Некоторые исполнительские комментарии к прочтению пьесы Э. Бозза "Сельские картинки" для трубы и фортепиано
Конференция: IX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Музыкальное искусство
IX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Некоторые исполнительские комментарии к прочтению пьесы Э. Бозза "Сельские картинки" для трубы и фортепиано
Some performance comments to the reading of the play E. Bozza "Rural pictures" for trumpet and piano
Fyodor Revenko
professor, Rostov State Conservatory named after S. V. Rakhmaninov,
Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. Статья посвящена популярному произведению из репертуара трубачей. На основании личного исполнительского и педагогического опыта, автор статьи раскрывает основные исполнительские проблемы при изучении этого произведения и предлагает пути их преодоления. Статья предназначается для педагогов и студентов музыкальных колледжей и консерваторий.
Abstract. The article is devoted to popular works from the repertoire of trumpeters. On the basis of personal performing and teaching experience, the author reveals the main performance problem in the study of this work and offers ways to overcome them. The article is intended for teachers and students of music colleges and conservatories.
Ключевые слова: Э. Бозза; сельские картинки; труба и фортепиано; трубач; штрихи; динамика;
Keywords: E.Bozza; rural pictures; trumpet and piano; trumpeter; strokes; dynamics.
На современном этапе исполнительства на духовых инструментах огромной популярностью пользуются произведения французского композитора Эжена Бозза (Эжен Бозза (или Э. Боцца 4.04.1905 – 28.09.1991) - французский композитор и дирижёр. Воспитанник Парижской консерватории, автор опер и ораторий, инструментальных концертов и оркестровых сочинений. Известен, прежде всего, как автор камерных пьес для духовых инструментов, как сольных, так и ансамблевых, отмеченных мелодизмом, оригинальными гармониями и хорошим чувством возможностей инструмента) [4], которые входят в постоянный концертный репертуар большинства солистов и ансамблевых коллективов, а так же представляют значительный интерес для слушательской аудитории. Особый интерес представляют сольные концертные произведения Э. Бозза, среди которых одним из часто включаемых в обязательный перечень произведений музыкальных конкурсов самых высоких уровней и исполняемых на концертной эстраде является пьеса для трубы и фортепиано «Сельские картинки».
Несмотря на то, что данное произведение уже относительно выработало основной набор исполнительских моделей и трактовок, по сей день является актуальным поиск новых выразительных возможностей его исполнения, которые позволили бы более полно раскрыть его художественное содержание. Следует учитывать и тот факт, что в настоящее время происходит значительное развитие школы исполнительства на духовых инструментах, располагающее к поиску новых, современных исполнительских приёмов, которые позволят вывести на более высокий уровень исполнения уже известных в концертной практике музыкальных произведений.
Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы рассмотреть произведение в контексте общих тенденций, характерных для творчества Э. Бозза для духовых инструментов и выявить основные исполнительские моменты, необходимые для качественной и интересной для слушателя исполнительской интерпретации.
Практическая значимость статьи заключается в том, что её результаты могут быть использованы на практике и полезны для молодых трубачей, обучающихся в средних и высших музыкальных учебных заведениях, что может позволить осуществить более детальное и качественное проникновение в музыкальный материал, структурные особенности произведения, его образный строй для более интересного и качественного исполнения.
«Сельские картинки» для трубы и фортепиано французского композитора Эжена Бозза1 весьма колоритное, близкое к песенно-танцевальному фольклору произведение, в котором отчётливо выражены свежесть мелодии, гармонии и яркость музыкальных образов. Это программное сочинение, написано в свободной (смешанной) форме, основанной на сочетании свойств существенно различных форм, как сонатная, сюитная, вариационная. Преимущественно форма слитно-сюитная с вариационными методами развития и, благодаря обширной тематической разработке, чертами сонатности.
Композитор тонко чувствует специфические качества трубы и умело использует в своём сочинении её виртуозные возможности, предлагая трубачу соприкоснуться практически со всеми видами современной трубной техники: двойное, тройное стаккато, пассажи хроматических триолей, скачки интервалов, динамические контрасты, скольжение, губные трели, штриховое комбинированное многообразие. Следовательно, прежде, чем приступить к изучению этого произведения, трубач должен уже обладать хорошей технической оснащённостью и красивым звуком. В тоже время изучение этого произведения во многом способствует мобилизации творческих способностей, развитию техники и музыкального вкуса.
Основная черта «Сельских картинок» - контрастность. В произведении мы найдём мотивы яркие, отчасти призывно – героические и явные пасторальные, патетические и самоуглублённые. В основе раскрытия художественных образов произведения должно лежать выразительное и задушевное пение на инструменте в совокупности с блестящей лёгкостью и гибкостью в исполнении пассажей, а так же в подвижных частях произведения. «Сельские картинки» –это достаточное развёрнутое 2-х частное произведение, в котором условно можно выделить четыре основные раздела, по два в каждой из частей: I – Moderato (такты 1 – 9); II – Andantino (такты 9-50); III – Allegro (такты 50 – 152); IV - Coda. Menovivo (такты 152-175).
Характеру I раздела произведения (Moderato такты 1 – 9), с ярко выраженными зарисовками природы, присуще эффектно - виртуозное начало и чуждо формально ритмическое исполнение, в соответствии ремарки автора (senzari go red el tempo – не строго соблюдая темп).
Уже с первого такта в партии трубы следует обратить внимание на залигованные на натуральных звуках триоли,исполнение которых представляет определённые трудности и требует хорошей подвижности губного аппарата. Играть эти триоли необходимо шире, без суеты, контролируя переходы в интервалах между натуральными звуками.
Большое художественное значение имеет не только правильный штриховой подбор, предлагаемый автором, но и наличие динамических контрастов и оттенков. Чтобы исполнить подвижные шестнадцатые и тридцать вторые в развёрнутых пассажах, целесообразно в начале играть их в медленном темпе и переходить к более подвижному темпу по мере их разучивания.
II раздел (Andantino такты 9 – 50) пожалуй самый развёрнутый в произведении, написан в простой 3-х частной форме (репризная) и представляет собой проникновенно – лирическую французскую народную мелодию с широким развитием музыкального материала. В этом разделе композитор в полной мере раскрывает исполнительские способности трубы к передаче широкой кантилены. Это изначально по своей сути песня без слов для трубы со скромным фортепианным сопровождением,
но далее партия фортепиано усложняется и принимает равноценное с сольной партией трубы значение. В этом разделе ярко выражены как вариационные (23-27 такты), так и сонатные методы развития (27-35 такты). Широкое мелодическое дыхание и динамическая окраска выражают глубокий душевный подъём и требуют использования исполнителями этого произведения соответствующих средств выражения и ансамблевого единства. В соответствии с музыкальным содержанием, трубачу необходимо придерживаться точного исполнения авторских штриховых указаний, добиваться певучего, тёплого звука в среднем регистре и светлого, а местами яркого звучания в регистре верхнем.
Несмотря на авторское обозначение темпа Andante (=66), все же нежелательно так называемое «метрономное» исполнение, так как характеру II раздела присущи некоторые отклонения от темпа, так называемая агогика. Темповое ускорение наиболее заметно в тактах 13-17, а в такте 18, благодаря tenuto на последнем звуке триоли (си-бемоль) желательно сделать небольшое замедление, и уже в 19-м такте необходим возврат в заданный авторский темп. Следует помнить о необходимом чувстве меры и не злоупотреблять таким выразительным средством каковым является агогика.
В тактах 23-26, во избежание темповых отклонений, трубачу нежелательно выдерживать 32-ю паузу, а необходимо играть практически на сильную долю такта, одновременно с паузой и главное слушать партию фортепиано, подчёркивающую четырёхдольный размер.
В данном эпизоде в партии трубы автором рекомендована сурдина, что усиливает восприятие музыкального образа от последующего за этим яркого динамического и эмоционального всплеска в тактах 31-35. Применение сурдины требует от трубача более конкретной, определённой атаки, во избежание непредвиденных артикуляционных погрешностей, которые могут повлиять на качество исполнения, а так же допустимо некоторое изменение громкостной динамики (вместо нюанса piano возможен нюанс mezzopiano). В тактах 27-34 на фоне лирического, песенного характера в партии трубы, у фортепиано звучит тема «зарисовок природы» из I раздела,
которая затем передаётся трубе, что подчёркивает черты сонатность в рассматриваемом нами произведении. В тактах 27-28 следует обратить внимание на ансамблевую перекличку, которая требует особого слухового контроля.
В такте 31 снова сталкиваемся с трудностями исполнения триолей на легато,
о преодолении которых указывалось в I разделе, а так же с неудобными форшлагами во второй октаве
в такте 32. Прежде чем приступить к изучению этого небольшого, но достаточно неудобного эпизода, следует условно увеличить вдвое длительности форшлагов и длительности следующих за ними шестнадцатых нот. В тактах 32-34 не предусмотренострогоесоблюдение темпа, что предполагает характерную свободу исполнения. Пассаж в такте 33 рекомендуется делить на две секстоли и разучивать его следует в медленном темпе, прослушивая все составляющие звуки пассажа.
При изучении в замедленном темпе точнее «укладываются» отдельные звуки, пассажи, фразы, яснее улавливается артикуляция разучиваемого эпизода, в тоже время намечается рациональная аппликатура, включая аппликатуру вспомогательную, которая нередко является более удобной. Но стоит помнить, что в любом темпе, замедленном или подвижном, работа над изучением любого музыкального материала должна быть осмысленной и не в коем случае формальной, тогда улучшается качественная сторона исполнения и сокращается время изучения произведения.
Форшлаги в такте 33 не представляют исполнительских трудностей в сравнении с форшлагами во второй октаве в такте 32, но стоит обратить внимание, чтобы последний форшлаг, состоящий из 2-х нот, исполнялся несколько шире предыдущих, за счёт стоящей перед ним шестнадцатой паузы.
Группа из тридцать вторых нот в такте 34 не нуждается в строго ритмичном исполнении, как и не желательна их излишняя подвижность, но предположительно некоторое ускорение с последующим расширением в концовке всего эпизода, что характерно для плавного перехода к репризе (такт 35).
III раздел произведения (Allegro) яркий контраст двум предыдущим разделам. Если первый раздел – «зарисовки природы», второй – «песня», то третий раздел это стремительный и жизнерадостный танец - «тарантелла», состоящий из нескольких эпизодов, объединенных общим характером и темпом, с элементами разработки, что придаёт форме раздела черты сонатности.
В тарантелле заметно соперничество между исполнителями, что характерно ансамблевым сочинениям Эжена Бозза, где на первый план выдвигается слаженная ансамблевая игра наряду с индивидуальными способностями каждого исполнителя. Следует строго придерживаться авторских динамических, штриховых и темповых указаний, трубачу не стоит стремиться к преодолению технических трудностей в очень быстром темпе, а наоборот, добиваться легкости и одновременно напевности в достаточно умеренно подвижном темпе (=138). Трубачу следует быть внимательным во избежание неточного исполнения восьмых нот в размере 6/8,
так как нередки случае исполнения шестнадцатых вместо восьмых нот, что является грубейшей ошибкой. Обратите внимание на наличие акцента в первой триоле, который необходимо обязательно обозначать определённой атакой языка, но ни в коем случае грубой. Хроматические триоли не представляют больших трудностей для трубача владеющего достаточным технически арсеналом,
но требуют исполнительской гибкости в предлагаемых автором динамических оттенках, где каждый исполнитель должен почувствовать небольшие, частные кульминации в каждой музыкальной фразе, в каждом музыкальном предложении. Рекомендации по исполнительским трудностям форшлагов уже давались в предыдущем разделе, однако есть пожелание применять вспомогательную аппликатуру, а именно, третьего клапана к форшлагу на ноте ля второй октавы, что заметно прибавит лёгкости при его исполнении.
Виртуозная каденция, где явно просматривается образность всего тематического материала тарантеллы, служит не только ярким завершением III раздела, но и украшением «Сельских картинок» в целом. Каденция технически трудна, насыщена скачками в интервалах, штриховым разнообразием и яркими динамическими контрастами, исполняется свободно, не придерживаясь определённого темпа, но всё же достаточно подвижно, что придаёт трубачу немало исполнительских трудностей. Автор предлагает два варианта исполнения первого пассажа каденции, один из которых с окончанием на ноте ре 3-й октавы, что требует от трубача определённых умений и навыков владения верхним регистром инструмента, а так же выносливостью губного аппарата к окончанию произведения.
В такте 151 (Vivo) от трубача требуется хорошее владение приёмами комбинированной атаки (двойное и тройное стаккато)
и следует отметить, что динамическое обозначение указывает не только на diminuendo, но и на небольшое замедление в заключительном низсходящем хроматическом пассаже в концовке каденции. IV раздел - Coda (Menovivo) является продолжением III раздела и ярким окончанием всего произведения. Menovivo (менее подвижно) предоставляет каждому трубачу возможность применять индивидуальный подход к выбору темпа, который постепенно должен ускоряться к такту 163, приходя в первоначальный темп (Allegro) III раздела. Скорость темпа распределять следует умело, ускорение должно быть постепенным, не допускающим резкого оживления,
однако Animando возможно начинать несколько раньше, чем его рекомендует автор,
но это зависит от технической подготовленности трубача. Из наиболее заметных исполнительских трудностей так же можно отметить именно интервалы на легатное скольжение в отмеченных выше шестнадцатых квартолях, которые разучивать следует в медленном темпе с постепенным его ускорением по мере готовности изучаемого материала. Последние пять тактов произведения исполняются ярко, эффектно, на хорошо концентрированном выдохе блестящим хроматическим пассажем, вкотором нежелательно выдерживать начальную шестнадцатую паузу, а так же, как и в тактах 23-26 второго раздела необходимо играть практически на вторую долю такта одновременно с паузой.