Статья:

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ХУДОЖНИКА МУСТАФЫ МУСТАФАЕВА

Конференция: LXXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Байрамова У.В. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ХУДОЖНИКА МУСТАФЫ МУСТАФАЕВА // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(83). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ХУДОЖНИКА МУСТАФЫ МУСТАФАЕВА

Байрамова Улькер Вели
преподаватель кафедры «Дизайн», Азербайджанский Государственный Экономический Университет, Азербайджан, г. Баку

 

FEATURES OF THE WORK OF MODERN THEATER ARTIST MUSTAFA MUSTAFAYEV

 

Ulker Bayramova

Lecturer at the Department of “Design”, Azerbaijan State Economic University, Azerbaijan, Baku

 

Аннотация. В современный период много говорится о проблемах театральной живописи. Даже выдвигается предположение, что такие понятия, как театральная живопись и сценография, уже подошли к концу своего существования или подходят к концу. Причина – формирование нового, минималистичного эстетического пространства и принципов внешности в театральной среде, использование множества реквизита, материальных ресурсов, появление в последние годы компьютерных и лазерных технологий, новых художественных эффектов. Вместе с тем все это не может вызвать «кризис» театральной живописи, напротив, указанные факторы свидетельствуют об открытии новых творческих возможностей сценографии.

Abstract. In the modern period, a lot is said about the problems of theatrical painting. It has even been suggested that such concepts as theatrical painting and scenography have already come to the end of their existence or are coming to an end. The reason is the formation of a new, minimalist aesthetic space and principles of appearance in the theatrical environment, the use of many props, material resources, the emergence in recent years of computer and laser technologies, and new artistic effects. At the same time, all this cannot cause a “crisis” in theatrical painting; on the contrary, these factors indicate the opening of new creative possibilities for scenography.

 

Ключевые слова: театральная живопись, азербайджанский театр, Мустафа Мустафаев, эстетическое пространство.

Keywords: theatrical painting, Azerbaijani theater, Mustafa Mustafayev, aesthetic space.

 

На наш взгляд, аргумент о том, что молодежь избегает искусства театральной живописи, необоснован. Просто необходимо учитывать новые силы, приходящие в театральное искусство, стремление молодежи откликаться на требования времени, рассчитывать на это, формировать новую, универсальную творческую платформу, демонстрируя свои силы и способности, свой молодой потенциал. Однако так было и раньше, молодежь всегда стремилась быстрее реализовать этот потенциал [1]. Считаем, что ему следует не препятствовать, а наоборот, помогать. Это укрепило бы приверженность молодежи театральному искусству.

Роль молодежи в современном отечественном театральном искусстве неоспорима. Творческая молодежь с энтузиазмом участвует в художественном оформлении различных спектаклей. Удачными представителями современного искусства в этом плане можно считать Мустафу Мустафаева, удостоенного за лучшую театральную живопись премии «Лучший сценический график» тюркского мира, Екатерину Харитонову, художника по костюмам ТЮЗа, Гюльнару Халилову, художника по костюмам Академического музыкального театра и других [3].

Современная театральная живопись развивается вместе с другими направлениями художественного творчества. Если обратить внимание на творчество молодых художников, то можно увидеть, что оно универсально и многогранно. Отметим, что это связано также с широкой интеграцией театрального пространства в различные художественные проекты [2]. Сегодняшние молодые артисты, помимо театрального искусства, активно принимают участие в различных проектах и ​​фестивалях моды.

Одним из молодых театральных художников, ппривлекающих внимание, является Мустафа Мустафаев. Интересны его успешные творческие поиски в театре, стремление выразить исторические истины на уровне современности. Мустафа Мустафаев стал автором художественного оформления на сцене Азербайджанский государственный театр юного зрителя пьес: «Золотой петух» А.С. Пушкина (режиссер Т. Мустафаев, 2002 г.), «Ошибки» В. Шекспира (режиссер Л. Каримов, 2004 г.), «14 писем к Творцу» Э. Шмитта (режиссер Н. Казимов)., 2019), «Огтай Елоглу» Дж.Джаббарлы (режиссер В.Асадов, 2020), «Кодовое имя: В.Х.А.» М.Алекперзаде (режиссер М. Алекперзаде, 2022 г.) и дал художественное оформление другим спектаклям. Оформление последней пьесы в мрачных тонах связано с тяжелой атмосферой и аурой произведения. Художественная композиция спектакля, отражающая страшные реалии 30-х годов, печальную судьбу так называемых «предателей страны» – семей честных патриотов Азербайджана, находит свое истинное воплощение в темных, черных тонах [5].

В целом темный фон – широко распространенный художественный принцип в оформлении пьес периода независимости. В основном это исходит из желания упростить фона и большим упором на изображение персонажей. Эта тенденция также более ярко проявляется в структуре драматических произведений и усиливает эмоциональный тон пьесы. Этот аспект очень заметен в последних работах Мустафы Мустафаева. К такому типу относится спектакль «Ханума» Авксентии Сагарелли, оформленный им в 2021 году (Азербайджанский государственный академический национальный драматический театр, режиссер Микаил Микаилов). Спектакль с участием такого сильного актерского состава, как Басти Джафарова, Рамиз Новруз, Гаджи Исмаилов, Матанат Атакишиева, Джафар Намиг Камаль, Эльшан Рустамов, Саида Гулиева, является одной из успешных постановок постпандемического периода.

Заслуживает внимания работа художника спектакля «Ханума» – пьеса эмоциональная, но не драматичная, события здесь фактически происходят на комическом уровне. Вместе с тем тенденция к темному фону очевидна и в этой пьесе. Мустафа Мустафаев пытался привлечь внимание к персонажам, изобразив относительно мрачный фон. В одежде героев также чувствуется определенное разнообразие. Это связано с традициями национальной одежды. Художник в итоге обогатил художественную композицию, выведя на сцену образцы грузинского народного костюма. То есть дизайн построен по принципу темного фона и относительно красочного переднего плана (включая одежду). Этот принцип можно считать одним из главных художественно-эстетических принципов зрелого творчества Мустафы Мустафаева [5].

В творческом же оформлении молодой художницы Екатерины Харитоновой преобладают теплые, так сказать, «мажорные» цвета. Это, несомненно, связано с репертуаром ТЮЗа, где работает артист, и костюмами героев, в которых они выходят на сцену. 24 сентября 2022 года театр открыл свой 95-й сезон детским спектаклем «Сладости» Пьера Кюллифора. Исходя из детского вкуса, художник по одежде отдавал предпочтение цветным (красным, синим, желтым и т. д.) цветам в одежде героев. Домики в форме грибов и цветов создают на сцене настоящую праздничную атмосферу. Умение Екатерины Харитоновой понравиться и заинтересовать ребенка посредством цвета можно считать успешным примером как на художественно-эмоциональном, так и на психологическом уровне.

Сегодня сценическое воплощение азербайджанских национальных форм одежды имеет большее идейное и художественное значение. Социально-политическое значение художественного выражения национального характера еще более возросло в современных условиях, когда наша страна восстановила свою государственность и вступила на путь поступательного развития. Следует отметить, что международную интеграцию в современных театральных процессах не следует понимать как преодоление и ликвидацию национального характера. Спектакли национального содержания всегда ставились в азербайджанском театре и будут ставиться в будущем. Есть ценности, которые не меняются со временем. Несомненно, один из них – национальная одежда [4]. Конечно, в современной жизни повседневная одежда меняется, это ясный, неизбежный процесс. Однако никогда нельзя забывать о национальных костюмах, которые являются воплощением нашего национального характера и кровной памяти. В современный период сцена театра – одно из самых удачных мест для воплощения национальных костюмов. Сегодня азербайджанский театр вышел на международную арену и успешно продвигает во всем мире наши национальные ценности, в том числе через костюмы, являющиеся основой нашей национальной идентичности.

Восстановление независимости создало необходимые условия для укрепления национального характера и отражения его новых характерных черт в театрально-декоративном искусстве. Начало 1990-х годов вошло в историю как период культурного и духовного упадка в целом. Разумеется, этот упадок не обошёл стороной и театральное искусство. Это ясно видно из материальных и моральных трудностей, наблюдавшихся в указанный период. Вместе с тем начало 1990-х годов также является периодом развития национального самосознания. Национально-освободительное движение, начавшееся в конце 80-х годов, привело к появлению и постановке драматических пьес, основанных на исторических фактах, освещающих наше славное прошлое. Несмотря на то, что финансовое положение по-прежнему тяжелое, в начале 90-х годов такого рода выступления оказали значительное влияние на развитие национального мышления и приобретение новых качеств национального характера. Со второй половины 1990-х годов относительное улучшение как общественно-политической, так и экономической ситуации в республике положительно сказалось на театральном искусстве и деятельности театральных артистов. Начиная с 2000-х годов научно-технический прогресс, процессы, происходящие в театре, и существующие проблемы (экономические, психологические, зрительские и т.д.), как и в других сферах прикладной графики, оказывали негативное воздействие на подготовку новых эскизов костюмов. В разработке эскизов возникли перерывы, а в некоторых случаях спектаклям придавалась художественная структура на основе готового реквизита без эскизов. Процессы, происходящие в театральном искусстве сегодня, носят двойственный характер и включают, с одной стороны, возрождение традиций, некогда существовавших в азербайджанском театральном искусстве, а с другой стороны, процессы обновления в мировом театре (минимизация художественного замысла вплоть до полного от него отказа).

Сегодня воплощение национального характера в эскизах одежды развивается в рамках требований времени и приобретает новые художественные черты. Нет сомнения, что этот процесс продолжится и в будущем и внесет ценный вклад в развитие национальной идентичности в современном искусстве.

 

Список литературы:
1. Ağayeva N. Azərbaycan teatr tənqidi və teatrşünaslığının inkişaf problemləri. Bakı: Elm, 1997. – 47 s. (Агаева Н. Проблемы развития театроведения и театральной критики в Азербайджане. Баку: Элм, 1997. 47 с.) 
2. Allahverdiyev M. Azərbaycan xalq teatrı tarixi. Bakı: Maarif, 1978. –  234 s. (Аллахвердиева М. История народного театра Азербайджана. Баку: Маариф, 1978. 234 с.)
3. Əlizadə M. XXI əsr dünya teatr prosesi və Azərbaycan milli teatr sənətinin çağdaş məqsəd və vəzifələri. Bakı: Mədəni-Maarif, 2006. № 2, s. 5-8. (Али-заде М. Процесс мирового театра в ХХI веке и цель и задачи современного азербайджанского национального театрального искусства. Баку: Мадани-Маариф, 2006 № 2, стр. 5-8.)
4. Məmmədov M. Azəri dramaturgiyasının estetik problemləri. Bakı: Maarif, 1968. – 364 s. (Мамедов М. Эстетические проблемы азербайджанской драматургии. Баку: Маариф, 1968. – 364 с.) 
5. Mustafayev M. Standart olan hər şey məni qorxudur [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://medeniyyet.az/page/news/23426/ (Мустафаев М. Меня пугает все, что стандартно. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://medeniyyet.az/page/news/23426/) (дата обращения: 11.06.2024).