ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАННЕГО ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АЗЕРБАЙДЖАНА ХАЛИДЫ САФАРОВОЙ
Конференция: LXXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура
LXXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАННЕГО ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АЗЕРБАЙДЖАНА ХАЛИДЫ САФАРОВОЙ
ARTISTIC CHARACTERISTICS OF WORKS OF THE EARLY PERIOD OF THE PEOPLE’S ARTIST OF AZERBAIJAN KHALIDA SAFAROVA’S CREATIVITY
Arzu Rafiyeva
Doctoral student, Azerbaijan Academy of Fine Arts, Azerbaijan, Baku
Аннотация. В статье представлена информация о художественных особенностях произведений, созданных народной художницей Халидой Сафаровой в первые годы ее творчества. Халида Сафарова своими лирическими, поэтическими пейзажами, тематическими композициями, портретами и натюрмортами воспела духовный мир нашего народа и солнечную природу родины. Своей красочностью, яркими, ясными красками, завораживающими оттенками работы художницы оставили неизгладимый след в изобразительном искусстве. Халида Сафарова получила известность как художник ярких красок. В её работах чувствовался совершенно иной творческий подход и художественное решение: пейзажи и натюрморты яркие, веселые и колоритные, они рассказывают о характере и внутреннем мире художницы. Халида Сафарова принимала все проявления жизни со свойственным ей оптимизмом.
Abstract. The article presents information about the artistic features of the works created by the people's artist Khalida Safarova in the first periods of her creativity. Khalida Safarova glorified the spiritual world of our people and the sunny nature of her homeland with her lyrical, poetic landscapes, thematic compositions, portraits and still lifes. The artist's works have left an indelible mark in fine art with their colorfulness, bright, clear colors, fascinating shades. She even gained fame as an artist of colorful paints. Khalida Safarova's works showed a completely different creative approach and artistic solution. Her landscapes and still lifes are bright, cheerful and calorific, they tell about the character and inner world of the artist. Khalida Safarova accepted all manifestations of life with her typical optimism.
Ключевые слова: Халида Сафарова, живопись, изображение, образ, художник, пейзаж, натюрморт.
Keywords: Khalida Safarova, painting, description, image, artist, landscape, still life.
В ХХ веке началось стремительное развитие изобразительного искусства Азербайджана, а также области живописи, которая является его ведущим видом. В талантливый коллектив азербайджанских художников входят многие мастера кисти. Ведущее место в этих рядах заняла и народный художник Халида Сафарова, родившаяся в Гяндже, древнем культурном центре Азербайджана и родине гения Низами. Изобразительное искусство стало играть важную роль в жизни Халиды ханум, которая начала рисовать с детства. Первое живописное образование она получила в Художественном училище имени А. Азимзаде. Поскольку годы её учебы совпали с Великой Отечественной войной, в своей дипломной работе она обратилась к теме «Письмо с фронта». Народный артист Азербайджана Бюльбюль оглы, присутствовавший на защите диплома Халиды, высоко оценил её дипломную работу, отметив это с особой гордостью [1; 3].
Халида Сафарова своими лирическими, поэтическими пейзажами, тематическими композициями, портретами и натюрмортами воспела духовный мир нашего народа и солнечную природу родины. Работы художницы оставили неизгладимый след в изобразительном искусстве своей красочностью, яркими, ясными красками, завораживающими оттенками. Она даже получила известность как художница ярких красок.
Халида ханум, проведшая большую часть жизни за мольбертом, завоевала симпатии широкой публики. Талантливая художница, попробовавшая себя в различных сферах искусства, подобно всем азербайджанским женщинам, описывая духовный мир нашего народа языком красок, кистью, нашла путь к сердцам зрителей. Её работы выставляются и хранятся в музеях не только в Азербайджане, но и в выставочных залах многих зарубежных стран. Халида Сафарова участвовала в выставке, проходившей в Азербайджанском государственном художественном музее в 1947 году, представив зрителям около 70 живописных и графических работ.
Учебные годы Халиды Сафаровой совпали с тяжелым и трагическим событием, которого не смогла избежать ни одна семья большой страны, – Великой Отечественной войной, она потеряла родителей, они были репрессированы. Однако поддержку всей своей жизни она получила в лице Махмуда Тагиева. Любовь к творчеству и большая любовь, возникшая между двумя молодыми художниками, заставили их забыть боль потерь и тяготы войны.
Однажды встретившись, они никогда не расставались. Работая вместе, экспериментировали в технике живописи, совершенствовали свое мастерство и профессиональные навыки. Понимали, что, выбрав правильный путь на будущее, получили и любимую профессию, и друг друга. Махмуд Тагиев был старшим художником с дипломом и оказал большое влияние на творческое становление Халиды. В 1946 году они начали семейную жизнь, пообещав быть рядом и в счастливые, и в грустные дни. И они сдерживают свое обещание до конца. Начало семейной жизни совпало с началом яркой творческой деятельности двух художников. Их первый визит в регионы Азербайджана оказался плодотворным и завершился организованной в 1947 году совместной отчетной выставкой. На выставке было представлено более 150 этюдов, пейзажей и натюрмортов, которые запомнились профессиональным владением кисти. Благодаря стилю обработки пейзажи привлекали к себе внимание пленэром, умением тонко и лирично чувствовать природу.
В работах Халиды Сафаровой чувствовался совершенно иной творческий подход и художественное решение. Её пейзажи и натюрморты яркие, веселые и колоритные, они рассказывают о характере и внутреннем мире художницы. Халида Сафарова принимала все проявления жизни со свойственным ей оптимизмом. Она обладала способностью запечатлеть самое важное из увиденного, изображая мир с определенной точки зрения, со странными контурами деревьев, устремляющимися в небо вершинами гор или прохладный уголок сада, окруженный зеленью на лугу. Художница создавала праздничную жизнь, радость молодости и опьяняющую полифонию прекрасного мира полного красоты. В этом контексте среди работ, представленных на выставке 1947 года, можно упомянуть такие произведения, как «Три дуба», «Перед дождем», «Натюрморт в саду», «Натюрморт в винограднике». Выставка имела большой успех. Профессионализм, уникальные подходы и средства самовыражения молодых художников были высоко оценены, и стали прогнозировать великое будущее. Завершение их учебы и деятельности в Баку было вполне успешным, молодые люди шли рука об руку и вместе переживали духовное и профессиональное развитие.
После успешной выставки в 1947 году по инициативе Союза художников Азербайджанской ССР было принято решение отправить Халиду Сафарову и Махмуда Тагиева в Москву для получения высшего художественного образования. В 1949 году эти талантливые художники с первой попытки успешно сдали экзамены и поступили на художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). Уместно было бы описать факторы, отличающие Институт кинематографии от других учебных заведений 50-х годов прошлого века. В ведущих художественных школах Советского Союза, в Московском государственном институте имени В.И. Сурикова и Ленинградском государственном институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина господствовал дух академизма, а произведения ведущих русских художников XIX века считались высшими образцами живописи. ВГИК был единственным учебным заведением, где студентам прививали мышление, выходящее за рамки советских идеологических клише. Преподавательский состав ВГИКа приветствует внутреннюю свободу студентов, в которой очень ценились французские импрессионисты и постимпрессионисты. Чтобы увидеть этапы развития художественной особенности кисти Халиды Сафаровой, важно знать, у кого она училась, кто взял ее за руку и повел в мир, полный головокружительных открытий. Она попала в мастерскую великого живописца и талантливого педагога, импрессиониста по духу Ю. И. Пименова. Неслучайно Халиду, окончившую Пименовскую школу, годы спустя назовут «француженкой». Махмуд Тагиев, проучившись во ВГИКе 4 года, приходит к выводу, что он не получил достаточного академического образования для достижения своих творческих целей. Он делает смелый шаг – переходит в Ленинградский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Расставание, на которое решился Махмуд ради желаемого результата в творчестве, далось молодой семье нелегко. Тяжелое финансовое положение и трёхлетняя суета между двумя городами усиливают чувства Махмуда и Халиды. Халида Сафарова понимает своего мужа и принимает его выбор, ведь сама тоже беззаветно была предана своей профессии [4, с. 32].
Дипломная работа Халиды Сафаровой – иллюстрации к поэме Низами Гянджеви «Хосров и Ширин» представлена на выставке Академии художеств СССР, а также в Праге и Париже на юбилее Академии художеств СССР. В своих воспоминаниях она пишет, что сначала хотела работать на основе мотивов поэмы «Лейли и Меджнун», но «особого внимания заслуживал образ Фархада, проявившего большое мастерство и героизм ради любви Ширин, преподаватель И. П. Иванов настоял на том, чтобы Халида поработала над «Хосров и Ширин». Халида Сафарова с большим энтузиазмом приступает к работе и впоследствии описывает этот этап своего творчества как один из самых счастливых периодов. Иллюстрации исполнены в смешанной акварельно-пастельной технике. По стилю произведения выполнены путем синтеза восточной миниатюрной традиции и реалистических «писательских» достижений. При построении каждого сюжета художник использует разные художественные инструменты. Орнаментальная роскошь и декоративность соседствуют с четкими контурами и пластическими формами, в некоторых картинах вертикальная перспектива сменяется горизонтальной. Привлекает внимание образ величественного и бесстрашного Фархада, его фигура выполнена объемной, смелой и решительной линией. Фархад с титанической силой раскалывает скалу, и люди находят спасительную воду. В этот период удача и успех сопутствовали молодым художникам и вселяли надежду на большое будущее. Жизнь, полная творчества, дала им большое духовное удовлетворение, преодолевающее невзгоды и лишения. Насколько они были близки друг другу по духу, они были разными в реализации своего артистического «Я». Главным ключом к пониманию их разных подходов в искусстве стало качественно разное образование Махмуда и Халиды в Москве и Ленинграде, что отчетливо наблюдается в период их творческого становления. Таким образом, возвращающаяся на родину пара пересекает условные границы принципиального различия творческого мышления до и после получения образования в России и вступает на новый этап своего жизненного пути. В это время обновляется и обогащается их пластический язык, меняется палитра, чувствуется новый этап вдохновения. Халида Сафарова исследует новые темы, ее «взгляды» качественно меняются, она открывает для себя сильную волну внутренней свободы.
Халида Сафарова занимает особое место среди художниц Азербайджана, создавших прекрасные произведения в жанре пейзажа. Халида Сафарова своими лирико-поэтическими сценами воспела духовный мир нашего народа и солнечную природу родины. Работы художника оставили неизгладимый след в изобразительном искусстве своей красочностью, яркими, ясными красками, завораживающими оттенками. Она даже получила известность как «художник ярких красок».
По работам художника видно, что летние месяцы она проводила в регионах и селах республики и создавала множество натюрмортов и пейзажей. Ей удалось отразить в своих картинах лирическую красоту деревенской жизни. Особого внимания заслуживают работы художницы «Букет роз», «Розы и кипарис», «После дождя», «Чинары». Халида Сафарова известна как мастер кисти со своим творческим лицом и индивидуальным стилем [2, с. 54].
Халида Сафарова сыграла определенную роль в распространении импрессионизма в азербайджанской живописи в 1960–1980-е годы ХХ века. Достаточно взглянуть на её картину «Весна», чтобы подтвердить эту мысль. Композиция рассматриваемой работы включает в себя изображение белых, голубых, розовых, фиолетовых цветов на зеленом лугу, которое перенесено в плоскость под лучами солнца.
В данной картине художница в образной форме выразила гармонию красок и красоту весны. В работах Халиды ханум образы цветов, пейзажа и природы образуют синтез. Тому есть много примеров. В её полотне «Цветок граната» малиновые цветы граната, изображенные среди зеленых ветвей, словно живые. Среди работ художницы большое место отведено букетам. Можно сказать, что на протяжении всего своего творчества он с большой тонкостью изображал цветы в последовательной форме. Розы, цветы, фрукты, которые мы видим в натюрмортах, изображены в живом виде. В своих пейзажах Халида ханум отражает преимущественно оживление природы, тихую, разноцветную красоту осени, морских волн и фруктовых садов. Природа Абшерона, Карабаха, Агдама и других регионов Азербайджана главным образом показана в её пейзажах. «Туманное утро», «Весна на лугу», «Осеннее солнце», «Когда цветет Хлопковый цветок» – удивительный ряд такого рода пейзажей.