Статья:

Реализация школьной проектной деятельности творческой направленности

Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Кириллова Н.А. Реализация школьной проектной деятельности творческой направленности // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(27). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 23-26.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Реализация школьной проектной деятельности творческой направленности

Кириллова Надежда Александровна
педагог дополнительного образования Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Центрального района СПб "Фонтанка-32", РФ, г. Санкт-Петербург

 

THE IMPLEMENTATION OF PROJECT ACTIVITIES CREATIVE DIRECTION

 

Nadezhda Kirillova

additional education teacher State budgetary institution of additional education House of children's creativity of the Central district of St. Petersburg "Fontanka-32", Russia, Saint-Petersburg

 

Аннотация. В статье дается краткая характеристика проектной деятельности и ее роль в художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения. Приведен ряд творческих проектов, успешно реализуемых на базе дома детского творчества Центрального района Санкт-Петербурга "Фонтанка-32".

Abstract. The article gives a brief description of the project activity and its role in the artistic and aesthetic education of the younger generation. A number of creative projects successfully implemented on the basis of the house of children's creativity of the Central district of St. Petersburg "Fontanka-32"are given.

 

Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание; проект; проектная деятельность; школьный возраст.

Keywords: artistic and aesthetic education; project; project activity; school age.

 

Методическое руководство проектной деятельностью в школьном возрасте предполагает подготовку и включение педагогов в экспериментальную работу, повышения компетентности и мастерства, достижения качественно высоких результатов образовательного процесса.

На сегодняшний день не существует единого определения термина «проектная деятельность». Разные учёные трактуют это понятие по-своему. Целый ряд российских учёных занимались этой проблемой: М.С. Говоров, Т.Ф. Игнатенко, А.В. Леонтович, И.Э. Плотников, И.Д. Чернышенко, Н.В. Матяш. Нами будет рассмотрено несколько существующих точек зрения.

Проектная деятельность была исследована А.В. Леонтовичем и охарактеризована как «совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, которая имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, ориентированная на достижение общего результата». Неотъемлемым условием проектной деятельности, по мнению учёного, является наличие предварительно выработанных представлений о конечном продукте деятельности и собственно реализация проекта, его осмысление, а также анализ всех результатов деятельности [2].

Н.В. Матяш, определяя проектную деятельность как интегративный вид деятельности, включающий в себя игровой, познавательный, ценностно-ориентированный, преобразовательный, учебный, коммуникативный и творческий элементы, особо подчёркивает, что рассматриваемый феномен тесно связан с проблемой творчества и является творческим по своей сути [1].

Метод проектов является совокупностью дидактических приемов и способов достижения социально-значимых целей, посредством детальной разработки проблемы всех участников как субъектов деятельности в определенной последовательности для достижения решения цели и оформления в виде некоего конечного продукта – практического результата.

Работа над реализацией проектов проводится по определённым алгоритмам взрослых и детей, в которых учитываются возрастные особенности детей. Проект – цель, имеющая прагматическую направленность на результат, актуальная для участников новизной в своём решении, которая подразумевает поэтапную практическую деятельность, и получение результативного продукта в течение определённого времени.

При продумывании выбора формы продукта проекта зависит, насколько его выполнение будет увлекательным. Его защита – презентабельной и убедительной, а предложенные рекомендации будут действенными для решения выбранной социально значимой проблемы. Продуктами проектной деятельности могут быть: выставка, коллекция, модели, театрализация, мультимедийный продукт, карта-путеводитель, сказка, справочник [1].

На базе дома детского творчества Центрального района города Санкт-Петербург "Фонтанка-32" проводятся проекты, имеющие целью художественно-эстетическое воспитание учащихся.

Среди основных задач проектов, можно выделить :

  1. Повышение познавательной, творческой активности.
  2. Создание постоянно действующей системы пропаганды творческой деятельности.
  3. Формирование творческих навыков работы.

Сроки проведения проектов варьируются от одного до девяти месяцев. Часто в данной проектной деятельности задействованы средства интернет технологий, как дань современному времени.

Среди реализованных проектов непосредственно студией «Арт-Дизайн», в которой я работаю, можно отметить следующие:

Online-выставка «Осенний калейдоскоп»

На данном этапе организаторы проекта инициирует интерес к теме проекта, демонстрируя творческие работы учащихся.

Цель: формирование интереса учащихся.

Задачи:

  1. Познакомить с творчеством  учащихся коллектива
  2. Стимулировать  к созданию  новых творческих работ
  3. Проанализировать активность учащихся.

Online-викторина «Что ты знаешь об искусстве»

На данном этапе организаторы проекта оценивают уровень знаний участников проекта, активности учащихся.

Цель: выявление уровня базы знаний в сфере искусства.

Задачи:

  1. Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными после демонстрации презентации «Что такое искусство».
  2. Закрепить материал по теме «Что такое искусство».
  3. Развить пространственное мышление, умение классифицировать понятия по видам и жанрам искусства.
  4. Развить познавательный интерес.

Online-конкурс «Творчество под Новый год»

Данное мероприятие включает в себя конкурс творческих работ на Новогоднюю тематику. Победители конкурса определяются по количеству голосов.

Цель:  творческое развитие и совершенствование.

Задачи:

  1. Познакомить с творчеством  учащихся коллектива.
  2. Стимулировать  к созданию  новых творческих работ.
  3. Пропаганда семейных ценностей.
  4. Развивать художественный вкус и творческие способности, активизировать воображение и фантазию;

Мастер-класс «Подарок ко Дню Защитника Отечества»

Интерактивный мастер-класс по изготовлению подарка к празднику 23 февраля в технике – бумажная пластика.

Цель: развитие творческого воображения.

Задачи:

  1. Познакомить с технологией работы - бумажная пластика.
  2. Развить у учащихся способность к самообучению.
  3. Формировать умение следовать инструкциям;
  4. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, приучать к аккуратности.

Online-лекция «Дизайн»

В этом разделе учащимся предоставляется возможность ознакомиться с видео-уроком по теме «Дизайн».

Цель: познакомить учащихся с историей и видами дизайна.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с историей и видами дизайна.
  2. Развить композиционное мышление, художественный вкус.
  3. Развить творческое воображение.
  4. Развить у учащихся способность к самообучению.

Творческая атмосфера, правильно организованный педагогический процесс, вовлеченность воспитанников и их родителей позволяют применять проектную деятельность в творческо-эстетическом воспитании детей школьного возраста в данной организации.

 

Список литературы:
1. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой СПб: Питер, 2016. - 464 с.
2. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. – №4. – С.18-24.
3. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. В.В. Рубцова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. – 127 с.