Статья:

Основные элементы театрально-декорационного искусства в сценической практике Беларуси: общая характеристика

Конференция: XLIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Янь М. Основные элементы театрально-декорационного искусства в сценической практике Беларуси: общая характеристика // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XLIII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(43). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 4-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные элементы театрально-декорационного искусства в сценической практике Беларуси: общая характеристика

Янь Мэн
выпускник аспирантуры кафедры белорусской и мировой художественной культуры, УО Белорусский государственный университет культуры и искусств, Минск, Беларусь

 

THE MAIN ELEMENTS OF THEATRICAL AND DECORATIVE ART IN THE STAGE PRACTICE OF BELARUS: GENERAL CHARACTERISTICS

 

Yan Meng

Postgraduate graduate of the Department of Belarusian and World Artistic culture, Belarusian State University Culture and arts, Belarus, Minsk

 

Аннотация. В статье рассматриваются важнейшие составляющие визуального облика спектакля белорусского театра на примере таких компонентов, как декорации, освещение, костюм, грим и актерская игра, определяющих целостность и гармоничность сценического произведения.

Abstract. The article examines the most important components of the visual appearance of a Belarusian theater performance using the example of such components as scenery, lighting, costume, make-up and acting, which determine the integrity and harmony of a stage work.

 

Ключевые слова: театрально-декорационное искусство; сценография; театр; белорусский театр; декорации; грим; костюм; реквизит; актерская игра.

Keywords: theatrical and decorative art; scenography; theater; Belarusian theater; scenery; make-up; costume; props; acting.

 

Театрально-декорационное искусство либо сценография является одной из важнейших составляющих спектакля. Все элементы сценографии в белорусском театре выполняют функцию создания целостного визуально-пластического образа сценического произведения. Спектакль – явление синтетическое, многостороннее. При создании спектакля особое внимание уделяется преимущественно его зримой стороне и, соответственно, работе театральных художников в содружестве с режиссурой [5, c.78]. Они воплощают в себе те определенные тенденции развития театрально-декорационного искусства, которые в творчестве других мастеров закономерно и необходимо приобретали иной индивидуальный облик. Известно, что многообразие форм, приемов, стилей есть принципиальная черта современного искусства.

В сценическом произведении каждую деталь организуют три композиционных уровня, формирующих пространство каждого спектакля. Такими уровнями являются:

  • архитектоника спектакля как организация общего театрального пространства;
  • пластика спектакля, строящегося на основе углубленности сценического пространства в ее связи с игрой актеров. В спектакле выражается как пластика форм, пластика актера и пластика мизансцен.
  • свет, светоцветовое оснащение спектакля, где учитывается закономерность распределения света в сценическом пространстве, его влияние на цветовую определенность предметного мира сцены, колористическое единство. Это выражается в сценическом произведении как: сценический свет, учитывающий общую световую насыщенность спектакля; цветовая определенность спектакля; светоцветовое взаимодействие [6, с. 12].

Сценография как искусство синтетическое для раскрытия своего содержания использует выразительные средства других видов искусств: колорит живописи, выразительность графики, пластическую законченность скульптуры, геометрическую четкость архитектуры [6, с. 15]. Визуальный образ спектакля в европейском театре создается при помощи таких элементов сценографии, как декорации, костюмы, грим, свет, а также пластические возможности актерского состава, без чего невозможна пространственная композиция театрального произведения.

Декорация – от латинского слова «decoratio» (украшение) – означает оформление сцены, на которой происходит действие спектакля [1, с. 167].

Выделяют несколько исторически сложившихся видов декораций: живописные, живописно-объемные и объемно-перспективные. Основными системами крепления являются кулисная передвижная система, состоящая из кулис на специальных передвижных рамах, кулисно-баскетная система, представляющая собой зелень в парковых театрах, и кулисно-арочная система – живописные полотна, написанные вручную с реалистическим отображением перспективы [1 с. 224]. В современном белорусском театре декорациям зачастую отводится ведущая роль в оформлении спектакля, именно они помогают создать визуальный образ спектакля и значительно усилить эмоциональную составляющую сценического произведения (пример – спектакль «Мост» по В. Быкову, режиссер Т. Ильевский, художник В. Лесин, Брестский академический театр драмы, 2005 г.).

Важнейшим элементом театрального представления является театральный костюм, который включает в себя и элементы одежды, и обуви, и головные уборы. В истории белорусского театрального искусства костюм играет немаловажную роль, истоками его также являются ритуальные обряды и представления скоморохов. Привнесение национальных особенностей в костюмные образы связано с творчеством театральных коллективов И. Буйницкого и В. Голубка. Авторами костюмов зачастую являются сценографы, которые создают весь комплекс облика спектакля – Е.  Чемодуров, Н. Опиок, Е. Лысик либо собственно художники по костюму (В. Дёмкина, В. Марковец-Бартлова, Л. Рулёва). Примером определяющей роли костюмов в создании визуального облика сценического произведения и характеристик персонажа являются спектакли «Несцерка» по пьесе В. Вольского (режиссер Н. Лойтер, художник Л. Кроль, Национальный академический театр имени Якуба Коласа, 2020 г.; «Клеменс» К. Сая, режиссер М. Лашицкий, художник Н. Белова. Гродненский областной драматический театр, 2016 г.).

Такой элемент сценографии, как грим, в белорусском театре не имеет принципиально важной роли и служит скорее для подчеркивания или усиления характеристик персонажа. Грамотно подобранный и качественно исполненный художником грим влияет на творческое самоощущение актера и часто дает толчок к поиску особенностей роли. Понятие грим произошло от французского слова «grime» и означает в дословном переводе амплуа смеющегося старца – «гримо» [3, с. 318]. В качестве примера выдающихся мастеров театрального грима в Беларуси можно назвать Р. Волкова, А. Будника, В. Новицкую, А. Лившица, Б. Светларусова.

Важное значение в оформлении спектаклей имеет реквизит – от латинского слова requistum – необходимое, нужное – совокупность оборудования и предметов, необходимых актерам во время сценического действия. В современном белорусском театре реквизиту придается большое значение при передаче атмосферы времени, эпохи и характеристики персонажа (пример – спектакль «Паўлінка» по пьесе Я. Купалы, режиссер Л. Литвинов, художник Б. Малкин, Национальный академический театр имени Янки Купалы 1944 г.).

Свет на сцене – одно из важных художественно-постановочных средств в белорусском театре. Свет помогает воспроизвести место и обстановку действия, перспективу, создавать необходимое настроение; иногда в современных спектаклях свет является почти единственным средством оформления. Различные виды декорационного оформления требуют соответствующих приемов освещения. Плоскостные живописные декорации требуют общего равномерного освещения, которое создается осветительными приборами общего света (софиты, рампа, переносные приборы). Спектакли, оформленные объемными декорациями, требуют местного (прожекторного) освещения, создающего световые контрасты, подчеркивающего объемность оформления.

В зависимости от расположения осветительное оборудование театральной сцены делится на следующие основные виды:

  • аппаратура верхнего света, к которой относятся осветительные приборы (софиты, прожекторы), подвешиваемые над игровой частью сцены в несколько рядов по ее планам.
  • аппаратура горизонтного освещения, служащая для освещения театральных горизонтов.
  • аппаратура бокового освещения, к которой относят обычно приборы прожекторного типа, устанавливаемые на портальных кулисах, боковых осветительских галереях.
  • аппаратура выносного освещения, состоящая из прожекторов, устанавливаемых вне сцены, в различных частях зрительного зала. К выносному освещению относится также рампа.
  • переносная осветительная аппаратура, состоящая из приборов разных видов, устанавливаемых на сцене для каждого действия спектакля (в зависимости от требований) [2, c. 233].

В художественных целях (воспроизведение на сцене реальной природы) применяется цветная система освещения сцены, состоящая из светофильтров разнообразных цветов. Светофильтры могут быть стеклянные или пленочные.

Цветовые изменения по ходу действия спектакля осуществляются:

  • путем постепенного перехода с осветительных приборов, имеющих одни цвета светофильтров, на приборы с другими цветами;
  • сложением цветов нескольких одновременно действующих приборов;
  • сменой светофильтров в осветительных приборах [2, c. 235].

В современном белорусском театре свет может быть полноценным художественным компонентом спектакля, придавая определенную смысловую нагрузку (пример – спектакль «Вечер», режиссер В. Раевский, художник Б. Герлован, Национальный академический театр имени Янки Купалы, 2006 г.),

В композиционном спектакле, включающем в себя, как было отмечено выше, распределение масс в пространстве, пластику и динамику движений и светотеневую моделировку, важнейшее значение имеет актер. Актер является частью организации сценического пространства, его центральным слоем, обеспечивающем взаимодействие всех трех уровней театрального произведения – архитектоники, пластики, света и цвета.

Элементы актерского мастерства в белорусском искусстве известны с глубокой древности. Они существовали в культовых ритуалах календарно-обрядовых празднеств. Первыми актерами были скоморохи, организовывавшие театрализованные праздники и зрелища. Традиции скоморошества продолжались в школьном театре, интермедиях, показах кукольного театра батлейки и народной драмы. Во время представлений актеры зачастую обращались к зрителям, вовлекая их в свою игру. Яркий след в развитии профессиональной актерской игры оставили частновладельческие театры Беларуси, а также деятельность труппы И. Буйницкого, театра В. Дунина-Мартинкевича, Первого товарищества белорусской комедии и драмы и открытие государственных драматических театров в 1920-е гг. Начиная с этого периода игра актеров профессиональной школы отличалась глубоким психологизмом, поисками яркого сценического рисунка и пластической выразительностью. Великолепные образы на сцене были созданы актерами И. Жданович, М. Захаревич, С. Окружной, Б. Платоновым, Р. Янковским [4, с. 27].

Таким образом, основными компонентами сценографии белорусского театра являются:

  • архитектоника как организация общего театрального пространства;
  • пластика спектакля, пластика актера и пластика мизансцен;
  • свет, светоцветовое оснащение спектакля.

Взаимодействие всех элементов и создание ими единой сценической композиции возможно при наличии таких органично вписанных в пространство спектакля элементов, как декорации, грим, костюм, реквизит, имеющих равноценное и очень важное значение в создании атмосферы спектакля.

 

Список литературы: 
1. Березкин В. И. Искусство сценографии мирового театра. От истоков до середины ХХ века / В. И. Березкин. – М. : Эдиториал УРСС, 1997. – 541 с.
2. Гринберг М. Современный мюзикл / М. Гринберг, М. Тараканов // Советский музыкальный театр: проблемы жанров : сб. ст. / Всесоюз. науч.-исслед. ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; ред.-сост. М. Е. Тараканов. – М., 1982. – С. 231–256.
3. Мамацюк К. В. Грым / К. В. Мамацюк // Тэатральная Беларусь : энцыклапедыя : у 2 т. / пад агул. рэд. А. В. Сабалеўскага. – Мінск, 2002. – Т. 1. – С. 317–320.
4. Сабалеўскі А. В. Акцёрскае мастацтва / А. В. Сабалеўскі // Тэатральная Беларусь : энцыклапедыя : у 2 т. / пад агул. рэд. А. В. Сабалеўскага. – Мінск, 2002. – Т. 1. – С. 25–29.
5. Скорнякова М. Г. Сценическое пространство в театре постклассической эпохи / М. Г. Скорнякова // Театр XX века. Закономерности развития : сб. ст. / Гос. ин-т искусствознания ; отв. ред. А. В. Бартошевич. – М.: , 2003. – С. 76–102.
6. Шеповалов В. М. Сценография в художественной целостности спектакля : автореф. дис. … канд. искусствоведения : 17.00.01 / В. М. Шеповалов ; Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. – Л., 1986. – 26 с.