Статья:

Традиции русского стиля в современном костюме

Конференция: XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Малышенина М.А., Зозуля О.Ю. Традиции русского стиля в современном костюме // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXV междунар. науч.-практ. конф. — № 4(25). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 43-46.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Традиции русского стиля в современном костюме

Малышенина Марина Александровна
магистрант, Челябинский государственный институт культуры, РФ, г. Челябинск
Зозуля Ольга Юрьевна
канд. пед. наук, доцент. Челябинский государственный институт культуры, РФ, г. Челябинск

 

Russian style traditions in modern costume

 

Marina Malyshenina

Graduate student, Chelyabinsk State Institute of Culture, Russia, Chelyabinsk

Olga Zozulya

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Chelyabinsk State Institute of Culture, Russia, Chelyabinsk

 

Аннотация. В этой статье мы рассмотрим, как понятие русского стиля стало популярно во всем мире и как сейчас это отразилось на современном костюме. Для анализа были взяты временные периоды 1917-2018 гг.

Abstract. In this article, we will look at how the concept of Russian style has become popular all over the world and how it has now affected the modern suit. The time of 1917-2018 periods has been taken for the analysis.

 

Ключевые слова: двадцатый век; советский костюм; мода; народный костюм; советский стиль; современный стиль.

Keywords: twentieth century; soviet costume; fashion; folk costume; soviet style; modern style.

 

Мода это сложный социокультурный и эстетический феномен, который имеет мульти семантическую структуру. При этом постоянно находится в постоянном взаимодействии с объектами внутри собственной системы.  Также мода испытывает непосредственное влияние внешних экономических, политических, социальных и культурных факторов. Изменения в одежде в XX веке стали социокультурным и эстетическим феноменом и испытали воздействие изменений во всех сферах: экономической, политической и социопсихологической.

В данной статье мы рассмотрим понятие русского стиля и что произошло с ним за период XX века. Что мы имеем сейчас, и какая часть большого наследия дошла до наших дней.

О русском стиле за границей заговорили в начале ХХ века благодаря балетным сезонам Сергея Дягилева и художникам-авангардистам, открывшим Европе новую Россию — яркую, самобытную, откровенную и блистательную. Художница Наталья Гончарова оформила постановку «Золотого петушка» в ярких, сказочных красно-жёлто-золотых цветах и в откровенно лубочном стиле — больше в качестве иронии, чем ради желания показать Россию именно такой. Лубочному стилю характерна яркая раскраска, простые линии и доступность образов.

После знаменитого костюмированного бала 1903-го года, во время которого последняя царская фамилия Российской Империи и приближённые ко двору оделись в костюмы допетровского времени, интерес к национальному русскому костюму, как в нашей стране, так и за её пределами усилился, а после 1917-го года стал важной частью новой национальной идеи. Надежда Петровна Ламанова, до революции бывшая Поставщицей Ея Императорского Величества Александры Фёдоровны, превратилась в первую моделистку новой эпохи. Вместе с Верой Мухиной (автором знаменитой скульптурной группы «Рабочий и колхозница») она создала модели льняных платьев с русскими мотивами, которые в 1925-м году на Международной выставке декоративных искусств в Париже удостоились целых шести призов, хотя выглядели очень лаконично, а единственным их украшением была самая простая вышивка крестом. Эмиграция после революции 1917 года также оказала огромное влияние на формирование европейской моды и стиля. Модный дом «Ирфе» принадлежал князю Феликсу Юсупову и его жене Ирине, дом «Китмир», специализировавшийся на модных в 1920-х вышивках, — великой княгине Марии Павловне. Русские князья и творческая интеллигенция привезли в Европу и США богатейшую историю и традиции России, и мировое искусство обогатилось и наполнилось новыми символами, сюжетами и смыслами. Девушки с русской статью и громкими фамилиями не только работали манекенщицами, но и прекрасно владели мастерством вышивки и шитья, так что вполне закономерно, что в 1921 — 1922 годах коллекции многих парижских домов мод наполнились восточноевропейскими мотивами, а в моду вошли прогулочные костюмы, платья, пальто и блузы, расшитые «a 'la russe».

Благодаря русским эмигрантам в европейскую моду вошли дорогие меха, вышиванки, шляпки, похожие на кокошники, и яркие платки с набивным рисунком. Русский стиль и дух царил повсюду, так как  главный художник-иллюстратор стиля Ар Деко Эрте был выходцем из России. Звали его  Роман Петрович Тыртов, его изящные, теперь уже «канонические» произведения, во многом родственные стилистике русских балетов Дягилева, особенно, на восточную тематику, — это тоже, в определённом смысле, русский стиль. 

В это время в России коммунисты, пришедшие к власти после октябрьской революции, определили русскую визуальную культуру, а именно живописное, графическое творчество и одежду национальным продуктом и первоначально отнеслись к ней как к способу пропаганды, благодаря чему в СССР зародился конструктивизм, который провозгласил, что деятели культуры не должны работать отдельно от общества. 

Художницы Любовь Попова и Варвара Степанова объявили «войну мольбертам», в 1923 году занялись разработкой принтов для тканей на Первой Московской ситценабивной фабрике и за неполный год работы создали несколько сотен оригинальных, новаторских, не имеющих аналогов в мире орнаментов в конструктивистском духе. К сожалению, в производство большинство из них так и не пошло, но часть этих уникальных тканей сегодня хранится в собрании Музея Царицыно. Социокультурный  кризис общества и проблемы современности,

В конце 80-х в Европу выехал российский диза      йнер Вячаслав Зайцев — легенда русской моды, показавший высочайший художественный, культурный и модный уровень России, сформировавшийся несмотря на «железный занавес» и оторванность нашей страны от общемировой модной индустрии. Проблема советской России была не в том, что у нас не было своих идей, а в том, что перед тем, как попасть в производство, они проходили десятки согласований и ставились в план через несколько лет, когда уже теряли свою актуальность. 
За коллекцию «Русские сезоны», вдохновлённую теми самыми балетами Дягилева, Зайцев в конце 1980-х получил звание Почётного гражданина Парижа и был награждён золочёной медалью из рук мэра Парижа.
В XXI веке русский стиль переживает свое возвращение и возрождение. С каждым годом всё больше дизайнеров прибегают к традициям народного костюма. Продолжают продвигать на мировом уровне дизайнеры Ульяна Сергеенко и Алёна Ахмадуллина, которые, ориентируясь на национальные мотивы и сказочное наследие России, заново показывают всему миру всю многогранность русского стиля.

Несмотря на то, что русский стиль и костюм как яркий образец прошли такой большой путь от почти угасания и возрождения снова, мы можем наблюдать, что эта тема актуальна потому, что сейчас постепенно возвращает моду к русскому стилю.

 

Список литературы:
1. Агальцев A. M. Подражатели и мода / A.M. Агальцев // Вопросы философии и психологии. Вып. 2 / Под. ред. Б.Д.Парыгина. – Л.: ЛГУ, 1968. – С. 48-50.
2. Андреева А. Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода: От древнего Египта до модерна / А.Ю. Андреева. – СПб.: Паритет, 2001. – 136 с.
3. Барабанова Е. Народный костюм в традиционных обрядах и обычаях Ярославской губернии в Х1Х-начале XX века [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.-ipk.yar.ru:8101 /resource/distant/music/kostum/sekret-/kostum4.htrn (дата обращения 23.04.2019)
4. Горбачева Л. М. Мода XX века: от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро. – М.: ГИТИС, 1996. – 119 с.
5. Крусанов А. Русский авангард. – Санкт-Петербург: Новое литературное обозрение, 1996. – 320 с.