Статья:

ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЫХ ПРОСТРАНСТВ

Конференция: LXXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Бродягина А.Г. ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЫХ ПРОСТРАНСТВ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(82). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЫХ ПРОСТРАНСТВ

Бродягина Айгюн Гамлетовна
студент, магистрант, кафедра архитектуры, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар

 

TRANSFORMATION OF THE FUNCTIONAL ORGANIZATION OF RETAIL AREAS

 

Aigiun Brodiyagina

Student, undergraduate, Department of Architecture, Kuban state University, Russia, Krasnodar

 

Аннотация. Статья представляет собой рассмотрение проблемы замещения рынков торговыми центрами с поиском оснований для формирования новых форм рынка и функциональных программ, отвечающих требованиям современного потребителя. Современные здания торговли представляют собой многофункциональный торгово-развлекательный комплекс, в котором развлекательные зоны, общественное питание, игровые автоматы и прочее. Именно такая типология объекта торговли является образцом социального состояния населения и сосредоточения нынешней массовой культуры.

Abstract. The article is an analysis of the problem of replacing markets with shopping malls with the search for grounds for the formation of new market forms and functional programs that meet the requirements of the modern consumer. Modern trade buildings are a multifunctional shopping and entertainment complex, in which entertainment areas, catering, slot machines and more. It is precisely this typology of the object of trade that is an example of the social condition of the population and the concentration of the current mass culture.

 

Ключевые слова: торгово-развлекательный комплекс, культурные пространства, функционально-пространственная организация, торговля, рынок, площадь.

Keywords: shopping mall, cultural spaces, functional and spatial organization, trade, market, square.

 

Торговые зоны находятся в постоянном развитии форм и видов деятельности при сохранении основополагающей роли – массового привлечения населения и остаются одними из самых востребованных социально-экономических пространств города. Такие пространства, как агоры и форумы, торговые улицы, рыночные площади, ярмарочные площади, торговые ряды, гостиные дворы и пассажи, являются наиболее устойчивыми во времени элементами.

Что же такое торговля? Рассматривая этот вид деятельности человека, важно понимать то, от чего он появился. Торговля, исторически, складывалась между участниками этой деятельности как процесс взаимодействия, общения. Рынки, во все времена, несли за собой ряд функций – экономическая (торговля). Она же влекла за собой коммуникационную функцию; обмен не только товаром, но и знаниями – познавательная функция. Общение –неотъемлемая часть процесса торговли.

В современном мире торговые комплексы с разнообразными развлекательными возможностями становятся все более популярными, оттесняя старые объекты культурного наследия, которые возникли еще в древности. Городская среда исторически складывалась в местах спонтанной социальной активности и целенаправленных усилий городских властей по развитию культурной инфраструктуры города. В архитектурном ансамбле XIX века прослеживалось тяготение к многофункциональности, наряду с административными зданиями и торговыми площадями внутри объекта расширяется функционал: кафе, гостиница. Уже тогда были заложены основы потребления товаров и услуг параллельно с культурным потреблением. В отличие от общинного сельского уклада, где, безусловно, доминирует народная культура, в городах официальная культура всегда находилась в тесной взаимосвязи с культурными процессами общественной жизни. Так город становился местом, где складывались не только местные, идентичные городские культуры, но и типовые, модельные образцы их формирования. Древние Афины и Древний Рим демонстрируют классический подход возведения типовых архитектурных объектов культурного назначения –наличие театра, храма, библиотеки, а также бани, форумы на века стали моделью городского центра как символического общественного пространства [1, с.379]. «Объект культуры» – архитектура, таким образом, становится центральным элементом социокультурного пространства. Мы легко обнаруживаем эту практику, например, в административном планировании культурных центров советских городов («дворцы культуры»). В данном случае речь идет о политике и идеологических парадигм времени. Общий принцип остается неизменен: культурное пространство города формируется как символическая проекция власти и социокультурным контекстом, которая определяет стратегию генерального планирования городов.

Городские рынки выступают как культурные или общественные пространства. Значение рынка теряет свою силу, происходит переосмысление роли рынка, а в последствии, и торгового центра для городской среды и его жителей.

На сегодняшний день происходит смещение рынков и базаров торгово-развлекательными центрами, комплексами, моллами. По данным Росстата за период с 2016–2022 год, доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли по Краснодарскому краю имеет тенденцию к сокращению, а доля продаж через Интернет в общем объеме розничной торговли к 2023 году увеличивается [6]. Город теряет те самые «культурные пустоты» – площади, ярмарочно-торговые улицы. На месте исторически сложившихся рыночных площадях возникают, в лучшем случае, торговые центры, в худшем – стихийная торговля, услуги низкого качества, или, заброшенная территория. Примером может служить территория Центрального колхозного рынка в Краснодаре, в прошлом называемая Сенной базар.

Особенности формирования архитектуры торгового комплекса прежде всего связаны с необходимостью пространственной увязки сооружения с окружающей городской средой [3, с 122]. На типологию современных торговых зданий, их функциональное и техническое наполнение влияет несколько факторов:

  • Рыночные требования: с развитием электронной коммерции и онлайн-шопинга, некоторые торговые здания сталкиваются с изменениями в своей функциональности и структуре. Многие из них стремятся предложить более интерактивный и уникальный опыт покупателям, чтобы привлечь их в физические магазины;
  • Архитектурный стиль и контекст: в исторических городах или районах с определенными архитектурными стилями требуется соответствующая архитектурная концепция и дизайн для интеграции торгового здания в окружающую среду;
  • Инновации и технологии: внедрение умных технологий, автоматизации, систем управления и аналитики данных может привести к изменению планировочных решений и структуры торговых зданий, с ориентацией на геомаркетинг;
  • Потребительский или социокультурный контекст, который провоцирует все новые требования к качеству обслуживания (одним из главных показателей становится концентрация большего количества функций на одной территории (многофункциональность, возможность одним действием решить несколько задач).

Это позволяет утверждать, что здания для торговли эволюционируют, трансформируя функционально-пространственную организацию внутренней планировки.  Адаптируясь под запрос современного человека, здание торговли превращается в особое место, где сосредоточены не только торговые функции, а реализуется Концепция третьего места (The Third Place), которая была разработана социологом Рэем Олденбургом и описывает идею о создании общественных пространств, отличных от дома (первое место) и работы (второе место), где люди могут социализироваться, общаться, расслабиться и провести свободное время. Торговые пространства становятся местами встреч, общения и социального взаимодействия для широкой аудитории [5, с. 69].

Торговая функция неумолимо тянет к себе другие, тем самым, собрав вокруг себя необходимый мир, где любой человек сможет подобрать для себя досуг согласно собственным предпочтениям.

Идея шопинга (основной вид развлечения для российского жителя по данным статистики), рассматриваемая как театральный опыт, была предложена таким архитектором, как Джон Джерде, подходом в проектировании которого было создание живых и динамичных общественных пространств. Он стремился превратить торговые центры в городские оазисы, где люди могут наслаждаться покупками, развлечениями и социальными взаимодействиями.

Таким образом, культурно-развлекательная сфера в целом рассматривается как своего рода ключ к решению многих проблем городского развития и освоения территорий. Город обязан иметь музей современного искусства, океанариум, развлекательный квартал и «сеть» культурных достопримечательностей с базовым набором, который реализован в большинстве торгово-развлекательных комплексов: кинотеатр, боулинг, каток, концертный зал и т.д. Характерно то, что эти объекты могут быть расположены как в центре города, так и в других районах, а это способствует более равномерному развитию городской среды, и становится толчком для улучшения дорожной сети, расширению общественного транспорта и экономической целесообразности.

В мировой градостроительной практике выработаны разные приемы пространственно-функциональной организации торговых зон. Основными элементами сети торгово-бытового обслуживания и важнейшими архитектурными акцентами в застройке зарубежных городов являются крупные, пространственное развитые на территории городского центра торговые зоны. Такие формы торговых зон как интегрированный центр, пассаж («молл»), группа пешеходных улиц-«моллов», мегаструктуры – сложные многоуровневые общественно-торговые образования, а также системы торгово-пешеходных улиц (зон) находятся в постоянном развитии и усложнении пространственных форм.

Использование пассажей и моллов, объединяющих существующие здания в единую структуру, открывает огромный градостроительный потенциал для городского планирования.

Необходимы новые методологические подходы, которые обеспечат эффективность городских территорий, учтут особенности функционирования и условия взаимодействия современных инфраструктурных объектов и обеспечат проявление специфики архитектурной организации учреждений общественного и торгового обслуживания, а также закономерности освоения прилегающей территории.

 

Список литературы:
1. Бернстайн У. Великолепный обмен: история мировой торговли [пер. с англ. И. Летберга]. — М.: ACT, 2014. — С.516.
2. Голдхоорн Б. Путеводитель к «Гарвордскому Путеводителю по Торговле» / Барт Голдхоорн / Проект Россия. 2002. — № 23 Торговля. — С. 6-14.
3. Канаян К.и др. / Проектирование магазинов и торговых центров. — М.: Юнион – Стандарт Консалтинг, 2005. — С. 424.
4. Колхас, Рем / Гигантизм, или проблема большого. Город-генерик. Мусорное пространство = Bigness or the problem of large. Generic city. Junkspace / Рем Колхас ; [пер. с англ. М. Визель, С. Ситар, В. Бабицкая]. — М.: ООО "Арт Гид", 2015. — С. 83.
5. Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества. М. : Новое литературное обозрение, 2014. — С. 456. 
6. Розничная торговля и общественное питание / Федеральная служба государственной статистики / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya 
7. Стимулы, парадоксы, провалы. Город глазами экономистов [Текст] / [ред. — сост. В. Аузен]. — М.: Strelka Press, 2015. — С. 216.