Статья:

Живопись Джорджо Моранди в контексте философии экзистенциализма

Конференция: XXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Гилёва М.А. Живопись Джорджо Моранди в контексте философии экзистенциализма // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 8(39). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 21-25.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Живопись Джорджо Моранди в контексте философии экзистенциализма

Гилёва Марина Алексеевна
студент, ФГБОУ ВО Уральский государственный архитектурно-художественный университет (УрГАХУ), РФ, г. Екатеринбург

 

GIORGIO MORANDI'S PAINTING IN THE CONTEXT OF THE PHILOSOPHY OF EXISTENTIALISM

 

Marina Gileva

Student, Ural State University of Architecture and Art (USAAA), Russia, Yekaterinburg

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы соотношения философии экзистенциализма и  метафизической живописи второй половины 20 столетия. Автор задается вопросом и предлагает свои аргументы в пользу связи  живописи Джорджо Моранди в жанре натюрморта и философии экзистенциализма.

Abstract. The article deals with the problems of correlation between the philosophy of existentialism and metaphysical painting of the second half of the 20th century. The author asks a question and offers his arguments in favor of the connection between Giorgio Morandi's painting in the genre of still life and the philosophy of existentialism.

 

Ключевые слова: междисциплинарные исследования; философия; экзистенциализм; живопись; метафизическая живопись; натюрморт; Д.Моранди.

Keywords: interdisciplinary research; philosophy; existentialism; painting, metaphysical painting, still life, D. Morandi.

 

Вопрос об интеграции различных видов знания является ключевым для современной науки.

Имеется в виду взаимодействие между двумя или несколькими, порой противоположными научными направлениями. Это взаимодействие может варьироваться от простого обмена идеями до взаимной интеграции целых концепций, методологии, процедур, терминологии, данных. Междисциплинарный подход зародился ещё в древнегреческой истории и философии. Но его активное использование началось в конце XIX века, а во второй половине XX века междисциплинарный подход получает массовое распространение. Чаще всего он применяется в исторических исследованиях − историки используют достижения и методы географии, социологии, экономики, психологии и других наук. Феномен междисциплинарности отражает потребность какой-либо науки в постоянном обновлении и обогащении своей проблематики и методов исследования [3].

Весьма продуктивной, на наш взгляд, является возможность интеграции философского знания и искусствоведения. Философия и искусство на протяжении всей истории искусства находились в непосредственной связи. Художники-живописцы взаимодействуют не только с натурой, но и со своими современниками, имеют характерные для своего времени представления, знания, исторический опыт, поэтому результаты их творческой деятельности за редким исключением коррелируют с доминирующими философскими течениями, даже если художник не вдохновляется ими напрямую. Поэтому изучение работ какого-либо художника в контексте современной ему философии обогатит искусствоведческое исследование, сделает анализ его творчества более полным и послужит ключом к пониманию его работ.

Мы задались вопросом: существует ли  параллель между натюрмортами Джорджо Моранди, известного итальянского художника второй половины XX века, и философией экзистенциализма. Конечно, как любого большого мастера, Моранди сложно отнести к какому-либо направлению, да и он сам принципиально держался в стороне от всех течений. Многие исследователи относят Моранди к метафизической живописи (направлению живописи, где реальные предметы помещаются в ирреальную, загадочную атмосферу, в которой живые люди представляются неодушевлёнными, а вещи, напротив, живут своей жизнью). В начале своего творческого пути, когда  Моранди искал свой живописный язык, он, по-видимому, испытывал влияние «метафизической живописи», но позже это отрицал: «Мои натюрморты того времени остаются натюрмортами и никоим образом не наводят на какие бы то ни было метафизические, сюрреалистические, психологические или литературные размышления» [2, с. 158]. Так или иначе, метафизическая живопись своим появлением также обязана философии экзистенциализма, поэтому рассмотрение творчества Джорджо Моранди в контексте философии экзистенциализма не будет погрешностью против реальности.

Экзистенциализм – это философское, и в более широком понимании интеллектуальное течение, возникшее в первой половине двадцатого века. В экзистенциальной философии в качестве подлинного бытия признается только само переживание человеком своего существования. Жизнь представляет собой «заброшенность в ничто», «бытие-к-смерти», она иррациональна, и понять её можно, только самому проживая и переживая разнообразные состояния: тревогу, страх, свободу, ответственность.

Искусство многих как отдельных художников, так и целых художественных направлений  ХХ века сформировалось под влиянием идей экзистенциализма. Художники показывали, что жизнь любого человека гораздо более сложна и запутана, чем можно представить.

Реальность теперь – это не реалистический художественный образ, а многозначный символ, который зритель должен сам прочувствовать и разгадать.

Сторонники этого философского течения видели цель искусства в том, чтобы вызвать иррациональные, бессознательные переживания экзистенции.

«Даже в самом простом на вид предмете великий художник может достичь вершин изобразительного мастерства и той глубины чувствования, которая находит в нас мгновенный отклик»; «Я считаю, что нет ничего абстрактнее, ирреальнее того, что мы видим. Нам известно: все, что мы, будучи людьми, можем увидеть в объективном мире, на самом деле существует не таким, как мы это видим и воспринимаем» [ 2, с. 161] − говорил Моранди.

Предметы на его картинах даны не в их натуральной материальности или бытовом предназначении − это скорее образы, «намёки» на реальные вещи. Художник преобразовывал свои сосуды: окрашивал их гуашью в разные цвета, покрывал нарочито неровным слоем гипса, позволял предметам покрываться слоем пыли − ещё одно доказательство того, что реалистический образ вещи был для него не важен [1].

Сходство мировоззрения художника и философии экзистенциализма можно найти в отношении к процессу создания живописного произведения и роли живописи в познании мира. Французский философ М. Мерло-Понти, представитель экзистенциальной феноменологии, (направления, напрямую связанного с экзистенциализмом и логически вытекающего из него), в своей работе «Око и дух» рассматривал живопись как опыт познания мира, поскольку художник открывает свободную от случайностей природу вещей. «Художник изображает скрытый смысл бытия, видимого − плоть вещей, то, что не дано передать чертежу или фотографии.

Извлечение наружу этого смысла есть мышление, адекватное изображаемому началу, мышление вне понятия» [4].

Сам художник неоднократно высказывался на эту тему, для него она была очень важна: «Я считаю, что видимое нами − творение, изобретение художника, если он способен убрать заслоны, то есть привычные образы, встающие между ним и предметами». В интервью с Пьеро Барджеллини, автором кратких биографий итальянских художников, Моранди признавался: «Главное − постичь самую основу, суть вещей» [2, с. 92].

Распространение философии экзистенциализма было вызвано крушением устоявшейся системы ценностей и смыслов, потерянной в условиях постоянных войн и революций ценности человеческой жизни, реакцией на существующие тоталитарные режимы. События, связанные с потрясениями первой половины двадцатого века, заставили европейских интеллектуалов поставить под сомнения все прежние «большие нарративы»: религиозный, философский, этический, эстетический, политический и т.д. Философы-экзистенциалисты утверждают, что единственное, на подлинность чего мы еще можем рассчитывать – это наше существование. Это не могло не отразиться на искусстве, из которого постепенно вытесняется нарратив. Пауль Тиллих в своей статье «Искусство отчаяния» пишет: «Сочетание опыта отсутствия смысла и мужества быть собой определяет развитие изобразительного искусства с начала века» [5].

Немаловажно, что на годы формирования и творческой зрелости Джорджо Моранди пришлись две мировых войны, тоталитарный режим, тяжелые социальные и экономические условия в его стране, впрочем, как и во всём мире.

С большей долей вероятности, уход в ирреальный мир натюрморта был способом адаптации к жестокой реальности 20 века  − это отмечает научный директор Фонда изучения истории искусства Роберто Лонги, крупный специалист по творчеству Джорджо Моранди. Принципиальный отказ Моранди от декларирования каких-либо ценностей и отсутствие нарратива в его произведениях можно считать реакцией на описанные выше реалии современного мира.

Моранди считал, что сведение изображаемого сюжета к минимуму необходимого пойдет лишь на пользу картине. В одном из немногих интервью он говорил: «Я полагаю, что остаюсь сторонником скорее искусства для искусства, чем искусства для религии, социальной справедливости или славы нации. Ничто не чуждо мне более, чем идея искусства, которое должно было бы служить иной цели, нежели внутренние задачи самого искусства»[2, с. 160].

Подводя итоги, в творчестве Моранди можно выделить четыре общих с философией экзистенциализма положения:

1) Условность, абстрактность, ирреальность видимой реальности;

2) Познание сути предмета путём длительной работы над его изображением, освобождения предмета от случайностей;

3) Отсутствие морали, смысловых подтекстов в работах, отказ от декларирования каких-либо ценностей;

4) Крушение устоявшейся системы ценностей и неблагоприятные социальные условия как предпосылки для формирования.

Так же можно отметить, что ключевые концепты экзистенциализма в творчестве Джорджо Моранди интерпретируются настолько индивидуально, что их сложно выявить, не владея в достаточной мере информацией об экзистенциализме и его влиянии на искусство. Тем не менее, интерпретация живописи Моранди в контексте философии экзистенциализма может послужить ключом к пониманию его творчества.

 

Список литературы: 
1. «Он не смотрел на предметы сверху» − Журнал "Огонёк". − №17. от 01.05.2017, стр. 34. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://knowledge.allbest.ru/philosophy/2c0b65635a2bd78b5c53a89521206d36_0.html (Дата обращения — 09.02. 2020).
2. Джорджо Моранди. 1890 – 1964. Работы из собраний Италии и России.− М.; Арт Волхонка, 2017. − 360 с.
3. Поршнева О. С. Междисциплинарные методы в историко-антропологических исследованиях : учеб. пособие. − Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2005.
4. Соколова Л. Ю. Понятие плоти в «онтологии видимого». − М. Мерло-Понти» Вестник СПбГУ. − Сер. 17. − 2015. Вып. 2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-ploti-v-ontologii-vidimogo-m-merlo-ponti  (Дата обращения : 09.02. 2020).
5. Тиллих П. Искусство отчаяния. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  URL:  https://fil.wikireading.ru/51823 (Дата обращения — 09.02. 2020).