Статья:

Упаковка в мире дизайна как один из факторов экологии

Конференция: XXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Техническая эстетика и дизайн

Выходные данные
Амбражевич М.М. Упаковка в мире дизайна как один из факторов экологии // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(38). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 14-17.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Упаковка в мире дизайна как один из факторов экологии

Амбражевич Мария Михайловна
студент Гродненский государственный университет имени Янки Купалы – ГрГУ, РБ, г. Гродно

 

PACKAGING IN THE WORLD OF DESIGN AS ONE OF THE ENVIRONMENTAL FACTORS

 

Maria Ambrazhevich

Student of Grodno State University named after Yanka Kupala - GrSU, RB, Grodno

 

Аннотация. Проблемы экологии планеты сегодня затрагивают не только сферу жизни живых существ, но и развитие графической составляющей многих сфер дизайна. Особое внимание уделяется выбору материала и выделению предметов из ряда себе подобных. В данной статье рассмотрены особенности воздействия экологии планеты на развитие сферы дизайна в области упаковки.

Abstract. Ecological problems of the planet today affect not only the sphere of life of living creatures, but also the development of the graphic component of many areas of design. Particular attention is paid to the selection of material and the selection of objects from a number of similar ones. This article discusses the features of the impact of the planet's ecology on the development of the design sphere in the field of packaging.

 

Ключевые слова: упаковка; экология; дизайн; продукт.

Keywords: packaging; ecology; design; product.

 

Повсеместно известно, что для привлечения большего числа потребителей необходимо соблюдать основные требования: высокое качество продукта и его упаковки. Конечно же, первоначально речь идет о товарах, которые мы можем наблюдать на прилавках различных магазинов. Это говорит о том, что производители товаров и дизайнеры, работающие в сфере разработки упаковок, постоянно взаимодействуют и трудятся для повышения качества. Если десяток лет назад покупатель удивлялся появлению ребрендинга на полках магазинов, то на данный момент это стало происходить повсеместно.

Конечно, не все упаковки заслуживают похвалы, однако есть и те, которые идут в ногу со временем. Как ни странно, все мировые тенденции отражаются в упаковке товара, так как на этикетках может присутствовать обширное количество техник и комбинаций, заимствованных с других сфер дизайнерской деятельности.

Итак, упаковки не будут популярными и оригинальными, если дизайнер не следит за новыми веяниями в мире моды, индустрии, графического дизайна. Выделяют наиболее значимые явления, которые воздействуют на потребительскую потребность и перспективное развитие дизайна упаковки. К таким направлениям относят увеличение численности населения, а более конкретно среднего класса, улучшение качества и изменение образа жизни социума, стремление к эргономичночти, недостаток свободного времени, желание полностью обезопасить себя, быстрый рост городов и населения внутри него, обретение стабильности как цель жизни [1].

Во многих странах на формирование торговых площадок большое влияние оказывает демографическая ситуация. Европа и Япония уже давно борются с проблемой старение народонаселения. В данных странах наблюдается большой рост количества людей преклонного возраста. Страны Латинской Америки, напротив, являются примером увеличения молодого поколения покупателей. Численность людей, которые остались одни, во всём мире растёт с каждым днём. Весьма приметна склонность к потреблению не в стенах дома и «по пути». Данные особенности меняют функциональные характеристики упаковки, акцентируя внимание на хранении продукта, его дозировании и способах порционного размещения. Для более удобного переноса и хранения товара теперь дизайн создаётся таким образом, чтобы оставалась возможность повторного закрытия продукта. Все вышеперечисленные факторы дают большой толчок к созданию различного рода вариаций форм, цвета, материала, которые используются для упаковки.

Меняя структуру упаковки, всегда стоит учитывать характеристики материала. Прочность, влагоустойчивость, экологичность заслуживают особого внимания при выборе сырья для её изготовления. Одним из главных материалов, который используется в огромных количествах для изготовления упаковки продуктов, является пластик, занимающий на сегодняшний день лидирующую позицию в производстве. Его соотношение к другим ресурсам равняется около 40 %, превосходя при этом бумажный материал с долей около 30 % и упаковки, сделанные из металла, чаще всего используют сталь и алюминий, которые варьируются от 17 % до 18 %. Структура использования многих материалов за последние годы особых изменений не наблюдала. Однако заметен большой интерес к использованию материалов природного происхождения, с целью сохранения экологии стран, поэтому, сегодня можно наблюдать отказ от пластиковой тары в пользу бумаги и биоразлагаемых материалов.

В современном мире упаковка стала незаменимой частью в жизни человека, которую можно прировнять к потребляемым повседневным товарам и отметить общее соотношение равное 15 % к другим продуктам, которые потребляет человек сегодня. Каждый год заметно растет количество полимерных, картонных и бумажных отходов, которые способствуют заполнению полигонов и свалок, что ведёт к осложнению экологической обстановки на планете. Избавление от отходов путём их сжигания является весьма дорогой практикой, которая также плачевно влияет на увеличение высокотоксичных элементов в природе и атмосфере. Свалки стали эпицентром инфицирования и прогрессирования различных болезнетворных микроорганизмов, а кроме того это благоприятная среда для появления и развития вирусов. Сверх всего прочего, увеличение размеров свалок ведёт к уменьшению и нецелесообразному использованию земельных ресурсов.

Ключевые характеристики сегмента упаковки на сегодняшний день – возникновение прогрессивных полимеров, новых областей для их применения, создание других типажей и удовлетворение возрастающих спросов покупателей. Для разработчиков важными качествами являются многие параметры материалов, такие как отличное формообразование, обработка, высокие барьерные свойства. На прилавках магазинов покупатели привыкли наблюдать упаковки двух основных видов – жёсткая и гибкая. Упаковками жёсткого вида принято считать всевозможного рода контейнеры, флаконы, ёмкости для косметики, медицины, пищевой отрасли, торговли и в быту. Гибкая упаковка – это разнообразные пленки, листы для сельского хозяйства, пищевой отрасли и торговли, которые наиболее удобны и зачастую имеют возможность вторичного закрытия продукта [2].

Исходя из всего вышеперечисленного, можно вывести закономерность взаимодействия дизайна упаковок и их материальной составляющей. Современные экономические тенденции неразрывно связаны с ведением деятельности дизайнеров всего мира. В данный момент, экология Земли трактует исполнителям продукции цветовую гамму в тех оттенках, которые передают естественные мотивы.

Также, обучение в университетах стараются строиться на обращении внимания студентов, как и каким способом будут утилизированы изделия, созданные ими, однако большинство изготовителей на данный момент далеки от понимания того, как сильно нужна не только красивая, но и экологически чистая упаковка. Порой, интересный и необычный проект дизайнера, совмещающий в себе «чистый» материал и красивое графическое решение не поддерживается заказчиком, так как требует большие финансовые затраты. Однако рассматривая развитие дизайна упаковки за последнее десятилетие, можно сказать, что многие компании идут в ногу со временем и делают качественный и экологичный ребренднг.

Каждый товар имеет свою харизму и особенность. Поэтому чтобы донести, что один продукт лучше другого нужно сотворить запоминающийся образ или придумать красивую историю. Ведь проходя в магазине между стеллажей, взаимодействие между покупателем и товаром происходит всего на несколько секунд. Можно долго выводить идеальную формулу продукта, но на ваш товар могут просто-напросто не обратить внимания, а выбрать продукт конкурирующей компании. Хороший брендинг при продаже играет важную роль, поэтому не стоит недооценивать его значение.

 

Список литературы:
1. Возможности для новаторства в области упаковки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.yaneuch.ru/cat_83/vozmozhnosti-dlya-novatorstva-v-oblasti/33385.1233880.page2.html. – Дата доступа: 22.04.2020.
2. Мировые тенденции в области упаковки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://produkt.by/story/mirovye-tendencii-v-oblasti-upakovki. – Дата доступа: 03.05.2020. 
3. Тотальная упаковка. Тайная история и скрытые смыслы завлекательных коробок, банок, бутылок и других ёмкостей / Томас Хайн ; [пер. с англ. И. Форонова]. – М. : Издательство Студии Артемия Лебедева, 2017. – 432 с.: ил.