Региональные особенности провинциальной архитектуры первой половины XIX века в творчестве архитектора М.П.Коринфского
Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура
XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Региональные особенности провинциальной архитектуры первой половины XIX века в творчестве архитектора М.П.Коринфского
Regional features of provincial architecture of the first half of the 19th century in works of the architect M.P. Korinfsky
Veronika Teletskaya
Graduate student of The Moscow State Academic Art Institute of V.I. Surikov at the Russian Academy of Arts, Russia, Moscow
Аннотация. Личность архитектора М.П. Коринфского остается малоизученной и незаслуженно забытой в наше время. Цель работы проследить творческое наследие архитектора в его родном городе Арзамасе. Также показать, что архитектор занимался не только культовым зодчеством, но и занимался проектами гражданских сооружений.
Abstract. Personality of the architect M.P. Corinthian remains unexplored and undeservedly forgotten in our time. The purpose of the work is to trace the creative heritage of the architect in his native city of Arzamas. Also show that the architect was not only engaged in religious architecture, but also engaged in civil engineering projects.
Ключевые слова: Коринфский; русская архитектура; Арзамас; школа Ступина.
Keywords: Corinthian; Russian architecture; Arzamas; Stupino School.
В русской архитектуре первой половины XIX достаточное количество выдающихся имен.
Для интересующихся поздним классицизмом имя Михаила Петровича Коринфского (1788 – 1851) довольно известно. Именно благодаря его проекту соборную площадь города Арзамаса Нижегородской области, украшает величественный Воскресенский собор, воздвигнутый как памятник Отечественной войне 1812 года, также памятники градостроительства и архитектуры регионального значения – городские усадьбы, купеческая биржа, уездное народное училище, художественная школа А.В. Ступина.
Рисунок 1. Неизвестный художник. Портрет архитектора М.П. Коринфского
Специалисты в области архитектуры и краеведения сошлись во мнении, что творчество Коринфского изучено недостаточно, да и интерес к подлинной провинциальной архитектуре проявит не каждый.
Михаил Петрович Коринфский – фигура загадочная, по сей день не установлена точная дата рождения и фамилия (первоначально фамилия Варенцов, позже изменена). Известно лишь, что родился он в 1788 году в семье резчиков иконостасов, был выходцем из арзамасских мещан. Интерес к архитектуре возник в юношеском возрасте. Ключевым моментом в судьбе стало знакомство и обучение у местного художника А.В. Ступина, который впоследствии станет академиком живописи. Ступинская школа живописи была уникальной для того времени. В то время обучаться живописи можно было в Москве, Санкт-Петербурге и, на удивление, в Арзамасе. В школу принимались мальчики семилетнего возраста как свободные, так и крепостные. Обучение длилось шесть лет, но важная деталь – связь с Академией художеств. Все работы учеников ежегодно с отчетом о деятельности школы художник Ступин направлял в Академию художеств, где они просматривались и обсуждались на художественном совете. В 1808 году Коринфский сдает экзамены и поступает в Академию художеств в Петербурге. Очередным поворотным моментом в жизни Михаила Петровича становится знакомство с архитектором, представителем классицизма, одним из основоположников ампира, художников – Андреем Никифоровичем Воронихиным, который вел архитектурный класс. Закончив обучение Коринфский со званием художника 14-ого класса, что означает получение большой серебряной медали при выходе из учебного заведения. Уникально то, что практику будущий архитектор проходил на строительстве Казанского собора в Петербурге, а также в Строгановском дворце (Невский проспект,17). Архитектор мечтал творить для родного города и такая возможность ему была предоставлена. В 1810 Совет Академии Художеств берет на рассмотрение план по строительству Вознесенского собора в самом центре города Арзамаса. В том же году проект был одобрен. Вознесенский собор – впечатляющее сооружение столичного уровня, которое архитектор умело погрузил в атмосферу провинциального городка. Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат.
Рисунок 2. Воскресенский собор в г. Арзамасе
Собор традиционно пятиглавый, что в православной символике обозначает Иисуса Христа и четырех евангелистов. Примечательно, что росписями храма также занимались ученики художника Ступина. На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: "Воскресение Христа" (восточный фронтон), "Явление св. Троицы Аврааму" (южный), "Собор всех святых" (западный), "Покров Пр. Богородицы" (северный). Таким образом, от художника до архитектора храм собрал исключительно учеников художника Ступина под крышей величественно сооружения - доминанты исторического города Арзамаса. Строительство храма длилось 28 лет всецело на народные деньги, каждый сделал вклад для своего родного города, и если это были не деньги, то услуги, такие как: лепить и обжигать кирпичи, добывать камень, кто-то плавил руду или занимался перевозом строительных материалов. К слову, Вознесенский собор существует и поныне и дошел до нас без существенных изменений. Творческая судьба архитектора не остановилась на проекте собора, наоборот, это была точка отсчета дальнейших побед. С 1813 по 1823 год проектировал и строил сооружения разного назначения в Пензенской, Нижегородской и Симбирской губерниях. Что касается родного города Арзамаса в Нижегородской области, то Михаил Петрович предположительно автор проекта усадьбы купца И.А. Попова – Щетинина. В состав комплекса входят одноэтажный деревянный дом усадьбы и каменный флигель. Деревянный дом был куплен в начале XIX века для размещения сирот арзамасским купцом Иваном Александровичем Поповым – Щетининым. Вскоре выяснилось, что здание для намеченных целей не подходит. Таким образом, появляется новый каменный флигель рядом с деревянным зданием. И.А. Попов - Щетинин – был коренным жителем г. Арзамаса, потомственным почетным гражданином, был городским главой, также занимался кожевенным делом, имел свое предприятие. Воспитательный дом был абсолютно частным, управлял им Иван Алексеевич так как считал нужным и отчета никому не давал, да и на содержание воспитанников денег не просил. За содержание воспитательного дома был награжден медалями и орденами, но после смерти основоположника благого дела воспитательный дом быстро закрыли, и усадьба целиком перешла к его сыну, который недолго владел усадьбой, а в дальнейшем и вовсе продал ее городу. На сегодняшний день усадьба Попова - Щетинина – образец городской купеческой усадьбы с входящим в его состав зданием общественного значения. Главным дом прямоугольный, почти квадратный в плане, одноэтажный, деревянный с мезонином. Имеет каменный подвал перекрытый сводами. На центральном фасаде выделяются четыре круглые колонны. Деревянные оштукатуренные, имеющие искривления колонны выполнены с энтазисом. Капители колонн отсутствуют.
Гладкие фусты колонн упираются в деревянную обшивку поддерживаемого ими антаблемента. Что касается флигеля, это протяженное двухэтажное каменное здание. Главный фасад обращен во двор – в сторону главного дома. Фасад имеет симметричную композицию. Более лаконичное и строгое здание, построенное в 1809 году по проекту М.П. Коринфского - Уездное училище (здание гимназии). Небольшое каменное, одноэтажное здание, прямоугольное в плане. К 1835 году основной объем дома значительно расширили. Уездное училище – характерный образец постройки общественного назначения, выполненный в стиле классицизма в начале XIX века. Декор фасадов строгий и лаконичный. Окна с клинчатыми перемычками, большей высоты на втором этаже. На фасаде находится памятная доска с надписью: «Здесь, в здании уездного училища, в 1843-1846 гг. учился русский художник Василий Григорьевич Перов, ученик арзамасской школы А.В. Ступина». М.П. Коринфский – имя, которое помнят и чтят в городе Арзамасе. Талантливый архитектор, ученик великого А.Н. Воронихина и не менее великого А.В.Ступина. Творческая судьба сложилась и за пределами родного города. Строил он много, В Симбирске, Казани, Ардатове, но свой покой обрел именно в Казани, возглавляя особый строительный комитет. Возводил по своим проектам здания анатомического театра для учебного корпуса Казанского университета, здание обсерватории. Умер М.П. Коринфский в Казани 1851 году. Как гласит легенда, что и надгробие для себя спроектировал сам архитектор.