Статья:

Необходимость освоения метода тональной балансировки в контексте обучения академическому рисунку

Конференция: XXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Несветайло И.В. Необходимость освоения метода тональной балансировки в контексте обучения академическому рисунку // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 4(35). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 44-48.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Необходимость освоения метода тональной балансировки в контексте обучения академическому рисунку

Несветайло Иван Васильевич
доцент, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, РФ, Санкт-Петербург

 

THE NEED TO MASTER THE TONAL BALANCING METHOD IN THE CONTEXT OF TEACHING ACADEMIC DRAWING

 

Ivan Nesvetaylo

Associate Professor, St. Petersburg State Institute of Cinema and Television, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье рассказывается об одном из методов, применявшихся в академическом искусстве на протяжении длительного времени, методе тональной балансировки. Автором предлагается ускоренный вариант использования данного метода для обучения прикладному рисунку.

Abstract. The article describes one of the methods that have been used in academic art for a long time, the tonal balancing method. The author proposes an accelerated version of the use of this method for teaching applied drawing.

 

Ключевые слова: рисунок; искусство; художественное образование.

Keywords: drawing; art; art education.

 

На протяжение всей истории человек использовал изображение в разных целях. Наскальные пиктограммы и рисунки дали начало развитию двух основных направлений: практического и художественно-изобразительного. С развитием цивилизации искусство взяло на себя синтетическую роль передачи информации самого разнообразного характера. К середине второго тысячелетия были выработаны логические и многократно проверенные технологии создания живописных произ­ведений.

Метод тональной балансировки, как один из этапов работы над картиной, широко применялся уже во времена Ренессанса, а позже и в классическом искусстве, как подготовительный. С его помощью художники добивались высокой скорости исполнения произведения. Речь идет, в первую очередь, о живописи на дереве и на холсте. В современной практике обучения академическому рисованию этот метод используется также как вспомогательный и выполняется различными материалами. Как пример, можно рассматривать рисунок драпировок, выполненный Леонардо да Винчи.

 

Рисунок 1. Леонардо да Винчи. Рисунок драпировки

 

Несмотря на то, что многие авторы книг и пособий, например А.М. Серов, Н.Н. Ростовцев, Я.А. Лугина хорошо объясняют базовую специфику обучения рисунку, автору не удалось найти описание рас­сматриваемого метода. Можно встретить лишь рекомендации такого рода: «Для передачи света в рисунке необходима работа тоном… рисунки выполняются разными материалами: графитным карандашом, карандашом «ретушь», углем, мокрым соусом, черной акварелью, сепией и другими» [4, С. 82].

Поскольку в настоящее время возник запрос на ускорение процесса освоения навыков рисования, появилась потребность в конкретных практических рекомендациях, необходимость которых выявлена в ходе практики преподавания в вузах, где рисунок носит прикладной характер. В настоящей статье описывается пошаговое освоение метода тональной балансировки с помощью мягких материалов (сангина, уголь, мелки и т. п.), без использования штриховки, что значительно ускоряет процесс и дает уверенность в собственных силах.

Для выполнения этого задания необходимо приготовить лист бумаги формата А3, жесткую основу типа планшета для рисования, подкладку под бумагу. Наиболее простой вариант подкладки – 4-5 слоев газеты. Надо приготовить колер, который не будет смываться водой. Он должен быть несколько темнее чем сангина и светлее чем корич­невый соус. Также понадобится светлый оттенок мелка. В итоге нужно иметь три оттенка мягкого материала: один темнее колера и два светлее. Мелки могут быть любые: соус, пастель, сангина, но не масляные и не восковые. По сухой выкраске нужно проверить выразительность выбранных мелков. Градации должны быть хорошо различимы.

Необходимо выполнить рисунок карандашом на бумаге и очень контрастно нанести основной контур и линии, характеризующие изображение. Затем надо закрепить лист с рисунком на планшете для рисования, предварительно разместив подкладку. Она нужна для того, чтобы мелок мог давать широкую линию однородную по протяжен­ности. Ощущение от листа должно быть похоже на натянутый холст. Следующий этап – закрашивание рисунка, который должен оставаться видимым. По крайней мере, должны остаться такие линии, по которым можно восстановить его до ясного прочтения. Для этого можно во время закрашивания немного добавить воды, взяв её прямо кистью из банки, не промывая, а именно немного разбавляя. Кисть должна быть широкой. Закрашивать нужно разнонаправленными движениями, чтобы получилась неоднородная поверхность. Колер после высыхания должен быть матовым и немного шероховатым.

 

Рисунок 2. Первая стадия выполнения задания

 

Когда колер высох, надо сангиной или аналогичным мелком наносить высветляющие участки изображения. Мелок должен быть длиной от сантиметра до трех. Движения продольные, например по складкам, и выявляющие рельефность. Необходимо следить за логикой плотности линий и пятен: чем рельефнее место, тем плотнее слой. Здесь движения могут быть разные: круговые, диагонально круговые и т. п. Но нужно избегать угловатых движений и движений типа "вперед-назад". Когда выявлена основная масса изображения, нужно взять мелок темнее основного тона и моделировать более глубокие места, а также те, которые формируют силуэт. Важно: между первым и вторым слоями нежелательны касания! Выкраска должна играть роль моделирующего тона. Кроме того, она уравновесит изображение и сделает его устойчивым по отношению к фону. Третий мелок усиливает рельефность, выявленную первым.

 

Рисунки 3. Вторая стадия выполнения задания

Рисунок 4. Финальная стадия

 

В самом финале возможно применение белого мелка, но очень деликатно. Например, при желании отметить особую значимость детали или материальность блестящего предмета. Конечно, надо постоянно следить за уравновешенностью композиции. Излишняя нагрузка может сделать рисунок жестким, штриховка – лишить динамичности. С другой стороны, недостаточная проработка ослабит убедительность изображения и ощущение рельефности. 

Необходимо обращать особое внимание на положение мелка: ребром он дает тонкую линию, а при развороте и прижимании во всю длину широкую, типа мазка. Учитывая, что при этом способе скорость изображения очень высокая, можно спокойно и пристально контроли­ровать весь процесс исполнения. Техника исполнения мягкими материалами не предполагает применения штриховки и тщательной разработки в теневых зонах. Тени должны рассматриваться только как возможность выявить форму.

Овладение описанным выше ускоренным методом тональной балансировки способствует развитию пространственного мышления, постижению закономерностей формообразования, вырабатывает аналитические навыки, а также стимулирует творческое воображение.

 

Список литературы:
1. Лугина Я.А. Основы учебного академического рисунка. Учебное пособие. - Омск, ОмГТУ, 2015.
2. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. - М., «Просвещение», 1995.
3. Серов А.М. Рисунок. - М., «Просвещение», 1975.
4. Учебный рисунок. Под редакцией В.А. Королева. – М., «Изобразительное искусство», 1981.