Статья:

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МОНУМЕНТАЛЬНЫХ СКУЛЬПТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ БАКУ И ГЯНДЖИ

Конференция: LXXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Мамедова Г.Г. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МОНУМЕНТАЛЬНЫХ СКУЛЬПТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ БАКУ И ГЯНДЖИ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXX междунар. науч.-практ. конф. — № 4(80). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МОНУМЕНТАЛЬНЫХ СКУЛЬПТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ БАКУ И ГЯНДЖИ

Мамедова Гюляр Гюльага
доц. и заведующая кафедрой «Архитектуры», Азербайджанская Государственная Академия Художественная, Азербайджан, г. Баку

 

THE ROLE AND IMPORTANCE OF MONUMENTAL SCULPTURAL MONUMENTS IN CITY PLANNING IN BAKU AND GANJA

 

Gular Mamadova

Associate professor and Head department of “Architecture”, Azerbaijan State Academy of Arts, Azerbaijan, Baku

 

Аннотация. В данной статье исследуются условия и размещение скульптурных памятников в городской среде. На примере ведущих памятников, возведенных в Баку и Гяндже, поддаются анализу основные факторы, такие как естественное освещение, организация пространства, расположение дорог и другие факторы, влияющие на постановку и восприятие данных монументов.

Abstract. This article examines the setting and placement of sculptural monuments in an city environment. In the example of the prominent monuments erected in Baku and Ganja, natural light, spatial organization, location of roads, and other main factors affecting the placement and imagination of these monuments can be analyzed.

 

Ключевые слова: Баку, Гянджа, скульптура, архитектура, город, среда, монумент, пластика.

Keywords: Baku, Ganja, sculpture, architecture, city, environment, monument, aesthetics.

 

Размещение образцов монументальной скульптуры в городской среде, их сочетание с архитектурными знаниями, хранящими наше далёкое прошлое, несомненно, было связано с существованием эстетических ценностей, которые могли влиять на людей в результате этого единства. Главная особенность этих пластичных образцов, заметно различающихся своими художественными возможностями, состоит в том, что они не имеют оттенков духовной ценности. Благодаря наличию художественно-эстетических особенностей, вызывающих радость у людей и вселяющих в них гордость за смысловое содержание, образцы скульптуры различной формы, расположенные на территории Азербайджана – в его крупных городах и райцентрах, посёлках и сёлах, учреждениях и школах, сегодня рассматривается как духовный источник.

Если принять во внимание, что вопрос синтеза искусств известен с древнейших времён и что помимо художников в этом процессе участвует гражданское общество в целом, которое со временем будет соприкасаться с подобными образцами искусства, то следует отметить, что большое значение имеет установка в архитектуре жилого пространства монументальных произведений пропаганды, поскольку на авторов этих творческих произведений – на художников и скульпторов возлагается большая ответственность. Поэтому, как мастера своего дела, они должны знать, как данные произведения искусства будут влиять на окружающих их людей, какие чувства они вызовут и подготовить свои творения в соответствующем эстетическом виде. Самое главное в этом вопросе – оценка таких произведений обществом. Таким образом, такие памятники обретают вневременность. Увековечивая дух народа в пластическом формате, они получают признание последующих поколений [3, с. 224].

На наш взгляд, достичь вневременности могут только те памятники, которые являются частью городской архитектуры и представляют собой ее эстетический потенциал, для чего требуется умение организовать синтез с архитектурным решением пространства, определяемого его художественным потенциалом – общий объем должен иметь правильный размер, масштаб и цвет. В этом процессе решающую роль играет то, связаны памятники с идеологией или нет.

Одним из главных факторов здесь является строительство новых зданий и памятников в соответствии с вышеуказанными требованиями без ущерба для исторического прошлого города. По этой причине расположение памятников, размещаемых в бульварных зонах города, площадях и территориях, разделенных вокруг общественными и жилыми зданиями, должно быть правильно определено и не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. Подобные установленные монументальные памятники, играющие ключевую роль в градостроительстве, также учитываются при составлении генеральных планов города Баку и в работах по реконструкции, которые будут осуществляться в последующие периоды. В результате анализа скульптурных памятников в контексте дальнейшего обогащения архитектурного образа нашей столицы с художественно-идеологического аспекта, было установлено, что на начальном этапе украшения столицы статуями приоритет отдавался их идеологическому потенциалу. Постепенно в городскую архитектуру вошли скульптуры, способные удовлетворить местное население общей смысловой содержательной нагрузкой. Более серьезное внимание стало уделяться влиянию скульптур на городскую среду. Азербайджанские скульпторы завоевали международную известность, а их произведения были воздвигнуты в других странах.

Этап украшения нашей столицы – города Баку – новыми памятниками, совпавший с периодом независимости, запомнился установкой статуй выдающимся деятелям других народов. Обмен памятниками осуществлен на основе взаимной договоренности со многими странами, дружественными нашему народу. Среди них: памятники великому русскому поэту А.С. Пушкину (скульптор Ю. Орехов), всемирно известному румынскому музыканту и композитору Дж. Энеску (скульптор Н. Алиев), выдающемуся узбекскому поэту Наваи (скульптор Р. Миртаджиев), австрийскому композитору Моцарту (скульптор Н. Алиев) и основателю Турецкой Республики Ататюрку (скульптор О. Эльдаров).

Можно также упомянуть статуи известных деятелей национальной культуры: памятники Низами Гянджеви, Мухаммаду Физули, Мирзе Алекперу Сабиру, другим известным личностям, которые входят в число монументальных памятников, пропагандирующих богатое прошлое и современность Баку.

Отдельно хотелось бы остановиться на памятнике всемирно известного поэта, философа Низами Гянджеви. Если посмотреть на первые периоды создания этого монументального произведения, то можно отметить, что место, выбранное для него, было удачным по смыслу и содержанию. Оно занимало большую площадь и широкое открытое пространство. Высота памятника, установленного на гранитном постаменте, составляет 3 метра. Фасад памятника обращен к Национальному музею литературы имени Низами Гянджеви. Здание музея было построено в 1860-х годах как двухэтажный караван-сарай, архитектором которого был Гасым бек Гаджибабабеков. В 1915 году здание действовало как гостиница «Метрополь». Создание музея началось в начале 40-х годов ХХ века. Однако его открытие состоялось 14 мая 1945 году. По проекту архитекторов Садыга Дадашова и Микаила Усейнова были проведены капитальные ремонтные и реставрационные работы, во время которых были установлены монументы на главном фасаде, достроены еще два этажа. Это были статуи выдающихся поэтов и писателей Азербайджана, среди которых Мухаммад Физули (скульптор Ф. Абдуррахманов), Молла Панах Вагиф (скульптор Дж. Гарягды), Мирза Фатали Ахундов (скульптор П. Сабсай), Хуршидбану Натаван (скульптор Е. Трипольская), Джалиль Мамедгулузаде (скульптор Н. Захаров) и Джафар Джаббарлы (скульптор С. Кляцкий). Интерьер музея оформил знаменитый художник по коврам Лятиф Керимов.

 Сравнительно небольшие размеры статуй этих писателей еще больше подчеркивают величие и компактность статуи Низами. Деревья, лужайка, мозаичные камни, выложенные вокруг памятника, транспортная дорога рядом с парком, в целом парк в самом широком смысле слова, завершает пространство этого великолепного архитектурного ансамбля. С восходом солнца освещение повышает художественно-эстетический вид памятника [4, с. 93].

Правильное освещение скульптурных памятников – один из важных факторов. Когда свет солнца направлен вертикально, он меньше освещает памятники, а когда он направлен горизонтально (при восходе или закате), он освещает лучше и отчетливее передает любителям искусства всю красоту пластики монумента. Учитывая множество подобных важных факторов, место, где будет установлен памятник, должно выбираться с учетом вышеприведенных требований. Независимо от времени года, естественного освещения памятника, правильного подбора обстановки и другие факторов вызывают видимые изменения в его восприятии. Примером тому является памятник Екатерине II, установленный на Осторовской площади Санкт-Петербурга. Освещение этого памятника общей высотой 14,2 м. выполнено скульптором и архитектором с большим профессионализмом.

Одним из главных факторов синтеза монументальных скульптурных памятников в городской среде является правильный подбор их фона. Как известно, в монументальных памятниках особое место занимает факт фона, который является одним из критериев, влияющих на внешний вид произведения искусства. Среда – фоновый фактор играет одну из главных ролей в ярком восприятии внешнего вида, художественно-теоретической сущности и значения памятников разных направлений в городе, их влияния. Фоновый фактор сильнее выражает пластичность и выразительность памятника. Он плавно увеличивает четкость, контрастность, размеры и углы каждой детали. В связи с этим фон не должен привлекать внимание. Фон памятника должен находиться в «спокойном» состоянии – на втором, третьем плане он должен еще больше увеличивать четкость, освещение, фактуру памятника, а также выделяться от памятника «мягким» тоном и контрастом.

 Положительное влияние памятников, включенных в архитектуру города, на художественное формирование существующего пространства происходит тогда, когда эти пластические образцы становятся доминантой этого места и образуют органический единый художественный синтез с окружающей средой. Тому пример памятники – Низами Гянджеви, завершавший своим видом парк перед музеем литературы им. Низами, Мухаммад Физули перед Национальным драматическим театром, Узеир Гаджибейли перед Бакинской музыкальной академией, памятник Гейдара Алиева, возведенного в парке перед Национальным банком, Мирза Фатали Ахундзаде, украшающий одноименный сад, Мирза Алекпер Сабир в окрестностях крепостных стен Старого города.

А также следует упомянуть композицию «Хамса», воздвигнутую под пристальным контролем национального лидера Гейдара Алиева, на главной площади в городе Гянджа, завершающаяся мавзолейным комплексом Низами Гянджеви.

Интересный и своеобразный памятник Мирзы Шафи Вазеха, также возвышающийся на одной из центральной улиц Гянджи, придал дополнительные художественно-эстетические оттенки месту расположения и общему духу городской архитектурной среды.

Место расположения скульптурного памятника должно быть выбрано таким образом, чтобы общая композиция монумента завершалась архитектурными объемами. При осмотре памятника в целом с ближнего и дальнего расстояния конкретная композиция должна соответствовать требованиям внешнего вида и размеров памятника. Здания, парки, зелень вокруг памятника не должны наносить вред его общему виду и направлениям наблюдения. По таким причинам место, где расположен скульптурный памятник, должно быть выбрано специально. Поэтому архитектурный план и архитектурное решение этой территории должны быть осуществлены соответствующим образом с учетом тематики памятника и общего пространства.

В последнее время в градостроительстве стали размещать скульптурные памятники перед зданиями, парками и т. д. Одним из факторов при выборе района для установки скульптурной композиции, являются транспортные дороги. Дороги составляют основную часть территории, на окраинах которых расположены многие монументальные памятники Баку и Гянджи. По этой причине на участках размещения скульптурных памятников в городской среде размеры памятника и направления наблюдения должны быть адаптированы к определенным требованиям, а дороги (транспортные средства) на этой территории должны служить художественно-эстетическому облику.

Таким образом, работы, проводимые в этом направлении, создают широкие возможности для строительства современных парков и скверов, а также возведения скульптурных памятников в городской среде в синтезе с архитектурой в целом.

 

Список литературы:
1. Алиев З.А. Этапы развития азербайджанской скульптуры XX века. – Баку: Изд-во Наука и Образование, 2016. – 192 с. 
2. Алиев Н. Гейдар Алиев и архитектура Баку. – Баку, 2003. – 224 с.
3. Артамонов В.А. Город и монумент – Москва: Изд-во Стройиздат, 1974. –224 с.
4. Новрузова Д. Монументальная скульптура Советского Азербайджана. –Баку: Изд-во Академиии наук Азерб. ССР, 1960. – 93 с.
5. Новрузова Д. Некоторые вопросы нашей современной монументальной скульптуры. – Баку: Изд-во Коммунист Азербайджана, 1974. – № 10. 
6. Новрузова Д. Сегодня день нашей скульптуры. – Баку: Изд-во Гобустан, 1977. – № 2. 
7. Рустамова С.А. Монументальная скульптура в структуре города : дис... канд. искусствовед. наук. – Баку: Инженер-строит. университет, 1997. – 151 с.