Статья:

Особенности художественного восприятия как основы формирования художественной культуры личности старшеклассников

Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Клапатюк А.В. Особенности художественного восприятия как основы формирования художественной культуры личности старшеклассников // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 4(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 6-12.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности художественного восприятия как основы формирования художественной культуры личности старшеклассников

Клапатюк Александра Валерьевна
докторант кафедры педагогических наук ГПУК, Государственный Педагогический Университет „И. Крянгэ” Республика Молдова, г. Кишинёв,

 

Peculiarities of Artistic Perception as Basis of the Formation of Artistic Culture of the Personality of High School Students (academic art education in the field of fine arts)

 

Alexandra Clapatiuc

doctorand, Doctoral School in Educational Sciences of State Pedagogical University “I. Creangă”State Pedagogical University “I. Creangă”, The Republic of Moldova, Kishinev

 

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, относящиеся к особенностям формирования художественной культуры личности старшеклассников. В частности, подробно исследованы такие понятия, как общая культура, художественная образованность, установка и направленность на художественные ценности, художественный опыт и эмоциональная отзывчивость старшеклассника.

Abstract. The article treats the issues connected to the peculiarities of artistic perception as basis of the formation of artistic culture of the personality of high school students. In particular, it studies in details such concepts as general culture, artistic education, orientation and focus on artistic values, artistic experience and emotional responsiveness of a high school students.

 

Ключевые слова: художественное восприятие; художественная культура личности; общая культура; художественная образованность; установка и направленность; художественные ценности; художественный опыт; эмоциональная отзывчивость.

Keywords: artistic perception; artistic culture of the individual; general culture; artistic education; orientation and focus; artistic values; artistic experience; emotional responsiveness.

 

Формирование художественной культуры личности старше­классников академических художественных учебных заведений в области изобразительного искусства является значимым процессом в академическом художественном образовании.

Целью настоящей статьи является рассмотрение основных особенностей художественного восприятия как основы формирования художественной культуры личности старшеклассников. Анализ научной литературы [1, 2, 3, 4, 5] показывает, что такими особенностями иссле­дователи выделяют: общую культуру, художественную образованность, установку и направленность на художественные ценности, художест­венный опыт и эмоциональную отзывчивость старшеклассника.

Прежде того, как приступить к их подробному рассмотрению, необходимо отметить что, по мнению Волкова Н.Н., художественное восприятие человека «определяется, прежде всего, всей суммой сигналов, действующих непрерывно на различные рецепторы человека (глаза, ухо, и т. п.).», однако «мы воспринимаем всегда больше, чем сумму сигналов, действующих сейчас на рецепторы» [3, с. 291]. Иными словами, становится очевидно, что факторы обусловливающие процесс восприятия изобразительного произведения действуют одновременно в своей сложности, формулируя в совокупности более глубокий и сложный итог результатов восприятия.

Объективность художественного восприятия выражена посредством такого понятия, как адекватное художественное восприятие. По мнению Н.Ф.Бучило: «На практике присущая искусству гармония чувственного и духовного может разрушаться за счет абсолютизации одной из сторон. Граница меры адекватности художественного восприятия пролегает между крайностями абсолютиза­ции духовного содержания и переоценки вещной, чувствен­но-предметной формы» [1, с. 8].

А). Общая культура

Общая культура старшеклассника, его приобщенность к культурным ценностям и традициям является одной из определяющих особенностей художественного восприятия. Так, по мнению П.М. Якобсона, «наша установка на восприятие предметов искусства опо­средствована всей нашей культурой» [5, с. 55]. В этом смысле, Н.Ф. Бучило отмечает, что «объективность содержания художественного восприятия обусловлена тем, что и для художника, и для публики общими являются исторически сложившиеся формы художественного мышления и деятельности, объективные за­кономерности, обеспечи­вающие инвариантность образа в со­знании художника и публики. Известно, что художественное восприятие осуществляется под мощным влиянием налич­ной духовной культуры, создающей готовые формы эстети­ческого сознания и деятельности. Тем самым культура вы­ступает как объективный фактор, определяющий направлен­ность художественного сознания. Субъективной здесь мо­жет быть лишь степень приобщенности индивида к достиже­ниям культуры, но не строй его языка и мышления» [1, с. 13].

Отмечая важность наличия общей культуры для художественного восприятия, а так же роль воздействия искусства на общую культуру человека, Н.Ф. Бучило подчеркивает что «искусство проектирует поведение человека, к кото­рому оно обращается, его самостоятель­ность и активность, оно пробуждает эту активность и направляет ее. Вне актив­ности личности, воспринимающей произведение искусства, невозможно его адекватное прочтение, его воздействие имен­но как искусства» [1, с. 53]. Таким образом, понимание произведения искусства подразумевает понимание его смысла, содержания и идеи. «Понимание искусства обусловлено общей культурой, в процессе овладения которой индивид становится личностью. Содержание культуры — духовный мир, воплощенный, материализованный в предметах труда, поведении и деятельности человека. Поэтому явления культуры имеют двойственную природу: они суть и носители идей, и вещи, предметы. Подобная двойственность обусловливает су­ществование так называемого знаково-коммуникативного ас­пекта культуры, являющегося носителем смыслов, знаний, ценностей» [1, с. 16]. Примечательно в этом смысле справедливое замечание Н.Н. Волкова, который определяет цель художественного восприятия в усвоении человеком новых художествен­ных ценностей, в эстетическом и шире духовном обогащении [3, с. 281].

Б). Художественная образованность

Еще одной из формообразующих особенностей художественного восприятия и понимания произведений искусства является художественная образованность [1, с. 34], посредством которой реализуются предпосылки адекватного художественного восприятия старшеклассников, являясь основой художественной культуры старшеклассников. Многие исследователи приходят к мнению, что «самым значительным фактором в формировании эстети­ческой активности является уровень образования» [4, с. 143]. Художественно-изобразительная образованность является предпосылкой адекватного художественного восприятия, предполагая познание и понимание законо­мерностей и принципов художественного восприятия, художественно-изобразительного языка и эстетических моделей.

Таким образом, художественная образованность старшеклассников предполагает понимание особого – художественно-изобразительного языка. Так как «произведение искусства - особый художественный мир, сложная предметно-физическая и духовная систе­ма, получает своё бытие через восприятие того специфического языка, на котором оно говорит с нами. Только в акте восприятия искусство реализует свои эстети­ческие, социальные и коммуникативные функции. Художественная структура про­изведения призвана формировать целостный задуманный художником образ на уровне заложенных в нем мыслей, идей, чувств. Решению этой задачи и подчинен осущест­вляемый художником в процессе творчества отбор наиболее выразитель­ных образных знаков и изобразительных средств» [2, с. 407]. Таким образом, одной из характерных черт художественно-изобразительного языка является его «сим­волический характер, объясняющий философскую природу художественных обобщений» [1, с. 19].

В). Установка и направленность на художественные ценности

Другой особенностью, определяющей характер художественного восприятия, является установка и направленность сознания старше­классников на понимание художественной ценности произведений искусства и окружающего мира, которые играют определяющую роль в постижении изобразительного искусства и проникновении во все его «символистические» системы, являясь предпосылкой для последующего формирования художественных оценок, норм и идеалов старшеклас­сников. Таким образом, первичная установка на художественную ценность произведения, как и знание художественно-изобразительных средств выразительности являются предпосылками глубокого художественного восприятия.

Важнейшую роль в установке и направленности старшеклассников к восприятию художественных ценностей в процессе обучения принадлежит преподавателю по специальности, его умению вовлечь старшеклассников в мир художественных ценностей. Таким образом, одна из задач преподавателя состоит в том, чтобы обеспечить наиболее полное художественное восприятие старшеклассников посредством предварительных установок (бесед, пояснений) и направленности их сознания на художественные ценности, постоянное общение с изобра­зительным искусством: так анализ художественных произведений, природы, моделей, как и учебных курсовых работ. Исследователи выделяют, как правило, три фазы по­стижения искусства: «доком­муникативную (мотив, уста­новка); коммуникативную (сам процесс восприятия) и посткоммуникативную (оценка, суждение). Естественно, что эти фазы как бы «перетекают» друг в друга и взаимо-обусловливаются. Установка сказывается на всей динами­ке процесса восприятия и его содержательной наполнен­ности, а оценка, «зацепляясь» в сознании, вновь форми­рует зрительскую установку и мотивы общения с искус­ством» [4, с. 151].

Г). Художественный опыт

Следующей особенностью, определяющей художественное восприятие, является художественный опыт, а также накопленный жизненный опыт старшеклассника. По мнению Н.Н. Волкова, художественное восприятие определяется «всем предшествующим опытом, длительно накопленной и непосредственно предшествую­щей информацией о внешнем мире. Сумма сигналов восполняется памятью, установившимися связями» [3, с. 291]. Анализируя факторы влияния художественного восприятия, П.М. Якобсон отмечает: «Восприятие произведений искус­ства может достигать различной степени сложности и пол­ноты. Многое тут зависит от воспринимающего человека — от его подготовленности или неподготовленности к такому восприятию, от характера его эстетического опыта, от круга его интересов и т. д. Но прежде всего, это зависит от самого произведения, от значительности или незначи­тельности его художественного содержания, круга идей и чувств, которые оно выражает» [5, с. 37].

Д). Эмоциональная отзывчивость

Способность старшеклассников эмоционально откликнутся на художественное содержание произведения, на «круг идей и чувств», которое оно выражает, т. е. эмоциональная отзывчивость, так же является одной из особенностей художественного восприятия старшеклассников. Она проявляется в способности старшеклассника эмоционально реагировать на художественные явления, как на художественные произведения, явления природы, так и в практической художественно-изобразительной деятельности в творческих мастерских в процессе обучения. Это свойство состоит из полноты эмоционального ответа старшеклассников в виде эмоций, чувств, художественных переживаний на квинтэссенцию художественного явления, состоящим из внешних элементов (выразительные средства, цветовая интенсивность, тональное многообразие, контрасты и. д.), так и внутренних элементов художественного явления (содержание, идея, мысль и. д.).

«Сила, выраженность эстетического переживания, чувст­ва, вызванного искусством, чрезвычайно велика. Художест­венное произ­ведение способно произвести переворот в си­стеме ценностей личности, изменить или направить ее жизненные планы, нравственно возвысить и облагородить человека Подлинность эстетического переживания, чувства подтверждается экспериментальными исследованиями психологов и физиологов, наблюдавших в процессе художественно­го восприятия состояния психики и физиологические про­цессы, свойственные обычным эмоциональным состояниям. О значимости эмоционального воздействия искусства едино­душно высказываются и художники, и критики, и публика. Пожалуй, самое широко распро­страненное определение эсте­тического переживания — потрясение, которое испытывает человек, столкнувшийся с подлинным шедевром искусства» [1, с. 43-44].

Также, П.М. Якобсон утверждает, что таким образом искусство превращается «в громадную движу­щую силу, формирующую (вернее, могущую формировать) человека» [5, с. 61]. Таким образом, эмоцио­нальная отзывчивость является формой эмоционального познания, вне которой процесс художественного восприятия не может осуществиться в полной мере и адекватно. «Только эмоциональное восприятие искусства способно поро­дить богатство истинных ассоциаций. Один раз пережив состоя­ние восторга перед картиной, зритель не забудет его и станет постоянным посетителем музеев и выставок» [3, с. 294]. По мнению исследователей, «только эмоции открывают в искусстве действительный доступ к идее и богатству образа» [3, с. 294]. Эмоциональная отзывчивость старшеклассников помогает так в восприятии конститутивных элементов художественных явлений в целом, как и связать визуальные стимулы и содержание произведения, проникнуть в его суть. Также, это свойство воздей­ствует как катализатор, влияя и стимулируя логико-когнитивное восприятие старшеклассников.

В ходе исследования художественного восприятия как основы формирования художественной культуры старшеклассников в академическом художественном образовании в области изобразительного искусства были рассмотрены основные особенности, обусловливающие художественное восприятие старшеклассников, которыми являются общая культура, художественно-изобразительная образованность (образование), установка и направленность на художественные ценности, художественный опыт и эмоциональная отзывчивость старшеклассников. Рассмотрение данных особенностей художественного восприятия позволяют констатировать их сущностную важность для формирования художественной культуры личности старшеклассников в частности и учебного художественно-изобразительного процесса академического художественного образования в целом.

 

Список литературы:
1. Бучило Н.Ф. Художественное восприятие. М.: Знание, 1989. – 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика»; № 7).
2. Павленкович О.Б. Роль и особенности художественного видения в процессе изобразительной деятельности художника. In: New Ideas of New Century, 2015. Vol. 2, p. 407 411.
3. Художественное восприятие / Под. ред. Б.С. Майлаха. – Л.: «Наука», 1971.
4. Человек в мире художественной культуры. – М.: «Наука», 1982.
5. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. – М.: Изд. "Искусство", 1964. – 85 с.