Особенности художественного восприятия как основы формирования художественной культуры личности старшеклассников
Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура
XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Особенности художественного восприятия как основы формирования художественной культуры личности старшеклассников
Peculiarities of Artistic Perception as Basis of the Formation of Artistic Culture of the Personality of High School Students (academic art education in the field of fine arts)
Alexandra Clapatiuc
doctorand, Doctoral School in Educational Sciences of State Pedagogical University “I. Creangă”State Pedagogical University “I. Creangă”, The Republic of Moldova, Kishinev
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, относящиеся к особенностям формирования художественной культуры личности старшеклассников. В частности, подробно исследованы такие понятия, как общая культура, художественная образованность, установка и направленность на художественные ценности, художественный опыт и эмоциональная отзывчивость старшеклассника.
Abstract. The article treats the issues connected to the peculiarities of artistic perception as basis of the formation of artistic culture of the personality of high school students. In particular, it studies in details such concepts as general culture, artistic education, orientation and focus on artistic values, artistic experience and emotional responsiveness of a high school students.
Ключевые слова: художественное восприятие; художественная культура личности; общая культура; художественная образованность; установка и направленность; художественные ценности; художественный опыт; эмоциональная отзывчивость.
Keywords: artistic perception; artistic culture of the individual; general culture; artistic education; orientation and focus; artistic values; artistic experience; emotional responsiveness.
Формирование художественной культуры личности старшеклассников академических художественных учебных заведений в области изобразительного искусства является значимым процессом в академическом художественном образовании.
Целью настоящей статьи является рассмотрение основных особенностей художественного восприятия как основы формирования художественной культуры личности старшеклассников. Анализ научной литературы [1, 2, 3, 4, 5] показывает, что такими особенностями исследователи выделяют: общую культуру, художественную образованность, установку и направленность на художественные ценности, художественный опыт и эмоциональную отзывчивость старшеклассника.
Прежде того, как приступить к их подробному рассмотрению, необходимо отметить что, по мнению Волкова Н.Н., художественное восприятие человека «определяется, прежде всего, всей суммой сигналов, действующих непрерывно на различные рецепторы человека (глаза, ухо, и т. п.).», однако «мы воспринимаем всегда больше, чем сумму сигналов, действующих сейчас на рецепторы» [3, с. 291]. Иными словами, становится очевидно, что факторы обусловливающие процесс восприятия изобразительного произведения действуют одновременно в своей сложности, формулируя в совокупности более глубокий и сложный итог результатов восприятия.
Объективность художественного восприятия выражена посредством такого понятия, как адекватное художественное восприятие. По мнению Н.Ф.Бучило: «На практике присущая искусству гармония чувственного и духовного может разрушаться за счет абсолютизации одной из сторон. Граница меры адекватности художественного восприятия пролегает между крайностями абсолютизации духовного содержания и переоценки вещной, чувственно-предметной формы» [1, с. 8].
А). Общая культура
Общая культура старшеклассника, его приобщенность к культурным ценностям и традициям является одной из определяющих особенностей художественного восприятия. Так, по мнению П.М. Якобсона, «наша установка на восприятие предметов искусства опосредствована всей нашей культурой» [5, с. 55]. В этом смысле, Н.Ф. Бучило отмечает, что «объективность содержания художественного восприятия обусловлена тем, что и для художника, и для публики общими являются исторически сложившиеся формы художественного мышления и деятельности, объективные закономерности, обеспечивающие инвариантность образа в сознании художника и публики. Известно, что художественное восприятие осуществляется под мощным влиянием наличной духовной культуры, создающей готовые формы эстетического сознания и деятельности. Тем самым культура выступает как объективный фактор, определяющий направленность художественного сознания. Субъективной здесь может быть лишь степень приобщенности индивида к достижениям культуры, но не строй его языка и мышления» [1, с. 13].
Отмечая важность наличия общей культуры для художественного восприятия, а так же роль воздействия искусства на общую культуру человека, Н.Ф. Бучило подчеркивает что «искусство проектирует поведение человека, к которому оно обращается, его самостоятельность и активность, оно пробуждает эту активность и направляет ее. Вне активности личности, воспринимающей произведение искусства, невозможно его адекватное прочтение, его воздействие именно как искусства» [1, с. 53]. Таким образом, понимание произведения искусства подразумевает понимание его смысла, содержания и идеи. «Понимание искусства обусловлено общей культурой, в процессе овладения которой индивид становится личностью. Содержание культуры — духовный мир, воплощенный, материализованный в предметах труда, поведении и деятельности человека. Поэтому явления культуры имеют двойственную природу: они суть и носители идей, и вещи, предметы. Подобная двойственность обусловливает существование так называемого знаково-коммуникативного аспекта культуры, являющегося носителем смыслов, знаний, ценностей» [1, с. 16]. Примечательно в этом смысле справедливое замечание Н.Н. Волкова, который определяет цель художественного восприятия в усвоении человеком новых художественных ценностей, в эстетическом и шире духовном обогащении [3, с. 281].
Б). Художественная образованность
Еще одной из формообразующих особенностей художественного восприятия и понимания произведений искусства является художественная образованность [1, с. 34], посредством которой реализуются предпосылки адекватного художественного восприятия старшеклассников, являясь основой художественной культуры старшеклассников. Многие исследователи приходят к мнению, что «самым значительным фактором в формировании эстетической активности является уровень образования» [4, с. 143]. Художественно-изобразительная образованность является предпосылкой адекватного художественного восприятия, предполагая познание и понимание закономерностей и принципов художественного восприятия, художественно-изобразительного языка и эстетических моделей.
Таким образом, художественная образованность старшеклассников предполагает понимание особого – художественно-изобразительного языка. Так как «произведение искусства - особый художественный мир, сложная предметно-физическая и духовная система, получает своё бытие через восприятие того специфического языка, на котором оно говорит с нами. Только в акте восприятия искусство реализует свои эстетические, социальные и коммуникативные функции. Художественная структура произведения призвана формировать целостный задуманный художником образ на уровне заложенных в нем мыслей, идей, чувств. Решению этой задачи и подчинен осуществляемый художником в процессе творчества отбор наиболее выразительных образных знаков и изобразительных средств» [2, с. 407]. Таким образом, одной из характерных черт художественно-изобразительного языка является его «символический характер, объясняющий философскую природу художественных обобщений» [1, с. 19].
В). Установка и направленность на художественные ценности
Другой особенностью, определяющей характер художественного восприятия, является установка и направленность сознания старшеклассников на понимание художественной ценности произведений искусства и окружающего мира, которые играют определяющую роль в постижении изобразительного искусства и проникновении во все его «символистические» системы, являясь предпосылкой для последующего формирования художественных оценок, норм и идеалов старшеклассников. Таким образом, первичная установка на художественную ценность произведения, как и знание художественно-изобразительных средств выразительности являются предпосылками глубокого художественного восприятия.
Важнейшую роль в установке и направленности старшеклассников к восприятию художественных ценностей в процессе обучения принадлежит преподавателю по специальности, его умению вовлечь старшеклассников в мир художественных ценностей. Таким образом, одна из задач преподавателя состоит в том, чтобы обеспечить наиболее полное художественное восприятие старшеклассников посредством предварительных установок (бесед, пояснений) и направленности их сознания на художественные ценности, постоянное общение с изобразительным искусством: так анализ художественных произведений, природы, моделей, как и учебных курсовых работ. Исследователи выделяют, как правило, три фазы постижения искусства: «докоммуникативную (мотив, установка); коммуникативную (сам процесс восприятия) и посткоммуникативную (оценка, суждение). Естественно, что эти фазы как бы «перетекают» друг в друга и взаимо-обусловливаются. Установка сказывается на всей динамике процесса восприятия и его содержательной наполненности, а оценка, «зацепляясь» в сознании, вновь формирует зрительскую установку и мотивы общения с искусством» [4, с. 151].
Г). Художественный опыт
Следующей особенностью, определяющей художественное восприятие, является художественный опыт, а также накопленный жизненный опыт старшеклассника. По мнению Н.Н. Волкова, художественное восприятие определяется «всем предшествующим опытом, длительно накопленной и непосредственно предшествующей информацией о внешнем мире. Сумма сигналов восполняется памятью, установившимися связями» [3, с. 291]. Анализируя факторы влияния художественного восприятия, П.М. Якобсон отмечает: «Восприятие произведений искусства может достигать различной степени сложности и полноты. Многое тут зависит от воспринимающего человека — от его подготовленности или неподготовленности к такому восприятию, от характера его эстетического опыта, от круга его интересов и т. д. Но прежде всего, это зависит от самого произведения, от значительности или незначительности его художественного содержания, круга идей и чувств, которые оно выражает» [5, с. 37].
Д). Эмоциональная отзывчивость
Способность старшеклассников эмоционально откликнутся на художественное содержание произведения, на «круг идей и чувств», которое оно выражает, т. е. эмоциональная отзывчивость, так же является одной из особенностей художественного восприятия старшеклассников. Она проявляется в способности старшеклассника эмоционально реагировать на художественные явления, как на художественные произведения, явления природы, так и в практической художественно-изобразительной деятельности в творческих мастерских в процессе обучения. Это свойство состоит из полноты эмоционального ответа старшеклассников в виде эмоций, чувств, художественных переживаний на квинтэссенцию художественного явления, состоящим из внешних элементов (выразительные средства, цветовая интенсивность, тональное многообразие, контрасты и. д.), так и внутренних элементов художественного явления (содержание, идея, мысль и. д.).
«Сила, выраженность эстетического переживания, чувства, вызванного искусством, чрезвычайно велика. Художественное произведение способно произвести переворот в системе ценностей личности, изменить или направить ее жизненные планы, нравственно возвысить и облагородить человека Подлинность эстетического переживания, чувства подтверждается экспериментальными исследованиями психологов и физиологов, наблюдавших в процессе художественного восприятия состояния психики и физиологические процессы, свойственные обычным эмоциональным состояниям. О значимости эмоционального воздействия искусства единодушно высказываются и художники, и критики, и публика. Пожалуй, самое широко распространенное определение эстетического переживания — потрясение, которое испытывает человек, столкнувшийся с подлинным шедевром искусства» [1, с. 43-44].
Также, П.М. Якобсон утверждает, что таким образом искусство превращается «в громадную движущую силу, формирующую (вернее, могущую формировать) человека» [5, с. 61]. Таким образом, эмоциональная отзывчивость является формой эмоционального познания, вне которой процесс художественного восприятия не может осуществиться в полной мере и адекватно. «Только эмоциональное восприятие искусства способно породить богатство истинных ассоциаций. Один раз пережив состояние восторга перед картиной, зритель не забудет его и станет постоянным посетителем музеев и выставок» [3, с. 294]. По мнению исследователей, «только эмоции открывают в искусстве действительный доступ к идее и богатству образа» [3, с. 294]. Эмоциональная отзывчивость старшеклассников помогает так в восприятии конститутивных элементов художественных явлений в целом, как и связать визуальные стимулы и содержание произведения, проникнуть в его суть. Также, это свойство воздействует как катализатор, влияя и стимулируя логико-когнитивное восприятие старшеклассников.
В ходе исследования художественного восприятия как основы формирования художественной культуры старшеклассников в академическом художественном образовании в области изобразительного искусства были рассмотрены основные особенности, обусловливающие художественное восприятие старшеклассников, которыми являются общая культура, художественно-изобразительная образованность (образование), установка и направленность на художественные ценности, художественный опыт и эмоциональная отзывчивость старшеклассников. Рассмотрение данных особенностей художественного восприятия позволяют констатировать их сущностную важность для формирования художественной культуры личности старшеклассников в частности и учебного художественно-изобразительного процесса академического художественного образования в целом.