Статья:

Ансамблевое музицирование — одно из условий мотивации обучения учащихся класса скрипки в ДМШ, ДШИ

Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музыкальное искусство

Выходные данные
Козьмина З.В. Ансамблевое музицирование — одно из условий мотивации обучения учащихся класса скрипки в ДМШ, ДШИ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(17). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 9-14.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Ансамблевое музицирование — одно из условий мотивации обучения учащихся класса скрипки в ДМШ, ДШИ

Козьмина Зоя Валентиновна
МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 1» преподаватель отдела оркестровых инструментов, РФ, г. Жигулевск

 

Ensemble playing is one of the conditions for motivating learning students of the violin class at the School of Music, DShI

 

Zoya Kozmina

the teacher of the department of orchestral instruments, MBOU DOD "Children's School of Arts No. 1", the Russian Federation, Zhigulevsk

 

Аннотация. Разными путями приходят дети к музыке, но у большинства интерес возникает при контакте с «живой» музыкой, особенно в коллективном исполнении, а уже если это коллектив детский, сразу возникает мысль: «Интересно, а смогу ли я? Надо попробовать». Очень хорошо, когда ребёнок, придя в музыкальную школу, как можно раньше вовлекается в обстановку детского коллективного творчества. Навыки и приемы оркестрового и ансамблевого исполнительства можно сформировать и развить в детском ансамбле скрипачей в любой ДМШ, даже с весьма ограниченным контингентом учащихся.

Создание постоянного концертирующего коллектива, где зани­маются все дети (разных классов, разного уровня подготовки, разной степени одаренности) - задача трудная, но результат оправдывает затраченные усилия. В коллективе личность развивается гармонично, музыкант полнее раскрывается, повышается организованность, расширяется кругозор, воспитывается эстетический вкус. Дружба, взаимопомощь, здоровое соревнование - вся атмосфера творческого коллектива делает детей более стойкими к влиянию «улицы», ведь утверждения своей личности в дворовых компаниях ищут обычно те подростки, кому негде себя реализовать. Тем же, кто выберет путь профессионального музыканта, полученные в ансамбле знания, навыки и опыт окажут несомненную помощь в дальнейшей учебе и работе.

Abstract. Different ways lead children to music, but most interest arises from contact with "live" music, especially in the collective performance, and even if it's a children's collective, the thought immediately appears: "I wonder if I can? Need to try". It's very good, when a child comes to music school as early as possible should being involved in the children's collective creativity. The skills and techniques of orchestral and ensemble performance can be formed and developed in the children's ensemble of violinists in any music school, even with a very limited contingent of students.

The creation of a permanent concert collective, where all children (of different classes, different levels of training, different degrees of giftedness) are engaged in - the task is difficult, but the result justifies the efforts expended. In the collective the personality develops harmoniously, the musician is more fully revealed, the organization is increased, the horizon is expanded, the aesthetic taste is brought up. Friendship, mutual assistance, healthy competition - the whole atmosphere of the creative team makes children more resistant to the influence of the "street", because the assertions of their identity in courtyard companies are usually sought by those teenagers who have no place to realize themselves. For those who choose the path of a professional musician, the knowledge, skills and experience gained in the ensemble will undoubtedly help in further study and work.

 

Ключевые слова: ансамблевое воспитание; коллективное твор­чество; мотивация обучения; скрипка.

Keywords: ensemble education; collective creativity; learning motivation; violin.

 

Практика показывает, что ансамблевое воспитание юных скрипачей полезно начинать с первого года обучения, после усвоения навыков правильной постановки (если есть сложности, то пока играть pizz.). Развитие будущего скрипача наиболее эффективно осуществляется в ансамбле, где желание не отстать от других активизирует детей. Нужно лишь следить за тем, чтобы соперничество было здоровым и дружелюбным.

Первый ансамблевый опыт ребенок получает в дуэте с педагогом. Сначала его партия заключается в исполнении звуков на открытых струнах. Затем постепенно усложняется: Р.Н.П. «Как на тоненький ледок», Р.Н.П. «Во саду ли, в огороде», А. Филиппенко «Цыплятки», М. Красев «Елочка» (трехголосие). Когда младшие скрипачи научатся чисто играть унисон, их можно время от времени присоединять к общешкольному ансамблю, написав для них специальную партию, чаще всего это басовая партия (например, Ф. Шопен, Прелюдия № 7).

С чего начинается ансамбль? «Всё начинается с любви» (Р. Рождественский). Любви к музыке, детям, своему делу. Как сказал древнегреческий философ Плутарх, ученик - не сосуд, который следует наполнить, а светильник, который нужно зажечь.

Формированию творческого коллектива способствует создание особого микроклимата, обстановки доверия, взаимной симпатии, желания быть вместе не только в школе, но и вне её. Сближают детей совместные посещения концертов с последующим обсуждением, классные часы с определенной тематикой. Неплохо иногда проводить экспресс - сочинения на какую-либо тему (10-15 минут). Руководителю следует запастись большим терпением и тактом. Не надо бояться признать свою неправоту. Это, как ни странно, не роняет авторитета, а, скорее, наоборот. Руководитель должен иметь опыт оркестровой (или ансамблевой) работы, уметь отредактировать партии, сделать обработку, а если потребуется - и переложение для своего ансамбля, учитывая его особенности. Необходимо поддерживать сценическую игровую форму, чаще выступать самому. Отношение старших к младшим - не пренебрежительно - насмешливое, а покровительственное и уважительное.

Репертуарный план на предстоящий учебный год должен согласовываться с общешкольным планом работы. Если в школе планируется проведение лекций-концертов, посвященных юбилейным датам каких-либо композиторов, ансамбль должен подготовить их произведения для участия в этих мероприятиях. Если планируется участие в конкурсе или фестивале, подбирается программа в соот­ветствии с их требованиями и отрабатывается параллельно с другими произведениями.

Следует поддерживать в хорошей форме ранее выученные произ­ведения. Хорошо и быстро выучиваются и исполняются с особенным вдохновением пьесы «по желанию». Полезно и интересно практиковать выступления ансамбля в качестве аккомпанирующего состава. Участникам ансамбля небольшого состава следует выучивать по две различных партии (взаимозаменяемость). Руководитель при необходи­мости должен играть любую партию.

Работа над музыкальным произведением - процесс, который можно разделить на три этапа:

1. Ознакомление

2. Изучение

3. Подготовка к выступлению

При ознакомлении — получение сведений об авторе, эпохе, самом произведении, его стиле, особенностях. Сообщение об этом могут сделать и дети, если заранее попросить их этом. Затем хорошо прослушать произведение (в записи или исполнении преподавателя), отметить характер музыки, поговорить о её содержании. Определить главную тему, подголоски, аккомпанирующую партию. Найти кульми­национные моменты. Попробовать сыграть с места.

Процесс детального изучения - кропотливая работа над звуком, ритмом, интонацией, штрихами, вибрацией. Полезно проводить занятия по партиям, индивидуально, а также малыми составами (по одному исполнителю от каждой партии). Отдельно прорабатываются технически трудные эпизоды. Когда текст достаточно хорошо выучен, технические трудности преодолены - произведение готовится к выступлению. Проводится работа над фразировкой, артикуляцией и пр. Следует добиваться синхронности, штриховой точности, единого дыхания, эмоциональной насыщенности. Мелочей нет, есть тонкости. Чем их больше, тем интереснее коллектив.

Урок ансамбля должен быть интересным: емким, насыщенным, но не утомительным. Если руководитель замечает, что дети начинают уставать, рассеиваться - нужно переключить их внимание. Вспомнить интересный случай из жизни музыкантов. Полезно сделать легкую гимнастику.

Начинается урок с настройки. Одна скрипка настраивается по фортепиано, остальные - по ней. Настройка осуществляется под руководством кого-либо из старших учеников и проверяется, уточняется руководителем. В ансамблях малого состава удельный вес каждого весьма велик, что предполагает очень тщательную работу над интонацией. Поэтому к настройке следует относиться особенно серьезно.

Далее - разыгрывание. Длинные ноты, гаммы унисоном и каноном. Затем - упражнения Г. Шрадика, О. Шевчика, любые другие ансамблевые упражнения. Все внимание - интонации и качеству звука, синхронной смене смычков; затем - читка с листа несложных пьес. На первом этапе изучения новых произведений полезно их сольфеджировать. Как известно, улучшение певческой интонации положительно влияет на интонацию инструментальную.

Не все виды работы должны быть включены в один урок. Но следует помнить, что при чередовании разных видов занятий дети меньше устают и продуктивность их деятельности выше. Одновременно может изучаться несколько пьес различной сложности и разной степени готовности. А ближе к окончанию занятия предлагается вспомнить что-то из прошлого репертуара, который желательно удерживать как можно дольше - это багаж ансамбля, его богатство. Хорошая музыка не надоедает, но со временем по-новому открывается незамеченными раньше гранями.

Концертная деятельность - самая привлекательная составляющая жизни ансамбля. Это праздник, итог большой работы. Для многих детей - единственная возможность публичных выступлений. Юные артисты переживают волнение, ответственность, удовлетворение, радость. Выступать следует как можно чаще. Две - три пьесы в обще­школьном концерте, участие в музыкальном лектории, выступления в общеобразовательных школах, детских садах - концертная деятельность может проявляться в самых разных вариантах. Самое интересное - самостоятельный концерт ансамбля. Если в течение учебного года все участники поработали добросовестно, то весной вполне можно устроить творческий отчет минут на 30-40, где будут задействованы и малые составы, и отдельно младшие и старшие классы, и solo с аккомпане­ментом ансамбля.

Очень хорошо воспринимается музыка, предваряемая словом: то ли это музыкально - литературная композиция, то ведущий просто скажет несколько слов об авторе и исполняемом произведении. Формы таких концертов разнообразны. Публика принимает их очень тепло.

Готовиться к каждому выступлению надо тщательно. Важно все - внешний вид, выход, поведение на сцене, расстановка, подъем и опускание инструментов, поклон, уход. Если дети играют по нотам - пюпитры и папки для нот должны быть одинаковыми. На сцене - собранность, сосредоточенность (но не мрачность и уныние). После каждого концерта - тщательный анализ выступления. Отмечаются положительные и отрицательные моменты. Выявляются недостатки и устраняются их причины. Самокритичное отношение к своей работе поможет ансамблю развиваться и совершенствоваться.

Практика показывает, что при желании, терпении и некоторой фантазии руководителя детский ансамбль скрипачей может быть организован в любой ДМШ, даже и с ограниченным контингентом учащихся-струнников. Он будет нужным и полезным постоянно концер­тирующим коллективом, более того - он может стать украшением школьных и городских концертов. С введением других инструментов (например, солирующих флейты и саксофона, аккомпанирующих баянов, гитары) он будет выглядеть всегда по-новому интересно и празднично. Репертуарные возможности ансамбля широки и разнооб­разны: от старинной музыки и классики до народных песен и эстрадных пьес. Занятия в ансамбле способствуют формированию у детей высоких качеств - как профессиональных, так и личностных, общечеловеческих. Выступая в концертах, дети приобретают полезный сценический опыт. Публика принимает ансамбль прекрасно. Надо видеть, как светлеют лица людей. После выступления многие благодарят со слезами. Дети бывают очень глубоко тронуты такой благодарностью. Как важно знать, что ты нужен!

 

Список литературы:
1. Пудовочкин Э.В. Ансамблевое воспитание скрипача / Э.В. Пудовочкин. - Белгород, 1991.
2. Мордкович Л. Детский музыкальный коллектив: Некоторые аспекты работы на примере ансамбля скрипачей // Вопросы музыкальной педагогики. – Вып. 7. - Москва, 1986. – С. 136.
3. Гертович Р. Оркестр в детской музыкальной школе: вопросы организации и руководства (на примере оркестра ДМШ № 3 им. Н.Я. Мясковского). // Вопросы музыкальной педагогики. / Сост. В.И. Руденко. Вып. 7. - М.: Музыка, 1986. - С. 152-160. 
4. Свирская Т. Опыт работы в классе скрипичного ансамбля. ... работы скрипичного ансамбля // Вопросы музыкальной педагогики. - М., 1980.
5. Турчанинова Г. Организация работы скрипичного ансамбля // Вопросы музыкальной педагогики. - М., 1980. 
6. Куус И. Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащихся // Вопросы методики начального музыкального образования. – М., 1981. – С. 91.
7. Фельдгун Г.Г. П.С. Столярский – организатор, педагог и воспитатель скрипачей // Актуальные вопросы струнно-смычковой педагогики: Межвузовский сб. трудов Новосиб. конс. им. М.И. Глинки. – Новосибирск, 1987. – С. 122-129.