Статья:

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Конференция: LXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музыкальное искусство

Выходные данные
Гладких Л.А. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 1(66). — М., Изд. «МЦНО», 2023. — С. 4-8.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Гладких Людмила Аркадьевна
преподаватель, МБУДО «ОДШИ им. Д.Б. Кабалевского», РФ, г. Орёл

 

SOME QUESTIONS OF MUSICAL PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY

 

Ludmila Gladkikh

Teacher, MBUDO «ODSHI them. D.B. Kabalevsky», Russia, Orel

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы и варианты работы преподавателей при формировании творческого потенциала и всестороннего развития личности учащегося ДМШ и ДШИ.

Abstract. The article discusses the methods and options for the work of teachers in the formation of the creative potential and the comprehensive development of the personality of the student of the Children's Music School and Children's Art School.

 

Ключевые слова: педагог; музыкант; творчество; воспитание; личность.

Keywords: teacher; musician; creativity; education; personality.

 

Очень часто можно встретить взрослых людей, которые с неприязнью вспоминают, как в детстве посещали музыкальную школу, но потом с облегчением её бросили. Ещё чаще можно встретить детей, которые занимаются музыкой «из-под палки!». Отчего происходит так, что занятие для души становиться «каторгой»?

Тому, конечно, есть множество причин. Они проявляются в разной степени у каждого человека и оказывают на каждого не одинаковое влияние.

Здесь нам на помощь приходит такая наука, как музыкальная педагогика. Она появилась давно, когда живое исполнение было единственным способом послушать музыку.  Овладеть игрой на инструменте стремились все, а не имеющие музыкального образования люди считались необразованными. Эталоном музыканта были гении, и к их совершенству стремился довести педагог своего ученика любой ценой.

Множество теоретических трудов посвящено тому, как воспитать из ребёнка гениального музыканта. В них предостерегают педагогов обо всех возможных ошибках в посадке за инструментом, в постановке рук и тому подобное. Эти методики активно используются при обучении и сейчас, но не все понимают, что этот методический материал был написан век назад, а некоторый и того больше. 

Современным детям ни к чему в мастерстве равняться на Моцарта, они могут послушать его музыку в записи выдающихся музыкантов, а не только в своём исполнении. А педагоги часто работают «по старинке», требуя идеальной техники, звука и множество других вещей, свойственных профессиональному исполнителю. Ребёнок же идёт заниматься музыкой «для себя» — чтобы расширить кругозор, научиться азам игры на инструменте, порадовать себя и родителей, пусть небольшими, но яркими концертными выступлениями под свои аранжировки. Но ему в свою очередь предъявляют академические требования, а невыполнения их называют отставанием, ленью, бездарностью.

В результате такой политики ученик делает то, что ему не интересно, поэтому затрачивает много сил, но всё равно не соответствует идеалам педагога. Тот в свою очередь не поощряет его должным образом и у ребёнка пропадает всякая личная мотивация для получения знаний. И как результат для всех становится большим облегчением, когда учащийся бросает своё обучение.

ДШИ и ДМШ накопили богатый опыт по воспитанию и обучению детей. Немалую роль в этом процессе призваны сыграть педагоги всех звеньев музыкального образования, от которых, требуется существенно повысить качество профессиональной подготовки, более широко применять формы и методы, технические средства обучения, целеустремленно осуществлять принцип единства обучения и воспитания, тесную связь семьи, школы и общественности.

Проблема развития творческого потенциала ученика, воспитание человека-творца стоит очень остро в нашем обществе. Главной задачей музыкальной педагогики является не только формирование музыканта-художника, но и формирование развивающейся личности в развивающемся мире.

Музыкальная школа должна выявить и развить творческие задатки детей, привить им комплекс важнейших практических навыков: игра по слуху, игра в ансамбле, умение аккомпанировать, чтение с листа. Но развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью. Это средство и одновременно результат образования.

Музыкальное воспитание – одна из центральных составляющих эстетического воспитания. Оно играет особую роль во всестороннем развитии личности ребенка. Музыку называют зеркалом человеческой души. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, т.к. в нем определены человеческие эмоции.

Современная музыкальная педагогика унаследовала и творчески развила традиции русской исполнительской культуры. Однако время вносит в них свои коррективы. Методы преподавания изменяются, обновляются с учетом требования современности. Важнейшей задачей, стоящей перед каждым педагогом, является постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика. Задачи педагога – не только передать ученику определенную сумму знаний, развить нужные умения и навыки, но и создать условия для широкого универсального развития музыканта.

«Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний духовный мир учащегося, его чувства и мысли» [3], – говорил Д. Кабалевский.

Важно в процессе обучения воспитать у ученика дисциплину труда и организованности, необходимые волевые качества. Воля – способность бороться, преодолевать препятствия, стоящие на пути к цели, которая и становится стимулом действия, а поэтому цель должна быть осознанна и ясна.

Одновременно с этюдами, гаммами и трудными пьесами необходимо проходить и легкие пьески, которыми ученик легко овладевает, что укрепляет уверенность в своих силах, вызывает желание работать и воспитывает у учеников с самого начала целеустремленность, привычку добиваться намеченной цели и приучает преодолевать трудности.

В решении своих проблем музыкальная педагогика опирается на психологию. Изучение развития музыкального восприятия, творческих, музыкальных способностей невозможно без знания закономерности психики ребенка.

Важно наладить психологический контакт с учащимся, не делая скоропалительных выводов, изменить подход, временно ослабить требования и тому подобное. У ученика должно быть полное доверие к учителю, что является немаловажным фактором во взаимоотношениях между учащимся и педагогом.

Учебно-воспитательный процесс становится хорошо управляемым, когда преподаватель ясно представляет цель обучения, содержание предмета и методические средства для реализации педагогических задач.

Не всякий музыкальный материал можно представить в виде учебного предмета. Если музыкальные средства будут правильно организованы, а учебный процесс будет осуществляться неспешно, с учетом основных принципов, связанных с развитием ребёнка, с применением многих видов его деятельности, то музыка сможет стать учебным предметом, в котором  будет решаться проблема связи обучения и развития. 

Такой деятельностью, которая обеспечивает единство воспитывающего и обучающего воздействия на детей, точно является музицирование. Именно в процессе музицирования как практической деятельности возникают познавательные задачи, формируются мотивы, действия и операции. Музицирование,  как деятельность,  поддаётся планированию, контролю и оценке и имеет реально значимый результат. 

В отличие от взрослых, для которых результатом является конкретное произведение, оформленное в виде партитуры или профессиональном исполнении, младшие школьники предпочитают оценивать результат своей учебной деятельности в виде самого учебного процесса, непосредственного музицирования. Примерно так же оценивает свою работу музыкант во время импровизации. Импровизация для него и есть продукт его деятельности. 

Развивающее значение музицирования связано с тем, что оно направлено не просто на освоение игры на музыкальных инструментах в ансамбле, а на развитие музыкального мышления в процессе музицирования. Формирование всех этих умений способствует не только развитию музыкального мышления, речи, но и освоению музыкальных средств. Именно музицирование как предметная деятельность становится ведущим средством развития мотивов деятельности младших школьников, поскольку позволяет легко использовать любые формы музицирования при выполнении музыкальных задач.

 

Список литературы:
1. Виноградов В.Л. Музицирование, как деятельность   общения. – [Электронный ресурс].  – Режим доступа:     http://vinogradovmuz.narod.ru/ (дата обращения: 12.01.2023).
2. Евдокимова Т.С. Некоторые психологические и педагогические вопросы в работе преподавателя детской музыкальной школы. – [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/606277/(дата обращения: 14.01.2023).
3. Кабалевский Д.Б. Музыка в школе. М.: Педагогика, 1981. – С. 197.
4. Лучина О. Музыкальная психология и педагогика – конспекты лекций для студентов музыкальных Вузов. – Астрахань, 2014.