Статья:

Тема труда в европейском и китайском музыкальном искусстве 20 века

Конференция: XLIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория и история искусства

Выходные данные
Ли Ч. Тема труда в европейском и китайском музыкальном искусстве 20 века // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XLIII междунар. науч.-практ. конф. — № 12(43). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 68-71.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Тема труда в европейском и китайском музыкальном искусстве 20 века

Ли Чжохуэй
аспирант УО Белорусский государственный университет культуры и искусств, Беларусь, Минск

 

LABOR THEME IN EUROPEAN AND CHINESE MUSICAL ART OF THE 20TH CENTURY

 

Li Zhuohui

Post-graduate student of the educational establishment «Belarusian State University of Culture and Arts», Belarus, Minsk

 

Аннотация. В музыкальном искусстве тема труда постепенно возникла и развивалась по мере исторических изменений и процессов реформирования социальной структуры. Будучи членами трудового коллектива общества, китайские и европейские деятели искусства с сильным чувством социальной ответственности непрерывно обращаются к жизни и духовному облику трудящихся, чтобы отразить текущее состояние общества и выразить художественные концепции.

Abstract. In the art of music, the theme of labor gradually emerged and developed as historical changes and processes of reforming the social structure. As members of the community workforce, Chinese and European artists with a strong sense of social responsibility continually look to the life and spirit of workers to reflect the current state of society and express artistic concepts.

 

Ключевые слова: тема труда; музыкальное искусство; характер трудящих людей.

Keywords: The theme of labor; musical art; the nature of working people.

 

В начале 20-го века китайская музыка, связанная с трудовой тематикой, проявляется в виде популярных песен, основное содержание этих произведений описывает тяжелую жизнь крестьянских и рабочих трудовых коллективов. С началом гражданской войны и Войны сопротивления японским захватчикам в 1920-х и 1930-х годах песни, касающиеся рабочего класса, приобретают большое значение. Музыкальные песни не только выражают несчастную жизнь рабочих, крестьян, ремесленников, рыбаков, певиц и людей других профессий, но также показывают условия производственной жизни профессиональных рабочих в основных революционных районах, выражают стремления этих людей к свободе и дух сопротивления. С упадком сельской и процветанием городской экономики, связанная с трудом традиционная народная музыка проникает в город и начинает развиваться в направлении профессионализма, что также способствует созданию и развитию современного музыкального образования в Китае [1].

С основанием Нового Китая, социалистическое строительство также начало включаться в музыкальное творчество, что в основном проявляется в восхвалении героического образа труда рабочего класса. В отношении демонстрации конкретных профессий музыкальное искусство в основном описывает оптимистический дух борьбы и позитивную жизненную позицию трудовых коллективов в различных развивающихся отраслях. С точки зрения содержания национальной инструментальной музыки, в фокусе выражается радость производственного труда рабочих, крестьян, рыбаков и пастухов  посредством скачкообразного веселого ритма. Во время Культурной революции музыка на трудовую тематику приобретает политическую окраску, она начинает играть заметную роль в пропаганде. Лейтмотивом музыкальных произведений становится восхваление и прославление морального облика трудящихся всех социальных слоев, но в тоже время происходит отдаление от тягот и невзгод реальной жизни. После политики реформ и открытости музыкальные художественные произведения приобретают прорывным содержание и выделяют неутомимость и другие прекрасные внутренние качества трудовых коллективов (честность женщин-рабочих и работниц текстильной промышленности), которых легко не заметить.

В первой половине 20-го века европейские войны шли беспрерывно, экономический кризис ужесточался, экономическое развитие разных стран различалось. Музыка, связанная с сюжетами труда, в основном концентрируются в революционных исторических песнях Германии, Венгрии, Великобритании, Испании и других крупных стран. Содержание песен в основном показывает тяжелую жизнь и политическую сознательность крестьян и рабочих, вместе с тем демонстрирует борьбу трудовых коллективов нижнего социального слоя за право на труд и свободу, благодаря чему вскрываются фундаментальные социальные противоречия между пролетариатом и буржуазией [2].

После Второй мировой войны, экономики европейских стран ослабли и срочно нуждались в восстановлении. Атмосфера социальных реформ и строительства влияет на развитие индустриальной музыки, множество произведений которой уделяют внимание трудящимся, занятым в дорожно-строительной и угледобывающей промышленности и отдают дань уважения рабочему классу. В это время некоторые европейские страны находятся в состоянии экономического и политического хаоса, рабочие движения протеста за трудовые права по-прежнему являются основным содержанием музыкальных песен, а разоблачение уродливого поведения буржуазии становится конечной целью.

С 1970-го года до конца 20-го века общее содержание различных песен на тему труда в Европе с одной стороны фокусируется на повседневной жизни трудящихся транспортной отрасли. С другой стороны обращается к выражению внутренних чувств очерствения, беспомощности и неудовлетворенности трудовых коллективов нижнего социального слоя, критикуя несправедливое обращение и разницу между богатыми и бедными.

В 20-м веке европейская музыка постепенно вступает на путь развития структуры современной музыки, вместе с тем фундаментальная концепция, техника и теория влияют на музыкальное творчество с сюжетами труда. Обширное воздействие духовного подхода современной музыки способствует формированию разнообразных музыкальных стилей на трудовую тематику в 20-м веке. В сравнении с прошлым, метод выступления, посредством сочетания науки и техники с искусством, становится новым направлением развития. Кроме того, народные песни, подчеркивающие природу труда, наследуются и развиваются, а заимствование различных культур также становится новым выразительным средством.  Европейские страны проводят сбор народных музыкальных произведений, в большей части народных песен образуется заметная связь темы труда и повседневной жизни трудящихся традиционного земледелия, животноводства и рыболовства. В тоже время в 20-м веке песни связанные с сюжетами труда и инструментальная музыка сочетают в себе черты этнической музыки разных стран, за счет чего достигается защитная роль национальной культуры. Развитие науки и технологий изменило модель общественного производства, в музыке рабочих акцент постепенно смещается от демонстрации классовой позиции к выражению чувств отдельного человека, в целом индустриальная музыка фактически показывает упадочную тенденцию развития. Музыка на трудовую тематику, всегда существующая в рабочем классе, по-прежнему имеет историческое и практическое значение, она может отражать самые реальные условия жизни и проблемы, с которыми сталкиваются трудовые коллективы в обществе. 

 

Список литературы:
1. Сюй Симао, Юй Ичжи. Общий курс по истории китайской музыки и оценке  известных произведений / Сюй Симао, Юй Ичжи // Издательство Шанхайского музыкального института. – 09.2009. -259 с.
2. Цянь Жэнькан. Толкование избранных революционно-исторических песен Европы и США / Цянь Жэнькан // Издательство «Вэньхуа ишу». – 1989. – 602 с.