Статья:

Концепция преподавания дисциплины рисунок на Полиграфическом факультете ВХУТЕМАСа 1920-1930 гг

Конференция: XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Горелов М.В. Концепция преподавания дисциплины рисунок на Полиграфическом факультете ВХУТЕМАСа 1920-1930 гг // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 3(24). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 13-16.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Концепция преподавания дисциплины рисунок на Полиграфическом факультете ВХУТЕМАСа 1920-1930 гг

Горелов Михаил Вячеславович
канд. искусствоведения, доцент МГХПА им. С.Г.Строганова, Россия, г. Москва

 

The concept of teaching the discipline drawing at the Polygraphic Faculty of the VHUTEMAS 1920-1930

 

Michael Gorelov

Candidate of Art History, of the Stroganov Academy (MGHPA), Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье рассказывается о взаимосвязи процесса рисования и выполнения работы в материале студентами графического факультета Строгановского института в 1920-е годы. В этой связи все задачи, которые ставились перед студентами, были самым наитеснейшим образом связаны с их профессиональной деятельностью. Изучение основ графического искусства, композиции, построения пространства, все это вместе взятое служило одной цели – воспитанию и формированию у художника высочайшего уровня проектного мышления и мастерства.

Abstract. This article describes the relationship of drawing process work in the material of students of graphics faculty in Stroganov University in 1920s. In this regard, all the tasks that were put before students, were the most obvious way related to their professional activities.

The study of basics of graphic art, composition, construction of space, all this together served one purpose – the education and formation of the artists highest level of project thinking and skill.

 

Ключевые слова: Фаворский; композиция; рисунок.

Keywords: Favorsky; composition; drawing.

 

Большую роль в деле подготовки специалистов для полиграфи­ческой промышленности играл Полиграфический (Графический) факультет.

Особое внимание на нем уделялось воспитанию у студента аналитического подхода к полиграфическому материалу в процессе усвоения основных принципов построения книги в целом, обложки, страницы, титула, шрифта и т. д. Руководитель факультета В. Фаворский говорил своим ученикам, что, создавая книгу или отдельную графи­ческую композицию, необходимо иметь продуманную художественную идею, ибо «искусство от неискусства» отличается прежде всего наличием пластической идеи.

Он воспитывал у своих учеников ощущение композиции при построении гравюры, учил, как и какими средствами добиваться равновесия, чтобы композиция не рассыпалась.

Он учил студентов не просто грамотно размещать графические элементы, но и использовать белые и черные пятна, а также цвет для создания пространственных эффектов [4].

Учил приемам выявления пространства и приемам светотеневого построения. Очень важно отметить, что рисунок по своим заданиям и целям был согласован с заданиями по гравюре. Это видно по студен­ческим работам. Даже абитуриентам, поступающим во ВХУТЕМАс, по рисунку предлагалось в качестве экзаменационного задания нари­совать не просто фигуру человека, следуя академическим канонам, а вкомпоновать ее в определенное средовое пространство.

Элементами этого пространства чаще всего выступали геометри­ческие фигуры. По этому заданию видно, что концепция В. Фаворского прослеживается от вступительных экзаменов через студенческие рисунки к полиграфическим работам их в материале. У Фаворского рисунок был органически связан с полиграфическим производством, т. к. препода­вался в совокупности с техникой гравюры [2]. Прорабатывались виды гравюр: линейная (черный штрих с возможной раскраской), светотеневая (белый штрих), тоновая (черное и белое, передача глубины, цвета, пространства). В качестве курсовых заданий выполнялись отдельные гравюры (в соответствии с программой), страницы книг или обложки (со шрифтом и гравюрой).

Конечно же, наброски и эскизы в процессе выполнения этих заданий были необходимым фундаментом работы.

О концепции рисунка Фаворского применительно для художника-графика можно судить по воспоминаниям и работам выпускника Полиграфического факультета ВХУТЕМАСа, ученика В.А. Фаворского – А.А. Дейнеки, преподававшего в 1928-1930 гг. вместе с Д. Моором на отделении литографии училища.

Свои мысли он опубликовал в конце 1960-х гг., но, думается, его взгляд на проблему связи рисунка с профессией дизайнера-графика актуален и поныне.

«Мне кажется, что рисунок, который в основном идет и должен идти с натуры, не является беспринципным срисовыванием видимого.

В сущности говоря, это и нельзя в абсолюте сделать.

Дело в том, что рисунок – это прежде всего культурный уровень рисующего, его умение видеть, это вопрос, который упирается в социаль­ную природу человека. Рисунок должен быть максимально разнообразен.

Это всячески развивает и расширяет познавательный мир студента. Набросок, силуэт, группировки, трехмерность, воздушная среда, разность освещения, типаж, переход к социальной природе изображаемого – вот круг задач, которые стоят перед студентом.

Мне кажется, что нужно требовать от студента, чтобы он решал задачу, соответствующую данной постановке. Мы зачастую сталкиваемся с таким положением, когда человек просто талантливо рисует, но полу­чается, что на протяжении ряда лет эта талантливость обуживается. Он может талантливо работать только в определенной манере, на определенном формате и не задумывается о том, что рядом, парал­лельно, могут быть большие плодотворные задачи, которые он мог бы талантливо сделать» [1, с. 175].

Здесь речь, видимо, идет о функциональном назначении рисунка, ибо вопрос – что рисовать? – это вопрос просто художника, а вопрос – с какой целью рисовать? – вопрос дизайнера.

С целью расширения графического кругозора рисующих В. Фаворским, Л. Бруни, А. Павлиновым предлагалось делать короткие рисунки и наброски. Смысл их сводился к анализу формы, значению линии, умению работать в разных техниках, что в конечном итоге помогало студентам в их дальнейшей производственной работе. Примером этому могут служить иллюстрации к ряду журналов того же Дейнеки, а вместе с ним Ю. Пименова, С. Чехнина, М. Черемых и др. [3].

В журналах преобладали сюжетно-тематические иллюстрации, нередко занимавшие разворот. Такой характер художественного оформления массовых иллюстрированных журналов («Прожектор», «Красная нива», «Безбожник у станка», «Смена», «Красная панорама») требовал от художника не столько сложной полиграфической компо­зиции или виртуозной верстки текста, сколько броских доходчивых рисунков и фотографий.

Для этих работ характерны обостренная выразительность формы, графическая четкость рисунка динамика композиции.

Интересно отметить, что графические приемы, полученные студентами на занятиях по рисунку, повторяются и в их иллюстрациях. Чтобы понять принцип этих приемов, следует привести цитату из слов Дейнеки: «Особо должен быть поставлен рисунок с движущихся моделей, для того, чтобы в процессе движения фигуры студент мог подчеркнуть главное, найти все те моменты, которые помогают этому движению.

Тут он столкнется с другой цельностью – не статической, а свя­занной с каким-то динамическим моментом, и такая цельность должна быть уже вполне сознательна, потому что построение пятна в движении – это результат очень большой культуры» [1, с. 177].

Важно отметить, что «пятно в движении» уже рисовали студенты Строгановского училища дореволюционного периода под руководством С.В. Иванова.

И это не просто факт преемственности идеи как таковой, ибо эта преемственность служила делу воспитания художников-графиков как на рубеже XIX-XX вв., так и в их последующих поколениях.

Философское углубление в сущность изображаемого, искажение крупных, обобщенных силуэтов и пластических форм, могущих придать изображениям монументальную силу, стремление обнажить приемы резьбы и рисунка с тем, чтобы возможно полнее выявить структуру материала гравюры – вот основные черты графической школы ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа.

Эта школа вырастила несколько поколений советских художников-графиков и создала произведения искусства, получившие широкое признание у нас и за рубежом [5].

Полиграфический факультет выпустил специалистов, внесших значительный вклад в русское искусство. Среди них А. Гончаров, В. Горячев, А. Дейнека, А. Каневский, В. Корецкий, М. Куприянов, Н. Соколов, М. Пиков, К. Ротов, П. Староносов, С. Телингатер и многие другие.

 

Список литературы:
1. Дейнека А.А. Жизнь, искусство, время. – Л.: Художник РСФСР, 1974. – 342 с.
2. Костин В., Рейн Т. О времени, учителях и товарищах. – М.: Пальмира, 2000. – 229 с.
3. Марц Л. Пропедевтический курс ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. – М.,. «Техническая эстетика», №№ 2, 4, 12. 1968; № 4. 1969., Меркулов Ю. ВХУТЕМАСовские очерки 20-х годов. – М., 1962., Ракитин В. ВХУТЕМАС: традиции и эксперименты // Творчество. – М., 1976. – № 12, Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. – М.: Знание, 1990.
4. Фаворский В.А. О художнике, о творчестве, о книге. – М.: Мол. гвардия, 1966. – 125 с.
5. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. – М.: ГАЛАРТ, 1995. – 424 с.