеланиями счастья в день свадьбы.

Одним из любимых праздников в Китае, содержание которого основано на даосском учении, является фестиваль Цин Мин, или дни (весной и осенью) памяти Цзе Цзы Туй (介子推) из династии Цзинь. Цзе Цзы Туй является знаковой личностью даосизма. В этот праздничный день сжигают маленькие бумажные модели одежды.      

В некоторых частях Китая ежегодно восьмого января по лунному календарю проходит праздник в честь Восьми бессмертных, посвященный памяти восьми богов в даосской мифологии.

В традиционной китайской культуре существует понятие «даосских запретов», полностью отражающих даосскую теорию для живущих в гармонии с природой.

Эти запреты являются глубоким культурным наследием китайской нации и направлены на то, чтобы соответствовать природе произвольно, не заставляя себя.

Строгие запретные стандарты, сформулированные в учении даосизма, касаются состояний движения и покоя, режима питания и жизни.

Эти запреты имеют актуальность для современной жизни Китая. И хотя эти запреты не имеют полного научного объяснения, они оказывают влияние на китайскую идентичность и чувство принадлежности к даосской культуре [1, с. 235-256].

Таким образом, даосское учение оказывает глубокое влияние на художественную культуру Китая, которая формировалась в конкретном историческом контексте и продолжает свое развитие. 

 

Список литературы:
1. Жан Ш. 15 лекций по даосской культуре / Ш. Жан. – Пекин: Пресс-служба Пекинского университета, 2012. – 340 с.
2. Сто избранных стихотворений / Ли Бай; пер. с кит. и сост. Ли Цзо. – Минск: Маст. Лiт., 2012. – 135 с.: ил.
3. Сяо Йи. Знать Дао / Йи Сяо. – Гуанси: Нормальная университет-ская пресса Гуанси, 2018. – 190 с. 
4. Ху Ф. Китайский даосский словарь / Ф. Ху. – Пекин: Пекинская академия общественных наук пресса, 1995. – 2359 с.

[1] Ли Хэ (790-816 гг.) и Ли Шанъинь (813-858) – китайские поэты конца эпохи династии Тан.