Статья:

Искусство импровизации Марии Малибран

Конференция: I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музыкальное искусство

Выходные данные
Решетникова С.В. Искусство импровизации Марии Малибран // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам I междунар. науч.-практ. конф. — № 1(1). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 11-14.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Искусство импровизации Марии Малибран

Решетникова Светлана Владимировна
преподаватель вокала, Музыкальная школа № 13, РФ, г. Казань

 

The art of improvisation Maria Malibran

 

Reshetnikova Svetlana

The vocal teacher, Music school № 13, Russia, Kazan

 

Аннотация: В данной статье частично освещена исполнительская деятельность примадонны начала XIX века – Марии Малибран, дочери знаменитого тенора и вокального педагога Мануэля дель Популо Висенте Гарсиа. Рассмотрена ее способность расцвечивать вокальные партии сложнейшей орнаментикой. Она являлась одной из ведущих исполнительниц партий контральто en travesty, вытесняя кастратов с главных ролей. Творчество Малибран оказало влияние на развитие вокального искусства, ввиду того, что для нее создавались главные партии в операх французских и итальянских композиторов.

Abstract: This article partially illuminates a career of the prima Donna early nineteenth century – Maria Malibran, daughter of the famous tenor and vocal teacher Manuel del Pópulo Vicente García. Maria was a great improviser. She was one of the leading performers of the parties contralto en travesty, displacing the castrati out of the main roles. Maria Malibran also influenced on a lot of roles in operas by French and Italian composers.

 

Ключевые слова: контральто en travesty; опера; эпоха романтизма; кастрат; вокальные украшения; импровизации; каденции.

Keywords: contralto en travesty; opera; Romanticism epoch; castrato; vocal embellishments; improvisation; cadenza.

 

Творчество Марии Малибран (1808-1836) по сей день остается загадкой и волнует современников. Неоднократно были предприняты попытки возродить ее манеру пения. Исполнялись произведения из репертуара примадонны и используемые ею вокальные украшения и каденции. Оперная дива Мерилин Хорн использовала в арии Розины вариант каденций Малибран [8]. Чечилия Бартоли исполняла в концертах (2007-2009 гг.) произведения из ее репертуара, в частности испанскую песню Yo que soy contrabandista («Я – контрабандист») из комической оперы El poeta calculista («Расчетливый поэт»), отрывок из оперы La figlia dell Aria («Дочь воздуха») М. Гарсиа и другие («Мария» Decca, 2006 г.).

Итальянские и французские композиторы эпохи романтизма создавали для нее оперные роли, рассчитывая на уникальные певческие возможности. Голос Малибран имел обширный диапазон от контральтовых нот благородного окраса в нижнем регистре до высоких нот, характерных лирико-колоратурному сопрано. В ходе исследования было выявлено, что примадонна могла исполнять теноровые (Отелло «Отелло» Россини), контральтовые (Арзаче «Семирамида» и Танкред «Танкред» Россини) и высокие сопрановые партии (Адина «Любовный напиток» Доницетти, Аделия «Дочь стрелка» Кочча). Ее голосу была присуща легкость и гибкость, ровность и красота тембра, независимо от регистровых переходов. Однако изначально голос не был столь совершенным, он соответствовал диапазону и тембру современного меццо-сопрано, были слышны вокальные недостатки, неравномерная окраска тембра в середине диапазона. Для достижения однородности звучания и гибкости голоса Малибран вынуждена была тренировать его с помощью вокальных упражнений, написанных по методу отца Мануэля Гарсиа. В результате чего, диапазон постепенно расширился и достиг трех октав, голос приобрел чрезвычайную красоту. Автор книги «Великие певицы» Джордж Феррис отмечает: «…ее высокие ноты имели неописуемый искрящийся блеск, а низкие ноты были настолько мягкими, сладкими…» [6]. К расцвету певческой карьеры, диапазон ее голоса уже был более трех октав и простирался от d до e’’’ [7; 9, p. 338].

Обратимся к истории вокального искусства начала ХIХ века. Именно в то время пение кастратов становилось не актуальным и композиторы начинали создавать значимые мужские роли для других голосов [1; 5]. Как известно, последняя роль была создана для кастрата Джованни Баттиста Веллути в опере «Аврелиан в Пальмире» Россини в 1813 году. После этого произошел перелом в оперном искусстве и на замену кастратам пришли тенора и контральто en travesty для исполнения высоких мужских партий.

Певцы и вокальные педагоги той эпохи понимали, что необходимо добиваться не меньшего технического совершенства в исполнительстве и овладевать искусством импровизации, чтобы заменить кастратов, так как произведения композиторов начала XIX века были насыщены колоратурными изысками [3]. Примером могут являться оперные партии Дж. Россини и Г. Доницетти. Овладение искусством импровизации и безупречное владение вокальной техникой были одной из важнейших составляющих и в школе Гарсиа. Мануэль Гарсиа сам был великолепным импровизатором и того же умения требовал от своих учеников (Адольфа Нурри, Марии Малибран, Генриетты Мерик-Лаланд) [9].

Даже в начале певческой карьеры его дочь и ученица Мария Малибран могла продемонстрировать превосходное владение техникой и свободу импровизировизации. Примером может являться исполнение дуэта из оперы Николы Дзингарелли «Ромео и Джульетта» («Romeo e Giulietta») на одном из концертов с Веллути. Кастрат задумал удивить юную исполнительницу своими замысловатыми пассажами, но Мария, не растерявшись, исполнила вслед за ним сложные вариации и закончила своей более изящной каденцией. Зрители были в восторге от исполнительницы, а Веллути с ненавистью прошипел ей на ухо: «Briccona!», что означало: «Подлая!» [7, p. 66 ; 3].

Джордж Феррис убеждает нас в том, что Малибран владела в совершенстве искусством импровизации: «каденции были настолько уникальны и оригинальны в своем исполнении, что другим певицам, отчаявшись повторить нечто подобное, оставалось только подражать ей» [6, p. 21]. Автор книги «Вокальные воззрения семьи Гарсиа» Константин Плужников приводит пример каденций, исполняемых Марией Малибран (Рис. 1) [2 с. 56].

Рисунок 1.

О способности импровизации Марии Малибран упоминала российский исследователь А. Хоффманн, отмечая, что в отличие от каденций Беллини, импровизации Малибран охватывают более обширный диапазон. Исполнительница «мыслит цельными музыкальными построениями», не нарушая стилистики произведения, орнаментика Малибран, также как у Беллини вплетена в вокальную партию, нередко исполнительница использует «прием неточного секвенцирования» [4, с. 123].

Становиться очевидным, что импровизаторские способности Малибран сыграли немаловажную роль в становлении контральтового амплуа. Ее искусство являлось примером для многих исполнительниц данных партий. Благодаря появлению виртуозных исполнителей теноров и контральто в начале XIX века, они навсегда вытесняют кастратов с главных мужских ролей. 

 

Список литературы:
1. Барбье П. История кастратов / Пер. с фр. Е. Рабинович // СПБ: Издательский дом Ивана Лимбаха. Серия: Studia Europaea. 2006 [Электронный ресурс] // http://www.nnre.ru/istorija/istorija_kastratov/p1.php (дата обращения: 09.11.2016)
2. Плужников К. Вокальные воззрения семьи Гарсиа. С – Пб, «Композитор», 2006, 103 с.
3. Решетникова С.В. «Феномен творчества Марии Малибран – примадонны династии Гарсиа», // Журнал Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 4(66): в 2-х ч. Ч. 2. C. 128-132
4. Хоффманн А. Е. Феномен бельканто первой половины XIX века: композиторское творчество, исполнительское искусство и вокальная педагогика: Дисс. канд. иск. М., 2008 .- 225 с. 
5. Цодоков Е. Тенор. [Электронный ресурс] // URL:  http://www.operanews.ru/dic-tenor.html (дата обращения: 09.11.2016)
6. Ferris, G. Great Singers, Second Series Malibran To Titiens. New York: Appleton and Company, 1881. [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/greatsingers00unkngoog (дата обращения: 09.11.2016)
7. María de las Mercedes Santa Cruz y Montalvo Merlin. Memoirs and Letters of Madame Malibran. With Notice  of the Progress of Musical Drama in England. Philadelphia: Carey and Hart, 1840. Vol. 1. 240 p.
8. Marilyn Horne - Una voce poco fa (Maria Malibran's ornaments) [Электронный ресурс] // URL: http://www.songaz.com/music-marilyn-horne-una-voce-poco-fa-maria-malibra... (дата обращения: 09.11.2016)
9. Radomski J. Manuel Garcia (1775-1832): Maestro del bel canto y compositor. Madrid: Instituto complutense de ciencias musicales, 2003. 361 p.
10. Steane J. Maria - Cecilia Bartoli | gramophone.co.uk  [Электронный ресурс] //  URL: http://www.gramophone.co.uk/review/maria-cecilia-bartoli (дата обращения: 16.11.2016)